ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Зарипова Венера Яухатовна

Тема урока Чуковский К.И. "Путаница".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл putanitsa.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : Писатели - детям. Корней Иванович Чуковский.

Цели: Создать условия для знакомства с учащимися с творчеством К. И. Чуковского

Предметные: Создать условия для знакомства с учащимися с творчеством К. И. Чуковского.

  • познакомить учащихся с небылицей  К.И. Чуковского «Путаница»
  • повторить малые жанры устного народного творчества, литературоведческую терминологию рифма.
  • развивать образное мышление, память, выразительность чтения.

Метапредметные:

  • создать условия  для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения)
  • создать условия для формирования регулятивных универсальных действий, развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности
  • создать условия для формирования познавательных универсальных действий.

Личностные:  уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемый результат:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям, читать выразительно, передавая настроение стихотворения, читать по ролям, объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника (Познавательные УУД).

Уметь определять и формулировать цель урока, прогнозировать содержание произведения  (Регулятивные УУД).

Планируемые результаты:

  • учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения;
  • воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения;
  • читать по ролям;
  • объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря;
  • определять особенности юмористического произведения.

Оборудование: выставка книг, интерактивная доска, мультфильм “Путаница”.

Этапы урока

Деятельность учителя

УУД

1)Мотивация к учебной деятельности:

1.Организация на урок.

2.Проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте, ребята. Сегодня вы мои ученики и зовут меня  Венера Яухатовна.Проведу с вами  урок литературного чтения.

 Самое удивительное явление в мире это человеческая доброта.Подарите своё хорошее настроение, свою улыбку гостям, мне и друг другу. Садитесь.

-Теперь покажите мне, как правильно сидеть. Итак, начнём урок.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

2). Речевая разминка 

Цель: тренировка  подвижности речевого аппарата, развитие выразительного чтения.

Домашняя работа.

Сейчас мы с вами расскажем сказку о веселом язычке. Да не просто расскажем ,ну и покажем. "Сказка о язычке".

-А зачем мы сделали гимнастику для языка?

-Теперь, я посмотрю в каком ряду у меня больше рук! Ой какие молодцы! А зачем нам учиться читать? Чтобы быть умными!

-Правильно , ребята!

Ребята, все смотрим на доску. Внимательно читаем  стихотворение.

- Вспомните, строчки этого произведения и определите его жанр:

«По поднебесью, братцы, медведь летит,

Медведь летит, хвостом вертит».

-Ребятки,к какому жанру мы отнесёс это стихотворение?

-Докажите, что это небылица.

- Прочитайте на экране, что такое небылица.

Небылица – это особый вид шутливых произведений устной словесности; сказка, выдумка.

1) То, чего не бывает в действительности; вымысел.

 2) Вранье, сплетня.

- Сегодня, мы познакомимся с авторской небылицей.

-Как вы думаете, что будет отличать её от народной небылицы.(Дети: Авторская это то что придумал один человек)

Познавательные:

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные:

Умение слушать чтение, воспринимать прочитанное, рассуждать и высказывать свою точку зрения.

4)Определение цели, темы урока:

1.Знакомство с автором К.И.Чуковский

2.Словарная работа

-Ребята, обратите внимание на эту книжную выставку.

- Как вы думаете, кому посвящена эта выставка??(Дети: Ответы детей).Ну какие вы, молодцы!

- Корней Иванович Чуковский родился 19 марта 1882 года. Настоящее имя Корнейчуков Николай Васильевич, а К.И.Чуковский – псевдоним. Писатель родился в Санкт-Петербурге.  Детские годы провёл в Одессе. С юности вёл трудовую жизнь, занимался самообразованием, изучал английский язык. В 1903 году был направлен редакцией газеты «Одесские новости» в Лондон в качестве корреспондента. Живя в Лондоне, изучал английскую литературу. Через год вернулся. Первым опытом была стихотворная сказка «Крокодил»(1916). Затем появились сказки в стихах «Мойдодыр»(1923), «Тараканище»(1923), «Муха – цокотуха»(1924), «Бармалей»(1925), «Айболит»(1929).
В 1936 году «Доктор Айболит» был перевёдён на башкирский язык поэтом Саляхом  Кулибай. Позже были переведены «Муха – цокотуха», «Федорино горе» и другие
..

- Ребятки ,внимательно посмотрите  на доску . Перед вами буквы анлийского и русского алфавита.Если вы уберете буквы английского алфавита, вы прочитаете тему нашего урока.

Ну, кто же первым узнал тему нашего урока?(Ответы)Умничка!

- Прежде чем мы с вами познакомимся с небылицей Чуковского проведём  словарную работу, в тексте встретятся слова, значение которых может быть непонятно.

-Кто нам прочитает значение этих слов?

Ковш - округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего.

Кадка -  бочка с прямыми боками и одним дном.

Ушат – небольшая деревянная кадка с ушами (ручками)

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи,

планирование, прогнозирование.

Познавательные:

общеучебные: понимать смысл слов при чтении, рассуждать, высказывать свою точку зрения.

5) Физминутка

.Как у наших у зверят
Лапки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ,
А устали ножки,
Хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп,
А потом в присядочку,
Пляшут звери рядышком.
А как пустятся бежать –
Никому их не догнать.
 

6 .Первичное знакомство со стихотворением.

Слушание  произведения «Путаница»

2.Работа по содержанию стихотворения

3. Выразительное чтение по цепочке

- А теперь, сядьте ровно, и послушайте внимательно, это чудную небылицу.

Вашему вниманию  мультфильм  « Путаница» К.И.Чуковский.

-Понравилось вам стихотворение?(Дети: Ответы детей)

-Что показалось самым смешным?

-К чему привела их шалость?

-Назови персонажей сказки? (Дети: Лисички, бабочка, ерш, кошки, мышки, утята и т.д.)

-Кто из них самый серьезный? (Дети: Заяц)

-Как его называет автор?

-А почему ребята загорелось целое море?От чего оно загорелось?

- Да,ребята пожар начался от шалости со спичками.Тем самым могли принести вред своему здоровью и здоровью других.Согласитесь ,ребята, ведь здоровье это самое драгоценное, что есть у человека. Не зря этот год объявлен годом здоровья и активного долголетия!(Слайд 7)

- А теперь открывайте свои учебники на странице 6, сейчас мы с вами будем читать по цепочке, каждый читает по четверостишью. Постарайтесь читать, выразительно передавая настроение героев этой небылицы.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

7) .Работа с иллюстрациями к тексту .

1.Работа в группах.

- Посмотрите на экран, я буду показывать картинки, а вы должны найти из текста к ним.

1.А лисички взяли спички. К морю синему пошли. Море синее зажгли.

2. Мыши кошку изловили. В мышеловку посадили.

3. Тут бабочка прилетала.

4. Рыбы по полю гуляют. Жабы по небу летают.

5. Прибегали два курчонка. Поливали из бочонка.

6. Долго, долго крокодил. Море синее тушил.

-А теперь я предлагаю вам поработать в  группах.

Творческое задание. Сочинение своей небылицы.
-Помните ли вы, что такое рифма? Придумайте рифмы к словам.
Надо дать ученикам несколько слов. Например:
плюшка - (подушка, мушка, кружка)
птичка - (синичка, спичка)
улитка - (калитка, нитка)
-Придумайте свою небылицу со словами-рифмами:
1 вариант - лягушка-подушка, 2 вариант - лужок-прыжок.
(
 Рифма – это слова с созвучными окончаниями, позволяющими сделать строчки стихотворных произведений близкими к музыкальным.  )
-А теперь новые рифмы: береза - розы, осина - апельсины.
(Дети пробуют сочинять)
-А теперь посмотрим, какие стихи получились у К.И. Чуковского.
5. Чтение детьми стихотворения «Радость».

Регулятивные:

Делать самопроверку своих решений.

Познавательные:

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Умение работать в группах.

8)Подведение итогов урока

– Над стихотворением какого поэта мы сегодня работали? (Дети: К.И. Чуковский)

- Как называется? (Дети: « Путаница»)

- Какое настроение передает автор этой небылицей?

– Какие еще произведения К.И.Чуковского  мы вспомнили?

Молодцы ребятки!!!Откройте дневники и запишите домашнее задание:

Подготовить выразительное чтение по ролям.

По желанию – выучить понравившийся отрывок наизусть.

Творческое задание: нарисовать иллюстрацию к произведению

-Ребята, послушайте, я озвучу оценки за сегодняшний урок.

- Не забудьте убрать свои рабочие места. И подготовиться к следующему уроку.

Регулятивные:

прогнозирование.

 Познавательные: умение структурировать знания;

оценка процесса и результатов деятельности.

9)Рефлексия

 Оцените свою работу на уроке.

-Ребята нужно закончить предложение.

На сегоднешнем  уроке я узнал(а).......

Я себя похвалила бы.......

Спасибо вам за урок!

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Технологическая карта к уроку литературное чтение во 2  классе по теме «К.И.Чуковский «Путаница»

Тема урока

К.И.Чуковский «Путаница»

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель

Создать условия для знакомства с учащимися с творчеством К.И.Чуковского

Планируемые результаты

Предметные умения

Формируемые УУД

Развивать речь, коммуникативные навыки; закрепить навык чтения; развивать монологическую и диалогическую речь учащихся; способствовать усвоению личностных качеств: доброта, чуткость, внимательность, сопереживание, отзывчивость;

Личностные: 

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание больше узнать.

Метапредметные:

Регулятивные: 

Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; оценивать результаты деятельности ( чужой, своей)

Познавательные:

Проверять информацию, анализировать полученные результаты; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные:

Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Межпредметные связи

Литературное чтение -развитие речи- окружающий мир, английский язык,присутствие регионального компонента.

Ресурсы

-основные

-дополнительные

Учебник  «Литературное чтение». 2 класс часть 2. Сост. Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий,  М.В. Голованова и др. / М.: Просвещение, 2012.

Мультемейдиное оборудование: презентация, мультфильм. индивидуальные карточки

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, , групповая работа.

Самоанализ

урока литературного чтения во 2 г классе

учителя первой квалификационной категории

Зариповой Венеры Яухатовны

с использованием информационно-коммуникационных технологий и интерактивных форм обучения

Тема урока: «К.И. Чуковский.Путаница».

Тип урока: формирование первоначальных предметных навыков и УУД, овладения предметными умениями.

Целевое назначение: Создать условия для знакомства с учащимися с творчеством К.И.Чуковского

Раздел 9 «Писатели – детям»

В результате изучения темы ученик должен знать / понимать:

  • творчество детских писателей (А. Барто, К. Чуковский,

С. Маршак).

Должен уметь:

  • прогнозировать содержание произведения по названию;
  • определять фрагменты, передающие оттенки радости,

удивления;

  • анализировать шутливое искажение действительности, игру

слов в загадках-шутках;

  • находить элементы фантастики.

Должен иметь представление:

  • об отражении писателями детского мироощущения.

Ресурсы:

  • Использование заранее созданной презентации (MS Power Point) для замены классной доски (изображение на экране монитора отображается на большом экране с помощью мультимедийного проектора)
  • Видео с наложенной аудиозаписью
  • Раздаточный материал

Технологии:

  • проблемное обучение;
  • ИКТ
  • критерии здоровьесберегающего урока:
  • Комфортная обстановка на уроке.
  • Познавательная активность на каждом этапе урока,

для каждого ребёнка.

  • Смена видов деятельности.
  • Эмоциональная разрядка на уроке.
  • Наличие физминуток;

Аннотация:

Данный урок ориентирован преимущественно на усвоение новых знаний, понятий.

На уроке реализовались следующие задачи:

Образовательные задачи:

  • формировать у детей навык выразительного чтения.
  • совершенствовать различные виды речевой деятельности.
  • продолжать учить классифицировать предметы, используя обобщающие слова;
  • формировать умение объяснять причинно-следственные связи;
  • формировать умения читать текст бегло, осознанно, правильно и выразительно, с соблюдением основных норм литературного произношения;
  • анализировать текст и его художественные особенности;
  • аргументировать свою точку зрения, учить детей подтверждать свое мнение словами из текста, высказывать свои мысли и умение принимать другую точку зрения.

Развивающие задачи:

  • включить упражнения с многократным повторением, драматизацию шуточного произведения, введение дыхательной гимнастики и упражнений на развитие артикуляционного аппарата;
  • расширить словарный запас учащихся;
  • развивать умение рассуждать о прочитанном;
  • добиваться активности всех функций во время занятия;
  • развитие слухового внимания, зрительного восприятия;
  • развивать умение ориентироваться в пространстве;
  • развитие зрительной памяти, внимания;
  • развитие конструктивного мышления.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей желание выполнять совместные задания, умение слушать товарищей, помогать им;
  • поддерживать интерес, внимание и хорошее настроение;
  • воспитывать умение слушать и слышать задание с первого раза;
  • продолжить воспитание сотрудничества.
  • посредством литературного произведения воспитывать чувство любви, добра и радости общения друг с другом на основе произведений автора; ответственное отношение к труду.
  • воспитывать аккуратность, бережное отношение к вещам.

А также планируемые метапредметные результаты

Личностные

проявлять творческое отношения к процессу обучения.

оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев сказки.

учиться читать бегло, целыми ловами, выразительно, безошибочно.

Познавательные

находить сходство и различие между героями сказки;

перерабатывать и обобщать информацию, полученную из разных источников;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

и информацию, полученную на уроке;

давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку

зрения, грамотно формулировать высказывание;

сотрудничать, договариваться с другими о последовательности

действий и результате, представлять другим ход своей работы

и ее результат, слушать мнения других.

Регулятивные

ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того, что еще неизвестно;

составлять совместно с учителем план действий;

контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.

 Данный урок проведен во 2 А классе по учебнику «Литературное чтение» 2 часть, авторы- Климанова Л.Ф .,Горецкий В.Г., Голованова М.В. Это третий урок в разделе «Писатели детям». Содержание урока соответствует целям и задачам, а также возрастным особенностям младших школьников.

Выбранная форма урока способствовала поддержанию внимания детей в течение всего урока организации активной мыслительной деятельности, создавала положительный эмоциональный фон ( в интеграции с музыкой и живописью), создавала ситуации успеха, а осознание своих успехов способствовало раскрытию психологических возможностей детей. Урок можно считать развивающим. Содержание способствовало развитию личных качеств и психических процессов учащихся: восприятие через аудильные, визуальные, кинестетические каналы; презентация слайдов – внимание эффективное, произвольное, положительные эмоции; при выполнение заданий – дифференциация по уровням способствовала созданию ситуаций успеха, развитию коммуникативных умений, конструктивному поведению, рефлексии. Большое внимание уделено самому чтению текста: прослушивание на фоне музыки( интеграция музыки и поэзии),речевая разминка, повторное чтение про себя для полного осознания, просмотровое и выборочное чтение. Проблемные ситуации способствовали развитию умения рассуждать, высказываться ,осмысливать услышанное.

На момент проведения урока у учащихся сформированы понятия: жанр, сказка, стихотворение, олицетворение, сюжет, персонажи, композиция, язык . Учащиеся владеют приемами работы на персональных компьютерах.

Выполнение учащимися цифровых модулей повышает уровень развития младших школьников, повышает компьютерную грамотность ребят.

Актуализация знаний проводится в форме презентации исследовательской работы в группах.

Использование на уроке демонстрационных средств (слайды, картины, анимации, тестовая программа, цифровые модули) способствовали формированию у детей образных представлений, а на их основе - понятий. Чтобы эффективность работы со слайдами на уроке становилась намного выше, следует дополнять ее самостоятельной работой детей.

Данный урок помог сформировать представление об эпическом стихотворении ; систематизировать и обобщить знания учащихся о жизни и творчестве К.И.Чуковского; формировать представление о жанре

« сказка».

Качество усвоения материала проверяется с помощью вопросов, презентации ,работта над иллюстрацией..

Каждый этап урока сопровождался использованием информационных компьютерных технологий.

 На этапе изучения нового материала использована мультимедийная презентация, что значительно увеличивает контакт учителя с классом,книжная выставка.

На уроке просматриваются и межпредметные связи.

Постановка проблемы также активизировала деятельность учеников на уроке.

Использование информационных технологий целесообразно при проведении данного урока. В соответствии с поставленной целью урока эффективным было использование презентации, обеспечивает высокий уровень наглядности, эффективное использование времени на уроке.

Проведение уроков с использованием ИКТ является системой.

На уроке были соблюдены все санитарно-гигиенические требования к учебным занятиям: В течение урока чередовались различные виды деятельности учащихся. Проводилась физкультминутка в игровой форме. Использование информационных технологий эффективно повлияло на результативность урока: мотивацию учащихся, отразило итоги работы учащихся на уроке.

Соблюдены критерии здоровьесберегающего урока:

  • Комфортная обстановка на уроке.
  • Познавательная активность на каждом этапе урока,

для каждого ребёнка.

  • Смена видов деятельности.
  • Эмоциональная разрядка на уроке.
  • Наличие физминутки.

Учитель первой квалификационной категории Зарипова В.Я.





















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...