Урок литературного чтения «Волшебная сила бессмертной музыки» (рассказ К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
В разработке представлен конспект урока литературного чтения на тему «Волшебная сила бессмертной музыки» (рассказ К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками») , составленный в соответствии с ФГОС, а также компьютерная презентация к уроку. Данный материал будет интересен и полезен учителям начальных классов, работающим с обучающимися 3-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok_lit_chten_korzina_s_elovymi_shishkami.zip | 2.66 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Тема раздела: «НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА…»
Тема: «Волшебная сила бессмертной музыки» (рассказ К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)
Цели:
- организовать на уроке вдумчивое восприятие рассказа К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»;
- развивать умения осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
- развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев;
- помочь детям оценить такие человеческие качества, как доброта, скромность, чуткость, чувственность, жизнелюбие, открытость, трудолюбие;
- учить высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
- составить словарь настроений к произведению К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»;
- воспитывать доброту, отзывчивость, умение сопереживать, прививать любовь ко всему живому.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., медиапроектор, презентация к уроку, портреты К.Г. Паустовского, Э. Грига, толковый словарь С.И. Ожегова, словарь настроения, карточки трудных слов, музыка Э. Грига «Утро».
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, технология оценивания учебных успехов |
Ι. Актуализация знаний и постановка учебных задач. | 1. 1. 2. 3. 1. 2 -Кого вы видите на портретах? Как они связаны с рассказом? - Почему автор дал своему рассказу такое название? (Корзина с еловыми шишками стала поводом для знакомства Дагни и Грига). - Где встретились Дагни и Э. Григ? Случаен ли выбор места встречи? - Почему Григ в рассказе с такой любовью и вниманием относится к девочке? - Дома вы должны были подготовить чтение по ролям отрывка встречи Дагни с Григом. Чтение диалога "Встреча Э. Грига и Дагни" - Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать девочке подарок? - Какое настроение возникает при знакомстве с 1 –й частью произведения? На доске составлен словарь настроения 1 и 2 части. 1часть завороженное или лирическое (любуемся красотой осеннего леса) загадочное или интригующее (описание встречи) нетерпеливое (хочется, как и Дагни, узнать о подарке) - Что представлял Григ, когда писал музыку? - Найдите самые важные на ваш взгляд слова во 2-й части. - Какая ещё очень важная мысль заключена в прочитанном? - Какое настроение возникло у вас? 2 часть заинтересованное (хочется представить, как выглядит дом Грига). спокойное или тихое (описание зимы) мечтательное или трогательное (представления Грига о встрече) сказочное (описание слушателей) 3. 1. 2. 3. 3. - Сегодня мы продолжим разговор о произведении К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». (На слайде «Волшебная сила бессмертной музыки ») - Тема нашего сегодняшнего урока «Волшебная сила бессмертной музыки». - Сформулируйте задачи урока. (Понять, как музыка воздействует на человека, учиться анализировать произведение, продолжить составлять словарь настроения по произведению, дополнить «Мастерскую слова») -Когда мы решим все поставленные задачи, то дадим ответ на проблемный вопрос «Чем же должен жить человек?» -Возможно кто-то из вас уже знает ответ на данный вопрос?
| Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие отрывки текста. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте. Личностные результаты 1. Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Уметь работать в группах. |
II. Совместное открытие знаний.
| 3. 4. 1. 2. 3. 4. 3. 4. Анализ с 3 –й части. - В третьей части рассказа писатель снова приготовил нам встречу с Дагни. - Что изменилось в жизни Дагни? - Какой она стала? - Кем были родственники девушки? - Какие слова при прочтении вызвали у вас затруднение. Класс разделен на 4 группы, каждая работает по словарю с одним словом. На доске: Шпора Кавалер Кринолин Викинг - Обратитесь к словарю и найдите значения данных слов. Сколько значений у данного слова? Сколько словарных статей? Как называются эти слова? - Прочитайте словосочетание с данным словом из текста и выберите нужное толкование. - Дополним «Мастерскую слова». - Какое настроение возникает при прочтении данной части. В самом начале во втором абзаце много вопросительных предложений, о чем это говорит? Составим словарь настроения данной части. (Каждая группа составляет и продолжает записывать в свой словарь). - Проверим. Добавим самые точные выражения на доску. 3 часть тревожное / обеспокоенное (волнение за судьбу Дагни) созерцательное / наблюдательное / сосредоточенное/ заинтересованное ( наблюдаем за комнатой т. Магды) Физминутка Анализ 4- й части - Почему Дагни плакала после театральных спектаклей? -В какой необычной обстановке проходил концерт? - Какой стала Дагни через 10 лет? Зачитайте. - Изменилась ли Дагни по характеру? - Какое действие оказала симфоническая музыка на Дагни? Зачитайте. - Какая реакция была у Дагни, когда назвали ее имя? - Вы тоже сейчас прослушаете отрывок из музыкальной записи произведений Э.Грига “Утро”. После прослушивания расскажите, что вы представляли, слушая эту музыку. - А теперь прочитайте о том, что слышит Дагни в посвященном ей музыкальном произведении. -Во многих музыкальных произведениях композиторы изображают какие-то звуки природы, шумы, которые они слышат в реальной жизни. -Какие звуки упомянуты в тексте? (Пастуший рожок, перезвон лесных колокольчиков, свист птиц, ауканье детей, песня девушки). - Во 2 части текста найдите и прочитайте мысли Грига, писавшего музыку, . - А теперь найдите и прочитайте мысли Дагни, услышавшей музыку. - Что заметили? (Сходство. Они подумали об одном и том же.) - Музыка победила расстояние и время, сумела передать чувства композитора и Дагни и напомнила картины природы родной Норвегии. - Почему Дагни плакала, слушая музыку Грига? (Это слезы благодарности. Григ умер, и она не скажет ему «спасибо» за чудесный подарок). -За что была благодарна Дагни музыканту? Что значит духовный подарок? - Что помогла понять музыка Дагни? ( Жизнь прекрасна, нужно любить жизнь. Быть щедрым и отдавать людям всего себя без остатка) - Почему Нильс теперь знал, что жизнь Дагни не пройдет зря? - Составьте словарь настроения 4 –й части. (Каждая группа составляет и записывает в свой словарик). - Проверим. Добавим самые точные выражения на доску. Волнующее Восхищенное ( восхищаемся красотой Дагни) Торжественное (начало концерта) Возбужденное (чувства Дагни близки) Бурное (представляем вместе с Дагни картины ее малой родины) Радостной грусти (слезы благодарности Дагни, их близкие чувства) Спокойной уверенности / умиротворения (жизнь Дагни не пройдет зря) | |
ΙΙΙ. Итог урока. ΙV. Рефлексия | 2. 1. 2. 3. 1. 3 -Как называет Дагни Грига? - Только ли к композитору Эдварду Григу мы можем отнести эти слова? Почему? - За что девушка благодарила Грига? (За щедрость, за то, что он открыл перед ней то, прекрасное, чем должен жить человек). - Так чем же должен жить человек? (Делать добро и дарить его людям без возврата) - Именно это делает людей бессмертными. Их добрые дела, красивые поступки, талант, щедрость. За всё это благодарила Дагни Грига, говорила ему «спасибо». - А кому бы вы сегодня сказали «спасибо»? (Дети отвечают) - А я хочу сказать «спасибо» вам. Сегодня вы учились жить. У вас ещё всё впереди. И я очень верю: вы сумеете сделать мир счастливым, ведь в жизни столько замечательных людей, которые и после смерти дарят нам свою щедрость. Пусть они будут для вас примером. 3. 2. 2. - Закончите предложения: Я понял… Я запомнил… Мне понравилось… Мне осталось непонятным… | |
ΙV. Домашнее задание. | Подготовить близкий к тексту пересказ любого из отрывков-описаний. Попробовать письменно ответить на вопрос «Чем должен жить человек?» Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока на тему "Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)" 3 класс
Школа 2100 ...
Открытый урок литературного чтения в 4 классе. (по рассказу К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)
Цели: *провести исследовательскую работу над произведением; * учить выделять главное в содержании и делать выводы; *расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству, продо...
Тема: Как рождается музыка. Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
Цели: обучать анализу лирического произведения. Уточнить знания учащихся о некоторых литературных терминах, развивать устную речь, навыки сопоставительного анализа, навыки исследовательской работ...
Тема: Как рождается музыка. Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
Цели: обучать анализу лирического произведения. Уточнить знания учащихся о некоторых литературных терминах, развивать устную речь, навыки сопоставительного анализа, навыки исследовательской работ...
Урок литературного чтения в 4 классе по теме "К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»"
Цель: продолжать знакомить учащихся с творчеством К. Г. Паустовского; показать многообразие творчества писателя; расширять кругозор учеников; прививать интерес к литературе, любовь к чтению....
Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе по произведению К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» УМК «Гармония»,
Изучение творчества К.Г.Паустовского; совершенствование умения работать с текстом; развитие навыка чтения; развитие художественного вкуса, любви и интереса к чтению и к классической музыке....
Технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 4 классе ( по рассказу К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»)
Предмет: литературное чтениеКласс: 4 В Тема урока: К. Г. ПаустовскийТип урока: урок – исследование.Цель урока:1. Провести исследовательскую работу над произведением;2. Учить выделять главное в с...