ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Тема : Писатели - детям. Корней Иванович Чуковский.
Цели: Создать условия для знакомства с учащимися с творчеством К. И. Чуковского
Предметные: Создать условия для знакомства с учащимися с творчеством К. И. Чуковского.
- познакомить учащихся с небылицей К.И. Чуковского «Путаница»
- повторить малые жанры устного народного творчества, литературоведческую терминологию рифма.
- развивать образное мышление, память, выразительность чтения.
Метапредметные:
- создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения)
- создать условия для формирования регулятивных универсальных действий, развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности
- создать условия для формирования познавательных универсальных действий.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемый результат:
Этапы урока | Деятельность учителя | УУД |
1)Мотивация к учебной деятельности: 1.Организация на урок. 2.Проверка готовности к уроку. | -Здравствуйте, ребята. Сегодня вы мои ученики и зовут меня Венера Яухатовна.Проведу с вами урок литературного чтения. Самое удивительное явление в мире это человеческая доброта.Подарите своё хорошее настроение, свою улыбку гостям, мне и друг другу. Садитесь. -Теперь покажите мне, как правильно сидеть. Итак, начнём урок. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования. |
2). Речевая разминка Цель: тренировка подвижности речевого аппарата, развитие выразительного чтения. Домашняя работа. | Сейчас мы с вами расскажем сказку о веселом язычке. Да не просто расскажем ,ну и покажем. "Сказка о язычке". -А зачем мы сделали гимнастику для языка? -Теперь, я посмотрю в каком ряду у меня больше рук! Ой какие молодцы! А зачем нам учиться читать? Чтобы быть умными! -Правильно , ребята! Ребята, все смотрим на доску. Внимательно читаем стихотворение. - Вспомните, строчки этого произведения и определите его жанр: «По поднебесью, братцы, медведь летит, Медведь летит, хвостом вертит». -Ребятки,к какому жанру мы отнесёс это стихотворение? -Докажите, что это небылица. - Прочитайте на экране, что такое небылица. Небылица – это особый вид шутливых произведений устной словесности; сказка, выдумка. 1) То, чего не бывает в действительности; вымысел. 2) Вранье, сплетня. - Сегодня, мы познакомимся с авторской небылицей. -Как вы думаете, что будет отличать её от народной небылицы.(Дети: Авторская это то что придумал один человек) | Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Регулятивные: Умение слушать чтение, воспринимать прочитанное, рассуждать и высказывать свою точку зрения. |
4)Определение цели, темы урока: 1.Знакомство с автором К.И.Чуковский 2.Словарная работа | -Ребята, обратите внимание на эту книжную выставку. - Как вы думаете, кому посвящена эта выставка??(Дети: Ответы детей).Ну какие вы, молодцы! - Корней Иванович Чуковский родился 19 марта 1882 года. Настоящее имя Корнейчуков Николай Васильевич, а К.И.Чуковский – псевдоним. Писатель родился в Санкт-Петербурге. Детские годы провёл в Одессе. С юности вёл трудовую жизнь, занимался самообразованием, изучал английский язык. В 1903 году был направлен редакцией газеты «Одесские новости» в Лондон в качестве корреспондента. Живя в Лондоне, изучал английскую литературу. Через год вернулся. Первым опытом была стихотворная сказка «Крокодил»(1916). Затем появились сказки в стихах «Мойдодыр»(1923), «Тараканище»(1923), «Муха – цокотуха»(1924), «Бармалей»(1925), «Айболит»(1929). - Ребятки ,внимательно посмотрите на доску . Перед вами буквы анлийского и русского алфавита.Если вы уберете буквы английского алфавита, вы прочитаете тему нашего урока. Ну, кто же первым узнал тему нашего урока?(Ответы)Умничка! - Прежде чем мы с вами познакомимся с небылицей Чуковского проведём словарную работу, в тексте встретятся слова, значение которых может быть непонятно. -Кто нам прочитает значение этих слов? Ковш - округлый сосуд для зачерпывания жидкости, сыпучего. Кадка - бочка с прямыми боками и одним дном. Ушат – небольшая деревянная кадка с ушами (ручками) | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Познавательные: общеучебные: понимать смысл слов при чтении, рассуждать, высказывать свою точку зрения. |
5) Физминутка | .Как у наших у зверят | |
6 .Первичное знакомство со стихотворением. Слушание произведения «Путаница» 2.Работа по содержанию стихотворения 3. Выразительное чтение по цепочке | - А теперь, сядьте ровно, и послушайте внимательно, это чудную небылицу. Вашему вниманию мультфильм « Путаница» К.И.Чуковский. -Понравилось вам стихотворение?(Дети: Ответы детей) -Что показалось самым смешным? -К чему привела их шалость? -Назови персонажей сказки? (Дети: Лисички, бабочка, ерш, кошки, мышки, утята и т.д.) -Кто из них самый серьезный? (Дети: Заяц) -Как его называет автор? -А почему ребята загорелось целое море?От чего оно загорелось? - Да,ребята пожар начался от шалости со спичками.Тем самым могли принести вред своему здоровью и здоровью других.Согласитесь ,ребята, ведь здоровье это самое драгоценное, что есть у человека. Не зря этот год объявлен годом здоровья и активного долголетия!(Слайд 7) - А теперь открывайте свои учебники на странице 6, сейчас мы с вами будем читать по цепочке, каждый читает по четверостишью. Постарайтесь читать, выразительно передавая настроение героев этой небылицы. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; |
7) .Работа с иллюстрациями к тексту . 1.Работа в группах. | - Посмотрите на экран, я буду показывать картинки, а вы должны найти из текста к ним. 1.А лисички взяли спички. К морю синему пошли. Море синее зажгли. 2. Мыши кошку изловили. В мышеловку посадили. 3. Тут бабочка прилетала. 4. Рыбы по полю гуляют. Жабы по небу летают. 5. Прибегали два курчонка. Поливали из бочонка. 6. Долго, долго крокодил. Море синее тушил. -А теперь я предлагаю вам поработать в группах. Творческое задание. Сочинение своей небылицы. | Регулятивные: Делать самопроверку своих решений. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение работать в группах. |
8)Подведение итогов урока | – Над стихотворением какого поэта мы сегодня работали? (Дети: К.И. Чуковский) - Как называется? (Дети: « Путаница») - Какое настроение передает автор этой небылицей? – Какие еще произведения К.И.Чуковского мы вспомнили? Молодцы ребятки!!!Откройте дневники и запишите домашнее задание: Подготовить выразительное чтение по ролям. По желанию – выучить понравившийся отрывок наизусть. Творческое задание: нарисовать иллюстрацию к произведению -Ребята, послушайте, я озвучу оценки за сегодняшний урок. - Не забудьте убрать свои рабочие места. И подготовиться к следующему уроку. | Регулятивные: прогнозирование. Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. |
9)Рефлексия | Оцените свою работу на уроке. -Ребята нужно закончить предложение. На сегоднешнем уроке я узнал(а)....... Я себя похвалила бы....... Спасибо вам за урок! | Коммуникативные: умение выражать свои мысли. |
Технологическая карта к уроку литературное чтение во 2 классе по теме «К.И.Чуковский «Путаница»
Тема урока | К.И.Чуковский «Путаница» | |
Тип урока | Открытие новых знаний | |
Цель | Создать условия для знакомства с учащимися с творчеством К.И.Чуковского | |
Планируемые результаты | Предметные умения | Формируемые УУД |
Развивать речь, коммуникативные навыки; закрепить навык чтения; развивать монологическую и диалогическую речь учащихся; способствовать усвоению личностных качеств: доброта, чуткость, внимательность, сопереживание, отзывчивость; | Личностные: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание больше узнать. Метапредметные: Регулятивные: Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; оценивать результаты деятельности ( чужой, своей) Познавательные: Проверять информацию, анализировать полученные результаты; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные: Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; принимать на себя ответственность за результаты своих действий. | |
Межпредметные связи | Литературное чтение -развитие речи- окружающий мир, английский язык,присутствие регионального компонента. | |
Ресурсы -основные -дополнительные | Учебник «Литературное чтение». 2 класс часть 2. Сост. Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. / М.: Просвещение, 2012. Мультемейдиное оборудование: презентация, мультфильм. индивидуальные карточки | |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, , групповая работа. |
Самоанализ
урока литературного чтения во 2 г классе
учителя первой квалификационной категории
Зариповой Венеры Яухатовны
с использованием информационно-коммуникационных технологий и интерактивных форм обучения
Тема урока: «К.И. Чуковский.Путаница».
Тип урока: формирование первоначальных предметных навыков и УУД, овладения предметными умениями.
Целевое назначение: Создать условия для знакомства с учащимися с творчеством К.И.Чуковского
Раздел 9 «Писатели – детям»
В результате изучения темы ученик должен знать / понимать:
- творчество детских писателей (А. Барто, К. Чуковский,
С. Маршак).
Должен уметь:
- прогнозировать содержание произведения по названию;
- определять фрагменты, передающие оттенки радости,
удивления;
- анализировать шутливое искажение действительности, игру
слов в загадках-шутках;
- находить элементы фантастики.
Должен иметь представление:
- об отражении писателями детского мироощущения.
Ресурсы:
- Использование заранее созданной презентации (MS Power Point) для замены классной доски (изображение на экране монитора отображается на большом экране с помощью мультимедийного проектора)
- Видео с наложенной аудиозаписью
- Раздаточный материал
Технологии:
- проблемное обучение;
- ИКТ
- критерии здоровьесберегающего урока:
- Комфортная обстановка на уроке.
- Познавательная активность на каждом этапе урока,
для каждого ребёнка.
- Смена видов деятельности.
- Эмоциональная разрядка на уроке.
- Наличие физминуток;
Аннотация:
Данный урок ориентирован преимущественно на усвоение новых знаний, понятий.
На уроке реализовались следующие задачи:
Образовательные задачи:
- формировать у детей навык выразительного чтения.
- совершенствовать различные виды речевой деятельности.
- продолжать учить классифицировать предметы, используя обобщающие слова;
- формировать умение объяснять причинно-следственные связи;
- формировать умения читать текст бегло, осознанно, правильно и выразительно, с соблюдением основных норм литературного произношения;
- анализировать текст и его художественные особенности;
- аргументировать свою точку зрения, учить детей подтверждать свое мнение словами из текста, высказывать свои мысли и умение принимать другую точку зрения.
Развивающие задачи:
- включить упражнения с многократным повторением, драматизацию шуточного произведения, введение дыхательной гимнастики и упражнений на развитие артикуляционного аппарата;
- расширить словарный запас учащихся;
- развивать умение рассуждать о прочитанном;
- добиваться активности всех функций во время занятия;
- развитие слухового внимания, зрительного восприятия;
- развивать умение ориентироваться в пространстве;
- развитие зрительной памяти, внимания;
- развитие конструктивного мышления.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей желание выполнять совместные задания, умение слушать товарищей, помогать им;
- поддерживать интерес, внимание и хорошее настроение;
- воспитывать умение слушать и слышать задание с первого раза;
- продолжить воспитание сотрудничества.
- посредством литературного произведения воспитывать чувство любви, добра и радости общения друг с другом на основе произведений автора; ответственное отношение к труду.
- воспитывать аккуратность, бережное отношение к вещам.
А также планируемые метапредметные результаты
Личностные
проявлять творческое отношения к процессу обучения.
оценивать себя и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев сказки.
учиться читать бегло, целыми ловами, выразительно, безошибочно.
Познавательные
находить сходство и различие между героями сказки;
перерабатывать и обобщать информацию, полученную из разных источников;
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
и информацию, полученную на уроке;
давать оценку своим действиям, оценивать результат.
Коммуникативные
оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку
зрения, грамотно формулировать высказывание;
сотрудничать, договариваться с другими о последовательности
действий и результате, представлять другим ход своей работы
и ее результат, слушать мнения других.
Регулятивные
ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того, что еще неизвестно;
составлять совместно с учителем план действий;
контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.
Данный урок проведен во 2 А классе по учебнику «Литературное чтение» 2 часть, авторы- Климанова Л.Ф .,Горецкий В.Г., Голованова М.В. Это третий урок в разделе «Писатели детям». Содержание урока соответствует целям и задачам, а также возрастным особенностям младших школьников.
Выбранная форма урока способствовала поддержанию внимания детей в течение всего урока организации активной мыслительной деятельности, создавала положительный эмоциональный фон ( в интеграции с музыкой и живописью), создавала ситуации успеха, а осознание своих успехов способствовало раскрытию психологических возможностей детей. Урок можно считать развивающим. Содержание способствовало развитию личных качеств и психических процессов учащихся: восприятие через аудильные, визуальные, кинестетические каналы; презентация слайдов – внимание эффективное, произвольное, положительные эмоции; при выполнение заданий – дифференциация по уровням способствовала созданию ситуаций успеха, развитию коммуникативных умений, конструктивному поведению, рефлексии. Большое внимание уделено самому чтению текста: прослушивание на фоне музыки( интеграция музыки и поэзии),речевая разминка, повторное чтение про себя для полного осознания, просмотровое и выборочное чтение. Проблемные ситуации способствовали развитию умения рассуждать, высказываться ,осмысливать услышанное.
На момент проведения урока у учащихся сформированы понятия: жанр, сказка, стихотворение, олицетворение, сюжет, персонажи, композиция, язык . Учащиеся владеют приемами работы на персональных компьютерах.
Выполнение учащимися цифровых модулей повышает уровень развития младших школьников, повышает компьютерную грамотность ребят.
Актуализация знаний проводится в форме презентации исследовательской работы в группах.
Использование на уроке демонстрационных средств (слайды, картины, анимации, тестовая программа, цифровые модули) способствовали формированию у детей образных представлений, а на их основе - понятий. Чтобы эффективность работы со слайдами на уроке становилась намного выше, следует дополнять ее самостоятельной работой детей.
Данный урок помог сформировать представление об эпическом стихотворении ; систематизировать и обобщить знания учащихся о жизни и творчестве К.И.Чуковского; формировать представление о жанре
« сказка».
Качество усвоения материала проверяется с помощью вопросов, презентации ,работта над иллюстрацией..
Каждый этап урока сопровождался использованием информационных компьютерных технологий.
На этапе изучения нового материала использована мультимедийная презентация, что значительно увеличивает контакт учителя с классом,книжная выставка.
На уроке просматриваются и межпредметные связи.
Постановка проблемы также активизировала деятельность учеников на уроке.
Использование информационных технологий целесообразно при проведении данного урока. В соответствии с поставленной целью урока эффективным было использование презентации, обеспечивает высокий уровень наглядности, эффективное использование времени на уроке.
Проведение уроков с использованием ИКТ является системой.
На уроке были соблюдены все санитарно-гигиенические требования к учебным занятиям: В течение урока чередовались различные виды деятельности учащихся. Проводилась физкультминутка в игровой форме. Использование информационных технологий эффективно повлияло на результативность урока: мотивацию учащихся, отразило итоги работы учащихся на уроке.
Соблюдены критерии здоровьесберегающего урока:
- Комфортная обстановка на уроке.
- Познавательная активность на каждом этапе урока,
для каждого ребёнка.
- Смена видов деятельности.
- Эмоциональная разрядка на уроке.
- Наличие физминутки.
Учитель первой квалификационной категории Зарипова В.Я.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....