Литературное чтение
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Соглаева Елена Валентиновна

Конспект урока литературного чтения 3 класс УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3kl.docx23.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Л.Н.Толстой «Прыжок»

Тип урока: комбинированный

Цели: 1.Познакомить учащихся с произведением Л.Н.Толстого «Прыжок»;

2. Продолжать учить детей ориентироваться в тексте, внимательно просматривать его и находить нужное.

3.Учить детей осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев литературного произведения, учить примерять высказывание к характеру героя.

4. Учить работать в парах, индивидуально

5. Воспитывать способность сопереживать, сострадать и радоваться, способствовать нравственному становлению личности.

Задачи урока.

     Исходя из содержания рассказа, выяснить вместе с детьми, что это «правдивая история».

    Поручить школьникам найти место особого напряжения событий в тексте, объяснив им, что таких мест в тексте, где концентрируется напряжение, может быть несколько.

    Обсудить с детьми, насколько необходимы были решительные действия капитана для спасения мальчика.

    Выяснить, какими качествами характера должен обладать настоящий капитан и примерить эти качества к капитану рассказа.

    Обсудить, как вели себя пассажиры и матросы, что позволит ещё лучше осознать разницу между поведением матросов и поведением капитана.

    Подвести детей к выводу, что никто, кроме человека, обладающего целым набором необходимых качеств, не смог бы спасти мальчика.

    Попросить школьников найти в последнем фрагменте текста строчки, подтверждающие, что капитан ещё и отец мальчика, и зачитать их.

    Выяснить мотивы поведения мальчика: дело не в том, что мальчику было жалко своей шляпы, а в том, что мальчику неприятно было, что над ним смеются.

    Проследить по тексту, как чувства обиды и досады, которые сначала испытывал мальчик, сменяются азартом, задором.

    Постараться, чтобы школьники задумались о том, как из пустяка может развиться драматическое событие, которое чуть не стоило жизни двенадцатилетнему мальчику.

    Обсудить проблему: кто же виноват в том, что чуть было не случилось ужасное несчастье.

    Выяснить, что рассказ назван «Прыжок», потому что именно прыжок мальчика с мачты корабля в море является самым главным моментом этого рассказа; именно прыжок спасает мальчику жизнь.

Формировать УУД:

Личностные УУД: формировать эстетические потребности, ценности и чувства, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД: понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; принимать участие в обсуждении прочитанного, использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат        

Предметные: отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения с морально-этических позиций и обогащать свой эмоционально-духовный опыт;

Личностные: наличие мотивации к работе на результат, к творческому труду. Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса.

Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог.

Оборудование и методическое оснащение урока.

Мультимедийный проектор.

Карточки с заданиями.

Выставка книг с произведениями Л.Н. Толстого.

Карточки со словами для характеристики героев.

Толковый словарь С.И.Ожегова

Карточки с названиями произведений, героев этих произведений.

Аудиозапись «Шум моря».

Карточки со скороговорками.

Портрет писателя.

Презентация «История возникновения кораблей».

Методы обучения: фронтальный опрос, монологический ответ учащегося, прием предвосхищения событий рассказа; здоровьесберегающие технологии

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

Словарная работа: аршин, задор, каюта.

Ход урока.

I.Организационный момент.

- Сегодня к нам на урок пришли гости. Наша задача, показать, как хорошо мы умеем работать. И, как обычно, начнём урок с речевой разминки.

II. Речевая разминка

- Перед вами карточка, на которой записаны скороговорки.

- Прочитайте сначала медленно, а затем научитесь произносить быстро любую из них.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Забавной обезьяне бросили бананы,

Бросили бананы, забавной обезьяне.

III. Актуализация

Вот новый день и новый час,

Урок литературы новый.

Но старый друг у нас в гостях –

Мудрейший человек и мастер слова

-  О каком писателе эти слова? Обратите внимание на портрет на доске?  (Л.Н. Толстой)

- Лев Николаевич Толстой годы жизни 1828-1910 гг.  Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.  В нашей библиотеке тоже есть книги этого писателя, здесь представлены только некоторые из них.

- Как вы думаете, с произведением, какого автора мы будем знакомиться на уроке? (Л.Н.Толстого)

IV. Проверка домашнего задания

- С каким произведением мы работали на прошлом уроке? (с рассказом Л.Н.Толстого «Акула», выставляется карточка)

- Назовите место, где происходят события? (выставить карточки море, корабль)

- Назовите героев произведения (выставить карточки капитан, артиллерист, мальчики, матросы, акула)

- Назовите главных героев рассказа (артиллерист, мальчики)

- Дома вы должны были перечитать текст и запомнить его содержание. Сейчас проверим, как внимательно вы его читали.

- Где стоял корабль на якоре? (У берегов Африки).

- Почему капитан дал команду «Купаться!»? (Было очень жарко)

- Где устроили купальню? (в парусе)

- Как случилось, что мальчики оказались в открытом море? (они плавали наперегонки, в парусе им было тесно)

- Кто плыл прямо на мальчиков? (акула)

- Кто пытался спасти мальчиков? (матросы, пытались догнать на лодке)

- Как вели себя мальчики, когда увидели акулу? (раздался пронзительный визг, они поплыли в разные стороны)

- Какое решение принял артиллерист? (выстрелить в акулу из пушки)

- Чем закончился рассказ? (акула была убита, а мальчиков привезли на корабль)

- Какая же главная мысль, которую хотел сказать нам этим произведением автор?

(Дети порой не чувствуют опасности и совершают необдуманные поступки, которые могут привести к большой беде. А взрослые очень любят своих детей, за них переживают и порой идут на большой риск, выручая их из беды.)

V. Введение в новую тему

1.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним  произведением Л.Н.Толстого и попробуем понять, какой главной мыслью оно объединено с предыдущим произведением.

- Чтобы узнать название произведения, нужно зачеркнуть в таблице одинаковые буквы. (Работа в паре)

п

а

р

у

ы

н

у

ж

а

о

н

к

- Вы можете предположить, о чём пойдёт речь в рассказе?

2.Рассказ учителя о кораблях. (сопровождается презентацией)

Ещё в глубокой древности людям приходилось передвигаться по воде для того, чтобы охотиться или сократить путь передвижения. Для этого он использовал обыкновенное дерево или бревно. Потом человеку нужно было что-то перевезти, и он связывал несколько брёвен вместе. Так получился первый плот. В каменном веке человек научился пользоваться орудием труда, и тогда при помощи камня он стал выдалбливать в дереве углубление, так получилась первая лодка. Многие народы делали лодки из шкур животных. Затем появились первые корабли – небольшие деревянные суда различной формы, передвигающиеся с помощью вёсел. Появились они задолго до нашей эры в Египте, на Крите, в Древней Греции и Риме. В 5 веке до нашей эры появились корабли с несколькими рядами вёсел. Корабли с двумя рядами вёсел назывались биремами, с темя – триремами. Экипаж крупного корабля насчитывал несколько сот человек. В 7 веке в Венеции был создан более быстроходный корабль – галера. Она имела длину 40-50 метров, ширину 6 метров, один ряд вёсел, экипаж до 450 человек, развивала скорость 7 узлов (13 км /ч). Кроме вёсел имела две мачты с косыми парусами. Переход от гребного флота к парусному осуществлялся вплоть до 18 века. Рассмотрите парусник. Такой корабль служил для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т. е. имели высоту 5-8 этажного дома. На мачтах были перекладины на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок.

- Как вы думаете, где будут происходить события в этом рассказе? (На паруснике)

VII. Работа над новым

- Прежде, чем приступить к чтению проведём словарную работу.

1.Словарная работа (работа со словарём)

Задор- 1. страстность, горячность в поведении, работе, 2. Запальчивое, вызывающее поведение, вызывающий тон.

Аршин- русская мера длины, равная 0,71 м, т.е. 71 см. А если два аршина? Это сколько? (Два аршина, примерно 142 см, для наглядности можно использовать сантиметровую ленту)

Каюта- небольшая отдельная комната на судне

Чтение текста учителем. (звучит аудиозапись шум моря)

- Подтвердились ли ваши предположения?

- Понравился ли вам рассказ?

- Как вы думаете, это вымысел или правдивая история?

- Где разворачивается действие? (выставить карточки в море, на корабле)

- Назовите героев этого рассказа ( выставить карточки мальчик, матросы, капитан, пассажиры, обезьяна)

VI. Физкультминутка

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем – мы с тобою. (дети размахивают руками, имитируя полёт)

Волны плещут в океане.       (дети машут руками, изображая волны)

Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперёд)

Это мачты кораблей. (руки вверх)

 Пусть плывут сюда скорей! (приветственно машут руками)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем, (ходьба на месте)

Ищем ракушки в песке (наклоны)

И сжимаем в кулаке. (сжимают кулачки)

Чтоб побольше их собрать,-

Надо чаще приседать.  (приседания)

Сядем дружно на песок.

Снова начался урок. (садятся за парты)

Физкультминутка для глаз.

2. Работа над содержанием текста.

- Чем развлекались люди? (забавлялись, забавлять - развлекать)

- Найдите и зачитайте слова, передающие поведение обезьяны.

- Как вы понимаете выражение «ещё больше расходилась»? (Ещё больше прыгала, корчилась)

- Как вы думаете, откуда на корабле была обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного плавания, и, наверное, её взяли где-то в жарких странах)

- Сколько лет было мальчику? Чьим сыном он был? ( 12, сын капитана)

- Если автор об этом говорит, значит это важно!

- Что сделала обезьяна? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту)

- Как вели себя пассажиры и матросы? (смеялись)

- Как повёл себя мальчик? (не знал, смеяться или плакать – растерялся)

- Ему было жалко шляпу или была другая причина? (ему было обидно, что он сын капитана, а моряки над ним смеются)

- Как по-другому он бы мог поступить, чтобы не произошло опасное событие? (посмеяться, не обращать внимания)

- Что в это время делала обезьяна? (села на перекладине и стала рвать шляпу, дразнила, делала рожи)

- Как это подействовало на мальчика?  (покраснел, скинул куртку, бросился за обезьяной, в одну минуту взобрался на перекладину)

- Как вы понимаете выражение «в одну минуту…» (очень быстро)

- Найдите и зачитайте момент, когда вам впервые вам стало страшно? (Но мальчик раззадорился.). Это место особого напряжения. (кульминация)

- Что заставило мальчика опомниться и глянуть вниз? (кто-то из людей ахнул от страха)

- Кто в этот момент вышел на палубу? (капитан – отец мальчика)

- Что было у него в руках? Зачем? (Он нёс ружьё, чтобы стрелять чаек)

- Что сделал капитан, когда увидел и оценил ситуацию?  Зачитайте (-Прыгай в воду! Застрелю!)

- Как вы понимаете фразу «тотчас прицелился» (очень быстро принял решение)

- Вам было страшно в этот момент? Можно сказать, что это место особого напряжения? (да)

- В этом тексте мы выделили два места особого напряжения.

- Как вы думаете, надо ли было целиться в мальчика и кричать: «Застрелю!»? Разве недостаточно было просто крикнуть: «Прыгай в воду!»?

(нет, капитан понимал, что если он будет уговаривать мальчика пройдёт много времени, он не сможет так долго держать равновесие, а значит, упадёт на палубу и разобьётся)

VIII. Характеристика героев

- Перед вами конверт №1 Выберите слова для характеристики мальчика.

- Случайно ли произошло то, что мальчик забрался на самый верх мачты или, здесь сыграли роль какие – то черты его характера: геройство, смелость, хвастовство, самоуверенность, обидчивость, самолюбие, желание испытать себя или покрасоваться, сделать всё по-своему?

-  Можно сказать, что мальчик был ловким? (да)

- Кто был виноват в том, что мальчик оказался в опасной ситуации? Порассуждайте.

Сам мальчик? (Он не понимал опасности ситуации, он вёл себя, как любой ребёнок, ему всего 12 лет)

- Вспомните, какие чувства овладевали мальчиком? Как он вёл себя? (Сначала не знал плакать или смеяться, потом покраснел, бросился за обезьяной, раззадорился и бросил мачту, опомнился и зашатался)

Обезьяна?  Она виновата? Выбирала ли она у кого взять шляпу или это произошло случайно? (случайно)

Матросы? Как они вели себя, по отношению к мальчику, на протяжении всего рассказа?  (смеялись, молча смотрели, а когда тело мальчика шлёпнулось в воду бросились спасать)

Конверт №2 Выберите слова для характеристики капитана

- Что вы можете сказать о характере капитана, отца мальчика? (Сильный духом, находчивый, решительный, человек слова)

- Согласны ли вы, что капитан должен обладать такими чертами и таким поведением, которое вызывает уважение?

- Подходят ли эти качества к данному конкретному капитану?

- Видна разница между поведением матросов и поведением капитана? (Матросы не сразу поняли серьёзность ситуации, а капитан моментально принял верное решение).

  - Что кажется вам более важным: то, что человек, который спас мальчика, - его отец, или то, что он – капитан? (конечно капитан, он так бы повёл себя если бы на месте его сына был любой другой человек, он в ответе за всех, кто плывёт на его корабле)

- А есть ли в последнем фрагменте строчки, подтверждающие, что капитан – ещё и отец мальчика? Прочитайте.

- Как вы думаете, почему он плакал? (Он пережил сильное потрясение. Очень испугался за сына)

- Почему произведение называется «Прыжок»? (Именно прыжок спас жизнь мальчику, если бы он упал на палубу, то непременно бы разбился)

IX. Итог

- Похожи ли эти два рассказа? Чем? Сравним.

- Где происходят действия? (в море на корабле)

- Как меняется настроение? (в начале хорошее настроение, затем страх, в конце облегчение, разрядка).

- Кем являются капитан и артиллерист по отношению к мальчикам? (отцы)

- Кто главные герои рассказов «Прыжок» и «Акула»? (отец и сын)

- Можно сказать, что в трагической ситуации именно отцы проявляют находчивость и спасают сыновей? (да)

- А в чём отличие рассказов?

- Чьё состояние показано лучше в «Прыжке»? (мальчика), а в рассказе «Акула»? (состояние отца – артиллериста)

- Как вы думаете, почему в конце рассказа ничего не говорится об обезьяне? (Она не главный герой, а только причина случившегося)

- Какой главной мыслью это произведение объединено с предыдущим произведением?

(Дети порой не чувствуют опасности и совершают необдуманные поступки, которые могут привести к большой беде. А взрослые очень любят своих детей, за них переживают и порой идут на большой риск, выручая их из беды.)

- А можно сказать, что находчивость и самообладание – необходимые качества человека.

X. Рефлексия

 -Выскажите своё отношением к уроку, дополнив любую фразу.

- Мне захотелось...

- Я задумался...

- Я понял (а)...

- Я почувствовал (а)...

- А сейчас сами оцените свою работу на уроке:

Отлично работал, и многое понял – белый парус.

Хорошо работал – голубой парус.

Остались ещё вопросы и к автору, и к себе – жёлтый парус.

XI. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение рассказа, нарисовать иллюстрацию к эпизоду из произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...