4 класс. Технологическая карта урока по теме: "Анна Ахматова “Памяти другу”
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для воспитания сознательной любви к родине, уважению к историческому прошлому своего народа
Планируемые результаты
Предметные:
- уметь осмысливать художественную идею произведения,
- освоить навыки выразительного чтения
- уметь анализировать и обобщать информацию
Личностные:
- оценивать предлагаемый материал или ситуацию;
- дополнять и расширять имеющиеся знания и представления;
- находить закономерности;
- освоить культуру читателя, внимательного слушателя;
- проявлять интерес к учебной деятельности.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник УМК “Перспективная Начальная Школа”, 4 кл., презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ahmatova_pismo_drugu_.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 27.03.2018 ФИО учителя: Богданова В.П.
Школа: № 95 ФИ студента: Соловьева В.
Класс: 4-1 ФИО методиста: Кондратьева. И.И.
Кабинет: 302
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: Анна Ахматова “Памяти другу”
Цели деятельности учителя: создание условий для воспитания сознательной любви к родине, уважению к историческому прошлому своего народа
Планируемые результаты
Предметные:
- уметь осмысливать художественную идею произведения,
- освоить навыки выразительного чтения
- уметь анализировать и обобщать информацию
Личностные:
- оценивать предлагаемый материал или ситуацию;
- дополнять и расширять имеющиеся знания и представления;
- находить закономерности;
- освоить культуру читателя, внимательного слушателя;
- проявлять интерес к учебной деятельности.
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: учебник УМК “Перспективная Начальная Школа”, 4 кл., презентация
Этап урока Методы и приемы | время | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный метод: фронтальная беседа | 1 мин | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Михайловна и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Желаю вам продуктивной работы на уроке.Я знаю, что у вас с нами все получится. | Выполняют указания учителя | Л: самоопределение |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный метод: фронтальная беседа Наглядный метод | 8 мин. | Речевая разминка. Посмотрите внимательно на слайд. Итак, читайте после меня. Зайчик солнечный в ладошке, Куст сирени за окошком И на щёчке родинка – Это тоже Родина. А сейчас девочки прочитают это четверостишие с восклицанием. 3-4 А мальчики с вопросительной интонацией. 3-4 Скажите, для чего мы проводим речевую разминку? Молодцы. - Ребята, как называется большой раздел, который мы сейчас проходим? Скажите, с каким произведением вы уже познакомились? Вспомните главного героя. Как вы можете охарактеризовать его? В какое время происходили события рассказа? Да, ребята, верно, во времена Великой Отечественной Войны. Война... мы знаем о ней по книгам и фильмам, наградам, фотографиям своих дедушек и бабушек. Листая их, мы видим старые фотографии, с которых смотрят на нас наши прабабушки и прадедушки, молодые, улыбающиеся, строгие, суровые, грустные и серьезные. В их глазах надежда, что их жизнь, их подвиги и страдания не были напрасными. Это поколение, которое прожило трудную, яркую, героическою жизнь. И мы должны сохранить уважение к памяти наших предков, и мы никому не позволим принизить их подвиг! | Выполняют речевые упражнения - Чтобы подготовить наш речевой аппарат, т.к. мы будем читать, говорить. “Убеждаемся, что без прошлого нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество” “Главный инженер” Алексей Пантелеев - Во времена ВОВ, блокады Ленинграда | П(общеуч.): структурирование знаний П(общеуч.): контроль и оценка процесса и результатов деятельности П(общеуч.): осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
III. Постановка учебной задачи Словесный метод: беседа | 3 мин. | Мало тех, кого не затронула война в те годы. Исключением не стала одна знаменитая писательница, с которой вы уже знакомы. Ее имя состоит из букв, которые висят на доске. Составьте. Все верно. Сегодня мы с вами познакомимся со стихотворением Анны Ахматовой. Какую цель мы можем себе поставить на уроке? Используйте опору на слайде. Познакомимся… Определим… Научимся... | - Анна Ахматова со стихотворением цель стихотворения читать выразительно | Р: целеполагание постановка учебной задачи Л: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
IV. Открытие нового знания Словесный метод: Фронтальная беседа Практический метод: работа с книгой Динамическая пауза | 10 мин | А сейчас посмотрите внимательно на портрет поэтессы. Что вы уже знаете о ней? Вы можете обратить внимание, как угловато изобразил Анну Ахматову художник. И не просто так, ведь судьба Ахматовой была трагична, возможно поэтому она выглядит на картине немного враждебно с закрытой позой. Ее первый супруг, поэт Николай Гумилев, был расстрелян, третий муж, критик Николай Пунин, был арестован и погиб в лагере, а единственный сын, Лев Гумилев, провел в тюрьмах более десяти лет. Творчество поэтессы многие годы подвергалось литературной цензуре, замалчиванию и травле, а многие произведения Ахматовой были опубликованы лишь спустя десятилетия после ее смерти. Сейчас немного поработаем с кариной. Откройте свои учебники на странице ___. Работаем в четверках. На слайде вы видите план. 1-я четверка опишет фон картины, 2-я - позу писательницы, 3-я - лицо писательницы. (4,5,6 - аналогично) Не забывайте, ребята, это описание картины. Отвечайте на вопросы полно, доказательно. На это у вас есть 2 минуты. План:
Итак, давайте внимательно послушаем, что увидела 1 группа? (5, 3) Те, кто описывал тоже самое, есть что дополнить? Я увидела, что вы очень внимательные, ребята. Анна Ахматова была очень сильная, справлялась со всеми трудностями и продолжала писать стихи, с одним из которых мы с вами познакомимся. Открываем 151 страницу. Прочитайте название. Кто же этот друг? Что с ним случилось? Что можете предположить? А сейчас сядьте удобно и послушайте меня очень внимательно. *выразительное чтение учителя* Посмотрите на дату стихотворения. Что это за год? Вы поняли, кого автор называет другом? А кто главные герой произведения? Какой прием использовала поэтесса? Хорошо, ребята. Все ли слова были понятны, когда читали? Уточните, как вы понимаете слова зарево, вдова, безымянная (могила). Зарево – отсвет пожара на небе. Вдова – женщина, у которой умер муж. Безымянная – на которой не указано имя. | . Ответы детей. - Наверное, этот друг погиб и в честь него написано стихотворение - 1945 - год окончания ВОВ. - Безымянного солдата, погибшего на войне. - Весна - Олицетворение | П: Общеучебные. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; П(общеуч.): осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме П(общеуч.): смысловое чтение как осмысление цели чтения П(общеуч.): свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля П(общеуч.): осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Л: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форм |
V.Первичное закрепление во внешней речи Словесный метод: Комментирование с места | 6 мин | Кто прочитает первое четверостишие? - Обратите внимание: заря не просто розовая, она красная, как зарево, т.е. в цвете зари поэтесса видит отблески пожаров – память о войне. - Что вы представили, когда прочитали 3-ю и 4-ю строчки? - Да, в могиле под обелиском с красной звездой похоронен солдат, имя которого неизвестно, поэтому на его могилу не придёт вдова. Кто же горюет, скорбит по погибшим? Кто прочитает второе четверостишие? - В первой части мы увидели красный цвет: цвет пожара, цвет Знамени Победы. А в этой части – какие увидели цвета? Сравнивая первое и второе четверостишие, можете ли вы сказать, какой прием здесь использовал автор? | - Как весна старалась привести в порядок, заботилась о могиле, ведь больше некому Весна, весна-вдова у могилы солдата. - Зелёный: почки, трава и жёлтый: бабочка, одуванчик – это цвета жизни. - Прием контраста. | П: Общеучебные. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Парная работа | 5 мин | А сейчас вам нужно найти доказательства в стихотворении, что описывается весеннее утро. Работаем в парах. На это у вас есть 2 минуты Одна из пар будет читать стихотворение. Как только вы услышите доказательство, которое выбрали, вам в паре нужно поднять руки. Вы очень внимательные, ребята! Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Скажите, внимательно ли читал художник стихотворение Ахматовой? Приведите доказательства | 1. Нежный и туманный 2. Когда заря, как зарево, красна. 3. Хлопочет, запоздалая весна. 4. Дохнет на почку 5. Бабочку с плеча на землю ссадит 6. Первый одуванчик распушит Да, автор показывает весенние утро, использует и алый и зеленый цвета. Сразу чувствует весна. | П: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ Р: самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале |
VII. Включение в систему знаний Словесный метод: беседа | 9 мин | Скажите, какими чувствами наполнено стихотворение? Почему лирический герой не называет имени своего друга? Как нужно читать это стихотворение? Сейчас подготовьте выразительное чтение, но это у вас есть 2 минуты. Молодцы, ребята, я думаю, можно поставить оценки. | -Грусти, печали, скорби и чувством красоты весенней природы, счастьем жизни… Друг тот, кто поможет в трудную минуту. Их много, не перечислить имена тех, кто спас Родину и всех живущих. С печалью, торжественно | Р: контроль и самоконтроль учебных действий П: применять базовые знания для решения конкретной проблемы |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный | 3 мин | Ребята, скажите, почему это стихотворение включено в наш раздел? Какой смысл несет в себе данное стихотворение? Давайте, вернемся к нашим целям. Оцените свою работу по достижению поставленных целей. В заключении мне хочется сказать вам, ребята, что сейчас в мире происходят ужасные вещи. Памятники оскверняют, разрушают. Я очень хочу, чтобы мы с вами помнили, что война, те страшные события не должны быть забыты. Это в руках каждого из нас, ребята. Спасибо за работу, до свидания. | Р: анализировать работу; отслеживать цель учебной д-ти |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира. 2 класс. Технологическая карта урока.
Водные богатства....
Урок русского языка. 1 класс. Технологическая карта урока.
Слова с удвоенными согласными....
Технологическая карта урока математики «Натуральный ряд чисел и другие числовые последовательности» ( УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: знакомство с понятием «числовая последовательность» как последовательность чисел, составленная по правилу; формирование умения за...
Технологическая карта урока литературного чтения В.Ю. Драгунский «Друг детства» (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока: В.Ю. Драгунский «Друг детства»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведением В.Ю...
Технологическая карта урока Изобразительного искусства "Картина-портрет. Портрет друга" (3 класс, Б.М.Неменский)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о картине – портрете; обучение рисованию портретачеловека в цветной графике.Задачи урока:1. Узнать, как рисовать портрет человека;2. Научить...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Картина – портрет «Мой друг». Работа над композицией (фломастеры на цветной бумаге)» (3 класс)
Тема урока: «Картина – портрет «Мой друг». Работа над композицией (фломастеры на цветной бумаге)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование п...
Технологическая карта урока литературного чтения "Анна Ахматова «Памяти другу" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)
Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;2) освоить навыки выразительного чтения.Предметные:знать би...