Русская народная сказка "Каша из топора" урок во 2 классе
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Мишнева Елена Владимировна

 

-      В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, в деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Rus._nar._skazka_Kasha_iz_topora.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 11. Новый вид сказок – бытовая сказка. Русская народная сказка «Каша из топора».

Цели урока: ознакомить детей с новым видом сказок - бытовой сказкой - на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать на выки выразительного чтения; обогащать речь учащихся; учить работать с текстом; развивать мышление, внимание, память.

Ход урока

I. Организационный момент

П. Речевая разминка

Работа над скороговоркой:

Около кола - колокола, И на колах - колокола.

III.        Проверка домашнего задания

Выставка рисунков. Дети зачитывают отрывки к своим ри сункам.

IV.        Постановка цели урока

  1. Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем? {Волшеб ные, о животных, бытовые.)
  2. О чем рассказывают бытовые сказки? (В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях.)
  3. В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, в деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.
  4. Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. Открой те учебники. Прочитайте название сказки.
  5. Можно ли по названию сказки определить главных героев?

V.        Изучение нового материала

1. Читают хорошо читающие дети, по ходу чтения - словар ная работа:

служивый - солдат, военнослужащий;

побывка - приезд к кому-нибудь на короткое время;

изба - деревянный, крестьянский дом;

вдоволь - достаточно;

варево - горячее жидкое кушанье, похлебка;

чулан - помещение в доме, служило кладовкой;

сдобрить - прибавить к еде что-нибудь, для вкуса;

котел - большой металлический сосуд для варки пищи;

коли - если бы; этакую - такую; сметка - смекалка.

2. Первичная проверка понимания:

  1. Понравилась сказка? Чем понравилась?
  1. Удивило ли вас название сказки? О чем вы подумали, когда прочитали его?
  1. Зачем солдат постучал в избу?
  2. Кто там жил?
  3. Что попросил солдат у старухи?
  4. Как старуха отреагировала на просьбу солдата?
  1. Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? А потом?
  1. Что получилось у солдата сварить из топора?
  2. Какой показана старуха в сказке? Каким - солдат?
  3. Почему он так поступил?

VI.        Физкультминутка

VII.        Закрепление изученного материала

1. Повторное чтение.
Читают дети по цепочке.

2. Работа над пословицами.

  1. Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.
  2. Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

  1. Догадка и смекалка не хуже разума.
  2. Сметка дороже всего.
  3. Глупый киснет, а умный все промыслит.

2.        Выборочное чтение.
Найти отрывки к картинкам

  1. Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.
  1. И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.
  1. За ласковыми словами кроется подтекст. Эмоции не всегда выражаются прямолинейно, но их можно выявить через поступки персонажей.

3.        Работа над текстом.

  1. Давайте возьмем простые карандаши и подчеркнем слова в тексте, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев.
  2. Дайте характеристику солдату. Какой он? Смекалистый, рассеянный» находчивый, добрый, смелый. Выберите пра вильный ответ.
  3. Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберите: добрая, жадная, веселая, умная.
  4. 4. Работа в рабочей тетради с. 25

VIII. Итог урока

  1. С какой новой сказкой познакомились на уроке?
  2. Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действи тельно могло случиться в жизни?
  3. Добился ли солдат своего? Что ему помогло?
  4. Прав ли солдат?
  5. Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?
  6. Как понимаете смысл предложения: «А солдат ест да по смеивается».

Домашнее задание

Подготовиться к чтению по ролям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по литературному чтению. Русская народная сказка "Сивка-бурка". 3 класс.

Тестовая работа может быть использована на уроке для проверки усвоения содержания произведения....

Литературное чтение. Русская народная сказка "Самое дорогое". 3 класс.

Презентация по литературному чтению в третьем классе. Русская народная сказка "Самое дорогое" по учебнику О. В. Джежелей....

Конспект урока по литературному чтению «Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»». в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа»

Конспект  урока по литературному чтению «Сказка-цепочка. Русская народная сказка «Репка»». в 1 классе по программе «Перспективная начальная школа»...

Урок литературного чтения УМК "Гармония" "Русская народная сказка "Заяц - хваста" 2 класс

Урок литературного чтения УМК "Гармония" "Русская народная сказка "Заяц - хваста" 2 класс. Рекомендую использовать в качестве открытого урока. Конспект урока содержит все разд...

Тест "Русская народная сказка «Два Мороза» 2 класс "Школа России"

Тест "Русская  народная  сказка  «Два Мороза»  2 класс "Школа России"...

Литературное чтение. Тема: «Русская народная сказка "Белые перышки"» 2 класс (1-4)

Цели урока. Привить детям любовь к литературе; передать основную эмоциональную тональность произведения.Задачи. Учить анализировать, сравнивать, высказывать свои умозаключения; выразительно читать про...