Технологическая карта урока. «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Булгакова Екатерина Владимировна

Тема урока: «Н. Булгаков  «Анна, не грусти!»»

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности; продолжить формирование навыков чтения и правильной речи учащихся.

Планируемые результаты:

·                Личностные: воспитывать любовь и интерес к языку, аккуратность доброжелательность, взаимопомощь; раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в сочувствии и сопереживании; познакомиться учащихся с общечеловеческими ценностями.

·        Предметные: познакомиться с рассказом Н. Булгаков  «Анна, не грусти!»; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; формировать внимание к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков; делить текст на части; составлять план и пересказывать по нему; работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения.

 

 

Тип урока: Открытие новых знаний

Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник Школы России 2кл (2 ч); учебная презентация, карточки с заданием, карточки для рефлексии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Литературного чтения

Выполнила студентка 41 группы

                                                                                                                                                   Ф.И. Кузнецова Е.В.

                                                                                                                                                   Проверил: Гафиятова О.А. 

                                                                                                                                                  Отметка: ________________

              Дата:27. 02. 17

 

Челябинск, 2017

Предмет: литературное чтение

Класс: 2 «б»

Тема урока: «Н. Булгаков  «Анна, не грусти!»» 

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему; помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности; продолжить формирование навыков чтения и правильной речи учащихся.

Планируемые результаты:

  • Личностные: воспитывать любовь и интерес к языку, аккуратность доброжелательность, взаимопомощь; раскрыть значимость моральной поддержки, выраженной в сочувствии и сопереживании; познакомиться учащихся с общечеловеческими ценностями.
  • Предметные: познакомиться с рассказом Н. Булгаков  «Анна, не грусти!»; воспринимать на слух художественное произведение; соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа; формировать внимание к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков; делить текст на части; составлять план и пересказывать по нему; работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения.

Тип урока: Открытие новых знаний

Оборудование: компьютер, экран, проектор, учебник Школы России 2кл (2 ч); учебная презентация, карточки с заданием, карточки для рефлексии.

Этапы

Методы  и приёмы

t, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

Словесный: слово учителя

1 мин

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки, возьмитесь за руки со своим соседом и произнесите дружно хором “Здравствуйте!”

Мы не случайно так необычно начали наш урок. На прошлом уроке мы познакомились с первыми рассказами из раздела “Я и мои друзья”. Сегодня продолжим знакомство с рассказами о дружбе и о друзьях.

Приветствие. Положительный эмоциональный настрой

Л: формирование положительного  отношения  к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Р: нацеливание на успешную деятельность.

Проверка домашнего задания

3 мин

Прочитайте в парах

Выразительное чтение стихотворения: В. Лунин «Я и Вовка» на оценку (несколько учащихся)

Фронтальный опрос учеников с домашним заданием (выразительное чтение стихотворения)

Мотивационный этап

6 мин

Закончите, фразу:

“Друг – это ...”

  • Готов помочь в беде.
  • Умеет хранить тайну.
  • Добрый, чуткий человек.
  • Тот, кто посочувствует.
  • Верный и преданный
  • Честный.

Вот какой у нас получился “Цветок дружбы”. Важно не только “вырастить” в себе эти качества, но и сохранить в течение всей жизни, а это не всегда удаётся.

Сейчас вам предстоит работа в группах по 5-6 человек. На партах лежит толковый словарь С. И. Ожегова и карточка со словом. Вам необходимо найти в словаре значение этого слова, объяснить его значение и привести пример.

Назовите правила работы со словарём:

  1. Прочитай слово. Посмотри, с какой буквы начинается слово.
  2. В оглавлении (содержании) найди нужную страницу с нужной буквой (буквы расположены в алфавитном порядке)
  3. Открой нужную страницу. Находи нужное слово.

Приступайте. У кого возникнут трудности при работе со словарём, поднимите руку, я подойду.

  1. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
  2. Милосердие  готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
  3. Взаимопомощь - взаимная помощь, оказание помощи двумя или несколькими лицами друг другу.
  4. Сопереживание - это способность чувствовать эмоции других людей.
  5. Сочувствие - отзывчивое отношение к чужому чувству.
  6. Товарищество - близость, основанная на товарищеских отношениях, чувство товарища.

(один представитель от группы даёт толкование слова)

- Возникли ли у вас трудности при работе со словарём/в группе? Какие? Почему*

Наше общество на данный момент не может похвастаться этими качествами. Доброта и милосердие вырабатывалось человечеством в течение столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.

Мозговой штурм.

Закончить фразу по смыслу.

Практическая работа в группах с толковым словарём С.И. Ожегова. Определение лексического значения слов.

Составление правила работы с толковым словарём

Толкование слов

Анализ своей работы

П: выявлять существенное:

осознавать познавательную задачу;

устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы

Постановка темы и цели урока

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

1 мин

- Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

Тема урока: Н. Булгаков «Анна, не грусти!»

Какие цели мы перед собой поставим?

  • Познакомиться с…(рассказом Н. Булгаков «Анна, не грусти!»)
  • Учиться…(делить текст на части, составлять план, пересказывать по нему)

-Мы продолжим разговор о дружбе. Мы уже говорили об обиде, о том, как не должны поступать настоящие друзья. Сегодня поговорим о взаимовыручке, соучастии, сопереживании.

Определение темы урока и постановка целей

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Основной этап

Словесный: учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: чтение рассказа в уч на стр 79

11 мин

- Поработайте в парах. Прочитайте  опорные слова. Составьте по ним небольшой рассказ.

Подруга, горка, упала, перелом, больница, грустно, навещать, радостно.

(Проверка выполнения задания).

-На с.79 прочитайте название рассказа Н.Булгакова. ( "Анна, не грусти!")

-Как вы думаете, о чем этот рассказ?

- Прежде чем прочитать рассказ, сначала научимся читать трудные слова, которые встретятся в этом произведении (по принципу: произнесение труднопроизносимого слова учителем – лексическое значение - хоровое чтение слова классом – индивидуальное чтение (2-3уч-ка)).

Специальная, прокорябал, незнакомых, кудрявыми, встрепенулась, счастливая, улыбнулась, не закрашенную, заплаканное, троллейбус, оказывается.

Чтение учителя и читающих детей.

Первичное восприятие: Какие чувства вызвал у вас этот рассказ? Чем?

- Подтвердились ли наши предположения о которых мы говорили перед чтением?

-Похож ли он на тот, который вы составили?

Чтение по цепочке.

Работа в парах. Устное составление рассказа по опорным словам

Фронтальная проверка.

Знакомство с названием рассказа

Выдвижение предположений о содержании рассказа.

Чтение труднопроизносимых слов и их толкование

Чтение рассказа учителем

Первичное восприятие (осмысление) рассказа

Чтение рассказа по цепочке.

П: Формирование умения выстраивать текст по заданной теме в единую систему. Формирование умения выдвигать гипотезу и обосновывать её.

К: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. умения взаимодействовать в парах.

Р: Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Словесный: слово учителя; учебный диалог

Наглядный: учебная презентация

Практический: работа над содержанием текста

4 мин

Беседа после чтения.

- Как зовут девочку, попавшую в беду?

- Что произошло на горке?

- Что узнали про Катю, когда пришел доктор?

- Как описана в рассказе больница? Прочитайте.

- Какой Аня увидела палату? Подтвердите словами из текста.

- Что делала Катя?

- Почему Аня заплакала?

- А как отреагировала на приход подруги Катя?

- Как девочки разговаривали через стекло?

- Кто из девочек был печальным Аня или Катя? Почему?

- А чему радовалась Катя, лежа в больнице?

- Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль этого рассказа?

Вторичное восприятие рассказа. Анализ прочитанного по вопросам учителя

П: Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации.  

К: Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности в парах.

Л: Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям

Физминутка

Наглядный: ТСО

Практический: выполнение физических упражнений

1 мин

- А сейчас давайте немного отдохнем.

 Танцевальная фиизминутка

Молодцы, присаживайтесь.

Выполнение упражнений

Словесный: слово учителя

Практический: составление плана текста

10 мин

- Попробуем разделить рассказ на части и составить план для пересказа.

- С чего начинается рассказ?

- Где заканчивается первая часть и начинается вторая? Как мы можем назвать первую часть? (ответы детей)

   И т.д.

Составляется план:

1.Случай на горке.

2.Описание больницы.

3.Аня  рассматривает палату в больнице.

4. Аня заплакала.

5.Разговор через стекло.

6. Катя улыбается.

- Какие части главные?

- Что при пересказе нужно рассказать подробно, чтобы донести до слушателей главную мысль?  (где говорится о чувствах девочек, о сопереживании)

План рассказа выдается каждому ученику!

Определение учебной задачи на данный этап урока.

Разделение текста на смысловые части;

Заголовок каждой части текста.

Определение главной и второстепенной информации в тексте.

 

Р: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. 

К: Формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Р: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности. Принимать, дополнять,  уточнять высказанные мнения

Итог урока

Словесный: слово учителя.

2 мин

- О каких человеческих качествах и чувствах мы сегодня говорили?

- Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Анна, не грусти!»?

- Сформулируйте главную мысль рассказа.

-Прочитайте пословицы, какие из них передают смысл рассказа?

*Ищи друга, а найдешь - береги.

*Друг в беде - друг вдвойне.

*Друг рядом лучше, чем два или три вдалеке.

подводят итог урока совместно с учителем;

Л: учувствовать в подведении итогов урока

Рефлексия

Словесный: слово учителя; оценка эмоционального состояния

1 мин

-Выберите и продолжите любое предложение:

* На сегодняшнем уроке я узнал...

*На этом уроке я похвалил бы себя за...

*После урока мне захотелось...

*Сегодня я сумел...

проводят самооценку своей деятельности

П: рефлексия и оценка процесса и результатов деятельности

Домашнее задание

1 мин

Пересказ рассказа «Анна, не грусти!» с.79. Подготовьтесь к пересказу по плану, который мы составили.

Запись д/з


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рассказ Н.Булгакова «Анна, не грусти!»

Слайд 3

Н.Булгаков Никола́й Афана́сьевич Булга́ков (1сентября) 1898, Киев — 13июня 1966, Кламар) — русский и французский учёный, биолог, бактериолог, доктор философии.

Слайд 6

1. Случай на горке. 2. Описание больницы. 3. Аня рассматривает больничную палату. 4. Аня заплакала. 5.Разговор через стекло. 6. Катя улыбается.

Слайд 7

Всё хорошо, что хорошо кончается. Не мил и свет, когда друга нет.

Слайд 8

На сегодняшнем уроке я узнал... На этом уроке я похвалил бы себя за... После урока мне захотелось... Сегодня я сумел...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект (технологическая карта урока ЛЧ "Н. Булгаков «Анна, не грусти!»" и мультимедийная презентация) 2 класс

Предмет: литературное чтениеКласс: 2 «а»Тема урока: «Н. Булгаков  «Анна, не грусти!»»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с рассказом Н. Булгакова; учить делить текст на части, составл...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Урок. Н. Булгаков "Анна, не грусти!"

Конспект урока по литературному чтени. 2 класс. Н. Булгаков. "Анна, не грусти!". УМК "Школа России"...

Конспект урока «Н. Булгаков «Анна, не грусти!»» 2 класс

Конспект урока «Н. Булгаков  «Анна, не грусти!»»...

Технологическая карта урока Н.Булгаков «Анна, не грусти»

знакомство с творчеством Н. Булгакова...

Технологическая карта урока по литературному чтению Н. Булгаков «Анна, не грусти…» 2 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Н. Булгакова "Анна, не грусти!», понимания текста и специфики его литературной формы.Задача ...