Конспект урока по литературному чтению на тему: Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Жданова Екатерина Николаевна

Конспект урока по литературному чтению по программе "Школа России" для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению. (3 класс Жданова Е.Н)

 Тема: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»


Цели урока:

-  продолжить знакомство с творчеством Л.М. Толстого через произведение;

- учить обдумывающему восприятию рассказа-были;

- развитие речи учащихся, формирование навыка выразительного чтения, умение выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и их поступкам;

-  раскрыть трагедийный смысл рассказа;

                    -  воспитывать (пробуждать) чувства любви к животным.

Оборудование: запись словаря на доске, иллюстрации к рассказу.

                                     Ход урока

  1. Орг. Момент:  

- Подготовились к уроку. Сели.

- У всех хорошее настроение.

- Улыбнулись друг другу.

2)    Проверка дом. задания.

- А теперь проверим, как вы подготовили дома пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок» (пересказ текста детьми ).

Актуализация знаний.

- А сейчас прочитайте пословицы, записанные на доске, и скажите, какие из них можно отнести к рассказам Л.Н. Толстого. Назовите этот рассказ.

     - Скажите, ребята, о ком его произведения? (о животных)

Введение в тему:

- Ребята, а где мы с вами можем увидеть живую обезьянку?

- Кто из вас бывал в зоопарке?

- Каких зверей наблюдали?

- Кто знает, чем кормят в зоопарке львов?

  1.Сообщение темы и цели:

- Сегодня мы познакомимся с новым рассказом Льва Николаевича Толстого «Лев и собачка», будем выразительно читать, и учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и их поступкам.

 - Это рассказ-быль.

- Что такое быль?

«История, о которой рассказывает Л.Н.Толстой, произошла очень давно, в далеком от берегов России городе. Может быть об этой истории писателю рассказал кто-либо из моряков, который побывал в Лондонском порту и посещал зверинец».

  1. Работа по новой теме:

а)  Рассмотрите иллюстрацию к рассказу на стр. 161.

          - Что вы видите?

          - А почему они так мирно сидят, вы узнаете, когда прочитаем рассказ.

б) Чтение текста учителем:

         - Я буду читать, а вы следите по учебнику.

 в) Беседа по впечатлениям:

- Понравился рассказ?

- Почему лев и собачка так мирно сидят?

- Какой это рассказ, грустный или веселый?

- Что вас растрогало в этом рассказе?

- Какие чувства он у вас вызвал? Было ли вам кого-нибудь жалко?

 Упражнение для глаз

- Грустно стало – улыбнитесь.

- Поморгайте быстро глазками.

- Закройте глаза и посидите тихо.

- Открыли глазки, посмотрели направо, налево, вверх, вниз.

- Посмотрели на доску.

г) Словарная работа:

        - Прочитайте правильно слова. Объясните их значение.

подле  около, близко, совсем рядом.

барин – господин, человек из привилегированного класса (помещик).

зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа.

ощетинился – поднял дыбом шерсть, щетину (когда сердится, недоволен).

  1.  Работа над текстом:
  1. Чтение рассказа «цепочкой».
  2. Беседа:

- Прочитайте, как начинается рассказ.

- Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ?

Что он хотел нам показать?

- Зачем же Л.Н. Толстой так начинает свой рассказ?

Обобщение: в рассказе люди – безжалостные, а лев и собачка – добрые.

Физминутка

  1. - Как собачка оказалась в клетке у льва? (пересказ 2го абзаца)
  2. Работа с иллюстрацией №1:

- К какому эпизоду рассказа нарисована эта иллюстрация?

- Найдем и прочитаем, как происходило знакомство льва и собачки.

- Как вы думаете, как лев посмотрел на собачку, когда впервые ее встретил?

- Что его удивило, так сильно, что он не растерзал собачку, а заинтересовался ею?

- Какой же была собачка по характеру?

- Так чем же она понравилась льву?

- Как встреча льва и собачки перешла в дружбу (пересказ).

         5. - Как лев относился к собачке?

             - Как жилось ей со львом? (пересказ 9го абзаца)

        

6. Самостоятельное чтение:

    Найдите абзац и прочитайте о том, что случилось один раз в зверинце.

- Почему лев ощетинился и зарычал на хозяина, как вы думаете?

- Сколько лет они прожили вместе в одной клетке?

- От чего умерла собачка?

-Как повел себя лев?

- Какими словами писатель передал состояние льва после смерти друга? (Прочитайте об этом самостоятельно, подготовьтесь читать выразительно)

   

7. Выразительное чтение отрывка « Лев перестал…»

                 - Почему лев вел себя так?

                - Почему хозяин решил дать льву другую собачку?

                - Почему лев разорвал другую собачку?

                - Сколько дней он пролежал около мертвой собачки?

        

8. Работа с иллюстрацией №2.

Посмотрите внимательно на картинку и послушайте музыку, постарайтесь ответить на такой вопрос:

        -Что чувствовал лев в это время? (за 5 дней)

        - Какие чувства испытывал лев за эти 5 дней?

- Похожи ли переживания льва на переживания людей?

Обобщение изученного материала: Л.Н. Толстой в рассказе изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, потерю любимого друга. Значит, животным присущи те же чувства, что и человеку.

Лев, как человек, переживал горе, утрату.()

- Как вы думаете, почему лев умер?

  1. Постановка проблемного вопроса

- Были ли у вас такие моменты в жизни, что приходилось вам расставаться со своими любимцами?

- Переживали ли вы?

Д/з творческое: дома можете написать об этом небольшой рассказ.

   

  1. Выразительное чтение рассказа.
  2. Итог урока:

- С каким рассказом ознакомились?

- Что нового узнали на уроке?

- Что больше всего вам запомнилось? Почему?

- Какая главная мысль этого рассказа?

- Чему нас учит автор рассказа?

      Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.

  1. Домашнее задание:

– Подготовьте пересказ текста, нарисуйте иллюстрации  к нему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"

Конспект урока по литературному чтению на тему: " Семейное чтение. Л.Н.Толстой «Два брата» " 2 класс УМК "Перспектива"...

Конспект урока по литературному чтению по теме: Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка»

Конспект урока по литературному чтению по теме: Лев Николаевич Толстой «Лев и собачка»...

Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по литературному чтению на тему:"М.М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"3 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)

Конспект урока по литературному чтению на тему "А.И Куприн «Барбос и Жулька»"Школа России 4 класс( конспект+презентация)...

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Обобщающий урок по теме «Люби живое». Самостоятельная работа».

Тип урока: проверка и контроль знанийЦель: Планируемые результаты:Предметные:•          повторить и изученный материал;•...