Технологическая карта урока Русская народная сказка «Каша из топора» 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Афанасьева Наталия Сергеевна

Технологическая карта урока Русская народная сказка «Каша из топора» 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_literaturnoe_chtenie_2_klass.docx222.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель начальных классов  : Афанасьева Наталия Сергеевна

ГБОУ «республиканский центр образования»

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2

Тип урока: Освоения новых знаний.

Тема урока: Русская народная сказка «Каша из топора».   

Цель: познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора»;
отрабатывать навыки выразительного чтения;
обогащать речь учащихся, развивать мышление, внимание, память.

Планируемые результаты

Предметные умения

  • Выразительно читать, пересказывать подробно и кратко;
  • Самостоятельно делать выводы по изученному тексту;
  • Определять структурные элементы жанра бытовой сказки;
  • Работать с иллюстрациями;
  • Осмыслять метафоры заложенные в сказке, переносный смысл сказочных ситуаций.

Метапредметные: 

Познавательные УУД :  1.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Ориентироваться на развороте учебника.
4. Находить ответы на вопросы в тексте.

Регулятивные УУД:
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
3. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД:
Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные УУД:
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ресурсы

Учебник «Литературное чтение» авторы Л. Ф. Климанова,  В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, презентация Microsoft Power Point, ПервоЛого.

Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Организационный момент.

Эмоциональный положительный настрой на урок.

-Здравствуйте!

Создадим хорошее настроение, улыбнёмся друг другу и начнём наш урок.

Слушание учителя , приветствие. Выявление готовности к уроку.

Личностные:  проявление эмоционального отношения к учебно- познавательной деятельности.

2

Проверка домашнего задания.

-Домашним заданием было подготовить пересказ сказки «Лиса и журавль»

Пересказывает сказку.

Коммуникативные  УУД: подробно пересказывать небольшие тексты.

3

Актуализация опорных знаний

Какие вы знаете жанры устного народного творчества.

Давайте вспомним какие сказки по жанру бывают. (слайд 1)

- Сказки бывают о животных, волшебные, бытовые,   авторские народные.

Познавательные:

учатся делать выводы. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме.

4

Постановка учебной задачи

- Сегодня мы на нашем уроке продолжим знакомиться  с  жанром сказки.

- Какую учебную  задачу поставим на уроке? 

Будем совершенствовать свою технику чтения. Узнать, какие бывают бытовые сказки. Чему они нас учат?

Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 


5

Построение проекта выхода из затруднения

- На слайде вы видите героев сказок и предметы. Распределите их по видам сказок.(слайд 2)

-К какому виду сказки вы отнесли картинку солдата и старуху?

А сейчас поработаем со словарем.

- Найдите в словаре понятие «Бытовая сказка»

- По предложенным картинкам определите  как называется сказка.(слайд 3)

Мы не можем отнести этих героев к сказкам о животных, волшебные сказки имеют в своем содержании чудеса и волшебные предметы. Здесь жизнь простых людей. Поэтому отнесем этих героев к виду бытовой сказки.

Учащиеся работают  со словарем и находят значение  понятия «бытовая сказка»

Каша из топора.

Познавательные УУД :  находить информацию , делать выводы.

6

Открытие новых знаний

1.Да, сегодня мы будем читать о том, как один солдат кашу из топора сварил. Хотите о нём узнать? Говорят, славная  каша получилась!  

- А так бывает, чтобы кашу из топора варили?

2. Словарная работа (слайд 2)

Такие слова называются устаревшими. Объясните  значение этих слов.

Служивый

Побывка

Вдоволь 

Варево

Чулан

Сдобрить

Котел

Коли

Этакую

Сметка

- Я тоже полистала «Толковый словарь» С.И. Ожегова и даю вам их точное значение. Прочитайте их

3. Учитель читает сказку.

4. Беседа по прочитанному.

- Понравилась сказка?

- Где происходили события сказки?

-Кто герои?

- Зачем солдат постучал в избу?

- Кто там жил?

- Что попросил солдат у старухи? (Найти и прочитать)

- Как старуха ответила? (Прочтите)

- Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи?

-  А потом?  

- Что получилось у солдата сварить из топора?      

 - Какой показана старуха в сказке?

Каким – солдат?

- Почему он так поступил?

Каша из топора.

Да хотим.

- Это не реально, топор не варят, но в сказках такое возможно.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому–нибудь на короткое время.

Вдоволь  - достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка.  

Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить – прибавить к еде что нибудь для вкуса.

Котел – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Сметка – смекалка.

Слушают сказку.

Отвечают на вопросы.

-Все действия сказки происходят в деревне , в крайней избе.

Солдат и старуха.

Находят в тексте ответы на вопросы, читают.

Топор

Крупы, масла, соли

Кашу.

Жадной , глупой.

Находчивым, смекалистым.

Знал, что у хозяйки есть еда.)

Личностные УУД : мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные УУД : умение ориентироваться в учебнике, умение на основе анализа объектов и действий с ними делать выводы.

Предметные: самостоятельно делают выводы. 

Личностные УУД: выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 

Физминутка

Руки в стороны в полёт

Отправляем самолёт

Правое крыло вперёд

Левое крыло вперёд

Раз, два, три, четыре

Полете наш самолёт.

Выполняют упражнение

7

Первичное закрепление во внешней речи

1.Прочитайте сказку.

2.Работа над пословицами

(Слайд 4)

-Прочитайте пословицы. Какая из них больше подходит к нашей сказке?

А) Догадка и смекалка не хуже разума.

Б)Смётка дороже всего.

В) Глупый киснет а умный всё промыслит.

3. Работа в программе  ПервоЛого

Выбери слова для характеристики солдата и старухи соедини стрелками.

Новый:Users:user:Desktop:Снимок экрана 2019-11-02 в 19.10.31.png

Жужжащее чтение.

Лучше всего по смыслу подходит вторая – смётка дороже всего. В сказке идёт речь не о том какой солдат умный, а о том, что смекалка помогает ему выжить в тяжёлых условиях ,когда нет еды, денег.

Выполняют задание в программе ПервоЛого

Личностные УУД:
Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 

8

Рефлексия

Скажите, чему учит сказка.

- С какой сказкой познакомились?

– К какому виду сказок она относится?

– Что вы узнали о бытовой сказке?

- А сейчас с помощью сигнальных карточек покажите свое отношение к уроку.

Ответы детей.

Мы познакомились со сказкой «Каша из топора»

- Это бытовая сказка. Главные герои люди, действия происходят в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка

Ребята показывают карточки.

Регулятивные УУД: умение осуществлять рефлексию.

Личностные: умение выражать свои эмоции. Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной форме.

9

Домашнее задание

Подготовить пересказ сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Воспитывать любовь к природе и всему живому, совершенствовать умения распознавать имена существительные, отличать существительные одушевлённые  от неодушевлённых...

Технологическая карта урока русского языка (УМК «Школа России», 3 класс) Тема: Обучающее изложение

Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Глагол". 3 класс

Цели: 1)актуализировать знания о глаголе как части речи;            2)расширить представление учащихся о значении глагола...

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Омонимы". 3 класс. Программа "Перспектива" авт. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина

Урок посвящен изучению омонимов. Цель урока: Наблюдать над словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин "омонимы"; наблюдать за использованием омонимов, развиват...

технологическая карта урока "Русские народные сказки"

Технологическая карта  урока внеклассного чтения для 1 классса по программе "Школа России" на тему "Русскик народные сказки"....

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 4 классе (УМК «Планета знаний» Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе.)

Данный урок был проведен в 4 классе по УМК"Планета знаний"по ФГОС. Цель урока:формировать умения правописания падежных окончаний имён   существительных  множественного числа в...