"Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»"
методическая разработка по чтению (2 класс)

Пономарёва Наталия Сергеевна

Учитель: Пономарёва Наталия Сергеевна

Класс: 2

Предмет: литературное чтение


Цель урока:

ознакомление обучающихся с присказкой Д. Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки», а также с творчеством Д. Мамина-Сибиряка, совершенствование навыков выразительного чтения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit.ra_.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «открытия» нового знания

Учитель: Пономарёва Наталия Сергеевна

Класс: 2

Предмет: литературное чтение

Тема: Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»

Домашнее задание: найти Аленушкины сказки и их читать

УМК: Перспектива

Цель урока:

ознакомление обучающихся с присказкой Д. Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки», а также с творчеством Д. Мамина-Сибиряка, совершенствование навыков выразительного чтения.

Планируемые результаты

Предметные: уметь выразительно читать присказку Д.Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки»; анализировать присказку.

Личностные: осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проводить самооценку своих действий, поступков и других людей;

устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Этапы урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент

-Встали красиво, подравнялись. Проверили готовность к уроку.

Скажите, вы ведь готовы сегодня работать, выполнять задания, получать новые знания? - Замечательно.

Садитесь.

Проверяют готовность к уроку.

личностные:

учить проверять себя; учить давать оценку своим действиям; учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;

метапредметные:

учить анализировать и выделять общее; учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий; анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Предметные:

уметь выразительно читать присказку Д.Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки»; анализировать присказку.

2.Актуализация знаний

А)Проверка Дз

Б)Разминка

А)Какие рисунки вы подготовили к понравившемуся отрывку? Покажите их и прочитайте соответствующие отрывки.

Б) Посмотрите на слайд. Прочитайте

стихотворение про себя:

Я с детства с книгами дружу,

По строчкам пальчиком вожу,

И целый мир за это

Мне выдает секреты.

- Как вы понимаете строчки «И целый мир за это мне

выдаёт секреты»?

- Верно, ребята. Книга предназначена для того, чтобы

передавать знания, ценную информацию об

окружающем нас мире. Читая книги, мы находим

ответы на все наши вопросы, узнаем много нового и

полезного, а значит – становимся умнее.

- Теперь все вместе читаем стихотворение полушёпотом.

- А теперь читаем его в быстром темпе.

Представляют свои рисунки, зачитывают отрывки из сказки.

Читают стихотворение про себя.

 - Читая книги, мы узнаём много нового и интересного об окружающем нас мире.

Читают стихотворение полушёпотом и в быстром темпе.

3.Самоопределение к деятельности  

Ребята, откроем учебник на странице 4 и прочитаем,

название нового раздела.

-Значит, с какими произведениями мы будем

знакомиться в этом разделе?

- А что такое «сказка»?

-На какие 2 группы можно разделить все сказки?

-Хорошо, а в чем их различие?

Ребята, чтобы Вы смогли ответить, какая тема

сегодняшнего нашего урока, давайте посмотрим на

слайд, здесь изображены портреты писателей, с

которыми мы уже познакомились. Один писатель из

представленных на слайде нам пока еще не знаком.

Давайте назовем их.

-Хорошо, кто скажет, с каким писателем мы сегодня

познакомимся?

-Откройте учебник на странице 18. Прочитайте тему

сегодняшнего урока.

- Верно. Какие цели мы поставим сегодня перед собой?

- Молодцы!

-Литературная сказка.

-Мы будем знакомиться со

сказками.

-Вид устного народного творчества.

-Литературные сказки и народные

сказки.

-Народные сказки появились

давным-давно. Долгое время эти

сказки рассказывали устно и просто

запоминали. У народных сказок нет

автора.

Литературная сказка – это сказка

особая, она всегда оригинальна,

индивидуальна и необычна. У неё

есть автор.

А.С Пушкин; Самуил Яковлевич

Маршак; Агния Барто; Дмитрий

Мамин-Сибиряк.

- Дмитрий Мамин-Сибиряк.

- «Алёнушкины сказки. Присказка».

-Познакомиться с биографией Д.

Мамина-Сибиряка; узнать, что

такое присказка; научиться

выразительно ее читать.

4.Работа по теме урока

- Теперь давайте познакомимся с биографией автора.

Внимание на слайд.

-Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк родился 6

ноября 1852г, в небольшом посёлке Пермской губернии (теперь Свердловская область), его отец был

священником и учителем в школе, мама также работала учителем.

Мамин получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию.

Незаконченное образование не помешало Мамину стать

хорошим и любимым писателем взрослых и детей. Для

детей он написал более 130 сказок и рассказов. Среди

них известная вам сказка о больной, но очень сильной и храброй уточке - «Серая шейка».

Слайд.Особое место в творчестве Мамина – Сибиряка

занимает цикл «Алёнушкиных сказок». Эти сказки

создавались от случая к случаю и первоначально не

предназначались для опубликования – они сочинялись и

рассказывались тяжелобольной дочери, которой трудно было засыпать по ночам. Потом кто-то из друзей писателя предложил напечатать их. Эти сказки не связаны между собой. Каждая из них отдельная история.

Герои сказок — муха, козявочка, комар, заяц, игрушки,

цветы — малы, слабы, незаметны среди больших и сильных существ. Но все же в сказках Мамина –

Сибиряка слабые одерживают верх над сильными,

незаметные обретают свое место в жизни.

В центре «Алёнушкиных сказок»- животные, а вот люди

в них редко встречаются. Животные, птицы и

насекомые говорят, рассуждают, ведут себя как люди.

В сказках, Мамин- Сибиряк описывает не только о

живой природе с её обитателями, также упоминает быт

человека. Чтобы девочка могла иметь представление о

жизни и характерах с поведением в обществе людей.

Сказки из сборника рассказывают нам об

отрицательных качествах и их последствиях.

Рассказывают, как непросто устроен мир и как нужно

поступать в нем правильно, предостерегают от

совершения ошибок.

-Давайте познакомимся с названиями сказок, которые

входят в сборник «Аленушкины сказки». (Имя),

прочитай, пожалуйста.

Ребята, если после нашего урока Вас заинтересуют

сказки из сборника, можете взять в библиотеке и

почитать дома

-Сейчас обратимся к нашим учебникам. С чего

начинаются «Алёнушкины сказки»?

-А кто знает, что такое «присказка»?

-Верно! Слайд. Присказка – значит ПРИ СКАЗКЕ —

разновидность русской прибаутки, добавляемой

рассказчиком в начале, середине и конце сказки,

Какие из них помните? «Это присказка, а сказка еще впереди» (в начале); «Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается»...

-Где вы встречались с присказкой?

Смотрят на слайд.

Воспринимают информацию.

Читают названия сказок.

Начинаются с присказки.

-Короткий рассказ,

прибаутка перед началом сказки.

-Сказки начинаются с присказки.

Физкультминутка

По видео

Динамично выполняют движения

5.Закрепление изученного материала

-Ребята, как Вы думаете, как надо читать присказку?

-Хорошо, сейчас мы будем читать присказку. Следим за

интонацией. Все остальные внимательно слушаем!

После прочтения, ответьте на вопрос – кому обращены

слова присказки?

-Хорошо, ребята, к кому обращены слова присказки?

-Верно, «Алёнушкины сказки» были написаны

Маминым-Сибиряком для своей больной дочери,

которая плохо засыпала. Как вы думаете, как звали дочь

писателя?

-Верно, подтвердите это словами из текста.

Это одна из многочисленных совместных фотографий

Дмитрия Наркисовича и Аленушки. В дореволюционное

время они не раз появлялись на страницах детских и

юношеских журналов. Мамин-Сибиряк хотел, чтобы все

знали, как много значит для него Аленушка. (слайд)

 

В чем особенность присказки писателя, Ваши

предположения?

-Понравилась ли вам присказка автора, что она

напоминает?

-Как ее надо читать?

-Ребята, кто хочет нам рассказать, какие чувства вы

испытали, слушая присказку?

- В какой момент происходят события?

-

Перечитайте, кто собрался вместе с Алёнушкой

слушать сказки, прямо по тексту.

-

 Сколько героев упомянул автор в присказке, посчитайте.

- Таинственно, зазывно.

Читать

-Дочери.

-Аленушка.

-«Один глазок у Алёнушки спит,

другой – смотрит; одно ушко у

Алёнушки спит, другое – слушает.

Спи, Алёнушка, спи красавица, а

папа будет рассказывать сказки.

Особенность ее в том, что эта

присказка сразу к нескольким

сказкам. В ней собираются герои

этих сказок: кот Васька, пес

Постойко, Мышка-норушка,

Сверчок, Скворец и Петух, Заяц,

Волк, медведь Мишка, Воробей.

-Колыбельную песню.

-Таинственно, зазывно, усыпляя.

Ответы детей

-Перед сном.

-В ней собираются герои этих

сказок: кот Васька, пёс Постойко,

серая Мышка-норушка, Сверчок,

пёстрый Скворец и забияка Петух,

косой Заяц, волк, медведь Мишка,

старый Воробей.

-10

6. Включение в систему знаний, повторение.

- Теперь Вам нужно будет в парах прочитать друг другу

присказку, разделите текст на абзацы и подготовьте

выразительное чтение.

 Возьмите в руки простой

карандаш, сейчас отметим части, которые вы будете

читать в парах.

Один читает с начала до слов «и

забияка Петух.», второй ученик со слов «Спи,

Аленушка..» и до конца. Договоритесь между собой, кто начнет в Вашей паре.

Читают присказку в парах.

7.Рефлексия

Я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке.

Продолжите фразы, они представлены на слайде:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

У меня получилось …

-Молодцы.

Оценивают работу на уроке.

8. Подведение итогов урока и домашнее задание

Ребята, давайте вспомним, как называлась тема нашего

урока?

- Какие цели мы ставили перед собой?

-С творчеством какого писателя ознакомились на уроке?

Назовите его имя.

- Что вы запомнили об авторе?

-Хорошо, а кто повторит, что такое присказка?

-

Дома Вам нужно будет найти или взять в библиотеке «Аленушкины сказки» и почитать.

Откройте дневники и запишите.

-На этом наш урок окончен. Спасибо за работу!


Д. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины

сказки. Присказка»

- Познакомиться с биографией Д.

Мамина-Сибиряка; узнать, что

такое присказка; научиться

выразительно читать.

-Д.Мамин-Сибиряк.

Ответы детей

- Короткий рассказ,

прибаутка перед началом сказки.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по литературному чтению "Произведения - юбиляры. "Аленушкиным сказкам" Д.С.Мамина-Сибиряка 110 лет"

По данным социологов: за годы реформ в 1,5 раза выросла доля тех, кто вообще не читает, а в 2 раза – тех, кто не читает книг; в 3 раза - -не читающих периодические издания . Цель проекта : ...

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Аленушкиным сказкам»».

Цели урока: 1. Ознакомить детей с жизнью и творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка;                         2. Прививать любовь к чтению ...

Викторина Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк "Аленушкины сказки»

Викторина Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк "Аленушкины сказки»...

Открытый урок по литературному чтению по теме "Д. Н. Мамин -Сибиряк Аленушкины сказки. Присказка" с использованием ИКТ.

Нельзя забывать, что одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизации образования - процесс оптимального использования современных информационных...

Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк “Аленушкины сказки” (Присказка)

Цель: познакомить детей с творчеством Д.Н. Мамина и его сказками.Работать над выразительным чтением.Воспитывать смелость и храбрость у детей.Оборудование: фотографии с изображением зайца, волка, портр...

Презентация игры "Д.Н. Мамин-Сибиряк "Аленушкины сказки"

Данная работа предназначена учителям начальной школы для работы на уроке внеклассного чтения, посвященного творчеству Д. Н. Мамина-Сибиряка. Это интерактивная игра по циклу "Аленушкины сказки&quo...

Конспект урока литературного чтения Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с присказкой Д. Мамина-Сибиряка «Аленушкины сказки», а также с творчеством Д. Мамина-Сибиряка, совершенствование навыков выр...