Тема: Как рождается музыка. Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Крючек Ольга Николаевна

Цели: обучать анализу лирического произведения. Уточнить знания учащихся о некоторых литературных терминах, развивать устную речь, навыки сопоставительного анализа, навыки исследовательской работы. Совершенствовать навыки чтения с точки зрения его выразительности и осознанности. Развивать умение вести диалог.

Задачи: развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению и к классической музыке. Формировать творческое воображение через умение представлять картины. Работать над содержанием произведения, используя различные приемы критического мышления. Развивать речь учащихся, умение работать в группах .Воспитывать нравственные качества ,творческие способности учащихся..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korzina_s_elovymi_shishkami.doc78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Тема: Как рождается музыка. Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Цели: обучать анализу лирического произведения. Уточнить знания учащихся о некоторых литературных терминах, развивать устную речь, навыки сопоставительного анализа, навыки исследовательской работы. Совершенствовать навыки чтения с точки зрения его выразительности и осознанности. Развивать умение вести диалог.

Задачи: развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению и к классической музыке. Формировать творческое воображение через умение представлять картины. Работать над содержанием произведения, используя различные приемы критического мышления. Развивать речь учащихся, умение работать в группах .Воспитывать нравственные качества ,творческие способности учащихся.. 

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

Ι. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

1.Повторение

- Объясните выражение «Наполним музыкой сердца…» 

- Откуда взято это выражение? (Так называется раздел учебника, который изучаем.)

- Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями из этого раздела.

- С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке?

 (В.Драгунского «Независимый Горбушка»)

-Что вам понравилось в рассказе?

-Что рассмешило вас?

-Как ребята отнеслись к встрече с писателем? А как относитесь к этой встрече вы?

- Почему этот рассказ включен в раздел «Наполним музыкой сердца…», ведь в нем ничего нет о музыке?

Вывод:  не только музыка, но и вообще искусство обладает удивительной способностью «наполнять сердца», влиять на людей – на их души и ум, на их чувства и мысли. Этой же силой влияния обладает и искусство слова – литература.

2.Викторина

- Назовите произведение и его автора.

- О чем это произведение?

1. Музыка…  Наверное, когда-то выпорхнув из окон, она заблудилась в вечернем саду, да так и осталась там. А теперь, спустя столетия, пришла ко мне, возвратив память о том, что давно ушло, отцвело. (Г.Цыферов «Тайна запечного сверчка»)

2. Он пел, все слушали его с большим вниманием. Он, видимо, чувствовал, что имеет дело с людьми сведущими, и поэтому, как говорится, просто лез из кожи. (И.Тургенев «Певцы»)

 - Что объединяет эти произведения?  (Эти произведения связаны с музыкой).

Вывод: Люди, слушая музыку, начинают видеть и чувствовать мир по-новому, и тогда они  сами становятся лучше. Каждый человек любит музыку ту, что ему ближе, понятнее, созвучнее. Музыка не делает мир скучным, серым.  «Наполним музыкой сердца, устроим праздники из буден…».

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений.

2. Чтение рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

1. Работа с текстом до чтения

-Ребята, прочитайте строки вот этого стихотворения.

Не жалейте сердца, не таите

Доброты и нежности своей,

Ни  своих  прозрений и открытий

Не держите в  тайне  от людей…

Торопитесь всё отдать при жизни

Чтоб, уйдя к небытию во власть,

Тёплым ливнем, снегом ли пушистым

Снова к милой родине припасть. Слайд 1.

- Как вы думаете, ребята, к кому обращены эти строки? Что хотел сказать автор этих строк? Какой совет он даёт?

Действительно, то, что прозвучало в этих стихах, касается всех нас.

Автор этих стихотворений даёт совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым будет посвящен наш урок. Это Константин Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ. Слайд 2.

- Как думаете, какими чертами характера может обладают эти люди?

(Целеустремленные, скромные, задумчивые, любящие жизнь, видящие

красоту, добрые)

2. Вступительная беседа об авторе.

- Каким был К.Г. Паустовский,  послушайте из рассказов ребят.

Прослушивание детей.

1 группа К. Г. Паустовский родился в Москве в 1892 г, а вырос на Украине. С детских лет мечтал о прекрасных, далёких странах. Когда из семьи ушёл отец, Паустовский должен был сам зарабатывать себе на жизнь. Он занимался репетиторством, начал писать стихи.

2 группа  За свою жизнь он много поменял профессий: был вожатым, кондуктором, матросом, учителем. Писатель участвовал в сражениях Гражданской войны. Во время Великой Отечественной – был военным корреспондентом. Он много путешествовал, объездил всю страну.

3 группа К.Г. Паустовский писал не только о природе. Он встречался со многими известными людьми: писателями, поэтами, художниками, музыкантами. Часто описывал случаи из их жизни. Умер в Москве 14 июля 1968г.  

-Какие произведения К. Паустовского вы помните?

(«Заячьи лапы», «Стальное колечко», «Барсучий нос»,

«Какие бывают дожди»,  «Родник в мелколесье», Теплый хлеб) Слайд 3.

- Все произведения этого писателя исполнены удивительно тёплым , светлым и трепетным чувством любви к природе родной земли, к её скромному пейзажу. В его произведениях мы ощущаем сердечного, душевно щедрого и необыкновенно доброго, доброжелательного человека.

-Посмотрите на название произведения и на иллюстрацию к нему и подумайте, о чём и о ком будет рассказ?

 Слайд 4.Несмотря на название «Корзина с еловыми шишками», рассказ о другом.  Дело в том, что Паустовский писал не только о природе, но и о композиторах, художниках, писателях, т.е. о людях, которые тонко чувствовали красоту окружающего мира и старавшиеся своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного. Этот рассказ введёт нас в мир музыкального творчества великого норвежского композитора Эдварда Грига. Родился Григ 15 июня 1843г. в городе Бергене. Много путешествовал, выступал с концертами в разных странах, но каждый раз он стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря.

Будущий гений сел за  пианино в четыре года, а в 12 лет он уже во всю сочинял музыку; в 15 лет он поступил в Лейпцигскую консерваторию и в 1862 г. окончил её с отличными оценками. Его судьбой отныне и навсегда  становится музыка.

- Слушал ли кто-нибудь из вас его музыку?

События в рассказе происходят в северной стране – Норвегии, с её сумрачным величием хвойных лесов, узких морских заливов с крутыми и высокими берегами. Слайд 5.

2. Работа с текстом во время чтения.

- Прежде чем познакомиться с произведением, давайте уточним значение встречающихся в нём слов: Слайд 6.

Белые ночи - ночи на севере, когда сумерки не переходят в темноту.

Город Берген - город в Норвегии.

Портьеры - шторы.

Дровосек - лесоруб; тот, кто занимается рубкой леса.

Талант - выдающиеся врожденные качества, особые природные способности.

Аккорды - одновременное звучание нескольких звуков.

Симфонический – от слова «симфония» - большое музыкальное произведение для оркестра.

-Приготовьтесь читать и слушать 1 часть.

 1. Работаем с первой частью.

-Чтение по абзацам, самостоятельно. (Негромко звучит музыка)

- Вот какой подарок решил сделать девочке композитор к 18-летию. Значит, сейчас ей сколько лет? Ведь он сказал «не сейчас, а лет через 10»).

- К какому жанру относится это произведение? (Рассказ)

 -У рассказа очень красивое начало. Вспомните, с чего он начинается?

 (С описания осеннего горного леса.)

2.Работа в группах.   Слайд 7 .

1 группа Опишите осень в лесу, используя слова и выражения из текста.

(Грибной воздух, шелест листьев, шум леса)

2 группа Подумайте, какими красками нарисован лес? (Золотыми, оранжевыми)

3 группа Представьте себе этот осенний лес. (Густым, с высокими вековыми деревьями, с

тайными тропками)

-Какое настроение создают краски леса?

-Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни, внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное.

Вывод: -Что в разговоре самое главное?

- Как вы думаетепочему Григу захотелось сделать девочке подарок?

 

-Работаем со второй частью.  

1.Прочитайте часть самостоятельно.

-Перенесёмся в дом композитора. Слайд 8.

-Почему Григ все убрал из дома? (Мешало, глушило звуки, жил музыкой, творчеством)

-О чем пел рояль?

-Долго ли Григ писал музыку для Дагни? (Целый месяц, началась зима)

2.Поработайте в группах. Слайд 9.

1 группа   Выберите из предложенных слов те, которые помогают понять, каким был композитор.

2 группа     Найдите в тексте и зачитайте. Кого представлял Григ, когда писал музыку?

3 группа    Расскажите, что говорил Григ о жизни?

(Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна…)

- Какова главная мысль 2й части? (Жизнь удивительна и прекрасна!)

-Работаем с 3 частью. Чтение обучающимися по абзацам.

Групповая работа    Слайд 10 .

-В 3 части рассказа писатель снова приготовил нам встречу с Дагни.

1группа    Расскажите, что изменилось в жизни Дагни?

Какой стала Дагни?  Зачитайте из текста.

2 группа    Почему Дагни плакала после театральных спектаклей?

Расскажите, а случалось ли такое с вами после просмотра фильмов, пьес?

3 группа. На чем настояла тетушка Магда?

Объясните, какое действие произвела симфоническая музыка на Дагни?

Зачитать. что сказал на концерте человек во фраке?

-Как повела себя Дагни?

-Что она услышала в музыке? (как тает снег…)

-Что было, когда стихла музыка? (загремели аплодисменты)

-О чем думала Дагни уходя из парка? (он умер! Зачем?...)

-Сегодня мы заканчиваем работу над рассказом.

-О чём этот рассказ? (о красоте мира и музыки, отражающей жизнь;  об умении видеть прекрасное в самом обыкновенном)

-Работаем с 4 частью.  Часть 4 читает учитель.

1.. Выявление первичного восприятия.

– Какое же чудо произошло в жизни Дагни?

– Как вы поняли смысл последнего предложения?

– Какое место в рассказе вам больше всего понравилось?

2. Прослушивание пьесы Э. Грига «Утро».

Перед прослушиванием:

– Постарайтесь услышать, как композитор рисует природу, как меняется музыка, какие звучат инструменты.

После прослушивания:

– Какая по характеру пьеса, которую мы прослушали?

– Почему меняется музыка? (Нарастание звучания помогает увидеть, представить восход солнца.)

– Что мы делали?

– Какое умение формировали?

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙΙ. Итог.

      Рефлексия.

Слайд 11.Музыка – прекрасный вид искусства.  Паустовский в своем поэтическом рассказе «Корзина с еловыми шишками»  еще раз  подтверждает это.

– Что вам показалось на уроке самым интересным?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- В произведении Дагни собирала шишки, у вас тоже есть шишки ( по два шаблона для каждой команды).

-Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, вам надо закрасить одну из шишек зеленым цветом.

- Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось - желтым.

-Вторую шишку можно раскрасить всей командой. Каждый для этого выберет тот цвет, который передаст его настроение после работы над произведением и прослушивания музыки.

ΙV. Домашнее задание.

Слайд 12. Задание 1, 2 в тетради, с. 51.

Подготовить подробный пересказ 1-й и 2-й частей, для этого выписать ключевые слова, которые помогут дать описание:

I ряд: осеннего леса;

II ряд: зимнего города;

II Iряд: дома композитора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока чтения по рассказу К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" (с приложением)

Конспект урока чтения "Секреты музыкального подарка" по произведению К. Паустовкого "Корзина с еловыми шишками"...

Открытый урок литературного чтения в 4 классе. (по рассказу К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

Цели: *провести исследовательскую работу над произведением; * учить выделять главное в содержании и делать выводы; *расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству, продо...

Урок литературного чтения «Волшебная сила бессмертной музыки» (рассказ К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

В разработке представлен конспект урока литературного чтения на тему «Волшебная сила бессмертной музыки» (рассказ К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками») , составленный в соответствии с Ф...

Тема: Как рождается музыка. Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Цели: обучать анализу лирического произведения. Уточнить знания учащихся о некоторых литературных терминах, развивать устную речь, навыки сопоставительного анализа, навыки исследовательской работ...

«Подарок и дар в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

ЦЕЛЬ:расширить знания о творчестве К.Г. Паустовского; помочь понять смысл произведения, учить видеть прекрасное вокруг, замечать и понимать окружающий мир; развивать память, мышление, воображение....

Технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 4 классе ( по рассказу К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»)

Предмет: литературное чтениеКласс: 4 В Тема урока: К. Г. ПаустовскийТип урока: урок – исследование.Цель урока:1. Провести исследовательскую работу над произведением;2. Учить выделять главное в с...