Тема. Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из топора».
план-конспект занятия по чтению (2 класс)
Литературное чтение
Тема. Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из топора».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 44.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Тема. Бытовые сказки: особенности построения и язык. Диалоги героев в русской народной сказке «Каша из топора».
Цели:
1. Познакомить с одним из видов сказок – бытовой сказкой.
2. Прививать интерес к чтению.
3. Работать над выразительностью чтения.
4. Развивать речь, пополнять словарный запас.
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся: читать, выражая настроение произведения; характеризовать героев сказки; соотносить качества героев сказки с их поступками; называть русские народные сказки и их героев; получат возможность научиться: рассказывать сказку по иллюстрации, по плану; соотносить пословицу и сказочный текст, рисунок и сюжет сказки; придумывать свои собственные сказочные сюжеты; самостоятельно оценивать свои достижения.
Метапредметные: познавательные: пользуются справочными источниками для нахождения необходимой, дополнительной информации; регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определяют наиболее эффективный способ достижения результата; коммуникативные: аргументированно высказывают свою позицию; осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
Личностные: сравнивают поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливают поступки героев
Тип урока: урок первичного изучения и закрепления новых знаний.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
– Какую тему мы изучали на уроке литературного чтения? («Устное народное творчество».)
– Какие жанры относятся к устному народному творчеству? (Пословицы, песни, сказки, поговорки.)
- Приведите примеры.
- Бабушка, расскажи мне сказку.
- А какую хочешь сказку, внучок?
- Бабушка, а разве сказки бывают разные?
- А как бы вы ответили на этот вопрос?
(схема-опора)
- Я уверена, что все вы любите сказки. А чем они вас привлекают?
“Сказка - ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок!” (На доске)
- Чему может научить сказка?
(Сказка учит добру и справедливости. Учит понимать чужую беду, всегда приходить на помощь)
2. Проверим, как вы знаете сказки.
- Как называется аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёты?
- Кто хвостом рыбу ловил?
- Кто говорил такие слова: “Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы, в дальние просторы”?
- Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.
- Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка.
(Ответы учеников учитель пишет на доске)
- Здесь спряталось ещё одно слово. Найдите его.
...
- Что обозначает слово ТОПОР? (Инструмент для рубки…)
- Сегодня мы будем читать сказку “Каша из топора”.
3. Первичное чтение. (стр. 37-38)
- Назовите главных героев сказки?
4. Самостоятельное чтение.
- Отметьте при чтении непонятные слова.
ПОБЫВКА – короткий отпуск
ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК – человек, который находится в пути.
СЛУЖИВЫЙ – военнослужащий, солдат
ПОСКУПИЛАСЬ – пожалела
ПРИМЕТИЛ – обратил внимание
СДОБРИЛИ – добавили для улучшения вкуса
ДИВИТСЯ – удивляется
- Почему в сказке так много устаревших слов?
- Давайте подберём слова, которые характеризуют героев.
СОЛДАТ | БАБА |
Умный | хитрая |
Находчивый | жадная |
Сообразительный | скупая |
Жизнерадостный | глупая |
Неунывающий |
- В чём проявились эти черты. Докажите (Выборочное чтение)
- Кто вам больше понравился? Почему?
- Какая это сказка? Ответ обосновать.
Учащимся предлагается сделать вывод о том, что высмеивается в бытовых сказках, а что прославляется.
(!) В бытовых сказках высмеиваются лень, жадность, прославляется ум, смекалка простых людей.
- Какой урок для себя вы извлекли, прочитав эту сказку?
- Какую пословицу можно подобрать к сказке?
1. Догадка не хуже разума.
2. Смётка дороже богатства.
3. Глупый киснет, а умный всё промыслит.
(Работа над содержанием пословицы)
Обобщение:
- Какие бывают сказки?
- Назовите особенности бытовой сказки.
Домашнее задание:
Чтение сказки по ролям; пересказ; по желанию - попробовать сочинить бытовую сказку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русская народная сказка «Каша из топора».
Цели урока: ознакомить детей с новым видом сказок - бытовой сказкой - на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать речь учащихся; учить раб...
Русская народная сказка "Каша из топора" урок во 2 классе
- В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происх...
русская народная сказка "Колобок" (на английском языке)
Может использоваться на внеклассной работе по английскому языку (с использованием ИКТ)...
Образ героев в русских народных сказках
Интегрированный урок, способствует развитию познавательной активности обучающихся....
Конспект урока по литературному чтению Тема: «Каша из топора» (русская народная сказка).
Пояснительная записка к уроку литературного чтения с презентацией по теме «Каша из топора» - русская народная бытовая сказка. Цели урока:Познакомить детей с новым видом сказок ...
Русская народная сказка «Каша из топора». Характеристика героев сказки.
В конспекте урока дана характеристика главных героев. Дан проблемный и стилистический анализ сказки....
Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Особенности русской народной сказки. Характеристика героев сказки.
Создать условия для понимания восприятия русской народной сказки «Лиса и тетерев»....