Интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Басейн Зинаида Семеновна

На этом уроке дети учатся слушать собеседника, договариваться к распределению роли совместной деятельности, познают новле по данным темам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый интегрированный урок

литературного чтения и русского языка,

проведенный в 4 «А» классе 18 февраля 2012 года

Учитель Басейн Зинаида Семеновна

Тема урока: литературное чтение -  К. Бальмонт «Аромат солнца»

                        русский язык – Правописание безударных окончаний глаголов        1 и 2 спряжения.

Задачи урока:

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении;

 развитие умения слушать собеседника, договариваться в распределении роли в совместной деятельности;

развитие речи учащихся;

развитие кругозора, воображения, мышления;

формирование умения правильно писать безударные окончания глаголов 1 и 2 спряжения.

  1. Мотивация учебной деятельности

- Добрый день, уважаемые гости!

Мне не терпится начать урок и подарить радость общения с дет ьми, друг другом при солнышке, которое освещает наш класс. (Солнышко- фрагмент мультфильма «Мамино солнышко» стоп-кадр )

2. Эпиграф урока:                      « В солнце звуки и мечты,

 (на доске)                                     Ароматы и цветы

                                                        Все слились в согласный хор,

                                                        Все сплелись в один узор»

- Прочитайте эпиграф.

- Вам знакомы эти строчки?

- Кто автор?    (портрет К. Бальмонта)

Краткий рассказ учителя о поэте.

- Я надеюсь, что сегодня на уроке мы «сольемся в единый хор»  и у нас все получится, потому что участниками урока будете не только вы, ребята, но и ваши родители.

  1. Работа над стихотворением

- Я уже называла слово солнце. Какие ассоциации у вас связаны с этим словом? А ощущения?

- Прочитаем стихотворение К. Бальмонта «Аромат солнца».

- Какое настроение у вас вызвало это стихотворение (словарь настроений)

- Какими действиями наделил поэт солнце? Подчеркните эти слова(пахнет, светит, дышит)

- Почему автор так говорит про солнце: пахнет, светит, дышит? (солнце воспринимается автором как живое существо)

- Как называется такой прием в литературе? (олицетворение)

-Итак, с радостным, приподнятым настроением вернемся к действиям солнца.

3.Актуализация знаний по русскому языку

 -Какой частью речи являются эти слова? (глаголы)

На доске: пахн.т

                 свет.т

                 дыш.т

-Как вы думаете, какую орфограмму мы сегодня повторим? (правописание безударных окончаний глаголов)

-Расскажите алгоритм ваших действий ( 1.поставить глагол в неопределенную форму; 2. определить спряжение; 3. вставить пропущенную орфограмму)

- Вставьте пропущенные орфограммы. (Дети объясняют у доски)

4. Веселая переменка

- А сейчас давайте отдохнем. Отдых у нас будет активным и даже полезным. Упр. рассчитано на координацию движений. Итак, начнем: вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а потом  правой рукой –до кончика носа; затем быстро поменяйте положение рук: правая рука – левое ухо, левая рука- нос. (5раз)

5.Работа в командах

- А теперь поработаем в командах.

- Один ученик написал пословицы по памяти и кое-что перепутал. Запишите пословицы правильно, вставьте пропущенные орфограммы  и объясните смысл этих пословиц.

Карточки (у каждой команды, в т.ч. у родителей):

  • В зимний холод не вылов.шь и рыбку из пруда.

(Без труда не выловишь и рыбку из пруда)

  • С горки ед.шь , дальше будешь. (Тише едешь, дальше будешь)
  • Вал.т с больной лошади на здоровую. (Валит с больной головы на здоровую)
  • Подальше полож.шь, завтра возьмешь. (Подальше положишь, поближе возьмешь)
  • В пустой бочке всяк ума коп.т. (В доброй беседе всяк ума копит)

Проверка ( по 1 пословице каждая команда у доски – вставить пропущенное слово(а), объяснить орфограмму и смысл пословицы)

5.Игра «Найди лишнее слово»  Работа в командах

Карточки

  • Лермонтов, Тютчев, Есенин, Крылов
  • Рассказ, драма, эпитет, сказка
  • Поэма, хокку, повесть, стихотворение
  • Обстоятельство, подлежащее, дополнение, определение
  • Глагол, подлежащее, сказуемое, дополнение

Проверка

6. Рефлексия

Тест-игра «Да-нет»: если «да» - потянуться, достать солнышко, «нет» - прячемся, тучка налетела:

  • У глагола два спряжения? (да)
  • В 1 спряжении у глаголов в окончании и?  (нет)
  • Во 2 спряжении в окончании пишется и ?  (да)
  • Спряжение можно определить по неопределенной форме?  (да)

-Наш урок подходит к завершению, закончите любое из выражений:

 ( На доске)      Мне понравилось …

                         На уроке я узнал, что …

                         Меня удивило …

                         Мне бы хотелось …

- Вот и закончился  наш солнечный урок. Вы дружно работали, справились со всеми заданиями. «Все слились в единый хор, все сплелись в один узор», и на прощание я вам дарю это солнышко. (фрагмент мультфильма «Мамино солнышко»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку 1 класс "Спасибо, Азбука, тебе!"

Материал  включает в себя  цель,задачи, предполагаемые результаты, оборудование урока, а также подробный конспект урока с примерными ответами детей....

Урок по литературному чтению и русскому языку (1 класс)

Интегрированный урок по литератуному чтению и русскому языку в 1 классе УМК "Перспектива"...

Интегрированный урок в 3 классе(математика + русский язык + литературное чтение + технология) Урок обобщения и систематизации полученных знаний по теме:«Сложение и вычитание чисел в пределах 100».

Вид урока – нестандартный, урок-путешествие. Цели урока: • совершенствовать вычислительные навыки; • систематизировать знания о задаче и её решении; • развивать умение рассуждать, делать выводы; • пок...

Открытый интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку во 2 классе

Тема урока: А.А.Прокофьев " Люблю природу русскую" Цель: введение в новую тему по литературному чтению, общение знаний об имени существительном....

Открытый интегрированный урок по литературному чтению и русскому языку во 2 классе

Тема урока: А.А.Прокофьев "Люблю природу русскую" Цель: введение в новую тему по литературному чтению, обобщение знаний об имени существительном...