Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк “Аленушкины сказки” (Присказка)
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Цель: познакомить детей с творчеством Д.Н. Мамина и его сказками.
Работать над выразительным чтением.
Воспитывать смелость и храбрость у детей.
Оборудование: фотографии с изображением зайца, волка, портрет Д.Н. Мамина Сибиряка, слайды по теме “ Телепередачи”
Ход
Этапы урока | Содержание |
Орг. Мом. | - Садитесь. Урок чтения. - Отгадайте загадку: Живет в нем вся вселенная, - Ребята, а кто из вас любит смотреть передачи по телевизору? - Давайте сегодня попробуем провести урок “В гостях у телепередач”. Но одно условие: зрителями будут наши гости, а мы будем режиссерами-постановщиками. Мне позвольте быть главной ведущей. Итак, начинаем. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r3.docx | 23.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк
“Аленушкины сказки” (Присказка)
“Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост”.
Цель: познакомить детей с творчеством Д.Н. Мамина и его сказками.
Работать над выразительным чтением.
Воспитывать смелость и храбрость у детей.
Оборудование: фотографии с изображением зайца, волка, портрет Д.Н. Мамина Сибиряка, слайды по теме “ Телепередачи”
Ход
Этапы урока | Содержание |
Орг. Мом. | - Садитесь. Урок чтения. - Отгадайте загадку: Живет в нем вся вселенная, - Ребята, а кто из вас любит смотреть передачи по телевизору? - Давайте сегодня попробуем провести урок “В гостях у телепередач”. Но одно условие: зрителями будут наши гости, а мы будем режиссерами-постановщиками. Мне позвольте быть главной ведущей. Итак, начинаем. |
Проверка д/з “В гостях у сказки” | - Прочитайте название любимой передачи для детей. - Кто автор сказки “Лягушка-путешественница”? - Вспомним содержание сказки. 1 серию “Жила-была лягушка-квакушка” рассказывает ... - 2 серию кратко передает ... “Встреча с утками” - Напомнит содержание следующей части “Лягушка летит” ... - Закончит сказку ... “На новом месте”. - Прочитайте выразительно отрывок из сказки о встрече лягушки с утками. - О чем мечтала лягушка? - Чем тебе лягушка симпатична? - Почему же не состоялось путешествие лягушки? (Хвастовство вредно даже лягушкам). - Почему? (Присказка задушевная, с колыбельной интонацией. Стиль присказки близок к народному. Раньше считали, что мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой детям, сибирский кот Васька появился у Аленушки.) |
Работа над выразительным чением | - Представьте, что вы - старший брат, сестра, мама или бабушка Аленушки, и прочитайте присказку, передав интонацией голоса нежность и любовь к малютке. - Почему Аленушку писатель окружил только животными? - Одна из лучших сказок, включенных в сборник, это “Сказка про храброго Зайца-Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост”. |
“В мире животных” | - Провести передачу “В мире животных” мне помогут ... (мелодия из программы) Зайцы обитают почти на всех континентах. Зайцы очень плодовиты: бывает по 3-4 выводка в год, в каждом до 8 детенышей. На свет зайцы появляются зрячими, крупными и в шерсти. Молоко зайчихи-матери в 6 раз жирнее, чем молоко коровы. Пауза между кормлениями длится 3-4 дня. На это время мать зайчат оставляет. Если чужая кормящая мать-зайчиха найдет в траве зайчонка, то обязательно его накормит, не пробежит мимо. Через месяц зайчата уже кормятся молодой травкой. Затаивание - лучшая оборона для зайца. Отыскать зайца нелегко: потовых желез на теле у Зайца нет, они на подошвах лап, и если затаившийся зайчонок их под себя подобрал, то враг его и не унюхает. Зайцы живут до 8-13 лет. Длинные задние ноги позволяют срываться зайцу с места и мчаться 3-5 метровыми прыжками. Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью 65 км/час. Сон зайца беспокойный: раз по 20 на день он засыпает ненадолго и столько же просыпается, оглядывается и прислушивается. Волк - родоначальник домашних собак. Волки больше всего похожи на немецких овчарок. Главное отличие - хвост. Волк никогда не закручивает его колечком, а держит опущенным вниз. Волки любят большие леса с открытым пространством. Не случайно говорят, что волка ноги кормят: за одну охоту зверю порой приходится пробежать 50-120 км., т. к. рядом с логовом волки не охотятся. Мясо детям приносят в желудках и, отрыгивая его, кормят малышей.) На заре устраивают хоровое пение - воют. Браки у волков заключаются на всю жизнь. Дикой природе волки необходимы. Главным образом волки уничтожают больных и слабых животных, выполняя роль санитаров. - Прочитайте название следующей телепередачи. |
Знакомство с творчеством писателя “Мой серебряный шар” | - д. Н. Мамин - Сибиряк родился в 1852 году в заводском поселке близ Нижнего Тагила. Здесь он и прожил до 14 лет. Отец у Д. Н. Был священником при заводе. По вечерам в скромном поповском домике происходили чтения вслух, - это был отдых после дневных трудов. В 14 лет Мамина отправляют учиться в духовное училище, а затем в Пермскую духовную семинарию, где он впервые начинает писать небольшие рассказы. После окончания он едет в Петербург и поступает в Медико- хирургическую академию. Родители не могли оказать материальную помощь Мамину, он вынужден подрабатывать: он пишет в журналах и газетах. Но не хватает денег, чтобы заплатить за последний год занятий: умирает отец, и забота о семье ложится на плечи М.-С., который к тому же очень тяжело заболел. Поэтому ему так и не удалось закончить университет. Его перу принадлежат такие произведения, как “Приваловские миллионы”, “Горное гнездо”. Мамин считал, что дети - самая строгая публика, и в последние годы жизни писал только для детей. Самую широкую известность получили “Аленушкины сказки”, переведенные на многие языки мира. Мамин - Сибиряк признался: “Это моя любимая книжка - ее писала сама любовь, и потому она переживет все остальное”. Эти сказки писатель сочинял для своей любимой дочери Аленушки. Его жена умерла вскоре после рождения дочки. Мамин воспитывал и растил ее один. Аленушка часто болела. И, оберегая маленькую больную слушательницу, М.-С. исключает из описания жизни людей все, что могло бы ее огорчить и расстроить. “Аленушкины сказки” очень светлые, безоблачные, жизнерадостные. С животными происходят необычные и удивительные истории. - Сейчас в передаче “Голоса России” вы услышите присказку к “Аленушкиным сказкам” и попытаетесь ответить на вопрос: Какой из жанров устного народного творчества напоминает присказка Мамина - Сибиряка? (Зажигается свеча. Звучит спокойная мелодия |
Чтение сказки | - Теперь вы много знаете о жизни животных, пора прочитать нам сказку. - После прочтения вы должны ответить на вопрос: “Почему заяц из трусливого и боязливого превратился в смелого и храброго?” Читают и отвечают на вопрос. (Надоело бояться, надоело прятаться, главное поверить в себя!). |
Словарная работа “Ново-TV” | ДУША В ПЯТКИ - чувство страха, сильный испуг. ХРАБРОСТЬ - мужество и решительность в поступках, отсутствие страха перед опасностью. ХВАСТОВСТВО - неумеренное восхваление своих достоинств, часто мнимых, преувеличенных. |
Физ.минутка | - Пора отдохнуть. В эфире программа "Театр + ТV". |
“Театр + TV” | (Включается грамзапись: 1. Я на скрипочке играю: тили-ли - 2 раза. Пляшут зайки на лужайке: тили-ли да тили-ли. 2. А потом на балалайке: трень-да- рень - 2 раза Пляшут зайки на лужайке - трень. 3. Заиграл на барабане: бум-бум-бум, трам-там-там. В страхе зайки разбежались по кустам - 2 раза) |
Анализ сказки “Время деловых людей” | - Мы прочитали с вами сказку. - Как вы считаете, сколько частей в ней? (1. Надоело бояться. 2. Всем весело. 3.Волк - тут как тут. 4.Зайца ноги носят.) - Прочитайте 1 часть. - Чего же боялся заяц? - Найдите строчки в тексте, в которых говорится о том, что ему надоело бояться. - Как можно назвать эту часть? - Попытайтесь найти вторую часть. - Как можно ее озаглавить? - Каким вам в этой части представляется заяц? (глупый, хвастун). - Почему собрались все зайцы на полянке? - Найдите отрывок в сказке о том, как вели себя молодые зайчата, старушки - зайчихи и старые зайцы. |
Чтение по ролям | - Вообразите, что вы - те самые зайцы, а один из вас - заяц-хвастун. Попробуйте прочитать диалог зайцев, передав интонацией голоса недоумение одних и храбрость другого. |
“Совершенно секретно” | - Самостоятельно прочитайте 3 часть. Совершенно секретно. - Какие мысли одолевали волка? - Найдите строчки, как заяц совсем уж расхрабрился. - Как можно озаглавить 3 часть? - На секунду прикройте глаза. Представьте себе полянку в лесу. На пеньке - заяц. Вдруг он увидел, что рядом волк ... |
Словесное рисование | - Откройте глаза. Расскажите, что вы увидели, словесно проиллюстрируйте то, что вы вообразили. - Сейчас мы будем работать по содержанию последней части, а в заключении вы скажите, как можно озаглавить ее. - Найдите в сказке выражения, которыми можно заменить данные: сильно испугался (Тут язык у хвастуна ...) убежал стремительно (Заяц-хвастун подпрыгнул ...). - Какое меткое сравнение использовал Мамин? Ослабел, сильно устал (Наконец совсем обессилил ...) Очень удивился тому, что услышал (Храбрый заяц сразу приободрился ...) Появился, как только о нем вспомнили (Вылез из своей ямки, встряхнулся ...) Каким представляется вам заяц? |
Чтение по ролям | - Вообразите и почувствуйте. Мы в лесу. Опасность позади. Мы все с вами зайчата. · - Заяц -Длинные уши ........ - автор ........ передай голосом внутреннее состояние, переживание зайца. А вы - радость, что волк остался ни с чем, восхищение храбрым зайцем. - Как можно озаглавить эту часть? |
Итог | - А вот еще одна пословица: “СМЕЛЫЙ ПРИСТУП - ПОЛОВИНА ПОБЕДЫ”. - Как понимаете эту пословицу? - К кому из героев можно отнести? -Почему? - Можно ли так сказать по отношению к людям? |
Выставление оценок “Звездный дождь” | - Подходит к концу наша телевизионная программа. В память о нашем уроке все, кто принимал активное участие в постановке различных передач, получают отличные отметки и звездочку от программы “Звездный час”. - У вас на партах- книги Д. Н. Мамина-Сибиряка “Аленушкины сказки”. В этом сборнике есть очень интересная сказка “Про комара Комаровича - длинный нос и про Мохнатого мишку - короткий хвост”. Эту сказку вы будете читать дома. А сейчас послушайте интересные истории из жизни комаров и медведей. Комар-амфибия - животное земноводное. Молодость он проводит в воде, а зрелость - в воздухе. Самка комара откладывает яички в каком-либо вместилище стоящей воды. Из яиц выходит похожая на червячка личинка. Личинки превращаются в куколок, а из них выводятся взрослые комары. Самец-комар никогда не сосет кровь: кормится соком растений и сладким нектаром. А вот самки по горло упиваются кровью, которая затем переваривается и превращается у каждой в 300 яичек. Нет зверя в тайге, кроме тигра в Приморье да большого лося-секача, который бы медведя не боялся, и которого бы, при случае, медведь не заломил, кyпается медведь с плеском, с шумом. А плавает просто отлично: и на боку, и на спине, и стоя в воде “солдатиком”. Медведица иногда оставляет при себе самочку, которая следит и ухаживает за малютками. А вот какая интересная история произошла с этими животными в сказке вы узнаете, когда прочитаете ее дома. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, "Приемыш"
Урок литературного чтения в 4 классе....
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, "Приемыш"
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе....
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ: Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, "Приемыш" (1-ый урок)
Цели: Продолжить знакомить учащихся с произведениями Д.Н. Мамина-Сибиряка; познакомить с жизненным и творческими путями писателя; продолжить работу над совершенствованием техники чтения (скорость, пон...
Урок чтения в 4 классе по УМК "Школа России"по теме "Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк "Приемыш"
Знакомство детей с рассказом Мамина-Сибиряка "Приемыш", отработка навыков чтения, развитие умения анализировать эмоциональное состояние героев, давать характеристику главному герою рассказа, воспитани...
Викторина Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк "Аленушкины сказки»
Викторина Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк "Аленушкины сказки»...
Открытый урок по литературному чтению по теме "Д. Н. Мамин -Сибиряк Аленушкины сказки. Присказка" с использованием ИКТ.
Нельзя забывать, что одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизации образования - процесс оптимального использования современных информационных...
Задание для суперчитателя. Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Задание для суперчитателя. Д.Н.мамин - Сибиряк "Сказка про храброго зайца"...