Технологическая карта урока Н.Булгаков «Анна, не грусти»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

знакомство с творчеством Н. Булгакова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект 94 КБ
Office presentation icon Презентация2.43 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Самойлова Елена Николаевна

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Предмет: Литературное чтение

Тема: Н.Булгаков «Анна, не грусти»

Тип урока: открытие нового знания

Место и роль урока в изучаемой теме: изучается в разделе «Я и мои друзья», третий урок в разделе.

Цели: знакомство с творчеством Н. Булгакова, продолжение работы по формированию умений: работать с текстом произведения, понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения, выражать свою точку зрения о произведении, о героях и их поступках

Планируемые результаты:

  • Личностные: воспитывать любовь и интерес к языку,  аккуратность доброжелательность, взаимопомощь; раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в сочувствии и сопереживании; познакомиться учащихся с общечеловеческими ценностями.
  • Предметные: познакомиться с рассказом Н. Булгаков  «Анна, не грусти!»; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; формировать внимание к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков; делить текст на части; составлять план и пересказывать по нему; работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения

Оборудование:

-учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., 2 часть,  электронная презентация к уроку, толковый словарь Ожегова, карточки с пословицами  для работы в группах.

Ход урока

Этапы

Методы  и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Словесный: слово учителя

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки, возьмитесь за руки со своим соседом и произнесите дружно хором “Здравствуйте!”

Мы не случайно так необычно начали наш урок. На прошлом уроке мы познакомились с первыми рассказами из раздела “Я и мои друзья”. Сегодня продолжим знакомство с рассказами о дружбе и о друзьях.

Приветствие. Положительный эмоциональный настрой

Л: формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Р: нацеливание на успешную деятельность.

Проверка домашнего задания

Прочитайте в парах

Выразительное чтение стихотворения: В. Лунин «Я и Вовка» на оценку (несколько учащихся)

Фронтальный опрос учеников с домашним заданием (выразительное чтение стихотворения)

Мотивационный этап

Ребята , а у вас есть друзья?  А как вы думаете, кого можно назвать другом?

 Продолжите фразу  « Друг- это…..

- готов помочь в беде;

- умеет хранить тайну;

- добрый, чуткий,

 -милосердный человек;

- тот, кто посочувствует;

- верный и преданный;

- честный.

 Посмотрите какой цветок дружбы у нас получился.

На экране картинки. Какие слова вы подберете к ним. (доброта, милосердие, взаимопомощь, сопереживание, сочувствие, товарищество)

Скажите, все ли слова вам знакомы. Сейчас вам предстоит работа в группах по 5-6 человек. На партах лежит толковый словарь С. И. Ожегова и карточка со словом. Вам необходимо найти в словаре значение этого слова, объяснить его значение и привести пример.

Назовите правила работы со словарём:

  1. Прочитай слово. Посмотри, с какой буквы начинается слово.
  2. В оглавлении (содержании) найди нужную страницу с нужной буквой (буквы расположены в алфавитном порядке)
  3. Открой нужную страницу. Находи нужное слово.

Приступайте. У кого возникнут трудности при работе со словарём, поднимите руку, я подойду.

Найдет значение этих слов в словаре.

  1. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
  2. Милосердие  готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
  3. Взаимопомощь - взаимная помощь, оказание помощи двумя или несколькими лицами друг другу.
  4. Сопереживание - это способность чувствовать эмоции других людей.
  5. Сочувствие - отзывчивое отношение к чужому чувству.
  6. Товарищество - близость, основанная на товарищеских отношениях, чувство товарища.

(один представитель от группы даёт толкование слова)

- Возникли ли у вас трудности при работе со словарём/в группе? Какие? Почему*

Какие главные слова в объяснении слов? Готовность помочь, оказать помощь.

Как вы думаете , нужно ли милосердие в нашей жизни.

Да, нужно

Конечно, вы правы милосердие- величайшая ценность нашей жизни.

Важно не только “вырастить” в себе эти качества, но и сохранить в течение всей жизни.

Мозговой штурм.

Закончить фразу по смыслу.

Практическая работа в группах с толковым словарём С.И. Ожегова. Определение лексического значения слов.

Составление правила работы с толковым словарём

Толкование слов

Анализ своей работы

П: выявлять существенное:

осознавать познавательную задачу;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Постановка темы и цели урока

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

Тема урока: Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

Какие цели мы перед собой поставим?

  • Познакомиться с…(рассказом Н. Булгаков «Анна, не грусти!»)
  • Учиться…(делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему)

-Мы продолжим разговор о дружбе. Мы уже говорили об обиде, о том, как не должны поступать настоящие друзья. Сегодня поговорим о взаимовыручке, соучастии, сопереживании.

Определение темы урока и постановка целей

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Основной этап

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: чтение рассказа в уч на стр 79

- Поможет раскрыть эту тему и ответить на вопрос - о каком человеке мы говорим милосердный - рассказ из учебника. 

Прочитайте название текста, - Кто автор? Слышали ли вы эту фамилию когда-нибудь?

 Писатель Николай Булгаков в жизни священник. Он написал книгу про двух сестѐр, которую назвал “Аня и Катя”. Они учатся жить между собой в любви и мире.

Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте ключевые фразы из текста и выскажите предположения, как будут развиваться события.

 Стратегия ключевых фраз:

 - Упала… - … увезли в больницу; - совсем одна; - встрепенулась, улыбнулась и стала совсем другая; - Спасибо! - Такая печальная; - Анна, не грусти! - Было хорошо и радостно.

Дети высказывают свои предположения.

 - Можете предположить, кто герои этого произведения?

 - Кто из них Анна?

-Почему девочка, которая пришла  навестить подружку грустит?

- Какие чувства она испытывает? (Сострадание)

 - Какое другое слово здесь уместно? (Милосердие)

  - Чему учит нас Булгаков своим рассказом?

В жизни очень важно уметь сопереживать, т.е. уметь мысленно представить себя на месте другого человека, помочь пережить вместе с ним горе, беду.

- Как мы можем узнать, правильно ли мы предполагали? (Должны прочитать текст)

- Прежде чем прочитать рассказ, сначала научимся читать трудные слова, которые встретятся в этом произведении

(по принципу: произнесение труднопроизносимого слова учителем – лексическое значение - хоровое чтение слова классом – индивидуальное чтение (2-3уч-ка)). 

Специальная,  прокорябал, незнакомых, кудрявыми, встрепенулась, счастливая, улыбнулась, не закрашенную, заплаканное, троллейбус, оказывается.

Чтение учителя и читающих детей.

Первичное восприятие:  Понравился вам рассказ? Чем? Какие чувства , эмоции вызвал у вас этот рассказ?

 - Подтвердились ли ваши предположения? О чѐм мы смогли догадаться до чтения, что предположили неверно?

- Почему автор назвал текст «Анна, не грусти!»?

Фронтальная проверка.

Знакомство с названием рассказа

Выдвижение предположений о содержании рассказа.

Чтение рассказа учителем

Первичное восприятие (осмысление) рассказа

Чтение рассказа по цепочке.

Чтение труднопроизносимых слов и их толкование

П: Формирование умения выстраивать текст по заданной теме в единую систему. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

К: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. умения взаимодействовать в парах.

Р: Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: работа над содержанием текста

Чтение по цепочке

Беседа после чтения.

- Как зовут девочку, попавшую в беду?

- Что произошло на горке?

- Что узнали про Катю, когда пришел доктор?

- Как описана в рассказе больница? Прочитайте.

- Какой Аня увидела палату? Подтвердите словами из текста.

- Что делала Катя?

- Почему Аня заплакала?

- А как отреагировала на приход подруги Катя?

- Как девочки разговаривали через стекло?

- Кто из девочек был печальным Аня или Катя? Почему?

- А чему радовалась Катя, лежа в больнице?

Посмотрите на доску. Вы видите начало пословиц. У вас на столах окончание пословиц. Посовещайтесь в группах и соберите пословицу.( Один представитель от группы)

Какая пословица помогает понять главную мысль рассказа

Вторичное восприятие рассказа. Анализ прочитанного по вопросам учителя

П: Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации.  

К: Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в парах.

Л: Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям

Физминутка

Наглядный: ТСО

Практический: выполнение физических упражнений

- А сейчас давайте немного отдохнем.

 Танцевальная физминутка

Молодцы, присаживайтесь.

Выполнение упражнений

Словесный: слово учителя

Практический: составление плана текста

У вас на партах листочки. Вам необходимо расставить по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст.

Проверяем

Почему Катя не кричала, а тихо разговаривала, когда упала?

- Зачем замазали стекло в палате?

- Что было бы, если бы Аня не пришла к Кате?

- Какие части главные?

- Что при пересказе нужно рассказать подробно, чтобы донести до слушателей главную мысль?  (где говорится о чувствах девочек, о сопереживании)

План рассказа выдается каждому ученику!

Определение учебной задачи на данный этап урока.

Разделение текста на смысловые части;

Заголовок каждой части текста.

Определение главной и второстепенной информации в тексте.

 

Р: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. 

К: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Р: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Принимать, дополнять,  уточнять высказанные мнения

Итог урока

Словесный: слово учителя.

Чему автор хотел научить своего читателя?

 - Возьмите полоски. Если вы считаете, что главная мысль выделена синим цветом, то покажите синюю полоску, если красным- красную, если зелѐнымзелѐную.

  Не ссориться с друзьями;

  Навещать больного в больнице;

 Уметь сопереживать, оказать помощь в горе, в беде

подводят итог урока совместно с учителем;

Л: учувствовать в подведении итогов урока

Рефлексия

Словесный: слово учителя; оценка эмоционального состояния

- Ребята, а какими вы были сегодня читателями?

- Оцените свою работу сигнальными карточками.

- Критерии самооценки:

           

            - очень хорошо;                       - хорошо;        

                   

             - старался, но не всё получилось

В жизни капельки добра, сливаясь превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки в море добра. Хорошо, когда доброта живёт в сердце каждого человека и никто не остаётся равнодушным к чужой беде.

Потрите ладошки, поделитесь теплом друг с другом. Дайте друг другу свои тёплые ладошки подарите тепло своих рук своим друзьям. А я хочу оставить вам на память небольшие открытки. ПУСТЬ МИЛОСЕРДИЕ И ДОБРО ПОСЕЛИТСЯ В ВАШИХ СЕРДЦАХ .

. Спасибо вам за урок.

проводят самооценку своей деятельности

П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности

Домашнее задание

Пересказ рассказа «Анна, не грусти!» с.79. Подготовьтесь к пересказу по плану, который мы составили.

Запись д/з


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения 2 класс

Слайд 2

скромный

Слайд 3

Милосердие – это …

Слайд 5

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Слайд 6

Мы познакомимся… Мы научимся… Мы будем…

Слайд 7

Н.Булгаков «Анна , не грусти!»

Слайд 8

Николай Булгаков

Слайд 9

Упала… - … увезли в больницу; - совсем одна; - встрепенулась, улыбнулась и стала совсем другая; - Спасибо! - Такая печальная; - Анна, не грусти! - Было хорошо и радостно.

Слайд 10

специальная прокорябал незнакомых кудрявыми встрепенулась счастливая не закрашенную заплаканное троллейбус оказывается

Слайд 11

1. Случай на горке. 2. Описание больницы . 3. Аня рассматривает больничную палату . 4. Аня заплакала. 5.Разговор через стекло. 6. Катя улыбается.

Слайд 12

- Не ссориться с друзьями. -Не забывать навещать больного. -Уметь сопереживать, оказать помощь в горе, беде. Чему автор хотел научить своего читателя?

Слайд 13

Сегодня я понял…… Мне захотелось… Мне было трудно…

Слайд 14

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ЛЧ "Н. Булгаков «Анна, не грусти!»" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: «Н. Булгаков  «Анна, не грусти!»»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составл...

Технологическая карта урока. «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

Тема урока: «Н. Булгаков  «Анна, не грусти!»»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; помочь ...

Урок. Н. Булгаков "Анна, не грусти!"

Конспект урока по литературному чтени. 2 класс. Н. Булгаков. "Анна, не грусти!". УМК "Школа России"...

Конспект урока «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»» 2 класс

Конспект урока «Н. Булгаков  «Анна, не грусти!»»...

4 класс. Технологическая карта урока по теме: "Анна Ахматова “Памяти другу”

Цели деятельности учителя: создание условий для воспитания сознательной любви к родине, уважению к историческому прошлому своего народаПланируемые результатыПредметные:-...

Технологическая карта урока по литературному чтению Н. Булгаков «Анна, не грусти…» 2 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Н. Булгакова "Анна, не грусти!», понимания текста и специфики его литературной формы.Задача ...

Технологическая карта урока литературного чтения "Анна Ахматова «Памяти другу" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;2)  освоить навыки выразительного чтения.Предметные:знать би...