Технологическая карта Русская народная сказка Каша из топора (литературное чтение 2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Технологическая карта и презентация Русская народная сказка Каша из топора (литературное чтение 2 класс)
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Урок литературного чтения во 2 классе (УМК «Школа России») Учитель: Горецкая Евгения Александровна. | |
Тема | Русская народная сказка «Каша из топора». Соотнесение смысла пословицы со сказочным текстом. Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. |
Педагогическая цель | Создать условия для ознакомления с понятием «бытовая сказка»; способствовать развитию речи, навыков чтения, умения анализировать текст. |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Планируемые результаты (предметные) | научатся: читать, выражая настроение произведения; характеризовать героев сказки; соотносить качества героев сказки с их поступками; называть русские народные сказки и их героев; получат возможность научиться: рассказывать сказку по иллюстрации, по плану; соотносить пословицу и сказочный текст, рисунок и сюжет сказки; придумывать свои собственные сказочные сюжеты; самостоятельно оценивать свои достижения. |
Личностные результаты | Сравнивают поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливают поступки героев. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективный способ достижения результата; Коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера. |
Методы, формы работы | Формы: фронтальная, индивидуальная; методы: словесный, наглядный, практический. |
Образовательные ресурсы | Учебник Горецкий В.Г Литературное чтение. 2 класс, 1 часть.; м/м презентация. |
ХОД УРОКА
Этапы урока. Цели. | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока; актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | Приветствие; Эмоциональный настрой; Проверка готовности к уроку. | -Здравствуйте, ребята. -Прозвенел звонок весёлый, Приглашает на урок. Встали все у парт спокойно, Начинаем ровно в срок. Тихо сядем, не нарушим тишину, И тихонечко, тихонько Я сейчас урок начну. -Приведите в порядок свое рабочее место. -Присаживайтесь, начнем урок. -На столах у вас должен лежать дневник, учебник литературного чтения. | Приветствует учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный эмоциональный настрой на урок. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок. |
II. Речевая разминка. Цель: подготовка артикуляционного аппарата учащихся к чтению. | Упр. в отработке дыхания. | -Представьте, что вы находитесь в цветочном магазине. Медленно вдохните через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Медленно выдохните. (3 раза) | Показывает упражнение в отработке дикции. | Выполняют упражнения под руководством учителя. |
Упр. в отработке дикции. | Сл.1 -А теперь поработаем над дикцией: прочитаем скороговорку. Корова Красотка кормила крота Морковкой, капустой, калиной с куста. -Прочитайте этот текст четко медленно (читают хором) -А теперь прочитайте с вопросительной интонацией. -А теперь прочитайте с сожалением. -А теперь прочитайте с восхищением (восклицательная интонация) | Даёт целевую установку, формулирует задачу. | Читают скороговорку совместно с учителем. | |
III. Проверка домашнего задания. Цель: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания. | Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль». | -Ребята, дома вам нужно было подготовить пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль». -Какова главная мысль этой сказки? (как сам будешь себя вести с людьми, так и они себя будут вести с тобой; «Как аукнется, так и откликнется») -Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. (4 человека пересказывают сказку) | Актуализирует опорные знания и умения, мотивирует учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению, фиксирует затруднения и дает им обоснование. Оценка "5" - выполнены правильно все требования Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования. | Пересказываю сказку. Критерии к выразительному чтению: 1. Точность пересказа. 2. Выразительность. 3. Правильный выбор темпа. 4. Соблюдение нужной интонации. |
IV. Актуализация знаний. Цель: актуализация субъективного опыта учащихся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений). | Беседа о сказках. | - Что такое устное народное творчество? (Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не записывающие свои сочинения, а передаваемого из уст в уста из поколения в поколение) | Актуализирует опорные знания и умения, мотивирует учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельному осуществлению, фиксирует затруднения и дает им обоснование. | Вспоминают, что такое устное народное творчество, какие бывают сказки. |
V. Целеполагание. Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. | 1.Введение в тему урока. | Сл.3 | Подводит учащихся к определению цели и задач предстоящей работы. | Слушают учителя, отвечают на его вопросы. |
2. Определение темы и задач урока. | - Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «Каша из топора», обсудим героев сказки, составим её план. - Какие задачи поставим перед собой?
| Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи. | Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач. | |
VI. Изучение нового материала. Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала. | Первичное восприятие текста (просмотр видеофильма); | -Откройте учебники на стр. 44. Прочитайте название сказки. (Видеоролик сказки «Каша из топора») -Сейчас вы внимательно прослушаете сказку и ответите на вопрос: - К какому виду относится сказка? Кто ёё главные герои? | Ставит целевую установку. Включает видеозапись. | Просматривают видеозапись; выполняют целевую установку учителя. |
Проверка первичного восприятия;
| -Мы прослушали сказку. Удивило ли вас название сказки? -Кто её главные герои? (солдат и старуха) - К какому виду относится сказка? (бытовая сказка) - По каким признакам вы догадались, что это сказка бытовая? (в бытовых сказках описывается жизнь обычных людей, их быт и повседневность, главные герои люди. Добро всегда побеждает зло, благодаря смекалке, смелости и хитрости.) Сл.4 -В тексте встретились слова, которые сейчас не употребляются. Попробуем объяснить их значение. Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время. Служивый – солдат, военнослужащий. Изба – деревянный, крестьянский дом. Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка. Вдоволь – достаточно. Чулан – помещение в доме, служило кладовой. Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса. Котёл – большой металлический сосуд для варка пищи. Коли – если бы. Этакую – такую. Смётка – смекалка. | Задаёт вопросы, поставленные в целевой установке. Объясняет смысл сложных слов, встретившихся в стихотворении. | Отвечают на вопросы учителя по целевой установке. Слушают учителя, узнают смысл сложных слов, которые встретились в стихотворении. | |
Повторное чтение и анализ произведения (чтение по цепочке); | -Прочитаем сказку ещё раз по цепочке. И составим план. - Откройте страницу 44, поставили палец в начале произведения. Внимательно следите за текстом. (по ходу чтения составляется план, учитель записывает его на доске) Сл.5 1. Появление солдата в доме старухи. Сл.6 -Понравился ли вам солдат? Чем? (понравился, потому что он умный и хитрый) - Дайте характеристику солдату. Какой он? · Сообразительный (Солдат сообразил, как кашу сварить «из ничего», перехитрил старуху.) · Находчивый (Также можно его назвать находчивым. Он не стал старуху упрашивать дать ему поесть, сам придумал, как выйти из ситуации.) · Добрый (Ещё солдата можно назвать добрым. Он ни одного слова плохого не сказал старухе, вежливо, по-доброму с ней обращался.) · Умный. - Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберете: · Вредная, · Жадная (Про старуху можно сказать, что она жадная и глупая. Она так и не поняла, что обманула сама себя.) · Хитрая, · Злая. | Формулирует учебную задачу. Следит и контролирует чтение учащихся. Исправляет ошибки. Задаёт вопросы. Исправляет и дополняет ответы учащихся. | Читают сказку по цепочке. Отвечают на вопросы учителя. Объясняют значение слов. Делают выводы. | |
Первичные выводы об идейно-тематическом своеобразии произведения. | -Итак, мы прочитали бытовую сказку. - Добился ли солдат своего? Что ему помогло?(Да, добился. Хотел поесть и поел. Помогла ему смекалка, доброе обращение со старухой, вежливость. Наказал старуху за жадность.) - Прав ли солдат? (Так поступать солдата жизнь заставила, иначе от голода бы умер.) - Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?(Сказитель на стороне солдата. Какие бы трудности не свалились на солдата, он не унывает. Находит выход из любой ситуации. Жадность и глупость должны быть наказаны. Только старуха этого не поняла. Солдат очень симпатичен сказителю.) -Чему она нас учит? (русская народная сказка "Каша из топора" учит нас всегда находить выход из любой ситуации, быть находчивым и относиться к временным невзгодам с юмором.) | Создаёт атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе. Обеспечивает правильность усвоения нового учебного материала. | Выполняют задание учителя. Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы, опираясь не текст в учебнике. | |
ФИЗМИНУТКА | -Встаём из-за парт, немного отдохнём. Мишка вылез из берлоги. -Тихо садимся. | Показывает движения учащимся. | Повторяют движения за учителем.
| |
VII. Закрепление изученного. Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. | 1.Работа с иллюстрацией. | Сл.7 - Обратите внимание на слайд. Поставьте картинки в логическом порядке. - Найдите в учебнике подходящий диалог к данным иллюстрация. | Ставит перед учащимися целевую установку. | Выполняют задания учителя. |
2. Игра «Найди предмет». | Сл.8 - Предлагаю вам поиграть. Посмотрите внимательно на картинки, представленные на слайде. Перечислите предметы, которые не упоминались в сказке? - Выберите очередность только те продукты, которые солдат добавлял в кашу (топор, вода, соль, крупа, масло) - Чему удивилась старуха? Докажите словами текста (Вот уж не думала, что из топора можно такую добрую кашу сварить). Добрую - это значит вкусную. - Ребята, а действительно ли из топора получилась такая вкусная каша? (нет, каша получилась вкусная, потому что там была крупа, масло и соль) | Предлагает детям перечислить предметы, которые не упоминались в сказке, и выбрать очередность продуктов которые употреблялись в сказке. | Выполняют задания учителя опираясь на текст учебника. | |
Соотношение пословицы с темой сказки. | Сл.9 -На слайде вы видите слова, из них нужно собрать пословицу (На слайде слова: богатства, Смётка, дороже) -Какая пословица у нас получилась? (Смётка дороже богатства) -Как вы понимаете слово «Смётка»? (смекалка) -Как вы понимаете смысл пословицы «Смётка дороже богатства»? (если ты обладаешь смекалкой, то и богатство тебе не нужно) -Подходит ли эта пословица к нашей сказке? Почему? (подходит, потому что солдат был смекалистый и смог проучить жадную старуху) | |||
VIII. Итог урока. Цель: инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | Рефлексия. | - С какой новой сказкой познакомились на уроке? Выберите и продолжите любое предложение. Сл.10 а) На сегодняшнем уроке я узнал … б) На этом уроке я похвалил бы себя за … в) Сегодня я сумел … | Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока. Мобилизует учащихся на рефлексию своего поведения. Обеспечивает оценивание учащимися своей работы на уроке. | Осуществляют активную и продуктивную деятельность. Соотносят цель учебной деятельности и её результаты, оценивают результаты своей деятельности ан уроке. |
Домашнее задание. | - Дома вам нужно научиться пересказывать сказку. | Дает информацию о домашнем задании. | Записывают домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА
Вспомните устаревшие слова и объясните их значение побывка - служивый – изба - в арево – сдобрить - приезд в отпуск на короткое время солдат, военнослужащий деревянный крестьянский дом горячее жидкое кушанье или похлёбка добавить что-либо в пищу для вкуса
План 1. Появление солдата в доме старухи. 2. Солдат варит кашу. 3. Солдат угощает хозяйку кашей.
вредная сообразительный н аходчивый хитрый злая умный добрый жадная Характеристика персонажей.
1 2 3 4
1 2 3 4 5
богатства дороже Смётка Смётка дороже богатства
На сегодняшнем уроке я узнал … На этом уроке я похвалил бы себя за … Сегодня я сумел …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская народная сказка "Каша из топора" урок во 2 классе
- В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происх...
Работа над русской народной сказкой "Каша из топора". (1 класс)
На уроке литературного чтения в 1 классе ребята открывают новое в хорошо знакомой русской народной сказке "Каша из топора".Дети знакомятся с синонимами ЖАДНЫЙ-СКУПОЙ на примере русских народных послов...
Конспект урока по литературному чтению. 2 класс. Русская народная сказка "Каша из топора"
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе...
Презентация по литературному чтению "Русская народная сказка. Каша из топора".
Презентация по литературному чтению во 2 классе. УМК "Школа России"....
Русская народная сказка «Каша из топора». Характеристика героев сказки.
В конспекте урока дана характеристика главных героев. Дан проблемный и стилистический анализ сказки....
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Каша из топора"
Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Каша из топора"...
Тема. Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из топора».
Литературное чтение Тема. Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из топора»....