Технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 4 классе ( по рассказу К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»)
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Крылова Валентина Ивановна

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 В Тема урока: К. Г. Паустовский

Тип урока: урок – исследование.

Цель урока:

1. Провести исследовательскую работу над произведением;

2. Учить выделять главное в содержании и делать выводы;

3. Расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству, продолжать обучение работать в группах;

4. Формировать творческое воображение через умение представлять картины, по музыкальному произведению;

5. Воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы и музыки Подготовительная работа: сообщения учащихся о К.Г.Паустовском и Э.Григе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                    Технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 4 классе

                               ( по рассказу К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»)

Предмет: литературное чтение

Класс: 4 В

Тема урока: К. Г. Паустовский

Тип урока: урок – исследование.

Цель урока:  

1. Провести исследовательскую работу над произведением;

2. Учить выделять главное в содержании и делать выводы;

3. Расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству, продолжать обучение работать в группах;

4. Формировать творческое воображение через умение представлять картины, по музыкальному произведению;

5. Воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы  и музыки

Подготовительная работа: сообщения учащихся о К.Г.Паустовском  и Э.Григе.

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Осмысливать пословицу «Жизнь дана на добрые дела», формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

Познавательные: Анализировать пословицы и поговорки, искать необходимую информацию в книге, уметь ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельно и целенаправленно выбирать книгу.

Регулятивные: Формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планировать  вместе с учителем деятельность по изучению темы урока. Оценивать свою работу на уроке.

 Коммуникативные: Отвечать на вопросы учебника на основе художественного текста учебника, осмысливать правила взаимодействия в паре и в группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание.

Объяснять смысл названия произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь

Характеризовать героев произведения, их восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний

Наблюдать за развитием и последовательностью событий в тексте.

Придумывать заглавия к каждой части Последовательно воспроизводить содержание рассказа.

Анализировать музыкальное сопровождение произведения

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Орг. момент. Мотивация

- включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне за счёт мотивационного настроя и выполнения упражнений, активизирующих мыслительную деятельность.

«Живут волшебники земные, тепло своих сердец даря»

Звучит  музыка Эдварда Грига

Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что над вами голубое безграничное небо, а под ногами земля. Земля, которая вдыхает все ароматы полной грудью.         Вдруг, что-то легкое коснулось вашей щеки. Прикосновение такое нежное и ласковое! Что это? Это луч. Луч солнышка. Вы щуритесь от удовольствия, потому, что не только ощущаете прикосновение солнечного лучика, но и отчетливо слышите его озорной смех, в котором звучит пение птиц, ручья, шепот деревьев. Вы спокойны, вам хорошо. Откройте свои глазки.

- Я надеюсь, что эта музыка помогла вам не только успокоиться, но и  вселила в вас уверенность, пробудила ваши  способности, которые помогут вам сегодня раскрыться на уроке.

- Ведь музыка – это язык чувств, она помогает нам посмотреть на мир другими глазами. Музыка делает нашу жизнь прекрасной.

“Наполним музыкой сердца,
                  Устроим праздники из буден …”

- А также интересной нашу жизнь делают люди, которые всю жизнь прожили для того, чтобы дарить другим радость и красоту.

-  Сегодня мы поговорим с Вами о жизни таких замечательных людей, а также попробуем разгадать некоторые тайны.  Мы завершаем работу с рассказом К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Учащиеся слушают музыку, включаются в  учебную деятельность.

Предметные: учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение.

Формируемые УУД

Личностные:

- формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, доброты, любви:

Регулятивные:

- нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

2.

Самоопределение к деятельности. Создание проблемной ситуации

формулирование учащимися темы и цели урока.

«…Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек…»

Это слова Дагни Педерсон.

Сегодня, на завершающем уроке по рассказу Паустовского «Корзина с еловыми шишками», мы попробуем разобраться в смысле этих слов, поговорим о том, что делает человека счастливым. На уроке мы будем проводить исследовательскую работу с текстом. Будем расширять свой кругозор, поговорим о жизни замечательных людей. Поэтому у нас не совсем обычный урок, а урок-исследование.

- Работа над произведением К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

- Проанализировать произведение К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и раскрыть, в чём заключается главный смысл произведения.

Личностные:

- проявлятьположительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

- умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

-анализировать, проверять, фиксировать информацию;

3.

  Работа над содержанием рассказа.

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новые знания в речи;

-организовать  устранение и фиксирование преодоления затруднения

Кто, по вашему мнению, самый важный, нужный человек на сегодняшнем уроке?

- У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в нее, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем уроке. Ну, а пока это секрет.

Я надеюсь, что в конце урока вы откроете этот секрет.

Беседа:

- Какой рассказ мы читали?

("Корзина с еловыми шишками")

- Кто написал этот рассказ?

(Константин Георгиевич Паустовский)

-Какова тема рассказа?

(Паустовский в рассказе “Корзина с еловыми шишками” описывает историю создания одного из произведений Грига)

Давайте вспомним все слова, названия, встречающиеся нам в тексте.

Учитель: Группы готовили сообщение о писателе. Расскажите.

(рассказ детей)

1.Константин Георгиевич Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг.

Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом.

2.Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве.

Слово учителя

 В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми.

- О каком замечательном человеке К.Г.Паустовский написал в своем рассказе?

- И я снова предоставляю слово группам

* Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери - талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена.

Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.

Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии. В ней звучит прибой северного моря.

*А ещё  у музыканта когда-то была маленькая дочка Александра, но она прожила  совсем   недолго… Больше детей в семье не было. Через всю жизнь пронёс эту утрату Э.Григ в своём сердце. Любовь к дочери он перенёс на чужих детей. Об этом, конечно же, хорошо знал и К.Паустовский, он хорошо изучил жизнь Э. Грига и мастерски сумел показать нам.

Учитель

Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства.

- А теперь обратимся к произведению и вспомним, сколько в нем частей.

Вы дома озаглавили части этого рассказа.

*Возьмите тетрадь своего соседа справа и проверьте выполнение д/з

Работаем над 1 частью рассказа.

-Как вы ее озаглавили?

Примерный план

1. Встреча;

2. В доме композитора;

3. Дагни в гостях;

4. На концерте

- Сейчас ребята из групп напомнят нам эпизод встречи композитора и девочки.

Инсценирование. В это время звучит музыка  Э.Грига. "Песня Сольвейг"

Трек 1

А сейчас мы проведем исследовательскую работу по группам. Каждой группе дано несколько вопросов творческого характера. Каждый  из членов группы может выбрать себе вопрос и дать на него ответ. Максимальное количество времени, отведенного для подготовки  3 минуты.

1 группа: карточка с заданием

Составить рассказ «Что произошло с Дагни?»

1. Какой  стала Дагни? Опишите её. Устное словесное рисование.

 2. Куда её отправил отец?

3.Куда любила ходить Дагни?

Какие эмоции вызывало у неё посещение театра?

2 группа:

- Какой же подарок решил сделать композитор девочке?

 

1.Рассказать, как Дагни слушала музыку.

2. Почему он решил сделать ей подарок?

3. Почему он не захотел сделать его сразу?

3 группа.

1.Рассказать, как звучала музыка?  Перечитайте отрывок из рассказа.

2.Приготовьте рассказ о том, как звучала музыка, подтвердив свой ответ словами из текста.

3.Как называют этот приём в литературе?

 

Работа под музыку Трек 2 (Сольвейг. Флейта)

Вопросы  всему классу

*А разве может быть музыка живой?

Учитель: Да, действительно, автор одушевляет музыку, наделяет её человеческими качествами. Паустовского можно по праву назвать мастером олицетворений!

* Что представляла Дагни, слушая музыку?

Вывод: Грига покорила девочка – он решил написать для нее музыку.

Ответы детей

Групповая работа

- О композиторе Эдварде Григе

Групповая работа

Рассказ детей о Григе

- 4

Обмен тетрадями, проверка

Ответы детей

По одному человеку от группы

Инсценирование.

Групповая работа

-Написать музыку

-У нее доброе сердце; умеет думать о других

 - Такие вещи не дарят маленьким детям, т.к. дети не всегда понимают сложную музыку

- Ребята работают в группах,  приглушённо звучит музыка Э.Грига)

- Мелодия росла, подымалась, бушевала, неслась, как ветер, срывала листки, качала траву, била в лицо…)

-Музыка уже не пела, она уже звала. Музыка была живая.

Познавательные:

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,

- описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем);

- умение  делать выводы в результате совместной работы

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- умение  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

- доносить свою позицию до других.

- использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь;

- уважать другую точку зрения;

- продолжать учиться работать в группе.

- проявлять активность в деятельности.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.

Регулятивные:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным и словесным материалом при сотрудничестве с одноклассниками;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- выполнять различные роли в группе.

4.

Физкультминутка.

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новые знания в речи;

-организовать  устранение и фиксирование преодоления затруднения

Чтение и анализ  второй  части рассказа

(Рождение музыки)

Переходим ко второй части.

- Как вы ее озаглавили? (по 1 человеку от группы)

- Что украшало дом композитора?

- Дом был бедным, пустым. А счастлив ли был там Григ?

- Найдите в тексте, как он рассуждает.

1 абзац – читает ………….

В Бергене все было по-старому.

Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить.

 Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи – от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу.

Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали.

- Сколько же времени писал композитор музыкальное произведение для Дагни?

-Учитель:

Эдвард Григ сидел зимним вечером у себя дома. За окном падал снег, дома топилась печь, а он сочинял музыку для Дагни. Но Григ был не один. Кто же наблюдал за ним? Кто были его первые слушатели?

Вывод: (последний абзац)

Переходим к 3 части. Как вы озаглавили самую маленькую часть рассказа?

- Прошло время и Дагни покидает дом. А по какой причине она это делает?

В восемнадцать лет Дагни окончила школу.

По этому случаю отец отправил ее в Христианию погостить к своей сестре Магде. Пускай девочка (отец считал ее еще девочкой, хотя Дагни была уже стройной девушкой, с тяжелыми русыми косами) посмотрит, как устроен свет, как живут люди, и немного повеселится.

Кто знает, что ждет Дагни в будущем? Может быть, честный и любящий, но скуповатый и скучный муж? Или работа продавщицы в деревенской лавке? Или служба в одной из многочисленных пароходных контор в Бергене?

-Какой исследовательский вывод следует из этой части?

- Переходим к заключительной, четвертой  части. Как мы ее озаглавили?

- Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт и послушаем отрывок музыкального произведения Эдварда Грига "Утро".

Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.

Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться.

Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!

Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке – в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку. Дагни слышала эту песню у себя в горах.

- Какие картины предстали перед глазами Дагни?

(поет ранним утром рожок, сильный порыв ветра, ее лес, ее родина, горы, море)

-А какую картину нарисовало ваше воображение?

(ответы детей)

Какой же подарок был сделан Григом Дагни?

(ответы детей)

Проведем следующую исследовательскую работу

- Почему Дагни плакала? Что это были за слезы?

- О чем думала Дагни, выходя из парка?

 (последний абзац)

Вывод:

Не всегда подарок представляет из себя нечто материальное. Не менее важен дар, обогащающий нас духовно.

 Кто – то может мне сказать сейчас раскрыть тайну и сказать, почему же рассказ называется «Корзина с еловыми шишками»?

(Корзина сыграла огромную роль  для того,  чтобы Григ написал для Дагни музыку. Если бы девочка не  пошла в лес, то она не встретила Грига, а если бы не было корзины, то автор не смог  бы сразу понять, какой она добрый чуткий человек!)

 Учитель: А теперь можно заглянуть в шкатулку и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке? (по 1 человеку от группы)

Вы удивлены?

Без каждого из вас наш сегодняшний исследовательский урок не состоялся бы. Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным!

Групповая работа

- Рояль

-Да

Выборочное чтение

-Больше месяца

Ответы детей

Синицы волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля.

Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и поглядывал в щелку за Григом.

   Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома. А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около ее босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига.

Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов.

Выборочное чтение

Выборочное чтение.

 - Дагни уехала из дома

-На концерте

Прослушивание музыки

(слезы благодарности)

Сумрак ночи еще лежал над городом. Но в окнах слабой позолотой уже занимался северный рассвет.

Дагни вышла к морю. Оно лежало в глубоком сне, без единого всплеска.

Дагни сжала руки и застонала от неясного еще ей самой, но охватившего все ее существо чувства красоты этого мира.

– Слушай, жизнь, – тихо сказала Дагни, – я люблю тебя.

И она засмеялась, глядя широко открытыми глазами на огни пароходов. Они медленно качались в прозрачной серой воде.

Познавательные:

- воспринимать текст с учетом

поставленной учебной задачи,

писывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

- ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем);

- умение  делать выводы в результате совместной работы

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- умение  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

- доносить свою позицию до других.

- использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь;

- уважать другую точку зрения;

- продолжать учиться работать в парах и группе.

- проявлять активность в деятельности.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.

Регулятивные:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным и словесным материалом при сотрудничестве с одноклассниками;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

- выполнять различные роли в группе.

5

 Итог урока.

-осознание

обучающимися

своей учебной

деятельности,

проверка их

ресурсного

состояния,

самооценка

результатов

деятельности.

Прошло много лет с тех пор как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми БЕССМЕРТНЫ

- Так чему же учит это произведение?

Человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира. К.Паустовский и Э.Григ – великие мастера: один словом другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства.  Люди всех времен будут признательны им за это.

 - Надо жить, принося радость другим людям

Личностные:

- устанавливать связь между целью

деятельности и ее результатом;

- оценивать собственную учебную

деятельность: свои достижения,

самостоятельность, инициативу,

ответственность, причины неудач

Регулятивные:

- анализировать эмоциональные

состояния, полученные от

успешной (неуспешной)

деятельности;

- оценивать их влияние на

настроение человека

6.

 Рефлексия.

- осознание обучающимися своей учебной деятельности, проверка их ресурсного состояния, самооценка результатов деятельности.

В произведении Паустовского Дагни собирала шишки. У вас тоже есть шишки. Они разного цвета: коричневые, желтые, зеленые.

Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали –поднимите коричневую шишку (самую спелую).

- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось - желтую.

- Если вам было сложно разобраться, есть трудности - зеленую,ведь это значит, что вам надо немного созреть.

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач

Регулятивные:

- анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;

- оценивать их влияние на настроение человека

7.

Домашнее задание.

В качестве домашнего задания, я  предлагаю вам выполнить творческую работу. Вы сами попробуете выступить в роли творцов: писателей, художников, поэтов, актёров.

На части не делится солнце лучистое,

И вечную Землю нельзя разделить.

Но искорку счастья – луча серебристого –

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

Дети выбирают себе задание для домашней работы.

8.

Оценивание.

А сейчас я попрошу поднять руки тех, кому понравился сегодняшний урок, кому понравился рассказ К.Г. Паустовского, кого затронула музыка  Э. Грига,  кому понятно как должен жить человек. И кому сегодня захотелось творить подарки для людей. Поаплодируйте себе и всем вокруг себя!

Я благодарю вас всех за работу на уроке!

В конце урока я хочу обратиться к   таким словам

Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей,

Ни своих прозрений и открытий

Не держите в тайне от людей…

Торопитесь всё отдать при жизни,

Чтоб, уйдя к небытию во власть,

Тёплым ливнем, снегом ли пушистым

 Снова к милой родине припасть.

        - Автор этих стихов Т. Кузовлева даёт совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Она говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь писатель Константин Георгиевич Паустовский и знаменитый норвежский композитор Эдвард Григ

Спасибо за урок!

Дети оценивают свою работу на уроке.

Личностные:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока по литературному чтению  в 4 «В» классе

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»

Учитель: Крылова В.И

Дата проведения: 25 января 2019 г.

Место проведения: МБОУ «Нижнесантуйская СОШ»

Класс: 4 «В»

Предметная программа и её автор: «Школа России», авторская программа «Литературное чтение» Климановой Л.Ф. и др..

Тема урока: «…Вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек…»

(урок литературного  чтения по рассказу К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми   шишками»)

Место урока в изучаемой теме: 3 урок.

Тип урока: урок – исследование.

Оборудование: учебники литературного чтения для 4 класса, бланки с заданиями, картинки с изображением еловых шишек, портреты знаменитых писателей, композитора, аудиозаписи композиций  Э. Грига, шкатулка, записи на доске.

Цель урока: 

*провести исследовательскую работу над произведением;

* учить выделять главное в содержании и делать выводы;

*расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству, продолжать обучение работать в группах;

*формировать творческое воображение через умение представлять картины, по музыкальному произведению;

* воспитывать чувство прекрасного посредством связи литературы  и музыки

Задачи урока:

Образовательные:

1. Познакомить с рассказом К.Г.Паустовского;

2. Расширять кругозор учащихся, обогащать их словарный запас, приобщать к искусству.

Развивающие:

1. Развивать умение работать над аналитическим чтением произведения;

2. Формировать творческое воображение через слушание музыкальных фрагментов Э.Грига.

Воспитательные:

1.Воспитывать доброе отношение к людям. Воспитывать любовь к литературе, музыке.

Планируемые результаты. УУД

Регулятивные: Формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Познавательные:Поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги.

Коммуникативные: Ответы на вопросы на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

Личностные:Осмысление и формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми ученики сталкиваются в жизненных ситуациях.

   Подготовительная работа: сообщения учащихся о К.Г.Паустовском  и Э.Григе.

   Урок проводился  с использованием аудиозаписей композиций Э. Грига, коллективной работы, выступлений докладчиков, что способствовало вовлечению всех обучающихся класса в процесс освоения темы и анализа.

 В целом урок был направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов, обеспечивающих детям умение учиться, высказывать своё мнение, выражать эмоции, способствовать   саморазвитию и самосовершенствованию. Урок способствовал привитию интереса к чтению художественного произведения и слушанию и пониманию музыки.

       Начало урока позволило создать эмоциональный настрой на работу и обеспечить у обучающихся необходимую мотивацию, оживило учебную деятельность. 

Следующий  этап урока включал в себя актуализацию знаний, побуждение интереса к уроку. Деятельность учителя состояла в том, чтобы выявить у детей уже имеющиеся знания и мотивировать их к дальнейшей работе. На данном этапе формировала  регулятивные УУД,  готовность обучающихся  к преодолению трудностей, учила определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Моей задачей было сохранить интерес к теме при работе с информацией. Дети слушали выступления, запоминали, выделяли главное, чему способствовали иллюстрации, размещаемые на доску.

Во время урока были использованы следующие приёмы:

выступления у доски;

  • беседа об авторах музыки и рассказа;
  • групповая  работа;
  • слушание музыки.

Эти приёмы помогали учащимся   слушать, выражать эмоции, вступать в диалог. Здесь имело место применение  коммуникативных УУД.

Во время чтения художественного текста  формировала   предметные УУД. Во время выступлений докладчиков и просмотра презентации  формировала  познавательные УУД.  

             Смена деятельности на уроке позволила   поддерживать достаточный для быстрого усвоения материала темп урока. Обучающимся приходилось много анализировать, обобщать, делать умозаключения. В течение всего урока учила  детей  давать полные ответы  и с точностью выражать свои мысли, реализуя при этом  коммуникативные УУД.

     В урок включила групповую работу. Детям были даны  задания,  позволяющие учителю в дальнейшем определить степень понятия учебного материала.  На данном этапе формируются  коммуникативные УУД и регулятивные УУД.

     Выбранные мною методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены задачам урока.

Все этапы урока связаны между собой. 

 Мои взаимоотношения с учащимися на уроке носили характер сотрудничества и взаимопонимания.

      Считаю, что все поставленные на уроке цели и задачи, были реализованы. Учащиеся усвоили материал, не было перегрузок, создавалась ситуация успеха, поддерживался интерес к предмету на протяжении всего урока. Учебное время на уроке старалась использовать эффективно. Запланированный объём урока выполнен.

     Доброжелательная обстановка, позитивный настрой на урок, подбор современных методов и приёмов помог обучающимся продвинуться  в своём индивидуальном развитии. В конце урока совместно с детьми был подведён итог работы, получено и объяснено домашнее задание, оценена деятельность обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения УМК "Гармония" по произведению К.Д. Паустовского "Корзина с еловыми шишками"

Конспект урока литературного чтения  УМК "Гармония"  4 класс по произведению К.Д.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" , к уроку прилагается презентация....

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению во втором классе на тему: Л.Н. Толстой "Два брата".

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению во втором классе на тему: Л.Н. Толстой "Два брата"....

Открытый урок литературного чтения в 4 классе. (по рассказу К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Цели: *провести исследовательскую работу над произведением; * учить выделять главное в содержании и делать выводы; *расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству, продо...

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению 1(доп.) класс "Гласные буквы Ё,ё."

Создать условия для закрепления умения находить в словах букву ё, знать, какие звуки она обозначает, читать слова с этой буквой....

технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 3 классе по теме: А.С.Пушкин "Зимнее утро"

В работе представлена разработанная технологияечкая карта, презентация и самоанализ урока....

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 3 "А"классе

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению  в  3 "А"классе. Тема урока: Л. Н. Толстой «Лев и собачка»(быль)....