Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке И. Е. Трубин. Проталинки.
план-конспект урока по чтению (2, 3 класс)
Материал представляет методическую разработку урока по литературному чтению на родном (русском) языке.Урок посвящен творчеству павловского писателя,учителя Трубина Ивана Евлампиевича.Может стать материалом для внеклассного мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laptevo_ugarova_na_konkurs.docx | 38.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
основная школа д.Лаптево
Конспект урока по литературному чтению
на родном (русском) языке
И. Е. Трубин. Проталинки.
Раздел программы «Писатели родного края»
2 класс
Угарова Анна Николаевна
учитель начальных классов
высшая категория
2020 г
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока: воспитание внимательного отношения к природе и к авторскому слову через знакомство с произведением И. Трубина «Проталинки»
Планируемые результаты:
Личностные: формирование чувства понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
формирование познавательной мотивации учения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. |
Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в индивидуальной работе, работе в группе.
Соотносить выполненное задание с планом действий.
Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания.
Фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке.
Познавательные УУД:
Извлекать информацию, представленную в различных формах (рассказ учителя, текст, иллюстрация,).
Анализировать информацию в тексте и соотносить ее с собственными знаниями;
Делать выводы в результате совместной работы группы и учителя.
Коммуникативные УУД:
Формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения.
Работать в группе, учитывать мнение партнера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные:
Прогнозировать содержание произведения по его заглавию, книги по иллюстрациям, содержанию, обложке;
Находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;
Выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;
Определять отношение автора к происходящему.
Задачи урока:
1. Способствовать полноценному восприятию художественной зарисовки природы;
2. Вызвать интерес к содержанию произведения и творчеству нашего земляка И. Е. Трубина;
3. Формировать представление о таком литературном приеме как сравнение и использование разнообразных форм слова;
4. Формировать навык правильного, осознанного выразительного чтения;
5. Развивать внимание к авторскому слову в художественном тексте;
6. Воспитывать внимательное отношение к окружающей природе, любовь к книгам;
7.Воспитывать чувство взаимной ответственности за выполнение коллективного задания.
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык
Оборудование и материалы:
Компьютер, проектор, интерактивная доска;
Выставка книг Трубина И.Е.;
У каждого учащегося экземпляр книги Трубина И.Е. Хрустальные звоны: Рассказы.-Н.Н:»Нижполиграф»,1993;
У трех групп на столе словари :Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/под ред. проф. Л.И.Скврцова-М:ООО «Издательство «Мир и Образование»,2013;
лист с заданиями на каждую группу.
Ход урока:
1.Мотивация к учебной деятельности.1 мин.
- Скажите, пожалуйста, как называют человека, который пишет рассказы? (Писатель). А человека, который учит ребят в школе? (Учитель). Как вы думаете, а может человек быть одновременно и учителем, и писателем? (Конечно, да).
Обратите внимание на нашу выставку. Это книги замечательного учителя и талантливого писателя, нашего земляка, Ивана Евлампиевича Трубина.
-Как вы думаете, какой будет цель сегодняшнего нашего урока?
-(Познакомиться с творчеством И.Е. Трубина,и конечно узнать о жизни автора книг). Еще совсем недавно он жил среди нас.
-Я кратко расскажу вам каким был его жизненный путь.
2.Подготовка к первичному восприятию. 3 мин.
Знакомство с биографией И.Е. Трубина (сопровождается показом презентации).
Родился Иван Евлампиевич Трубин в селе Малое Иголкино. Там закончил семилетку, оттуда поступил в Павловское педагогическое училище. В 1940 г. его призвали в армию, направили в стрелково-пулеметное училище. За два дня до начала войны их часть прибыла на границу с Восточной Пруссией.
С первых минут военных действий Иван Трубин стал участником боя. Под мощным натиском врага пришлось отступать, вырываться из окружения. Довелось пережить все: холод, голод, гибель товарищей.. В одном из боев Трубин был сильно контужен, и не погиб лишь потому, что немцы сочли его мертвым. Товарищи устроили Ивана подлечиться в одной деревне, но при очередной облаве солдата нашли и взяли в плен. Началось новое испытание на стойкость духа: фашистский концлагерь в Восточной Пруссии, штрафной лагерь в Аленштейне.
После освобождения из лагеря он прошел обучение на военных курсах. Затем 2 года служил в войсках МВД. За мужество, проявленное в боях, и вклад в Победу Иван Евлампиевич награжден орденом Отечественной войны 2 степени, медалями «За Победу над Германией», юбилейными наградами.
В 1948 году Иван Трубин вернулся на родину, стал работать в школе, закончил Ленинградский институт. Учил детей русскому языку и литературе, прививал им любовь к родному языку, учил видеть прекрасное , замечать все тонкости и детали окружающего мира.
Более сорока лет Иван Евлампиевич отдал учительской деятельности, тридцать три из них работал в павловской школе № 9 учителем русского языка и литературы, а затем завучем. За свой труд отмечен орденом «Знак Почета» и многочисленными грамотами и благодарностями.
Иван Евлампиевич неоднократно был призером и лауреатом районных и областных конкурсов журналистов. В 1937 году в газете «Павловский металлист» впервые появилась заметка за подписью «Иван Трубин». Активное занятие журналистикой помогло Трубину в работе над книгами.
Первая книга – «Хрустальные звоны» вышла в свет 10-тысячным тиражом в 1993 году. Именно с ней мы и познакомимся сегодня. Вторая книга – «До боли родное » (1994 г.) - своеобразный итог многолетних походов с учениками по Советскому Союзу. Это неповторимые маршруты, встречи с удивительными людьми и чувства его учеников, открывающих для себя с помощью учителя Родину. Книга «У светлых родников» (2001 г.) об учениках и учителях, и об интересных встречах.
Иван Евлампиевич работал над четвертой книгой «Лебединая песня» (к сожалению ,смерть помешала ее завершить).
3.Введение в тему.2 мин.
-Мы сегодня познакомимся с первой книгой Ивана Трубина, сборником рассказов «Хрустальные звоны».
-Как Вы думаете, глядя на обложку книги и ее название, о чем собраны здесь истории (Ответы детей). «Хрустальные звоны»-это что? (Капель весенняя). Возьмем в руки книгу и проверим наши догадки.
-Полистайте. Что вы видите на иллюстрациях? (Кустики, цветы, речку, птичек, зверюшек.)
-Да, подтверждается наша догадка. (Рассказы о природе).Откроем содержание на стр. 204.
-Прочитаем название разделов. (Песня Весны. Радуга на лугу. В гостях у осени. В царстве снега и тишины.) Все времена года отразил в своих рассказах Турбин. А я Вам открою еще один секрет этой удивительной неяркой книги. Все рассказы о нашем родном Павловском крае.
-Совсем недавно на уроке окружающего мира мы говорили с вами о весне. Кто помнит первые приметы весны? (Солнце выше, греет сильнее, день длиннее, появляются проталины)
-Что такое проталины? (части земли, освободившиеся от снега)
-Мы познакомимся с рассказом Ивана Евлампиевича Трубина «Проталинки».
-Обратите внимание на название рассказа не проталина, а проталинки. (Уменьшительно-ласкательная форма слова обозначает много маленьких проталин).
-В каком разделе будем искать наш рассказ?(В первом «Песня Весны»
-На какой странице? ( с.11.)
-Обратите внимание на шрифт.(Мелкий.)
-Книга написана для детей или для читателей разных возрастов?(И для взрослых, и для детей). Вот с какой книгой мы сегодня знакомимся.
4.Первичное восприятие текста.2мин.
-Закройте глаза, внимательно слушайте и старайтесь мысленно нарисовать происходящее. (Чтение рассказа учителем).
5.Проверка первичного восприятия текста.2 мин.
-Понравился рассказ?
- Что успели мысленно нарисовать? (Ответы детей)
-А можете вы ответить на вопрос ,как автор относится к тому, что видит? (С вниманием. с любовью).
-А почему Вы так решили?(Ответы детей).
6.Постановка учебной задачи. 1 мин.
-Сейчас каждый сможет сам прочитать этот рассказ, а затем поработать с ребятами в группе. Наша задача - увидеть отношение автора к весенним изменениям в природе. (6 групп по 4 человека по количеству абзацев). Кто прочитал быстрее ,выполняет задание.Когда все прочитали, обсуждаете в группе и готовите ответ группы.
-Чтобы работа была успешной в группе надо выполнять следующие правила(на слайде):
1.Уважай товарища, умей выслушать другого, не перебивай.
2.Никого не торопи, но сам не мешкай.
3.Подчиняйся решению командира, помни, что вы - Команда.
7.Вторичное восприятие текста и анализ произведения. 12мин.
Учитель прочитывает и комментирует:
У каждой группы карточка (задания одинаковые для всех групп):
1.Прочитайте свой абзац и дайте ему название. Постарайтесь в названии использовать слово проталинка и показать место ее появления.(проталинка где или какая?)
2.Найдите непривычные или непонятные слова, попытайтесь дать им объяснение. (у трех групп толковые словари, которые помогут объяснить значение новых незнакомых слов)
3. Найдите в тексте сравнения или уменьшительно-ласкательные формы слов.
4.Подготовьте выразительное чтение своего абзаца.
Примерные ответы групп:
Первая группа: 1. Проталинка на солнечной стороне оврага.2. Все слова понятны. 3. Махонькая.
Вторая группа: 1.(Проталинка на склоне кургана.(или Божьи коровки на проталинке).2. …у самого комля.(КОмель-прилегающая к корню часть дерева).3.Красные холодные ледышки.
Третья группа:1.Проталинка на таремском (у с.Таремское)бугре).2. На сугревах (согреваемое солнцем место). 3.Парок (пар), кормилица-земля.
Четвертая группа:1.Проталинка на озимом поле.2. Озимое поле (засеянное осенью). Коровье копытце.(след).3. Бесснежные пятнышки. Простенькое жилье.
Пятая группа: 1.Проталина – круговина. (или Куропатки у воды).2. Кузома(речка),крутая подвьюжина(часто обдуваемый склон),целая круговина(большая проталина круглой формы).3.На бережку.
Шестая группа:1.Первые проталинки (или Махонькие острова).2.Все слова понятны.3.Махонькие (маленькие) острова.
Учитель при необходимости оказывает детям необходимую помощь, корректирует работу группы.
7.Физминутка. 2мин.
Спал цветок и вдруг проснулся.
Больше спать не захотел.
Потянулся, встрепенулся.
Взвился вверх и полетел.
Только солнце лишь проснется ,
Бабочка кружит и вьется.
(проговариваем и показываем движения).
8.Выступление групп и подведение итога.12 мин.
На слайде по мере выступления появляется план рассказа:
План рассказа:
- Проталинка на солнечной стороне оврага.
Махонькая
- Проталинка на склоне кургана.
у самого комля
Красные холодные ледышки
- Проталинка на таремском бугре.
На сугревах
Парок(пар), кормилица-земля
- Проталинка на озимом поле.
Озимое поле
Коровье копытце
Бесснежные пятнышки
Простенькое жилье
- Проталина-круговина.
Кузома
крутая подвьюжина
целая круговина
На бережку
6.Первые проталинки- махонькие острова.
-Как Вы думаете, что хотел сказать читателям автор Иван Трубин своим рассказом?
- Прочитаем еще раз слова, которые нам были незнакомы .
-Ласковые формы слов.
( Писатель поделился своими наблюдениями и переживаниями, призывая нас быть внимательными к переменам в жизни растений и животных. Поделился своей любовью к родному краю.)
- Обратите внимание, эпиграфом к своей книге Иван Евлампиевич взял слова Л.Н.Толстого «Счастье-это быть с природой, видеть ее, говорить с ней.»(на слайде)
Если позволяет время, то прочитываем еще раз выразительно целиком по цепочке весь рассказ (представители групп).
9.Рефлексия.2мин.
-На доске весенняя березка. На ней еще только зарождаются почки. Если Вашей группе было скучно, неинтересно или тяжело на уроке, над березой прикрепите облачко, а если урок для вас был интересным и полезным, то прикрепите лучик к солнышку.
- А теперь каждый оценит свою личную работу. Если Вы поняли, что хотел нам своим рассказом сказать Иван Трубин покажите улыбайку, если Вам необходимо еще не раз перечитать рассказ, чтоб понять о чем он-покажите неулыбайку.
10.Домашнее задание.1мин.
Сегодня задание по выбору (на слайде):
1.Выразительное чтение рассказа.
2.Наизусть один из абзацев.
Запишите выбранное ДЗ в дневник.
Используемые материалы:
1.Ожегов.С.И.Толковый словарь русского языка/под ред.проф.Л.И.Скворцова-М:ООО «Издательство «Мир и Образование»,2013.
2. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний».-М:АСТ:Астрель,2011. 3.Трубин И.Е. Хрустальные звоны:Рассказы.-Н.Н:»Нижполиграф»,1993.
4. Фирсова Т.Г. Современный урок литературного чтения: методический конструктор: учеб.-метод. пособие для студентов, обучающихся по направлениям 44.03.01 и 44.04.01 «Педагогическое образование» (начальное образование). – М.: Перо, 2018. – 211 с.
5. http://pcbs.ru-Материалы сайта Павловской ЦБС
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по литературному чтению Обобщение "Русские народные сказки" с применением презентации.
План-конспект урока по литературному чтению 2 класс Обобщение "Русские народные сказки" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет обобщить материал в игровой форме....
Интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку в 4 классе
Тема: М.О. Ауэзов «Сирота» ...
Интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку 1 класс "Спасибо, Азбука, тебе!"
Материал включает в себя цель,задачи, предполагаемые результаты, оборудование урока, а также подробный конспект урока с примерными ответами детей....
Интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку
На этом уроке дети учатся слушать собеседника, договариваться к распределению роли совместной деятельности, познают новле по данным темам....
Конспект урока по литературному чтению:"Великие русские писатели" 3 класс. Программа "Школа России"
Урок по литературному чтению для 3 класса с презентацией....
Урок по литературному чтению и русскому языку (1 класс)
Интегрированный урок по литератуному чтению и русскому языку в 1 классе УМК "Перспектива"...
Конспект урока по литературному чтению. «Стихи русских поэтов о зиме».
Конспект урока по внеклассному чтению для учащихся 3 класса....