Технологическая карта урока Н.Булгаков «Анна, не грусти»
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО учителя: Самойлова Елена Николаевна
Класс: 2
УМК: «Школа России»
Предмет: Литературное чтение
Тема: Н.Булгаков «Анна, не грусти»
Тип урока: открытие нового знания
Место и роль урока в изучаемой теме: изучается в разделе «Я и мои друзья», третий урок в разделе.
Цели: знакомство с творчеством Н. Булгакова, продолжение работы по формированию умений: работать с текстом произведения, понимать главную мысль (идею) и содержание (мысли и чувства автора) произведения, выражать свою точку зрения о произведении, о героях и их поступках
Планируемые результаты:
- Личностные: воспитывать любовь и интерес к языку, аккуратность доброжелательность, взаимопомощь; раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в сочувствии и сопереживании; познакомиться учащихся с общечеловеческими ценностями.
- Предметные: познакомиться с рассказом Н. Булгаков «Анна, не грусти!»; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; формировать внимание к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков; делить текст на части; составлять план и пересказывать по нему; работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения
Оборудование:
-учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., 2 часть, электронная презентация к уроку, толковый словарь Ожегова, карточки с пословицами для работы в группах.
Ход урока
Этапы Методы и приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Орг. момент Словесный: слово учителя | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку – Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки, возьмитесь за руки со своим соседом и произнесите дружно хором “Здравствуйте!” Мы не случайно так необычно начали наш урок. На прошлом уроке мы познакомились с первыми рассказами из раздела “Я и мои друзья”. Сегодня продолжим знакомство с рассказами о дружбе и о друзьях. | Приветствие. Положительный эмоциональный настрой | Л: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви: Р: нацеливание на успешную деятельность. |
Проверка домашнего задания | Прочитайте в парах Выразительное чтение стихотворения: В. Лунин «Я и Вовка» на оценку (несколько учащихся) | Фронтальный опрос учеников с домашним заданием (выразительное чтение стихотворения) | |
Мотивационный этап | Ребята , а у вас есть друзья? А как вы думаете, кого можно назвать другом? Продолжите фразу « Друг- это….. - готов помочь в беде; - умеет хранить тайну; - добрый, чуткий, -милосердный человек; - тот, кто посочувствует; - верный и преданный; - честный. Посмотрите какой цветок дружбы у нас получился. На экране картинки. Какие слова вы подберете к ним. (доброта, милосердие, взаимопомощь, сопереживание, сочувствие, товарищество) Скажите, все ли слова вам знакомы. Сейчас вам предстоит работа в группах по 5-6 человек. На партах лежит толковый словарь С. И. Ожегова и карточка со словом. Вам необходимо найти в словаре значение этого слова, объяснить его значение и привести пример. Назовите правила работы со словарём:
Приступайте. У кого возникнут трудности при работе со словарём, поднимите руку, я подойду. Найдет значение этих слов в словаре.
(один представитель от группы даёт толкование слова) - Возникли ли у вас трудности при работе со словарём/в группе? Какие? Почему* Какие главные слова в объяснении слов? Готовность помочь, оказать помощь. Как вы думаете , нужно ли милосердие в нашей жизни. Да, нужно Конечно, вы правы милосердие- величайшая ценность нашей жизни. Важно не только “вырастить” в себе эти качества, но и сохранить в течение всей жизни. | Мозговой штурм. Закончить фразу по смыслу. Практическая работа в группах с толковым словарём С.И. Ожегова. Определение лексического значения слов. Составление правила работы с толковым словарём Толкование слов Анализ своей работы | П: выявлять существенное: осознавать познавательную задачу; устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы |
Постановка темы и цели урока Словесный: учебный диалог Наглядный: учебная презентация | - Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? Тема урока: Н. Булгаков «Анна, не грусти!» Какие цели мы перед собой поставим?
-Мы продолжим разговор о дружбе. Мы уже говорили об обиде, о том, как не должны поступать настоящие друзья. Сегодня поговорим о взаимовыручке, соучастии, сопереживании. | Определение темы урока и постановка целей | Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. |
Основной этап Словесный: учебный диалог Наглядный: учебная презентация Практический: чтение рассказа в уч на стр 79 | - Поможет раскрыть эту тему и ответить на вопрос - о каком человеке мы говорим милосердный - рассказ из учебника. Прочитайте название текста, - Кто автор? Слышали ли вы эту фамилию когда-нибудь? Писатель Николай Булгаков в жизни священник. Он написал книгу про двух сестѐр, которую назвал “Аня и Катя”. Они учатся жить между собой в любви и мире. Рассмотрите иллюстрацию, прочитайте ключевые фразы из текста и выскажите предположения, как будут развиваться события. Стратегия ключевых фраз: - Упала… - … увезли в больницу; - совсем одна; - встрепенулась, улыбнулась и стала совсем другая; - Спасибо! - Такая печальная; - Анна, не грусти! - Было хорошо и радостно. Дети высказывают свои предположения. - Можете предположить, кто герои этого произведения? - Кто из них Анна? -Почему девочка, которая пришла навестить подружку грустит? - Какие чувства она испытывает? (Сострадание) - Какое другое слово здесь уместно? (Милосердие) - Чему учит нас Булгаков своим рассказом? В жизни очень важно уметь сопереживать, т.е. уметь мысленно представить себя на месте другого человека, помочь пережить вместе с ним горе, беду. - Как мы можем узнать, правильно ли мы предполагали? (Должны прочитать текст) - Прежде чем прочитать рассказ, сначала научимся читать трудные слова, которые встретятся в этом произведении (по принципу: произнесение труднопроизносимого слова учителем – лексическое значение - хоровое чтение слова классом – индивидуальное чтение (2-3уч-ка)). Специальная, прокорябал, незнакомых, кудрявыми, встрепенулась, счастливая, улыбнулась, не закрашенную, заплаканное, троллейбус, оказывается. Чтение учителя и читающих детей. Первичное восприятие: Понравился вам рассказ? Чем? Какие чувства , эмоции вызвал у вас этот рассказ? - Подтвердились ли ваши предположения? О чѐм мы смогли догадаться до чтения, что предположили неверно? - Почему автор назвал текст «Анна, не грусти!»? | Фронтальная проверка. Знакомство с названием рассказа Выдвижение предположений о содержании рассказа. Чтение рассказа учителем Первичное восприятие (осмысление) рассказа Чтение рассказа по цепочке. Чтение труднопроизносимых слов и их толкование | П: Формирование умения выстраивать текст по заданной теме в единую систему. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её. К: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. умения взаимодействовать в парах. Р: Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Словесный: слово учителя; учебный диалог Наглядный: учебная презентация Практический: работа над содержанием текста | Чтение по цепочке Беседа после чтения. - Как зовут девочку, попавшую в беду? - Что произошло на горке? - Что узнали про Катю, когда пришел доктор? - Как описана в рассказе больница? Прочитайте. - Какой Аня увидела палату? Подтвердите словами из текста. - Что делала Катя? - Почему Аня заплакала? - А как отреагировала на приход подруги Катя? - Как девочки разговаривали через стекло? - Кто из девочек был печальным Аня или Катя? Почему? - А чему радовалась Катя, лежа в больнице? Посмотрите на доску. Вы видите начало пословиц. У вас на столах окончание пословиц. Посовещайтесь в группах и соберите пословицу.( Один представитель от группы) Какая пословица помогает понять главную мысль рассказа | Вторичное восприятие рассказа. Анализ прочитанного по вопросам учителя | П: Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации. К: Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в парах. Л: Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям |
Физминутка Наглядный: ТСО Практический: выполнение физических упражнений | - А сейчас давайте немного отдохнем. Танцевальная физминутка Молодцы, присаживайтесь. | Выполнение упражнений | |
Словесный: слово учителя Практический: составление плана текста | У вас на партах листочки. Вам необходимо расставить по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст. Проверяем Почему Катя не кричала, а тихо разговаривала, когда упала? - Зачем замазали стекло в палате? - Что было бы, если бы Аня не пришла к Кате? - Какие части главные? - Что при пересказе нужно рассказать подробно, чтобы донести до слушателей главную мысль? (где говорится о чувствах девочек, о сопереживании) План рассказа выдается каждому ученику! | Определение учебной задачи на данный этап урока. Разделение текста на смысловые части; Заголовок каждой части текста. Определение главной и второстепенной информации в тексте.
| Р: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. К: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. Р: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Принимать, дополнять, уточнять высказанные мнения |
Итог урока Словесный: слово учителя. | Чему автор хотел научить своего читателя? - Возьмите полоски. Если вы считаете, что главная мысль выделена синим цветом, то покажите синюю полоску, если красным- красную, если зелѐнымзелѐную. ∙ Не ссориться с друзьями; ∙ Навещать больного в больнице; ∙ Уметь сопереживать, оказать помощь в горе, в беде | подводят итог урока совместно с учителем; | Л: учувствовать в подведении итогов урока |
Рефлексия Словесный: слово учителя; оценка эмоционального состояния | - Ребята, а какими вы были сегодня читателями? - Оцените свою работу сигнальными карточками. - Критерии самооценки:
- очень хорошо; - хорошо;
- старался, но не всё получилось В жизни капельки добра, сливаясь превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки в море добра. Хорошо, когда доброта живёт в сердце каждого человека и никто не остаётся равнодушным к чужой беде. Потрите ладошки, поделитесь теплом друг с другом. Дайте друг другу свои тёплые ладошки подарите тепло своих рук своим друзьям. А я хочу оставить вам на память небольшие открытки. ПУСТЬ МИЛОСЕРДИЕ И ДОБРО ПОСЕЛИТСЯ В ВАШИХ СЕРДЦАХ . . Спасибо вам за урок. | проводят самооценку своей деятельности | П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности |
Домашнее задание | Пересказ рассказа «Анна, не грусти!» с.79. Подготовьтесь к пересказу по плану, который мы составили. | Запись д/з |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
скромный
Милосердие – это …
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Мы познакомимся… Мы научимся… Мы будем…
Н.Булгаков «Анна , не грусти!»
Николай Булгаков
Упала… - … увезли в больницу; - совсем одна; - встрепенулась, улыбнулась и стала совсем другая; - Спасибо! - Такая печальная; - Анна, не грусти! - Было хорошо и радостно.
специальная прокорябал незнакомых кудрявыми встрепенулась счастливая не закрашенную заплаканное троллейбус оказывается
1. Случай на горке. 2. Описание больницы . 3. Аня рассматривает больничную палату . 4. Аня заплакала. 5.Разговор через стекло. 6. Катя улыбается.
- Не ссориться с друзьями. -Не забывать навещать больного. -Уметь сопереживать, оказать помощь в горе, беде. Чему автор хотел научить своего читателя?
Сегодня я понял…… Мне захотелось… Мне было трудно…
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ЛЧ "Н. Булгаков «Анна, не грусти!»" и мультимедийная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составл...
Технологическая карта урока. «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
Тема урока: «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; помочь ...
Урок. Н. Булгаков "Анна, не грусти!"
Конспект урока по литературному чтени. 2 класс. Н. Булгаков. "Анна, не грусти!". УМК "Школа России"...
Конспект урока «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»» 2 класс
Конспект урока «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»»...
4 класс. Технологическая карта урока по теме: "Анна Ахматова “Памяти другу”
Цели деятельности учителя: создание условий для воспитания сознательной любви к родине, уважению к историческому прошлому своего народаПланируемые результатыПредметные:-...
Технологическая карта урока по литературному чтению Н. Булгаков «Анна, не грусти…» 2 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Н. Булгакова "Анна, не грусти!», понимания текста и специфики его литературной формы.Задача ...
Технологическая карта урока литературного чтения "Анна Ахматова «Памяти другу" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;2) освоить навыки выразительного чтения.Предметные:знать би...