Урок по литературному чтению "Лев и собачка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Урок
Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛЕВ И СОБАЧКА»
Тип урока: освоение нового материала.
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с рассказом Л. Н. Толстого «Лев и собачка»; способствовать формированию навыков чтения, умения высказывать свои мысли; развитию устной связной речи, логического мышления, творческих навыков коллективной работы в группах; содействовать воспитанию доброго отношения к животным (терпимого отношения к окружающим людям), нравственному становлению личности
Планируемые результаты.
Предметные:
научатся выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами
из текста.
Метапредметные:
познавательные: сравнивают мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявляют особенности их поведения в зависимости от мотива;
регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей;
коммуникативные: руководствуются выработанными критериями при оценке поступков литературных героев и своего собственного поведения.
Личностные:
пользуются формами самооценивания и взаимооценивания на уроке.
Организация начала урока:
- Добрый день коллеги, дети присаживайтесь. Мы настраиваемся на интересную работу, будем внимательно слушать, громко и чётко отвечать на вопросы.
Для начала немножко разомнемся. Давайте вспомним скороговорку, которую мы выучили на прошлом уроке.
В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в ведра
Ядра кедров.
1 ряд, 2 ряд, 3й ряд! Молодцы!
Сегодня мы продолжаем изучать творчество Л. Н. ТОЛСТОГО, но для начала я предлагаю вам вспомнить биографию этого замечательного писателя. Так 3 человека подготовили общий проект. И готовы с ним выступить перед нами.
Весельев И.
Никонов Д.
Зубарева В.
Ученик 1:
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы. Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.
Отца звали – Николай Ильич, маму - Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца, П.И. Юшкова.
Ученик 2.
Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.
Ученик 3.
Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.
Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.
Изучение нового материала:
Спасибо ребята. Освежили мы с вами память? Ну что ж, а мы продолжаем, так как почти все литературные произведения Л. Н. Толстого мы прошли, многие наверняка догадались, что сегодня мы будем изучать, кто может ответить?
Ответы детей:
Верно! Быль "Лев и собачка" по некоторым данным была напечатана во 2 томе "Азбуки" в 1875г., а в официальных источниках, что впервые это произведение было опубликовано в 1880г. То есть 140 лет назад!
Для начала давайте разберём, что же значит " Быль"?
Кто может ответить? Верно, быль - это произведение основано на реальных событиях, которые когда то были.
Из названия мы уже можем понять, что главными героями будут у нас Лев и собачка. Но что же их может связывать?
Давайте охарактеризуем льва и собаку исходя из того, что мы о них знаем.
Лев (дикое животное, хищник, грозный, сильный, большой, царь зверей)
Собака (домашнее животное, плотоядное, может быть всеядным, бывают и добрыми и злыми, собака - друг человека)
Сейчас я предлагаю вам послушать эту историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.
Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал это произведение – «Лев и собачка».
Сядьте по - удобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?
Чтение рассказа.
Вы очень внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?
(О любви и привязанности животных друг к другу)
- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)
- Назовите главных героев были. (Лев и собачка).
- Где происходит действие? (в зверинце)
- Какой эпизод показался вам самым напряженным?
Физкультминутка
Все ребята дружно встали (Выпрямиться)
И на месте зашагали. (Ходьба на месте.)
На носочках потянулись, (Встать на носки, потянуться.)
А потом назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки за голову.)
Как пружинки мы присели (Присесть.)
И тихонько разом сели (Выпрямиться и сесть.)
Гимнастика для глаз.
– Ребята, сейчас мы с вами почитаем текст, читать будем в пол голоса.
Прочитали? Для начала разберем, смысл каких слов вам был непонятен?
Вот пояснение некоторых слов:
Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.
Барин – богатый человек, который имеет прислугу.
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.
Метался – беспокойно двигался из стороны в сторону.
Издохла – умерла.
Засовы – большие дверные задвижки.
- В своем произведении Л. Н. Толстой не описал подробно ни внешность собачки и льва, ни их переживания. Но он много рассказал о поведении этих животных.
- Расскажите, как собачка попала в клетку ко льву?
Как вы думаете, собачке было страшно оказаться в клетке вместе со львом? Подтвердите словами из текста.
- Какие словосочетания использует писатель, чтобы показать страх собачки?
– (Поджала хвост, прижалась в угол, легла на спину, подняла лапки, встала на задние лапки)
– Почему же лев не растерзал собачку, а заинтересовался ею? Что его удивило? Найдите и прочитайте это место.
– Ему стало её жалко, она ему понравилась.
– Как лев относился к собачке?
– Найдите и прочитайте этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.)
Рассмотрите иллюстрацию. К какому моменту она относится?
– Когда животные подружились, и лев не хотел никому отдавать собачку
Как выглядят животные?
– Лев на всех смотрит гордо. Не зря говорят, что он царь зверей. А собачка рада, что она в клетке у льва. Ей одной было плохо, её часто обижали. Теперь она ничего не боится, лев её защитит.
- А что бы вы подписали под этой иллюстрацией?
– Дружба животных. Нам вместе очень весело.
Как повёл себя лев после смерти собачки? Подтвердите словами из текста.
– С помощью каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитайте. (Он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих.)
– Хозяин попытался изменить ситуацию? Как? Найдите этот момент в тексте и прочитайте. (Дал новую собачку.)
– Почему он убил другую собачку? (Не остыла боль утраты, остался верен своей подруге.)
- Отчего лев умер?
– Он не хотел оставаться один, так как потерял друга.
Как вы думаете, для чего писатель рассказал нам об этой истории?
– Чтобы мы были добрее к животным и заботились о них.
Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных. Мне бы хотелось, чтобы вы этому тоже научились.
Рефлексия:
Ребята, давайте еще раз повторим, что же такое быль? Хорошо, а если бы это была сказка, какой конец вы бы могли предложить.
В конце урока, я вам предлагаю сделать творческую работу, у вас у каждого на парте лежит белый картон и конверт с геометрическими цветными фигурками, из этих фигур я предлагаю сделать вот такую аппликацию.
Наш урок хочется окончить вот такими словами:
Давайте будем дружить друг с другом,
Как птица — с небом, как поле — с плугом,
Как ветер — с морем, трава — с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами!..
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!..
Давайте будем беречь планету —
Во всей Вселенной похожей нету:
Во всей вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас она?…
Всем спасибо, домашнее задание на доске:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. Л.Н. Толстой "Лев и собачка"
РМО учителей начальных классов....
Урок по литературному чтению в 3 класса "Лев и собачка" Л.Н Толстой
Урок по литературному чтению разботан для учителей работающих в татарских классах....
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС
Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...
Конспект урока по литературному чтению на тему: Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
Конспект урока по литературному чтению по программе "Школа России" для 3 класса...
Л.Н.Толстой "Лев и собачка" конспект урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"
Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе с использованием новых современных технологий....
План - конспект урока по литературному чтению 3 класс по теме: "Лев и собачка" УМК "Планета знаний"
Метеодическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока - создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения....
урок по литературному чтению "Л.Н. Толстой "Лев и Собачка""
Анализ произведения Льва Николаевича Толстого "Лев и Собачка"...