Тема: Как рождается музыка. Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему
Цели: обучать анализу лирического произведения. Уточнить знания учащихся о некоторых литературных терминах, развивать устную речь, навыки сопоставительного анализа, навыки исследовательской работы. Совершенствовать навыки чтения с точки зрения его выразительности и осознанности. Развивать умение вести диалог.
Задачи: развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению и к классической музыке. Формировать творческое воображение через умение представлять картины. Работать над содержанием произведения, используя различные приемы критического мышления. Развивать речь учащихся, умение работать в группах .Воспитывать нравственные качества ,творческие способности учащихся..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korzina_s_elovymi_shishkami.doc | 78 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературное чтение
Тема: Как рождается музыка. Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
Цели: обучать анализу лирического произведения. Уточнить знания учащихся о некоторых литературных терминах, развивать устную речь, навыки сопоставительного анализа, навыки исследовательской работы. Совершенствовать навыки чтения с точки зрения его выразительности и осознанности. Развивать умение вести диалог.
Задачи: развивать художественный вкус, любовь и интерес к чтению и к классической музыке. Формировать творческое воображение через умение представлять картины. Работать над содержанием произведения, используя различные приемы критического мышления. Развивать речь учащихся, умение работать в группах .Воспитывать нравственные качества ,творческие способности учащихся..
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ |
Ι. Актуализация знаний. | 1. Проверка домашнего задания. 1.Повторение - Объясните выражение «Наполним музыкой сердца…» - Откуда взято это выражение? (Так называется раздел учебника, который изучаем.) - Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями из этого раздела. - С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? (В.Драгунского «Независимый Горбушка») -Что вам понравилось в рассказе? -Что рассмешило вас? -Как ребята отнеслись к встрече с писателем? А как относитесь к этой встрече вы? - Почему этот рассказ включен в раздел «Наполним музыкой сердца…», ведь в нем ничего нет о музыке? Вывод: не только музыка, но и вообще искусство обладает удивительной способностью «наполнять сердца», влиять на людей – на их души и ум, на их чувства и мысли. Этой же силой влияния обладает и искусство слова – литература. 2.Викторина - Назовите произведение и его автора. - О чем это произведение? 1. Музыка… Наверное, когда-то выпорхнув из окон, она заблудилась в вечернем саду, да так и осталась там. А теперь, спустя столетия, пришла ко мне, возвратив память о том, что давно ушло, отцвело. (Г.Цыферов «Тайна запечного сверчка») 2. Он пел, все слушали его с большим вниманием. Он, видимо, чувствовал, что имеет дело с людьми сведущими, и поэтому, как говорится, просто лез из кожи. (И.Тургенев «Певцы») - Что объединяет эти произведения? (Эти произведения связаны с музыкой). Вывод: Люди, слушая музыку, начинают видеть и чувствовать мир по-новому, и тогда они сами становятся лучше. Каждый человек любит музыку ту, что ему ближе, понятнее, созвучнее. Музыка не делает мир скучным, серым. «Наполним музыкой сердца, устроим праздники из буден…». | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
II. Развитие умений. | 2. Чтение рассказа К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками». 1. Работа с текстом до чтения -Ребята, прочитайте строки вот этого стихотворения. Не жалейте сердца, не таите Доброты и нежности своей, Ни своих прозрений и открытий Не держите в тайне от людей… Торопитесь всё отдать при жизни Чтоб, уйдя к небытию во власть, Тёплым ливнем, снегом ли пушистым Снова к милой родине припасть. Слайд 1. - Как вы думаете, ребята, к кому обращены эти строки? Что хотел сказать автор этих строк? Какой совет он даёт? Действительно, то, что прозвучало в этих стихах, касается всех нас. Автор этих стихотворений даёт совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым будет посвящен наш урок. Это Константин Георгиевич Паустовский и Эдвард Григ. Слайд 2. - Как думаете, какими чертами характера может обладают эти люди? (Целеустремленные, скромные, задумчивые, любящие жизнь, видящие красоту, добрые) 2. Вступительная беседа об авторе. - Каким был К.Г. Паустовский, послушайте из рассказов ребят. Прослушивание детей. 1 группа К. Г. Паустовский родился в Москве в 1892 г, а вырос на Украине. С детских лет мечтал о прекрасных, далёких странах. Когда из семьи ушёл отец, Паустовский должен был сам зарабатывать себе на жизнь. Он занимался репетиторством, начал писать стихи. 2 группа За свою жизнь он много поменял профессий: был вожатым, кондуктором, матросом, учителем. Писатель участвовал в сражениях Гражданской войны. Во время Великой Отечественной – был военным корреспондентом. Он много путешествовал, объездил всю страну. 3 группа К.Г. Паустовский писал не только о природе. Он встречался со многими известными людьми: писателями, поэтами, художниками, музыкантами. Часто описывал случаи из их жизни. Умер в Москве 14 июля 1968г. -Какие произведения К. Паустовского вы помните? («Заячьи лапы», «Стальное колечко», «Барсучий нос», «Какие бывают дожди», «Родник в мелколесье», Теплый хлеб) Слайд 3. - Все произведения этого писателя исполнены удивительно тёплым , светлым и трепетным чувством любви к природе родной земли, к её скромному пейзажу. В его произведениях мы ощущаем сердечного, душевно щедрого и необыкновенно доброго, доброжелательного человека. -Посмотрите на название произведения и на иллюстрацию к нему и подумайте, о чём и о ком будет рассказ? Слайд 4.Несмотря на название «Корзина с еловыми шишками», рассказ о другом. Дело в том, что Паустовский писал не только о природе, но и о композиторах, художниках, писателях, т.е. о людях, которые тонко чувствовали красоту окружающего мира и старавшиеся своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного. Этот рассказ введёт нас в мир музыкального творчества великого норвежского композитора Эдварда Грига. Родился Григ 15 июня 1843г. в городе Бергене. Много путешествовал, выступал с концертами в разных странах, но каждый раз он стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. Будущий гений сел за пианино в четыре года, а в 12 лет он уже во всю сочинял музыку; в 15 лет он поступил в Лейпцигскую консерваторию и в 1862 г. окончил её с отличными оценками. Его судьбой отныне и навсегда становится музыка. - Слушал ли кто-нибудь из вас его музыку? События в рассказе происходят в северной стране – Норвегии, с её сумрачным величием хвойных лесов, узких морских заливов с крутыми и высокими берегами. Слайд 5. 2. Работа с текстом во время чтения. - Прежде чем познакомиться с произведением, давайте уточним значение встречающихся в нём слов: Слайд 6. Белые ночи - ночи на севере, когда сумерки не переходят в темноту. Город Берген - город в Норвегии. Портьеры - шторы. Дровосек - лесоруб; тот, кто занимается рубкой леса. Талант - выдающиеся врожденные качества, особые природные способности. Аккорды - одновременное звучание нескольких звуков. Симфонический – от слова «симфония» - большое музыкальное произведение для оркестра. -Приготовьтесь читать и слушать 1 часть. 1. Работаем с первой частью. -Чтение по абзацам, самостоятельно. (Негромко звучит музыка) - Вот какой подарок решил сделать девочке композитор к 18-летию. Значит, сейчас ей сколько лет? Ведь он сказал «не сейчас, а лет через 10»). - К какому жанру относится это произведение? (Рассказ) -У рассказа очень красивое начало. Вспомните, с чего он начинается? (С описания осеннего горного леса.) 2.Работа в группах. Слайд 7 . 1 группа Опишите осень в лесу, используя слова и выражения из текста. (Грибной воздух, шелест листьев, шум леса) 2 группа Подумайте, какими красками нарисован лес? (Золотыми, оранжевыми) 3 группа Представьте себе этот осенний лес. (Густым, с высокими вековыми деревьями, с тайными тропками) -Какое настроение создают краски леса? -Давайте вспомним, как произошла встреча композитора и Дагни, внимательно слушайте их разговор и постарайтесь определить, что в разговоре самое главное. Вывод: -Что в разговоре самое главное? - Как вы думаете, почему Григу захотелось сделать девочке подарок?
-Работаем со второй частью. 1.Прочитайте часть самостоятельно. -Перенесёмся в дом композитора. Слайд 8. -Почему Григ все убрал из дома? (Мешало, глушило звуки, жил музыкой, творчеством) -О чем пел рояль? -Долго ли Григ писал музыку для Дагни? (Целый месяц, началась зима) 2.Поработайте в группах. Слайд 9. 1 группа Выберите из предложенных слов те, которые помогают понять, каким был композитор. 2 группа Найдите в тексте и зачитайте. Кого представлял Григ, когда писал музыку? 3 группа Расскажите, что говорил Григ о жизни? (Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна…) - Какова главная мысль 2й части? (Жизнь удивительна и прекрасна!) -Работаем с 3 частью. Чтение обучающимися по абзацам. Групповая работа Слайд 10 . -В 3 части рассказа писатель снова приготовил нам встречу с Дагни. 1группа Расскажите, что изменилось в жизни Дагни? Какой стала Дагни? Зачитайте из текста. 2 группа Почему Дагни плакала после театральных спектаклей? Расскажите, а случалось ли такое с вами после просмотра фильмов, пьес? 3 группа. На чем настояла тетушка Магда? Объясните, какое действие произвела симфоническая музыка на Дагни? Зачитать. что сказал на концерте человек во фраке? -Как повела себя Дагни? -Что она услышала в музыке? (как тает снег…) -Что было, когда стихла музыка? (загремели аплодисменты) -О чем думала Дагни уходя из парка? (он умер! Зачем?...) -Сегодня мы заканчиваем работу над рассказом. -О чём этот рассказ? (о красоте мира и музыки, отражающей жизнь; об умении видеть прекрасное в самом обыкновенном) -Работаем с 4 частью. Часть 4 читает учитель. 1.. Выявление первичного восприятия. – Какое же чудо произошло в жизни Дагни? – Как вы поняли смысл последнего предложения? – Какое место в рассказе вам больше всего понравилось? 2. Прослушивание пьесы Э. Грига «Утро». Перед прослушиванием: – Постарайтесь услышать, как композитор рисует природу, как меняется музыка, какие звучат инструменты. После прослушивания: – Какая по характеру пьеса, которую мы прослушали? – Почему меняется музыка? (Нарастание звучания помогает увидеть, представить восход солнца.) – Что мы делали? – Какое умение формировали? | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. |
ΙΙΙ. Итог. Рефлексия. | Слайд 11.Музыка – прекрасный вид искусства. Паустовский в своем поэтическом рассказе «Корзина с еловыми шишками» еще раз подтверждает это. – Что вам показалось на уроке самым интересным? – Как бы вы оценили свою работу на уроке? - В произведении Дагни собирала шишки, у вас тоже есть шишки ( по два шаблона для каждой команды). -Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, вам надо закрасить одну из шишек зеленым цветом. - Если не все пока удалось, есть какие-то проблемы, что-то не получилось - желтым. -Вторую шишку можно раскрасить всей командой. Каждый для этого выберет тот цвет, который передаст его настроение после работы над произведением и прослушивания музыки. | |
ΙV. Домашнее задание. | Слайд 12. Задание 1, 2 в тетради, с. 51. Подготовить подробный пересказ 1-й и 2-й частей, для этого выписать ключевые слова, которые помогут дать описание: I ряд: осеннего леса; II ряд: зимнего города; II Iряд: дома композитора. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения по рассказу К.Г.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" (с приложением)
Конспект урока чтения "Секреты музыкального подарка" по произведению К. Паустовкого "Корзина с еловыми шишками"...
Конспект урока на тему "Как рождается музыка (рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)" 3 класс
Школа 2100 ...
Открытый урок литературного чтения в 4 классе. (по рассказу К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)
Цели: *провести исследовательскую работу над произведением; * учить выделять главное в содержании и делать выводы; *расширять кругозор детей, обогащать словарный запас, приобщать их к искусству, продо...
Урок литературного чтения «Волшебная сила бессмертной музыки» (рассказ К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)
В разработке представлен конспект урока литературного чтения на тему «Волшебная сила бессмертной музыки» (рассказ К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками») , составленный в соответствии с Ф...
Тема: Как рождается музыка. Рассказ К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
Цели: обучать анализу лирического произведения. Уточнить знания учащихся о некоторых литературных терминах, развивать устную речь, навыки сопоставительного анализа, навыки исследовательской работ...
«Подарок и дар в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
ЦЕЛЬ:расширить знания о творчестве К.Г. Паустовского; помочь понять смысл произведения, учить видеть прекрасное вокруг, замечать и понимать окружающий мир; развивать память, мышление, воображение....
Технологическая карта открытого урока по литературному чтению в 4 классе ( по рассказу К. Г. Паустовского ««Корзина с еловыми шишками»)
Предмет: литературное чтениеКласс: 4 В Тема урока: К. Г. ПаустовскийТип урока: урок – исследование.Цель урока:1. Провести исследовательскую работу над произведением;2. Учить выделять главное в с...