Рабочая программа "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по чтению (4 класс)

Бронникова Марина Геннадьевна

Литературное чтение на родном (русском) языке 4 класс, 34 ч

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literat_chtenie_na_rodnom_russ.yaz_4_kl.docx36.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Байкаловская средняя общеобразовательная школа»

Тобольского района Тюменской области

 Рабочая программа

начального общего образования

учебного предмета

«Литературное чтение на родном (русском) языке»

для 4 класса

                                                                                   Составил: Бронникова Марина Геннадьевна

учитель  начальных классов

 высшей квалификационной категории

2020 год

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса ФГОС НОО

ЛИЧНОСТНЫЕ результаты:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

2. Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3. Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

8. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, возможность сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

9. Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

4. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

5. Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

6. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

ПРЕДМЕТНЫЕ результаты:

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению с учётом специфики содержания предметной области „Филология", должны отражать:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

К концу обучения в 4 классе ученик достигнет следующих результатов и научится:

—  понимать и оценивать духовные ценности, которые несёт в себе художественная литература; объяснять понятия «честность», «отзывчивость», «ответственность», «добро», «зло»;

—  понимать значение отечественной и зарубежной литературы как части культуры, сохраняющей и передающей нравственные ценности, традиции, этические нормы общения;

—  осознавать себя гражданином России, понимать ценность многонациональной литературы своей страны и мира;

—  проявлять доброжелательность и отзывчивость к другим людям, уважительное отношение к культуре других народов;

 —  работать с произведениями, книгами, проектами по темам и разделам индивидуально, в парах и группах, пользуясь коммуникативными универсальными умениями (умением слушать одноклассников и учителя, дискутировать с ними, грамотно выражая свою позицию и при этом уважая мнение и позицию собеседников);

—  пользоваться регулятивными универсальными учебными действиями в организации своей работы с литературными произведениями (понимать учебную задачу, составлять алгоритм учебных действий, выполнять учебные действия, контролировать свои действия, оценивать результат работы).

 Виды речевой и читательской деятельности

Учащиеся научатся:

1. Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

2.  Осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое)в зависимости от цели чтения;

3.  Понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам;

4. Составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

5. Наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

6. Пользоваться элементарными приёмами анализа текста;

7. Составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;

8. Самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой

9. Понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

10. Задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

11. Делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

12. Находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);

13. При выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;

14. Пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.

Учащиеся получат возможность научиться:

1. Понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры;

2. Выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.);

3. Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

4. Пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности; эстетически воспринимать произведения литературы, замечать образные выражения в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий образ;

5. Участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения;

6. Формулировать один вопрос проблемного характера к изучаемому тексту; находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственное мнение о проблеме;

7. Делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей;

8.Находить в произведениях средства художественной выразительности;

9. Пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст, включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

1. Сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой;

2. Пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;

3. Пересказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.

Учащиеся получат возможность научиться:

оставлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

1. Понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм;

2. Определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками;

3. Понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте;

4. Осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия;

5. Находить в произведении средства художественной выразительности.

Учащиеся получат возможность научиться:

1.Сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение,  метафора);

2.Определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

3.Создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.

  1. Содержание учебного предмета (34 часа)

Литературное чтение на родном (русском) языке 4 класс 34 ч

Вводный урок 1ч 

Произведения фольклора. Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки.

Волшебная сказка 5 ч

Волшебный мир сказок. Особенности волшебной сказки. Крупицы народной мудрости. Русские баснописцы. Сказки народов России. Характеристика героев сказки. Волшебные сказки народов мира. Народные легенды.

Особенности волшебной сказки. Самостоятельное чтение. Сказки народов России. Характеристика героев сказки. Волшебные сказки народов мира. Пересказ. Семейное чтение.

Люби всё живое 6 ч

В. Бианки «Лесная газета» Особенности художественного текста.   В. Чаплина  «Питомцы зоопарка»  Деление текста на части. И.Пузанов «Рыбалка». Составление вопросов к тексту. Краткий пересказ. Д. Мамин-Сибиряк «Вертел». Составление плана к тексту. Пересказ. Герой художественного текста. Его особенности. И.Пузанов «Рыбалка». Составление вопросов к тексту. Б. Житков «Мангуста». А.И.Куприн «Барбос и Жулька».

Русские писатели 11  ч

А. Пушкин « У лукоморья дуб зеленый» Особенности сюжета. Сказки А.С. Пушкина. Краткий пересказ. М. Ю. Лермонтов Стихи о русской природе. Слушание и работа с книгами.  Художественные рассказы.  Л.Н. Толстой «Акула». Познавательные рассказы. Л.Н. Толстой «Русак».  Особенности сюжета. Книги о ребятах и их делах. А.Гайдар «Тимур и его команда». Семейное чтение. Произведения о долге и храбрости. И. Тургенев «Капля жизни». Книги о дружбе и взаимопомощи. Ю. Куклачев «Мои друзья кошки» Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения. Е. Чарушин, В. Голявкин. Н. А. Заболоцкий «Детство». А.П. Чехов « Мальчики».

Литературная сказка 4 ч

В. Одоевский. Сказки. Особенности литературной сказки. Герои произведения. Произведения писателей классиков ХIХ века. В.М.. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

Картины родной природы 7 ч      

Люби живое. М. Пришвин «Рождение кастрюльки». Стихи русских поэтов о любви  к Родине. Стихотворения Пушкина, Есенина. А. П. Платонов «Любовь к родине, или путешествие воробья». И. А. Бунин «Детство». Афанасий Фет «Это утро, радость эта…». Произведения русских поэтов 19 века о родной природе. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу.

  1. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№п/п

Раздел

Тема урока

Количество часов

1.

Вводный урок 1 ч

Произведения фольклора. Малые жанры фольклора: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки.

1

2.

Волшебная сказка 5 ч

Волшебный мир сказок. Особенности волшебной сказки.

1

3.

Крупицы народной мудрости. Русские баснописцы.

1

4.

Сказки народов России. Характеристика героев сказки.

1

5.

Волшебные сказки народов мира.

1

6.

Народные легенды.

1

7.

Люби всё живое 6 ч

В. Бианки «Лесная газета». Особенности художественного текста.

1

8.

В. Чаплина  «Питомцы зоопарка»  Деление текста на части.

1

9.

И.Пузанов «Рыбалка». Составление вопросов к тексту.

1

10.

Д. Мамин-Сибиряк «Вертел». Составление плана к тексту. Пересказ.

1

11.

Б. Житков «Мангуста». Герои произведения.

1

12.

А.И.Куприн «Барбос и Жулька».

1

13.

Русские писатели  11 ч

А. Пушкин « У лукоморья дуб зеленый». Особенности сюжета.

1

14.

Сказки А.С. Пушкина. Краткий пересказ.

1

15.

М. Ю. Лермонтов Стихи о русской природе. Слушание и работа с книгами.   

1

16.

Художественные рассказы. Л.Н. Толстой «Акула». Особенности сюжета.

1

17.

Познавательные рассказы. Л.Н. Толстой «Русак».

1

18.

Книги о ребятах и их делах. А.Гайдар «Тимур и его команда». Семейное чтение.

1

19.

Произведения о долге и храбрости. И. Тургенев «Капля жизни».

1

20.

Книги о дружбе и взаимопомощи. Ю. Куклачев «Мои друзья кошки».

1

21.

Книги писателей, которые иллюстрируют свои произведения. Е.Чарушин, В. Голявкин.

1

22.

Н. А. Заболоцкий «Детство».

1

23.

А.П. Чехов « Мальчики».

1

24.

Литературная сказка 4 ч

В. Одоевский. Сказки. Особенности литературной сказки.

1

25.

Произведения писателей классиков ХIХ века.

В.М.. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

1

26.

Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени».

1

27.

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

28.

Картины родной природы 7 ч    

Люби живое. М.Пришвин «Рождение кастрюльки».

1

29.

Стихи русских поэтов о любви  к Родине.

1

30.

Произведения русских поэтов 19 века о родной природе.

1

31.

А. П. Платонов «Любовь к родине, или путешествие воробья».

1

32.

И. А. Бунин «Детство».

1

33.

Афанасий Фет «Это утро, радость эта…».

1

34.

Маленькие и большие секреты страны Литературии.   Обобщение по разделу.

1

Итого: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон.

Рабочие программы "Школа 2100". Математика Петерсон....

рабочая программа по математике класс Начальная школа века

Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

Рабочая программа. Школа 21 века. 2 класс

Рабочая программа по всем предметам.  "Школа 21 века. " 2 класс. В программе разработаны индивидуальные "маршруты" для детей, имеющих затруднения в обучениии развитии,а также для детей, имеющих с...

Рабочая прогрвмма Школа 21 века 3 класс

Программа соответствует ФГОС, позволяет учителю создавать условия  для формирования у школьников учебных дествий, направленных на результат обучения....

Рабочая программа "Наследие веков" для 6-7 класса

Актуальность программы определяется современными требованиями образования, потребностями общества.  Она определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является ос...