Конспект урока по литературному чтению. 2 класс. Русская народная сказка "Каша из топора"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Чернова Елена Владимировна

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_narodnaya_skazka_kasha_iz_topora.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

         Тема:     Русская народная сказка "Каша из топора"

        

Цель:

Познакомить с одним из видов сказок – бытовой сказкой.

Тип урока: урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Оборудование: :  аудиозапись сказки;

                          выставка книг с русскими народными сказками;

                              рисунки и поделки на тему сказок;                        

                                          учебник Л.Ф.Климановой «Родная речь»

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Путь наш будет неблизкий. И чтобы отправиться в дорогу нам нужно познакомиться.

- А как люди знакомятся?

А ещё можно познакомиться глазами. Внимательно посмотрим, друг на друга и улыбнемся. Ведь с улыбки начинается дружба, а она поможет преодолеть все трудности.

2. Сообщение темы.

А сейчас внимание! Послушаем музыкальное послание и скажем, куда же мы отправимся в путешествие. (Звучит песня “Сказки  гуляют по свету”)

Итак, мы отправляемся в сказку.

Перед дальней дорогой всегда звучит напутствие и сейчас мы послушаем стихотворение и подумаем, какая строчка в нем самая важная.

Читает ученик:

Если очень захотеть

 В сказке можно очутиться.

 У героев старых сказок

 Можем мы всю жизнь учиться!

 Как прекрасно добрым быть,

 Как со злом бороться надо,

 Как в житейском море плыть,

 Чтоб в конце ждала награда!

-Сегодня мы будем учиться у героев сказок. Ну что же! В путь!

3. Проверка домашнего задания.

- Вы любите сказки?    

-А что такое сказка?  

-Давайте вспомним,  какие виды сказок мы знаем?

- О чём рассказывают бытовые сказки? (в бытовых сказках говорится о бедных или богатых людях)

- В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят  в обычных домах, в деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

-Я уверена, что все вы любите сказки. А чем они вас привлекают? ( Сказки интересные, они увлекают нас в волшебный мир)

“Сказка - ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок!”

- Чему может научить сказка?

(Сказка учит добру и справедливости. Учит понимать чужую беду, всегда приходить на помощь)

- Что обозначает слово ТОПОР? (Инструмент для рубки…)  

 4. Сегодня мы познакомимся со сказкой “Каша из топора”.

-Посмотрите на выставку книг. В разные годы издавалась эта книга для детей, разные художники иллюстрировали её. Эти книги читали ваши родители и даже бабушки и дедушки.

    Слушание записи сказки

- Какое чувство вызвала у вас эта сказка?

- Каким должен быть автор, чтобы написать такую сказку?

- А кто автор этой сказки?  (народ)

Эта сказка передавалась из поколения в поколение. Ее рассказывали простые люди: рыбаки, лесорубы, няньки. Сказка переходила от одного рассказчика к другому. Над ней поработало множество талантливых людей. Поэтому она так хороша и мудра.

- Назовите героев сказки. (Солдат, старуха)

- Как солдат обратился к хозяйке?  Каким голосом нужно читать эти слова?

- А дальше в сказке как называют старуху?  Почему?

- Как же автор относится к старухе? За что он ее осуждает?

- Какой вам показалась старуха? На кого она похожа?

 Обратили ли вы внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат

 и как лицемерно отвечает ему старуха?

5. Чтение  по цепочке, по ходу чтения словарная работа

                 

ПОБЫВКА – короткий отпуск

ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК – человек, который находится в пути.

СЛУЖИВЫЙ – военнослужащий, солдат

ПОСКУПИЛАСЬ – пожалела

ПРИМЕТИЛ – обратил внимание

СДОБРИЛИ – добавили для улучшения вкуса

ДИВИТСЯ – удивляется

- Почему в сказке так много устаревших слов? ( Сказка живёт в народе много десятилетий)

- Давайте подберём слова, которые характеризуют героев. (На доске прикреплены слова, их надо сгруппировать)  Солдат, старуха, умный, хитрая, находчивый, жадная, скупая, сообразительный, жизнерадостный, глупая, неунывающий)

 6. Работа у доски:

СОЛДАТ                                                БАБА

                    находчивый                                        хитрая

                умный                                                        жадная

                сообразительный                                  скупая

                жизнерадостный                                        глупая

                неунывающий

- Кто вам больше понравился? Почему?

- Какая это сказка? (Бытовая)

- Что высмеивается в бытовых сказках, а что прославляется.

(В бытовых сказках высмеиваются лень, жадность, прославляется ум, смекалка простых людей.)

- Какой урок для себя вы извлекли, прочитав эту сказку?

7. Работа в группах.

Народная мудрость заключена не только в сказках, но и в пословицах и поговорках. К нам на урок прибыли три пословицы, но в пути слова перепутались и без вашей помощи мне не обойтись. (Каждая команда составляет пословицу из отдельных слов)

Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.

Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.

Доброе дело без награды не останется.

 Проверка

- По адресу ли приехали пословицы?

8. Итог урока.

-Что в сказке фантастического, а что действительно могло случиться?

-Добился ли солдат своего? Что ему помогло?

-Прав ли солдат?

- Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?

-Как понимаете смысл предложения: «А солдат ест да посмеивается»

-Победило ли добро?

Домашнее чтение: проинсценировать сказку.

Каша из топора.

За столом сидят Старик, Старуха и Внучка. Они ужинают.

Старуха.

        Ешьте, ешьте пироги,

        Пироги из кураги,

        Пейте молоко и чай…

Внучка. Мне конфетку к чаю дай!

Старуха.

        Тише, Маша, не кричи,

        Ешь-ка лучше калачи                        Звучит песня , поёт солдат

Раздаётся стук в дверь

                                                        

Старик. Кто же к нам пришёл?

Старуха.

        А у нас тут полный стол…

        Этот поздний гость не зван,

        Отнесу еду в чулан.

Старуха убирает еду со стола. Старик отворяет дверь. Входит Солдат.

Солдат.  Вечер добрый добрым людям!

Старик. Проходи, вечерять будем.

Старуха.   Вот, солдат, чайку попей…

Солдат.  

        Мне б сейчас горячих щей!

        И краюшку хлеба с салом

        Тоже бы не помешала.

Старуха.

        И, служивый, где там сала,

        Хлеба нынче не видала.

Старик. Бабка, ну а калачи?

Старуха.  Что ты, старый? Уж молчи…

Внучка.  Ну а может, пироги?

Старуха.                 

        Шутишь, Машенька? Беги,

        Принеси лучше водицы,

        Чтоб служивому умыться.

Солдат.

        Не печалься, я сейчас

        Кашу наварю для вас.

        Где тут мой стоит мешок?

Старуха. Что в мешке-то?

Солдат.

        Котелок.

        Печку, бабка, разжигай

        Да чуток водицы дай.

        Кашу сварим на ура!

Старуха.  Из чего?

Солдат (посмеивается)

        Из топора…

        Уж топор-то есть у вас?

Старуха.  Принесу его сейчас….

Приносит топор. Солдат кладёт топор в котелок.

Солдат  (помешивает в котелке).

        Пусть поварится немножко,

        Я пока взгляну в окошко…

        Ветер за окном шумит…

        Бабка, каша уж кипит!

        Ишь ты, как она бурлит,

        Её б малость подсолить.

Старуха.  На, служивый ложку соли.

Внучка. Доварили кашу, что ли?

Солдат.

        Всё, уже почти готова…

        Маслица б сюда какого.

        Каша вышла бы на славу!

Старуха.

        Ну, не знаю даже, право,

        Сальца там кусочек был…

Солдат (помешивает в котелке).

        Ах ты, чуть не позабыл!                        

        Прихвати чуток пшена!

        Ай да каша, ай чудна!

        А теперь прошу всех сесть,

        Сейчас будем  кашу есть!

Старик (смеясь)        

        Ох, служивый и хитрец        

        Бабку обобрал вконец:

        И крупу, и соль, и сало

        Из чулана всё достала!

Внучка.                                                        

        Ты, бабуля, не ворчи:

        Всё, что есть на стол мечи:

        Щи, сметану, хлеб и сало                                

        Пироги и калачи…

Старуха.

        Ну, служивый, ты и плут!

        Так старушку обмануть!

Старик. Видно вышел тут прокол.

Старуха.

        Что ж, солдат, садись за стол,

        Угощайся, чем богаты,

        Мы такому гостю рады!

        

Литература:

1.Учебник   Родная речь 2 класс Москва «Просвещение»  2009 год

С. В. Кутявина  «Поурочные разработки по литературному чтению»

к учебнику Л.Ф.Климановой Москва «Вако» 2009 год

2.Материал  инсценировки взят из журнала «Начальная школа» (дата выпуска и номер журнала не установлены)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по литературному чтению Обобщение "Русские народные сказки" с применением презентации.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс Обобщение "Русские народные сказки" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации. Презентация позволяет обобщить материал в игровой форме....

Конспект урока по литературному чтению. «Стихи русских поэтов о зиме».

Конспект урока по внеклассному чтению для учащихся 3 класса....

Конспект урока по литературному чтению «УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»»

Конспект урока по литературному чтению «УНТ. Бурятская народная сказка «Медведь»» предназначен для учащихся 2 класса....

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»

Тема: Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк», немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети»...

Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"

Сценарий урока по литературному чтению , тема " Русские народные сказки"Тема: «Русские народные сказки».Цель урока: обобщить знания учащихся по пройденному материалу 3 класс...