"Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»"
методическая разработка по чтению (2 класс)
Учитель: Пономарёва Наталия Сергеевна
Класс: 2
Предмет: литературное чтение
Цель урока:
ознакомление обучающихся с присказкой Д. Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки», а также с творчеством Д. Мамина-Сибиряка, совершенствование навыков выразительного чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit.ra_.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «открытия» нового знания Учитель: Пономарёва Наталия Сергеевна Класс: 2 Предмет: литературное чтение Тема: Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» Домашнее задание: найти Аленушкины сказки и их читать УМК: Перспектива Цель урока: ознакомление обучающихся с присказкой Д. Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки», а также с творчеством Д. Мамина-Сибиряка, совершенствование навыков выразительного чтения. Планируемые результаты Предметные: уметь выразительно читать присказку Д.Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки»; анализировать присказку. Личностные: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проводить самооценку своих действий, поступков и других людей; устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом. | |||
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Универсальные учебные действия |
1.Организационный момент | -Встали красиво, подравнялись. Проверили готовность к уроку. Скажите, вы ведь готовы сегодня работать, выполнять задания, получать новые знания? - Замечательно. Садитесь. | Проверяют готовность к уроку. | личностные: учить проверять себя; учить давать оценку своим действиям; учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу; метапредметные: учить анализировать и выделять общее; учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий; анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. Предметные: уметь выразительно читать присказку Д.Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки»; анализировать присказку. |
2.Актуализация знаний А)Проверка Дз Б)Разминка | А)Какие рисунки вы подготовили к понравившемуся отрывку? Покажите их и прочитайте соответствующие отрывки. Б) Посмотрите на слайд. Прочитайте стихотворение про себя: Я с детства с книгами дружу, По строчкам пальчиком вожу, И целый мир за это Мне выдает секреты. - Как вы понимаете строчки «И целый мир за это мне выдаёт секреты»? - Верно, ребята. Книга предназначена для того, чтобы передавать знания, ценную информацию об окружающем нас мире. Читая книги, мы находим ответы на все наши вопросы, узнаем много нового и полезного, а значит – становимся умнее. - Теперь все вместе читаем стихотворение полушёпотом. - А теперь читаем его в быстром темпе. | Представляют свои рисунки, зачитывают отрывки из сказки. Читают стихотворение про себя. - Читая книги, мы узнаём много нового и интересного об окружающем нас мире. Читают стихотворение полушёпотом и в быстром темпе. | |
3.Самоопределение к деятельности | Ребята, откроем учебник на странице 4 и прочитаем, название нового раздела. -Значит, с какими произведениями мы будем знакомиться в этом разделе? - А что такое «сказка»? -На какие 2 группы можно разделить все сказки? -Хорошо, а в чем их различие? Ребята, чтобы Вы смогли ответить, какая тема сегодняшнего нашего урока, давайте посмотрим на слайд, здесь изображены портреты писателей, с которыми мы уже познакомились. Один писатель из представленных на слайде нам пока еще не знаком. Давайте назовем их. -Хорошо, кто скажет, с каким писателем мы сегодня познакомимся? -Откройте учебник на странице 18. Прочитайте тему сегодняшнего урока. - Верно. Какие цели мы поставим сегодня перед собой? - Молодцы! | -Литературная сказка. -Мы будем знакомиться со сказками. -Вид устного народного творчества. -Литературные сказки и народные сказки. -Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. У народных сказок нет автора. Литературная сказка – это сказка особая, она всегда оригинальна, индивидуальна и необычна. У неё есть автор. А.С Пушкин; Самуил Яковлевич Маршак; Агния Барто; Дмитрий Мамин-Сибиряк. - Дмитрий Мамин-Сибиряк. - «Алёнушкины сказки. Присказка». -Познакомиться с биографией Д. Мамина-Сибиряка; узнать, что такое присказка; научиться выразительно ее читать. | |
4.Работа по теме урока | - Теперь давайте познакомимся с биографией автора. Внимание на слайд. -Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк родился 6 ноября 1852г, в небольшом посёлке Пермской губернии (теперь Свердловская область), его отец был священником и учителем в школе, мама также работала учителем. Мамин получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Незаконченное образование не помешало Мамину стать хорошим и любимым писателем взрослых и детей. Для детей он написал более 130 сказок и рассказов. Среди них известная вам сказка о больной, но очень сильной и храброй уточке - «Серая шейка». Слайд.Особое место в творчестве Мамина – Сибиряка занимает цикл «Алёнушкиных сказок». Эти сказки создавались от случая к случаю и первоначально не предназначались для опубликования – они сочинялись и рассказывались тяжелобольной дочери, которой трудно было засыпать по ночам. Потом кто-то из друзей писателя предложил напечатать их. Эти сказки не связаны между собой. Каждая из них отдельная история. Герои сказок — муха, козявочка, комар, заяц, игрушки, цветы — малы, слабы, незаметны среди больших и сильных существ. Но все же в сказках Мамина – Сибиряка слабые одерживают верх над сильными, незаметные обретают свое место в жизни. В центре «Алёнушкиных сказок»- животные, а вот люди в них редко встречаются. Животные, птицы и насекомые говорят, рассуждают, ведут себя как люди. В сказках, Мамин- Сибиряк описывает не только о живой природе с её обитателями, также упоминает быт человека. Чтобы девочка могла иметь представление о жизни и характерах с поведением в обществе людей. Сказки из сборника рассказывают нам об отрицательных качествах и их последствиях. Рассказывают, как непросто устроен мир и как нужно поступать в нем правильно, предостерегают от совершения ошибок. -Давайте познакомимся с названиями сказок, которые входят в сборник «Аленушкины сказки». (Имя), прочитай, пожалуйста. Ребята, если после нашего урока Вас заинтересуют сказки из сборника, можете взять в библиотеке и почитать дома -Сейчас обратимся к нашим учебникам. С чего начинаются «Алёнушкины сказки»? -А кто знает, что такое «присказка»? -Верно! Слайд. Присказка – значит ПРИ СКАЗКЕ — разновидность русской прибаутки, добавляемой рассказчиком в начале, середине и конце сказки, Какие из них помните? «Это присказка, а сказка еще впереди» (в начале); «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается»... -Где вы встречались с присказкой? | Смотрят на слайд. Воспринимают информацию. Читают названия сказок. Начинаются с присказки. -Короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки. -Сказки начинаются с присказки. | |
Физкультминутка | По видео | Динамично выполняют движения | |
5.Закрепление изученного материала | -Ребята, как Вы думаете, как надо читать присказку? -Хорошо, сейчас мы будем читать присказку. Следим за интонацией. Все остальные внимательно слушаем! После прочтения, ответьте на вопрос – кому обращены слова присказки? -Хорошо, ребята, к кому обращены слова присказки? -Верно, «Алёнушкины сказки» были написаны Маминым-Сибиряком для своей больной дочери, которая плохо засыпала. Как вы думаете, как звали дочь писателя? -Верно, подтвердите это словами из текста. Это одна из многочисленных совместных фотографий Дмитрия Наркисовича и Аленушки. В дореволюционное время они не раз появлялись на страницах детских и юношеских журналов. Мамин-Сибиряк хотел, чтобы все знали, как много значит для него Аленушка. (слайд)
В чем особенность присказки писателя, Ваши предположения? -Понравилась ли вам присказка автора, что она напоминает? -Как ее надо читать? -Ребята, кто хочет нам рассказать, какие чувства вы испытали, слушая присказку? - В какой момент происходят события? - Перечитайте, кто собрался вместе с Алёнушкой слушать сказки, прямо по тексту. - Сколько героев упомянул автор в присказке, посчитайте. | - Таинственно, зазывно. Читать -Дочери. -Аленушка. -«Один глазок у Алёнушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Алёнушки спит, другое – слушает. Спи, Алёнушка, спи красавица, а папа будет рассказывать сказки. Особенность ее в том, что эта присказка сразу к нескольким сказкам. В ней собираются герои этих сказок: кот Васька, пес Постойко, Мышка-норушка, Сверчок, Скворец и Петух, Заяц, Волк, медведь Мишка, Воробей. -Колыбельную песню. -Таинственно, зазывно, усыпляя. Ответы детей -Перед сном. -В ней собираются герои этих сказок: кот Васька, пёс Постойко, серая Мышка-норушка, Сверчок, пёстрый Скворец и забияка Петух, косой Заяц, волк, медведь Мишка, старый Воробей. -10 | |
6. Включение в систему знаний, повторение. | - Теперь Вам нужно будет в парах прочитать друг другу присказку, разделите текст на абзацы и подготовьте выразительное чтение. Возьмите в руки простой карандаш, сейчас отметим части, которые вы будете читать в парах. Один читает с начала до слов «и забияка Петух.», второй ученик со слов «Спи, Аленушка..» и до конца. Договоритесь между собой, кто начнет в Вашей паре. | Читают присказку в парах. | |
7.Рефлексия | Я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке. Продолжите фразы, они представлены на слайде: Сегодня я узнал… Было интересно… У меня получилось … -Молодцы. | Оценивают работу на уроке. | |
8. Подведение итогов урока и домашнее задание | Ребята, давайте вспомним, как называлась тема нашего урока? - Какие цели мы ставили перед собой? -С творчеством какого писателя ознакомились на уроке? Назовите его имя. - Что вы запомнили об авторе? -Хорошо, а кто повторит, что такое присказка? - Дома Вам нужно будет найти или взять в библиотеке «Аленушкины сказки» и почитать. Откройте дневники и запишите. -На этом наш урок окончен. Спасибо за работу! |
сказки. Присказка» - Познакомиться с биографией Д. Мамина-Сибиряка; узнать, что такое присказка; научиться выразительно читать. -Д.Мамин-Сибиряк. Ответы детей - Короткий рассказ, прибаутка перед началом сказки. Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по литературному чтению "Произведения - юбиляры. "Аленушкиным сказкам" Д.С.Мамина-Сибиряка 110 лет"
По данным социологов: за годы реформ в 1,5 раза выросла доля тех, кто вообще не читает, а в 2 раза – тех, кто не читает книг; в 3 раза - -не читающих периодические издания . Цель проекта : ...
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Аленушкиным сказкам»».
Цели урока: 1. Ознакомить детей с жизнью и творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка; 2. Прививать любовь к чтению ...
Викторина Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк "Аленушкины сказки»
Викторина Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк "Аленушкины сказки»...
Открытый урок по литературному чтению по теме "Д. Н. Мамин -Сибиряк Аленушкины сказки. Присказка" с использованием ИКТ.
Нельзя забывать, что одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизации образования - процесс оптимального использования современных информационных...
Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк “Аленушкины сказки” (Присказка)
Цель: познакомить детей с творчеством Д.Н. Мамина и его сказками.Работать над выразительным чтением.Воспитывать смелость и храбрость у детей.Оборудование: фотографии с изображением зайца, волка, портр...
Презентация игры "Д.Н. Мамин-Сибиряк "Аленушкины сказки"
Данная работа предназначена учителям начальной школы для работы на уроке внеклассного чтения, посвященного творчеству Д. Н. Мамина-Сибиряка. Это интерактивная игра по циклу "Аленушкины сказки&quo...
Конспект урока литературного чтения Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с присказкой Д. Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки», а также с творчеством Д. Мамина-Сибиряка, совершенствование навыков выр...