Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Аленушкиным сказкам»».
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

 

Цели урока: 1. Ознакомить детей с жизнью и творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка;

                         2. Прививать любовь к чтению к литературным сказкам.

                         3. Воспитывать уважение к друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt_uroka.zip10.17 КБ
Package icon prezentatsiya_k_uroku.zip2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Д.Н. Мамин-Сибиряк

                     «Присказка к «Аленушкиным  сказкам»».

Цели урока: 1. Ознакомить детей с жизнью и творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка;

                     2. Прививать любовь к чтению к литературным сказкам.

                     3. Воспитывать уважение к друг другу.

План урока

Содержание

Слайд

1. Организационный момент

Проверь, дружок,

Готовь ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

2. Речевая разминка

Жил-был карась,

Вот и сказка началась.

Жили-были два налима,

Вот и сказки половина.

Жили-были три гуся,

Вот и сказка вся.

2

3. Проверка домашнего задания

Прочитать выразительно стихотворения И.А.Бунина и иллюстрации к ним.

4. Введение в тему

1. Предварительная беседа.

- Что такое сказка? (СКАЗКА, один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.)

- Давайте вспомним, какая сказка нам встретилась в речевой разминке? (докучная сказка).

- Отгадай сказку. (иллюстрации)

- На какие две группы мы можем разделить все сказки? (народные и авторские или литературные).

Прочитаем об этом на странице 180. (Чтение подготовленными учащимися).

2. Беседа после чтения.

- Как различить народные сказки и литературные? (Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их начали гораздо позже. У народных сказок нет автора. Литературная, авторская сказка – это сказка особая, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. У нее есть автор.

Рассмотрите иллюстрации на странице 181. Вспомните сказки, которые вы читали раньше. Назовите свои любимые.

3-8

5. Физкультминутка

6. Изучение новой темы

- Ребята прочитайте имя писателя, с творчеством которого мы сегодня ознакомимся, рассмотрите его портрет.

1. Рассказ о писателе.

“Мамин Дмитрий Наркисович, псевдоним Сибиряк. Родился 25 октября 1852 года в семье заводского священника. С 1866 по 1868 годы учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем до 1872 года в Пермской духовной семинарии. В 1872 году Мамин-Сибиряк едет в Петербург, где поступает на ветеринарное отделение Медико-хирургической академии. В поисках заработка он с 1874 года становится репортером, поставляя в газеты отчеты о заседаниях научных обществ. В 1876 году не кончив курса в академии, Мамин-Сибиряк поступает на юридический факультет Петербургского университета, но через год из-за болезни вынужден вернуться на Урал. В 1891 году Мамин-Сибиряк переезжает в Петербург, где он прожил до самой смерти 2 ноября 1912 года.

- А какие сказки этого писателя вам уже знакомы?

2. Знакомство с присказкой.

-Что такое присказка?

- Где вы встречались с присказкой? Какие из них вы помните? (С присказкой начинаются сказки. Например: «В некотором царстве…», «Жили-были…»)

- Сейчас мы прочитаем присказку к «Аленушкиным сказкам»

     Елена-Аленушка родилась больным ребенком. Врачи говорили – «не жилец». Но отец, друзья отца, няня-воспитательница – «тетя Оля» вытащили Аленушку с «того света». Пока Аленушка была маленькой, отец днями, часами сидел у ее кроватки. Недаром ее называли «отецкой дочерью».
     Когда девочка начала понимать, отец ей стал рассказывать сказки, сначала те, что знал, потом начал сочинять свои сказки, стал их записывать, собирать.Его «Аленушкины сказки» ежегодно издаются, переводятся на другие языки. О них много написано, их связывают с фольклорными традициями, уменьем писателя занимательно преподнести нравственные уроки.
     Мамин-Сибиряк в эти годы пишет редактору: «Если бы я был богат, то посвятил бы себя именно детской литературе. Ведь это счастье – писать для детей».

Портрет отца и дочери
Эта одна из многочисленных совместных фотографий Дмитрия Наркисовича и Аленушки. В дореволюционное время они не раз появлялись на страницах детских и юношеских журналов. Мамин-Сибиряк хотел, чтобы все знали, как много значит для него Аленушка.

3. Беседа после чтения.

- В чем особенность присказки писателя? (Особенность ее в том, что эта присказка сразу к нескольким сказкам. (В ней собираются герои сказок: кот Васька, пес Постойко, серая Мышка-норушка, Сверчок, пестрый Скворец и забияка Петух, косой Заяц, волк, медведь Мишка, старый Воробей)

9 - 16

7. Итог урока

- С творчеством, какого писателя ознакомились на уроке? Назовите его имя.

- Какое открытие для себя вы сделали?

- Что повторили?

8. Домашнее задание

Найти «Аленушкины сказки» и прочитать сказку «Про Комара-Комаровича».

17



Подписи к слайдам:

Тема урока:Д.Н.Мамин – Сибиряк «Алёнушкины сказки». Присказка.
Жил-был карась,Вот и сказка началась.Жили-были два налима,Вот и сказки половина.Жили-были три гуся,Вот и сказка вся.
СКАЗКА, один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
Сидит в корзине девочкаУ мишки за спиной.Он сам, того не ведая,Несёт её домой.«МАША И МЕДВЕДЬ»
Удивляется народ:Едет печка, дым идёт,А Емеля на печиЕст большие калачи!«ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ»
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …»
Русская народная сказка«Сивка-Бурка»
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»
СКАЗКИ
РУССКИЕНАРОДНЫЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ
Дмитрий НаркисовичМамин-Сибиряк(1852-1912гг.)
Д.Н.Мамин-Сибиряк
«Серая Шейка»
Д.Н.Мамин-Сибиряк
«Сказочка про Воронушку - чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку»
«УМНЕЕ ВСЕХ»
Д.Н.Мамин-Сибиряк
Д.Н.Мамин-Сибиряк
«Притча о Молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке»
Д.Н.Мамин-Сибиряк
«Сказка про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишку-короткий хвост»
ПРИСКАЗКИ
«В некотором царстве…».«Жили-были…».
ПОРТРЕТ ОТЦА И ДОЧЕРИ
Домашнее задание:Найти «Аленушкины сказки» и прочитать сказку «Про Комара-Комаровича».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Д.Мамин-Сибиряк.Присказка.

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Д.Мамин-Сибиряк.Присказка"...

Технологическая карта урока литературного чтения «Д. Мамин-Сибиряк присказка «Алёнушкины сказки» (2 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения присказки Д. Мамина-Сибиряка «Алёнушкины сказки».Задачи урокаДидак...