Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс, Потапова Д.Я.)
Цели:
познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;
развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, выставка произведений М.М. Пришвина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_vo_2_klasse_rebyata_i_utyata.docx | 34.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: М.М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс, Потапова Д.Я.)
Цели:
познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;
развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: умение выразительно читать произведение; умение делить произведение на части и озаглавливать их, составлять картинный план.
Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру.
Метапредметные:
Познавательные: умение анализировать средства выразительности прочитанного произведения, самостоятельно пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе сочинения продолжения прочитанного произведения.
Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: компьютер и проектор, мультимедийная презентация, портрет писателя, выставка произведений М.М. Пришвина.
Ход урока
I.Организация деятельности учащихся на уроке. (Читают подготовленные ученики)
- О ком это стихотворение?
Все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись и без чудовищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд!
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохи дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Плохо, когда мы не очень дружны,
Но все мы друг другу очень нужны.
- В чем заключается главный смысл?
2. Определение темы урока.
- Да, в природе все взаимосвязано. Животных мы называем братьями нашими меньшими.
- Мы продолжаем путешествовать по страницам учебника раздела «О братьях наших меньших».
- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)
– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.
- Итак, к кому мы сегодня отправимся в гости, вы узнаете, разгадав ребус. Выберите буквы красного цвета и запишите фамилию автора в рабочий лист. (Сл.2)
- С нами на уроке будет беседовать человек, влюблённый в свою землю, в Родину, в её луга и леса, в её птиц и зверей.
- Итак, к кому мы сегодня отправляемся в гости?
(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя) (Сл.3 портрет писателя)
- Давайте поставим перед собой задачи , чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя? ( слова- помощники : узнать, познакомиться, определить) (Сл.4)
- Узнать о жизни и творчестве писателя
- Познакомиться с новым произведением
- Определить тему и главную мысль произведения, которое будем изучать на уроке.
3. Выставка книг. (Сл. 5)
- М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей. Вот небольшая выставка его произведений. Их можно взять в нашей школьной библиотеке и в сельской библиотеке и прочитать.
4.Биография писателя.
- Вы узнаете о творчестве писателя, прочитав сведения из его биографии.
- Каждая группа готовит свою информацию.
Работа в группах (На чтение – 2 минута, читают про себя)
Текст для 1 группы:
Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.
- Что узнали о жизни М.М.Пришвина?
Текст для 2 группы
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»
- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?
Текст для 3 группы
Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.
-Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?
– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина.
5. Знакомство с новым произведением.
1. Прочитайте заглавие рассказа. Запишите в рабочий лист. Рассмотрите иллюстрацию.
- Можно ли по ним определить, кто будут герои рассказа? (Ребята и утята)
Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин. (Сл.7)
Поработав над произведением, мы должны ответить на вопросы: (Вопросы вынести на доску)
- Почему М. Пришвин дал такое название рассказу?
- Над чем заставил задуматься каждого из нас этот рассказ?
- Послушаем аудиозапись этого рассказа, а вы следите по учебнику, карандашом отмечаем незнакомые слова и выражения.
- Понравился рассказ? (Да)
- Давайте узнаем значение непонятных вам слов и выражений. ( Сл.8)
6. Словарная работа
Холм – небольшой бугорок
Верста – старая русская мера длины, равная 1.06 км
Кузница – место, где работает кузнец, кует металл
Паровое поле – поле, на котором не стали сажать растения.
Вода спала – стало меньше.
Места, открытые для глаз человека- видно далеко
В обход деревни- обходя стороной, не заходя в деревню.
Зашвыряли – закидали.
Обмен впечатлениями по прочитанному
– Что взволновало автора? (Взволновало поведение ребят).
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? – Кто именно? (Вызывают сочувствие Утка с утятами)
– А кто нет? (ребята)
– Почему? (Они совершили необдуманный поступок. Нельзя обижать тех, кто слабее тебя. Глупая забава детей испугала утку и утят.)
7. Физкультминутка «Танец маленьких утят»
8. Чтение рассказа и анализ
- На сколько частей можем разделить текст?
- у вас в рабочих листах уже составлен план текста. Прочитайте его внимательно и скажите, все ли там в порядке? ( части переставлены местами)
- восстановите последовательность происходящих событий.
1 часть ( чтение по цепочке)
– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера? Докажите строчками из произведения. (весной это озеро далеко разливалось …)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (вода спала и уточка возвращается на озеро, на свободу)
– Сколько надо было идти до озера? ( 3 версты.)
– Сколько это километров? (Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека? (Не много)
– А для маленькой уточки? (Много, так как шаги у неё намного меньше, чем у человека).
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.( На открытых местах мать шла позади утят. …)
– Почему уточка-мать шла позади утят? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду)
– Какие враги были у уток? (Для утят опасны лисица и ястреб, а также люди.)
2часть «Чтение в парах, по ролям»
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (Зашвыряли шапками)
– Зачем ребята это делали? – Просто так, для забавы
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Докажите строчками из произведения. (……, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. )
Учитель. Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
– А какое чувство пережили утята? (испуг, страх, волнение)
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? (звали на помощь маму)
– А какое слово вы кричите, когда боитесь? ( Мама!)
– А ваша мама переживает за вас?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать, уточка).
– А какая она мама? (Уточка отважная, заботливая, ответственная. Она несёт ответственность за каждого).
Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
– Утята пойманы, что собираются делать ребята? Докажите строчками из произведения. (Собирались закидать шапками мать и поймать её, как утят, но тут я подошёл)
- Кто это «Я»? (автор произведения)
- Как автор разговаривал с мальчишками? (Строго, очень сердито.)
- Как отнесся автор к поступку ребят? (Он их осудил.)
- Из чего это видно? Как он разговаривал с ними? (Он разговаривал с ними очень сердито.)
- Какие вопросы автор задавал детям? Подтвердите это словами из текста. (Зачем вам надо было ловить утят? Где теперь мать?)
- Как вели себя ребята? (Они струсили.)
- Что отвечали ребята автору рассказа? (Пустим.)
– Какое приказание дал им автор? Докажите строчками из произведения. (….идите и возвратите ей всех утят!)
3часть «Чтение по абзацам»
– Что можно сказать о ребятах? Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные?
– Как их назвал рассказчик? (глупыши)
– Как шла уточка-мать в начале рассказа? (мать шла позади)
– А почему сейчас она побежала впереди? (хотела быстрее увести детей от врагов)
– Как Пришвин попрощался с утятами? Что он сделал при этом? Докажите строчками из произведения. (Радостно снял шапку и, помахав ею, крикнул:
- Счастливы путь, утята!)
– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? (Знак уважения).
– Перед кем этот знак уважения? (перед уточкой)
– Почему? (Автор очень уважительно относится к утке именно потому, что она мать. Такое обращение применимо человеку. Автор хочет показать, что утка беспокоится, заботится о своих детях. Так делает любая мать. )
– Как мальчишки на это прореагировали? (Они засмеялись)
– Почему?
– Что пожелали люди уточке? (Счастливого пути!)
– Нужно ли было пожелание людей уточке? (Да, нужно)
– Почему? ( там впереди могут быть ещё опасности)
- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный, научный, фантастический или поучительный?
- чему он нас учит? (добрым поступкам)
В ноябре отмечается всемирный «День доброты» Ведь доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Но все ваши, даже самые высокие мысли и чувства будут пустыми, если не воплотятся в добрые дела. Мало мечтать о добре, надо творить его.
- Какие добрые поступки совершаете вы?
9. Работа над иллюстрацией.
– Посмотрите на иллюстрацию.
– Кто изображен на переднем плане? (На переднем плане изображены утка с утятами)
– Что они делают? (Бегут к овсяному полю)
– Кто изображен на заднем плане? (На заднем плане изображены автор и ребята)
– Что они делают? (Они машут утятам, прощаясь с ними)
– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией. (И те же самые шапки, запылённые на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята:
- До свидания, утята!)
10. Определение главной мысли рассказа.
– Отвечаем на вопрос, поставленный в начале урока, почему автор назвал так свой рассказ? (Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая о совместном сосуществовании, что мы живем все вместе, рядом).
– Над чем заставил задуматься М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?
(Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).
– Что же вы можете сказать о М. Пришвине? (Это добрый, строгий, неравнодушный, человек. Его девиз – не делать дурное природе).
- какой девиз вы возьмете для себя? Запишите его в рабочий лист. (прослушивание нескольких ребят) И я вам предлагаю жить под девизом: Будь природе другом!
11. Домашнее задание. Пересказать текст по плану
Система контроля и мониторинга качества знаний
Тест по рассказу «Ребята и утята».
Выбери правильный ответ.
- Объясни значение слова « кочка».
А) участок твердой земли
Б) трухлявый пень
В) бугорок на сыром лугу, болоте
- Объясни значение слова « кузница»
А) мастерская для ручной ковки металла
Б) здание, где мелют зерно
В) сарай, где хранятся инструменты
- Объясни значение слова «верста»
А) мера длины – чуть меньше километра
Б) мера длины – чуть больше километра
В) большое поле
Г) небольшая роща
- Объясни значение выражения «паровое поле»
А) поле, засеянное овсом
Б) поле, оставленное незасеянным
В) поле, окруженное лесом
- Как называлась маленькая дикая уточка из рассказа? ответ.
А) Кряква
Б) Чирок – свистунок
В ) Болотная
- Почему она свила гнездо далеко от озера?
А) там было больше еды
Б) весной озеро далеко разливалось
В) там было безопаснее
- Что сделали ребята, увидев утят?
А) зашвыряли их шапками
Б) кидали в них комьями глины
В) разогнали их
Самопроверка с доской. (если будет время)
- Кто ответил правильно на вопросы теста?
- Кто допустил ошибки?
Если времени будет мало.
- Отложите выполненные тесты на край стола, после урока соберу и оценю ваши работы сама.
- Спасибо за урок.
- Желаю вам смотреть на природу, как смотрит писатель, - глазами доброго человека
2. Речевая разминка: работа над дикцией.
Мы будем выговаривать
Мы будем разговаривать
Правильно и внятно,
Чтобы было всем понятно
А ещё
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать
Прочитайте стихотворение скороговоркой (медленно, с ускорением, сердито, весело, с удивлением)
Стала утка на пруду учить своих утят,
Утята плавать на виду у мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
«Ну что из них получится?»
– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)
2. Речевая разминка: работа над дикцией.
Мы будем выговаривать
Мы будем разговаривать
Правильно и внятно,
Чтобы было всем понятно
А ещё
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать
Прочитайте стихотворение скороговоркой (медленно, с ускорением, сердито, весело, с удивлением)
Стала утка на пруду учить своих утят,
Утята плавать на виду у мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
«Ну что из них получится?»
– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)
2. Речевая разминка: работа над дикцией.
Мы будем выговаривать
Мы будем разговаривать
Правильно и внятно,
Чтобы было всем понятно
А ещё
Думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать
Прочитайте стихотворение скороговоркой (медленно, с ускорением, сердито, весело, с удивлением)
Стала утка на пруду учить своих утят,
Утята плавать на виду у мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
«Ну что из них получится?»
– Какого человека можно назвать неравнодушным? (ответы детей)
Текст для 1 группы: на бумаге жёлтого цвета
Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.
- Что узнали о жизни М. М. Пришвина?
Текст для 2 группы на бумаге зелёного цвета
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»
- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?
Текст для 3 группы на бумаге красного цвета
Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.
-Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?
Текст для 1 группы: на бумаге жёлтого цвета
Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.
- Что узнали о жизни М. М. Пришвина?
Текст для 2 группы на бумаге зелёного цвета
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»
- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?
Текст для 3 группы на бумаге красного цвета
Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.
-Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?
Текст для 1 группы: на бумаге жёлтого цвета
Пришвин родился в имении Орловской губернии, провел здесь свое детство. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.
- Что узнали о жизни М. М. Пришвина?
Текст для 2 группы на бумаге зелёного цвета
Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи»
- Каких животных особенно любил автор, и чему завидовал Пришвин?
Текст для 3 группы на бумаге красного цвета
Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: не за птицей или зверем, а за открытиями.
-Где побывал Пришвин М.? Чем любил заниматься Пришвин?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме "М.Пришвин "Ребята и утята"
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создат...
Открытый урок литературного чтения. Пришвин "Ребята и утята". 2 класс
Открытый урок литературного чтения. Пришвин "Ребята и утята"....
Конспект урока по литературному чтению 2 класс Тема: М. М. Пришвин « Ребята и утята»
М. М. Пришвин "Ребята и утята"...
Урок литературного чтения по теме "М.М.Пришвин Ребята и утята" 2 класс
Данный урок разработан по программе"Школа России" в соответствии с ФГОС НОО....
Урок литературного чтения во 2 классе Тема урока М.М. Пришвин «Ребята и утята»
Урок литературного чтения во 2 классеТема урока М.М. Пришвин «Ребята и утята»...
Технологическая карта урока на тему "М.М. Пришвин. "Ребята и утята"
Данная технологическая карта урока составлена по требованиям АСОУ....
урок литературного чтения 2 класс. Тема: М.Пришвин "Ребята и утята"
Цель урока: ознакомить с творчеством М.М.Пришвина, прочитать и проанализировать рассказ «Ребята и утята»....