«Подарок и дар в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
методическая разработка по чтению (4 класс)

Красноногая Лариса Владимировна

ЦЕЛЬ:расширить знания о творчестве К.Г. Паустовского; помочь понять смысл произведения, учить видеть прекрасное вокруг, замечать и понимать окружающий мир; развивать память, мышление, воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_krasnonogaya_l.v.docx38.13 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по  литературному чтению в 4 классе Красноногой Л.В.,

учителя начальных классов МКОУ Сокурская СОШ № 19

  1. Тема урока – «Подарок и дар в рассказе К. Г. Паустовского  «Корзина с еловыми шишками».

  1. Цель: расширить знания о творчестве К.Г. Паустовского; помочь понять смысл произведения, учить видеть прекрасное вокруг, замечать и понимать окружающий мир; развивать память, мышление, воображение.

  1. Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

       

  1. Планируемые результаты:

А) предметные: уметь анализировать художественное произведение, оценивать события, героев произведения и давать им характеристику, понимать эмоционально-нравственные переживания героев произведения, читать осознанно вслух, уметь читать диалоги в лицах, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, находить средства художественной выразительности; аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

Б) метапредметные:

  • регулятивные: формулирование темы урока, понимание учебной задачи, оценивание результатов своей деятельности;
  • познавательные: поиск необходимой информации в художественном тексте и справочной литературе, анализ средств художественной выразительности, самостоятельный целенаправленный выбор эпизода текста;
  • коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста; осмысление правил взаимодействия в паре и группе;

В) личностные: формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем.

 

  1. Формирование УУД:  

УУД

Базовый уровень

Повышенный уровень

Предметные

Использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое), ориентироваться в содержании прочитанного, участвовать в обсуждении прочитанного или прослушанного текста, определять основную мысль текста, объяснять значение слова с опорой на контекст с использованием словарей, устанавливать взаимосвязь между событиями, мыслями, чувствами

Создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, самостоятельное умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно - следственные связи, осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста, находить средства художественной выразительности, создание иллюстрации к произведению

  1. Содержание урока

№ п/п

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (личностные, метапредметные УУД)

Организационный этап

Цель: Определение готовности обучающихся к уроку.

  - Доброе, необычное утро, ребята! Меня зовут Лариса Владимировна.

Ученики занимают свои места, приветствуют учителя и проверяют готовность к уроку.

Личностные: формирование мотивации к обучению.

Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя

2.

Мотивация учебной деятельности

Цель:  учить  самостоятельно определять тему  и цель  урока.

 - А как вы думаете, почему оно доброе? А необычное?

-  Для меня оно доброе, потому что мне подарило встречу с вами, а необычное, потому что я пришла к вам не с пустыми руками.  А с чем,  вы сейчас угадаете сами.

Он самый долгожданный,
На празднике любом.
Значенья не имеет, 
Кем будет сделан он?

Когда его вручают,
Волнение внутри.
Но чётко каждый знает, 
Он будет от души…

- Что это? А давайте посмотрим, что означает  слово «подарок»?

Учащиеся слушают учителя.

Отгадывают загадки.

Работа  с толковыми словарями

3.

Актуализация опорных знаний.

Самоопределение к деятельности

Цель: воспроизведение знаний, умений, жизненного опыта, необходимого для овладения новым материалом.

Задача: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- организовать планирование учебной деятельности на уроке.

Физминутка

- А как может быть связан наш урок со словом "Подарок"?

 

Назовите главных героев произведения.

Давайте дадим характеристику героям с   помощью кластера.

- Что же с ними произошло, где они встретились?

- Давайте  найдем в тексте этот отрывок  и прочитаем его по ролям, но без слов автора.                                        

- Что в разговоре Грига с Дагни самое главное? Почему  Григу захотелось сделать подарок Дагни?

- Какой подарок   ожидала  получить  Дагни?

- А какой подарок ей решил подарить Э. Григ?

- Бывает в жизни, что человек получает неожиданный, удивительный подарок, который оставляет в его душе след на всю жизнь. Что это может быть за подарок? (Слайд с видами нематериальных подарков)

                                     

- Подарки материальные – куклы, игрушки – легче дарить. Григ же задумал   подарить  духовный подарок – музыку, поэтому композитор  решил преподнести  его через 10 лет.

- А почему через 10 лет, а не сразу?

Итак, прошло 10 лет.  Дагни Педерсен выросла. И девушка оказывается впервые на концерте симфонической музыки.

- Ребята, а вы когда-нибудь слушали симфоническую музыку? (играет отрывок музыки).

- Прослушайте мелодию. Вслушайтесь, ребята, в каждую нотку. Что вы чувствуете во время исполнения?

- А теперь давайте обратимся к тексту.

- Откройте страницу 56. Как с помощью глаголов   автор рисует звучание  мелодии.

- Покажите внутреннее состояние Дагни, опираясь на текст?

-Почему она заплакала? Ее обидели?

- «Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности». Она получила подарок, о котором мы говорили в начале урока?

Нет.  

У слова «подарок» есть синоним – «дар». Слово «дар» имеет два лексических значения:

1) то, что передается безвозмездно, подарок;

2) высокая степень одаренности, талант.

(Слайд с портретами Паустовского и Грига)

Два великих человека оставили нам в дар свои бессмертные произведения.

Я верю в то, что вы тоже одаренные и сможете создать небольшое творческое произведение.

Давайте попробуем написать синквейн со словом «подарок».

Теперь мы можем заглянуть внутрь шкатулки. И вы увидите, без кого сегодняшний урок не состоялся бы.

Кого вы там увидели? Конечно, это вы, дорогие ребята. И я хочу поблагодарить вас за активную творческую работу на нашем уроке.  

Дети говорят, что это произведение К. Паустовского "Корзина с еловыми шишками", в котором героиня получает подарок

Эдвард Григ и Дагни Педерсен.
Дагни (маленькая, добрая, трудолюбивая, смелая, с зелеными глазами, дочь лесника)

Григ (талантливый, добрый, пожилой т.д.)

Работа с учебником (с. 47)

Куклу

Музыку

Музыкальное произведение, картина, стихотворение и др.

Девочка в этом возрасте не смогла бы оценить этот подарок по достоинству

Слушают мелодию

Чтение текста, анализ средств выразительности

Дагни плакала от счастья

Составляют синквейны

Смотрятся в зеркало

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; устанавливают причинно-следственные связи; делают выводы.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находят несколько вариантов решения учебной задачи.

Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации.

4.

Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценивание

Цель: Установление соответствия между поставленными задачами урока и результатами, внесение корректив, анализ учебной деятельности

- А теперь я попрошу вас показать, насколько  интересно вам было на уроке. Возьмите нотку и расположите её на нотном стане. Чем  интереснее был урок, тем выше нотка.

Оценивают степень заинтересованности в уроке

Личностные: владеют знаниями основных моральных норм поведения.

Познавательные: анализируют, обобщают и перерабатывают полученную информацию; делают выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами; осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности

5.

Информация о домашнем задании.

Цель: Сообщение объема и содержания домашнего задания, инструктаж по его выполнению.

- А вашим домашним заданием будет

составление списка произведений К.Г. Паустовского. Желающие могут нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду из этого рассказа.

Записывают домашнее задание в дневник.

Личностные: знают моральные нормы и умеют выделять нравственный аспект поведения; устанавливают связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

  1. Методические рекомендации данный конспект урока могут использовать учителя начальной школы во 4 классе на уроках литературного чтения.
  2. Перечень используемых программ мультимедиа и оборудования необходимого на уроке. Оборудование: компьютер, проектор,  экран. При составлении данной работы использовала следующие программы: Move Maker, Photo Story, Audacit, Picture Manager,Poind Word  
  3. Ссылки, на используемые источники https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%20%D0%90%D0%BD%D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B0&_=1444976030719&family=yes%3Byes

Самоанализ урока в 4 классе

Литературное чтение

Тема: «Подарок и дар в рассказе  К. Г. Паустовского   «Корзина с еловыми шишками».

Учитель: Красноногая Лариса Владимировна, МКОУ Сокурская СОШ №19

    Данный урок является  обобщающим уроком по литературному чтению  по произведению К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».  Эта тема очень легко воспринимается учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся.

Тип урока: комбинированный

Компетенции УУД: Коммуникативная, информационная, учебно-познавательная.

Решение образовательных задач урока соответствует требованиям ФГОС по программе «Литературное чтение» для 4 класса начальной школы.

Программа  «Школа  России»

Цели урока: расширить знания о творчестве К.Г. Паустовского; помочь понять смысл произведения, учить видеть прекрасное вокруг, замечать и понимать окружающий мир; развивать память, мышление, воображение.

  1. Планируемые результаты урока:

А) предметные: уметь анализировать художественное произведение, оценивать события, героев произведения и давать им характеристику, понимать эмоционально-нравственные переживания героев произведения, читать осознанно вслух, уметь читать диалоги в лицах, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, находить средства художественной выразительности; аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

Б) метапредметные:

  • регулятивные: формулирование темы урока, понимание учебной задачи, оценивание результатов своей деятельности;
  • познавательные: поиск необходимой информации в художественном тексте и справочной литературе, анализ средств художественной выразительности, самостоятельный целенаправленный выбор эпизода текста;
  • коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста; осмысление правил взаимодействия в паре и группе;

В) личностные: формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем.

 

Формирование УУД:  (базовый уровень)

Использовать различные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое), ориентироваться в содержании прочитанного, участвовать в обсуждении прочитанного или прослушанного текста, определять основную мысль текста, объяснять значение слова с опорой на контекст с использованием словарей, устанавливать взаимосвязь между событиями, мыслями, чувствами

Повышенный уровень: Создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, самостоятельное умение перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно - следственные связи, осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста, находить средства художественной выразительности, создание иллюстрации к произведению.

    Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для восприятия, осмысления и   закрепления материала. На мой взгляд, на проведенном уроке такие условия были созданы.

    Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока, индивидуальные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных, визуальных методов, работа с учебником,  кластером, синквейном  способствовали достижению образовательных целей урока,  стимулировали познавательный интерес учащихся.

    Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по сюжетной линии произведения на основе их субъективного опыта, создавала проблемные ситуации, ученики выполняли различные виды работ по группам и в парах.

 А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я поставила перед моими учениками посильные познавательные проблемы.

    Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми  данного  материала, для построения визуального ряда воспринимаемого.

    Особое место на учебном занятии занимало формирование и развитие у учащихся  общеучебных навыков.

    Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и закрепления   материала я оцениваю как  высокий.    

    Качественную оценку деятельности школьников я делала по ходу урока. Я думаю, что она послужит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности школьников как на уроке, так и во внеурочное время.

    Для эмоционального восприятия материала я использовала слайды, классическую музыку, демонстрационный материал, межпредметные связи, что послужило опять же формированию целостного представления о теме «Подарок и дар в рассказе  К. Г. Паустовского   «Корзина с еловыми шишками».

    Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боится высказываться. На уроке использовалась физминутка.

    Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель - ученик», и рефлексия урока показала яркое эмоциональное восприятие  данного материала.

Все, что было запланировано – на уроке выполнили.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения по рассказу К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" (с приложением)

Конспект урока чтения "Секреты музыкального подарка" по произведению К. Паустовкого "Корзина с еловыми шишками"...

Открытый урок литературного чтения в 4 классе. (по рассказу К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Цели: *провести исследовательскую работу над произведением; * учить выделять главное в содержании и делать выводы; *расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству, продо...

Урок литературного чтения «Волшебная сила бессмертной музыки» (рассказ К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

В разработке представлен конспект урока литературного чтения на тему «Волшебная сила бессмертной музыки» (рассказ К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками») , составленный в соответствии с Ф...

Тема: Как рождается музыка. Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Цели: обучать анализу лирического произведения. Уточнить знания учащихся о некоторых литературных терминах, развивать устную речь, навыки сопоставительного анализа, навыки исследовательской работ...

Тема: Как рождается музыка. Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Цели: обучать анализу лирического произведения. Уточнить знания учащихся о некоторых литературных терминах, развивать устную речь, навыки сопоставительного анализа, навыки исследовательской работ...

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 4 классе ( по рассказу К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»)

Предмет: литературное чтениеКласс: 4 В Тема урока: К. Г. ПаустовскийТип урока: урок – исследование.Цель урока:1. Провести исследовательскую работу над произведением;2. Учить выделять главное в с...