урок по литературному чтению "Л.Н. Толстой "Лев и Собачка""
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Анализ произведения Льва Николаевича Толстого "Лев и Собачка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lev_i_sobachka.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  

Тип урока:    изучение нового материала

Цели:             раскрыть трагедийный смысл рассказа;

                               обучать выразительному чтению для более глубокой и

                               точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором

                                в произведении, а также для выражения собственного

                                отношения  к изображенным событиям, героям

                                и поступкам;

                                     учить проводить сравнительный анализ признаков диких

                                и домашних животных;

 

                                пробуждать чувство любви и доброты к братьям нашим

                                меньшим.

Оборудование:  портрет писателя, картинки

                                      животных.                                                                   

Учитель:   

Волгоград, 2015

 I. OPГАНИЗАПИОННЫЙ МОМЕНТ.

II. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.

Городу ночью холодно стало.

Ночь для него одеяло достала.

Снегом заботливо город одела

И посветлела от доброго дела.

- Прочитайте « птичьим базаром».

- Прочитайте, разделяя слова на слоги.

- Какие слова надо выделить голосом?

- Прочитайте выразительно.

- О каком добром деле идет речь? Какие добрые дела и кому делали вы в последнее время'?

III. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

1. Пересказ текстов «Прыжок» и «Акула» по готовому плану

2.  Актуализация знаний.

 - Прочитайте пословицы (на доске) и скажите, какие из них можно отнести к рассказам Л.Н.Толстого.

Будь храбр по уму и по сердцу.

Гордится отец,  что у него сын - храбрец.

Одним учением, без привычки, хорошо не сделаешь.

 Кому потеха, а мне не до смеха.

Где смекнёт боец, там врагу конец.

IV. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

1 Введение в тему.

- Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся, называется «Лев и собачка». Чтобы ярче представить главных героев, поговорим о них. У кого из вас дома есть собаки? Расскажите о них.

- Существует много видов собак. В Америке встречаются красная собака, чернохвостая и белохвостая луговые собачки (похожие на сусликов), ютасская,  енотовидная собачки;  в Австралии живёт собака динго;  существуют домашние собаки, произошедшие от волков, шакалов, которые были одомашнены. Породы домашних собак делят на три группы (от назначения и использования человеком):

  • служебные (овчарки, боксёры, терьеры) используются для охраны стад и объектов, для розыска преступников, поиска полезных ископаемых. Во время Великой Отечественной войны собаки разыскивали раненных и выносили их с поля боя, помогали связистам, подрывали фашистские танки, отыскивали мины, iia Крайнем севере собаки ходят в санных упряжках, Много собак люди держат ради спорта и в качестве сторожей;

  • охотничьи собаки (борзые, спаниели, гончие, лайки) выведены для различных видов промысловой и спортивной охоты на зверей и птиц;

  • декоративные собаки (болонки, пудели, мопсы) разводятся любителями домашних животных.

Продолжительность жизни собак до 15 лет. В Санкт - Петербурге (на территории института экспериментальной медицины) воздвигнут памятник собаке в знак её неоценимых заслуг перед человечеством (используют в качестве лабораторных животных).

Лев - очень крупный, могучего телосложения зверь. Самцы в длину бывают более  2 м, не считая хвоста (60-90 см), массой 180-227 кг. Тело его могучее, стройное, поджарое. Голова массивная, с длинной мордой. Лапы невысокие, очень сильные. Хвост длинный, с кисточкой на конце. У взрослых самцов развитая длинная грива, покрывающая шею, плечи и грудь, на всём остальном теле шерсть короткая, буровато - жёлтая, а грива значительно темнее. Львица меньше по величине и без гривы. В дневное время звери отдыхают в тени, а вечером выходят на охоту. Основными добытчиками являются львицы, нападающие на антилоп, зебр и других животных, вплоть до молодых слонов, бегемотов, носорогов. Лев ест падаль и мелких животных. При охоте на крупную дичь хищник осторожно подкрадывается к жертве, настигает её огромными прыжками и убивает с помощью лап с когтями и зубов.

Теперь лев сохранился только в Центральной Африке и немного в Индии Азиатский лев находится под угрозой исчезновения и внесён в Красную книгу.

Вот какими предстают перед нами лев и собака в природе.

А теперь познакомимся с нашими героями в рассказе Л.Н.Толстого и узнаем, какая история произошла с ними однажды в Лондоне (столице Англии).

2. Рассматривание иллюстрации в учебнике.

3. Словарная работа: подле, ощетинился, засовы.

4. Работа над текстом.

• Чтение рассказа «Лев и собачка» учителем.

• Беседа.

- Прочитайте, как начинается рассказ?

- Как вы думаете, почему  автор начал свой рассказ  так? Что он хотел нам показать?

- Прочитайте, как лев посмотрел на собачку, когда впервые увидел её.

- Почему же он не растерзал, а заинтересовался ею? Что его удивило?

- Как автор относится к собачке?

- Какими словами он пишет о ней?

- Какова же собачка?

- Как лев относится к собачке?

- Что же происходит дальше?

- Найдите и прочитайте слова, в которых Толстой говорит про льва и собачку как о людях.

5. Постановка проблемного вопроса.

- Были ли у вас такие моменты в жизни, что приходилось расставаться со своими любимцами?

- Какая пословица относится к прочитанному рассказу?

Без беды друга не узнаешь.

Без  друга - сирота, с другом - семьянин.

Дерево живёт корнями, а человек - друзьями.

Не мил и свет, когда друга нет.

V.  ИТОГ  УРОКА.

- Какие общечеловеческие ценности вам открылись?

- Что будет с нами, если исчезнут добро, красота, любовь?

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

- Подготовить пересказ текста, нарисовать иллюстрации к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению в 3 класса "Лев и собачка" Л.Н Толстой

Урок по литературному чтению разботан для учителей работающих в татарских классах....

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока. ФГОС

Открытый урок по литературному чтению 3 класс по теме "Л.Н. Толстой "Лев и собачка" - технологическая карта урока и презентация. ФГОС...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Конспект урока по литературному чтению по программе "Школа России" для 3 класса...

Л.Н.Толстой "Лев и собачка" конспект урока по литературному чтению 3 класс по программе "Школа России"

Технологическая карта урока по литературному чтению в 3 классе с использованием новых современных технологий....

План - конспект урока по литературному чтению 3 класс по теме: "Лев и собачка" УМК "Планета знаний"

Метеодическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока - создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения....

Конспект урока по литературному чтению по теме: Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка»

Конспект урока по литературному чтению по теме: Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка»...