Технологическая карта урока литературного чтения "Анна Ахматова «Памяти другу" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Задачи урока
| Планируемые результаты |
Дидактические: 1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения; 2) освоить навыки выразительного чтения. | Предметные:
|
Развивающие: 1) развивать интерес к предмету; 2) развивать коммуникативные умения посредством парной работы. | Личностные:
|
Воспитательные: 1) воспитывать отношение к литературе как к одному из видов искусства; 2) осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tku.docx | 39.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дата: 24.04.2024 Школа: МБОУ «СОШ №12» Класс: 4 Г Урок: 3 Время: 14:50 – 15:30 Кабинет: 202 | Студент: Алексеева Дарья Игоревна Группа: 43 Учитель: Щепёткина Светлана Николаевна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна |
Тема урока «Анна Ахматова «Памяти другу»»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетенции в процессе изучения поэзии Анны Ахматовой.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения; 2) освоить навыки выразительного чтения. | Предметные:
|
Развивающие: 1) развивать интерес к предмету; 2) развивать коммуникативные умения посредством парной работы. | Личностные:
|
Воспитательные: 1) воспитывать отношение к литературе как к одному из видов искусства; 2) осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. |
УМК: «Перспективная начальная школа», Литературное чтение 4 класс, 2 часть
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Формы работы: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы Формы контроля: внешний | Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Желаю вам продуктивной работы на уроке. Я знаю, что у вас с нами все получится. | Приветствуют учителя и слушают его. | УУПД: применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Формы работы: фронтальная М: беседа П: ответы на вопросы Формы контроля: внешний | Речевая разминка. Посмотрите внимательно на слайд. Итак, читайте после меня. Зайчик солнечный в ладошке, Куст сирени за окошком И на щёчке родинка – Это тоже Родина. А сейчас девочки прочитают это четверостишие с восклицанием. 3-4 А мальчики с вопросительной интонацией. 3-4 Скажите, для чего мы проводим речевую разминку? Молодцы. - Ребята, как называется большой раздел, который мы сейчас проходим? Скажите, с каким произведением вы уже познакомились? Вспомните главного героя. Как вы можете охарактеризовать его? В какое время происходили события рассказа? | Выполняют речевые упражнения - Чтобы подготовить наш речевой аппарат, т.к. мы будем читать, говорить. “Убеждаемся, что без прошлого нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество” “Главный инженер” Алексей Пантелеев - Во времена ВОВ, блокады Ленинграда | УУПД: находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; УУРП: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; | Презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Формы работы: фронтальная, индивидуальная М: беседа П: ответы на вопросы М: моделирование П: составление плана Формы контроля: внешний | Мало тех, кого не затронула война в те годы. Исключением не стала одна знаменитая писательница, с которой вы уже знакомы. Ее имя состоит из букв, которые висят на доске. Составьте. Все верно. Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением Анны Ахматовой. Какую цель мы можем себе поставить на уроке? Используйте опору на слайде. Познакомимся… Определим… Научимся... | - Анна Ахматова со стихотворением цель стихотворения читать выразительно | УУПД: устанавливать связи и зависимости между объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; | Презентация |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Формы работы: фронтальная М: беседа П: рассказ биографии автора М: беседа П: объяснение значения слов М: беседа П: ответы на вопросы Формы контроля: внешний Формы работы: индивидуальная, фронтальная М: работа с книгой П: чтение абзацев М: беседа П: ответы на вопросы Формы контроля: внешний | А сейчас посмотрите внимательно на портрет поэтессы. Что вы уже знаете о ней? Вы можете обратить внимание, как угловато изобразил Анну Ахматову художник. И не просто так, ведь судьба Ахматовой была трагична, возможно поэтому она выглядит на картине немного враждебно с закрытой позой. Ее первый супруг, поэт Николай Гумилев, был расстрелян, третий муж, критик Николай Пунин, был арестован и погиб в лагере, а единственный сын, Лев Гумилев, провел в тюрьмах более десяти лет. Творчество поэтессы многие годы подвергалось литературной цензуре, замалчиванию и травле, а многие произведения Ахматовой были опубликованы лишь спустя десятилетия после ее смерти. Сейчас немного поработаем с кариной. Откройте свои учебники на странице ___. Работаем в четверках. На слайде вы видите план. 1-я четверка опишет фон картины, 2-я - позу писательницы, 3-я - лицо писательницы. (4,5,6 - аналогично) Не забывайте, ребята, это описание картины. Отвечайте на вопросы полно, доказательно. На это у вас есть 2 минуты. План:
Итак, давайте внимательно послушаем, что увидела 1 группа? (5, 3) Те, кто описывал тоже самое, есть что дополнить? Я увидела, что вы очень внимательные, ребята. Анна Ахматова была очень сильная, справлялась со всеми трудностями и продолжала писать стихи, с одним из которых мы с вами познакомимся. Открываем 151 страницу. Прочитайте название. Кто же этот друг? Что с ним случилось? Что можете предположить? А сейчас сядьте удобно и послушайте меня очень внимательно. *выразительное чтение учителя* Посмотрите на дату стихотворения. Что это за год? Вы поняли, кого автор называет другом? А кто главные герой произведения? Какой прием использовала поэтесса? Хорошо, ребята. Все ли слова были понятны, когда читали? Уточните, как вы понимаете слова зарево, вдова, безымянная (могила). Зарево – отсвет пожара на небе. Вдова – женщина, у которой умер муж. Безымянная – на которой не указано имя. | . Ответы детей. - Наверное, этот друг погиб и в честь него написано стихотворение - 1945 - год окончания ВОВ. - Безымянного солдата, погибшего на войне. - Весна - Олицетворение | УУПД: находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; УУКД: ответственно выполнять свою часть работы; УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; | Презентация Учебник Учебник |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Формы работы: групповая М: моделирование П: составление строф стихотворения Формы контроля: внешний, взаимоконтроль | Кто прочитает первое четверостишие? - Обратите внимание: заря не просто розовая, она красная, как зарево, т.е. в цвете зари поэтесса видит отблески пожаров – память о войне. - Что вы представили, когда прочитали 3-ю и 4-ю строчки? - Да, в могиле под обелиском с красной звездой похоронен солдат, имя которого неизвестно, поэтому на его могилу не придёт вдова. Кто же горюет, скорбит по погибшим? Кто прочитает второе четверостишие? - В первой части мы увидели красный цвет: цвет пожара, цвет Знамени Победы. А в этой части – какие увидели цвета? Сравнивая первое и второе четверостишие, можете ли вы сказать, какой прием здесь использовал автор? | - Как весна старалась привести в порядок, заботилась о могиле, ведь больше некому Весна, весна-вдова у могилы солдата. - Зелёный: почки, трава и жёлтый: бабочка, одуванчик – это цвета жизни. - Прием контраста. | УУПД: применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение; УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; | Раздаточный материал |
Физкультминутка (1 мин) | ||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Формы работы: индивидуальная М: упражнение П: анализ стихотворения Формы контроля: взаимоконтроль | А сейчас вам нужно найти доказательства в стихотворении, что описывается весеннее утро. Работаем в парах. На это у вас есть 2 минуты Одна из пар будет читать стихотворение. Как только вы услышите доказательство, которое выбрали, вам в паре нужно поднять руки. Вы очень внимательные, ребята! Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Скажите, внимательно ли читал художник стихотворение Ахматовой? Приведите доказательства | 1. Нежный и туманный 2. Когда заря, как зарево, красна. 3. Хлопочет, запоздалая весна. 4. Дохнет на почку 5. Бабочку с плеча на землю ссадит 6. Первый одуванчик распушит Да, автор показывает весенние утро, использует и алый и зеленый цвета. Сразу чувствует весна. | УУПД: находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; понимать и адекватно использовать терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач; УУКД: ответственно выполнять свою часть работы; УУРД: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Формы работы: фронтальная М: инструктаж П: объяснение задания М: беседа П: ответы на вопросы Формы контроля: взаимоконтроль, самоконтроль | Скажите, какими чувствами наполнено стихотворение? Почему лирический герой не называет имени своего друга? Как нужно читать это стихотворение? Сейчас подготовьте выразительное чтение, но это у вас есть 2 минуты. Молодцы, ребята, я думаю, можно поставить оценки. Ребята, скажите, почему это стихотворение включено в наш раздел? Какой смысл несет в себе данное стихотворение? | -Грусти, печали, скорби и чувством красоты весенней природы, счастьем жизни… Друг тот, кто поможет в трудную минуту. Их много, не перечислить имена тех, кто спас Родину и всех живущих. С печалью, торжественно - О войне. О памяти о ней. | УУПД: устанавливать связи и зависимости между объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость); находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую информацию в разных источниках информационной среды; УУКД: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; | Учебник |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Формы работы: фронтальная, индивидуальная М: беседа П: ответы на вопросы, рефлексия Формы контроля: самоконтроль | - А давайте представим ситуацию: если бы ваш друг попросил вас рассказать о сегодняшнем уроке, что бы вы ему рассказали? - Сразу видно, что вы всё-всё запомнили, такие молодцы! - Какая была у нас цель урока? - Мы её достигли? - Посмотрите на экран и продолжите фразы: Раньше я думал(а)… Теперь я знаю… Мне было интересно… - Спасибо за урок! | - Ответы детей | УУПД: представлять информацию в разных формах; УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ в 3классе по УМК «Начальная школа XXI века»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯв 3классе по УМК «Начальная школа XXI века»...
Технологическая карта урока литературного чтения Тема: «Э. Сетон – Томпсон. «Чинк». 3 класс УМК "ШКОЛА 21 века"
Технологическая карта урока литературного чтенияТема: «Э. Сетон – Томпсон. «Чинк»....
Технологическая карта урока литературного чтения "Пивоварова. "Сочинение" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с биографией И. Пивоваровой, рассказом И.Пивоваровой «Сочинение».Задачи урока:Дидактические:знать особенности юмористи...
Технологическая карта урока литературного чтения «Виктор Драгунский «Ровно 25 кило» (3 класс), УМК «Перспективная Начальная Школа»
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства учащихся с новым автором Виктором Драгунским и его произведением «Ровно ...
Технологическая карта урока литературного чтения "Русская народная сказка «Зимовье зверей»", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения русской народной сказки «Зимовье зверей»Задачи урока:Дидактические:знать содержание сказки; жанровые особенности ск...
Технологическая карта урока литературного чтения "Сказка «Бременские музыканты» Братьев Гримм»", 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века"
Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения сказки Братьев Гримм «Бременские музыканты».Задачи урока:Дидактические:Знать сведения об авторах сказки, их творчес...
Технологическая карта урока литературного чтения на тему Л.Пантелеев "Фенька" (3 класс, УМК "Начальная школа 21 века)
Технологическая карта урока...