Тема. Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из топора».
план-конспект занятия по чтению (2 класс)

Литературное чтение

Тема. Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из топора».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie.docx44.25 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема. Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из топора».

Цели:

1. Познакомить с одним из видов сказок – бытовой сказкой.

2. Прививать интерес к чтению.

3. Работать над выразительностью чтения.

4. Развивать речь, пополнять словарный запас.

Планируемые  образовательные  результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать, выражая настроение произведения; характеризовать героев сказки; соотносить качества героев сказки с их поступками; называть русские народные сказки и их героев; получат возможность научиться: рассказывать сказку по иллюстрации, по плану; соотносить пословицу и сказочный текст, рисунок и сюжет сказки; придумывать свои собственные сказочные сюжеты; самостоятельно оценивать свои достижения.

Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.

Личностные: сравнивают поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливают поступки героев

Тип урока: урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

– Какую тему мы изучали на уроке литературного чтения? («Устное народное творчество».)

– Какие жанры относятся к устному народному творчеству? (Пословицы, песни, сказки, поговорки.)

- Приведите примеры.

Бабушка, расскажи мне сказку.

- А какую хочешь сказку, внучок?

- Бабушка, а разве сказки бывают разные?

- А как бы вы ответили на этот вопрос? 

(схема-опора)

https://urok.1sept.ru/articles/211594/img1.jpg

- Я уверена, что все вы любите сказки. А чем они вас привлекают?

“Сказка - ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок!” (На доске)

- Чему может научить сказка?

(Сказка учит добру и справедливости. Учит понимать чужую беду, всегда приходить на помощь)

2. Проверим, как вы знаете сказки.

  1. Как называется аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёты?
  2. Кто хвостом рыбу ловил?
  3. Кто говорил такие слова: “Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы, в дальние просторы”?
  4. Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.
  5. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка.

(Ответы учеников учитель пишет на доске)

img2.jpg (14003 bytes)

- Здесь спряталось ещё одно слово. Найдите его.

...

- Что обозначает слово ТОПОР? (Инструмент для рубки…)

- Сегодня мы будем читать сказку “Каша из топора”.

3. Первичное чтение. (стр. 37-38)

- Назовите главных героев сказки?

4. Самостоятельное чтение.

- Отметьте при чтении непонятные слова.

ПОБЫВКА – короткий отпуск

ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК – человек, который находится в пути.

СЛУЖИВЫЙ – военнослужащий, солдат

ПОСКУПИЛАСЬ – пожалела

ПРИМЕТИЛ – обратил внимание

СДОБРИЛИ – добавили для улучшения вкуса

ДИВИТСЯ – удивляется

- Почему в сказке так много устаревших слов?

- Давайте подберём слова, которые характеризуют героев.

СОЛДАТ

БАБА

Умный

хитрая

Находчивый

жадная

Сообразительный 

скупая

Жизнерадостный 

глупая

Неунывающий

- В чём проявились эти черты. Докажите (Выборочное чтение)

- Кто вам больше понравился? Почему?

- Какая это сказка? Ответ обосновать.

Учащимся предлагается сделать вывод о том, что высмеивается в бытовых сказках, а что прославляется.

(!) В бытовых сказках высмеиваются лень, жадность, прославляется ум, смекалка простых людей.

- Какой урок для себя вы извлекли, прочитав эту сказку?

- Какую пословицу можно подобрать к сказке?

1. Догадка не хуже разума.

2. Смётка дороже богатства.

3. Глупый киснет, а умный всё промыслит.

(Работа над содержанием пословицы)

Обобщение:

- Какие бывают сказки?

- Назовите особенности бытовой сказки.

Домашнее задание: 

Чтение сказки по ролям; пересказ; по желанию -  попробовать сочинить бытовую сказку.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная сказка «Каша из топора».

Цели урока: ознакомить детей с новым видом сказок - бытовой сказкой - на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать на­выки выразительного чтения; обогащать речь учащихся; учить раб...

Русская народная сказка "Каша из топора" урок во 2 классе

-      В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происх...

русская народная сказка "Колобок" (на английском языке)

Может использоваться на внеклассной работе по английскому языку (с использованием ИКТ)...

Образ героев в русских народных сказках

Интегрированный урок, способствует развитию познавательной активности обучающихся....

Конспект урока по литературному чтению Тема: «Каша из топора» (русская народная сказка).

Пояснительная записка к уроку литературного чтения с презентацией по теме «Каша из топора» - русская народная бытовая сказка.   Цели урока:Познакомить детей с новым видом сказок ...

Русская народная сказка «Каша из топора». Характеристика героев сказки.

В конспекте урока дана характеристика главных героев. Дан проблемный и стилистический анализ сказки....

Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.

Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....