Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Аленушкиным сказкам»».
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Цели урока: 1. Ознакомить детей с жизнью и творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка;
2. Прививать любовь к чтению к литературным сказкам.
3. Воспитывать уважение к друг другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.zip | 10.17 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.zip | 2.02 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Д.Н. Мамин-Сибиряк
«Присказка к «Аленушкиным сказкам»».
Цели урока: 1. Ознакомить детей с жизнью и творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка;
2. Прививать любовь к чтению к литературным сказкам.
3. Воспитывать уважение к друг другу.
План урока | Содержание | Слайд |
1. Организационный момент | Проверь, дружок, Готовь ли ты начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь! | |
2. Речевая разминка | Жил-был карась, Вот и сказка началась. Жили-были два налима, Вот и сказки половина. Жили-были три гуся, Вот и сказка вся. | 2 |
3. Проверка домашнего задания | Прочитать выразительно стихотворения И.А.Бунина и иллюстрации к ним. | |
4. Введение в тему | 1. Предварительная беседа. - Что такое сказка? (СКАЗКА, один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.) - Давайте вспомним, какая сказка нам встретилась в речевой разминке? (докучная сказка). - Отгадай сказку. (иллюстрации) - На какие две группы мы можем разделить все сказки? (народные и авторские или литературные). Прочитаем об этом на странице 180. (Чтение подготовленными учащимися). 2. Беседа после чтения. - Как различить народные сказки и литературные? (Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их начали гораздо позже. У народных сказок нет автора. Литературная, авторская сказка – это сказка особая, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. У нее есть автор. Рассмотрите иллюстрации на странице 181. Вспомните сказки, которые вы читали раньше. Назовите свои любимые. | 3-8 |
5. Физкультминутка | ||
6. Изучение новой темы | - Ребята прочитайте имя писателя, с творчеством которого мы сегодня ознакомимся, рассмотрите его портрет. 1. Рассказ о писателе. “Мамин Дмитрий Наркисович, псевдоним Сибиряк. Родился 25 октября 1852 года в семье заводского священника. С 1866 по 1868 годы учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем до 1872 года в Пермской духовной семинарии. В 1872 году Мамин-Сибиряк едет в Петербург, где поступает на ветеринарное отделение Медико-хирургической академии. В поисках заработка он с 1874 года становится репортером, поставляя в газеты отчеты о заседаниях научных обществ. В 1876 году не кончив курса в академии, Мамин-Сибиряк поступает на юридический факультет Петербургского университета, но через год из-за болезни вынужден вернуться на Урал. В 1891 году Мамин-Сибиряк переезжает в Петербург, где он прожил до самой смерти 2 ноября 1912 года. - А какие сказки этого писателя вам уже знакомы? 2. Знакомство с присказкой. -Что такое присказка? - Где вы встречались с присказкой? Какие из них вы помните? (С присказкой начинаются сказки. Например: «В некотором царстве…», «Жили-были…») - Сейчас мы прочитаем присказку к «Аленушкиным сказкам» Елена-Аленушка родилась больным ребенком. Врачи говорили – «не жилец». Но отец, друзья отца, няня-воспитательница – «тетя Оля» вытащили Аленушку с «того света». Пока Аленушка была маленькой, отец днями, часами сидел у ее кроватки. Недаром ее называли «отецкой дочерью». Портрет отца и дочери 3. Беседа после чтения. - В чем особенность присказки писателя? (Особенность ее в том, что эта присказка сразу к нескольким сказкам. (В ней собираются герои сказок: кот Васька, пес Постойко, серая Мышка-норушка, Сверчок, пестрый Скворец и забияка Петух, косой Заяц, волк, медведь Мишка, старый Воробей) | 9 - 16 |
7. Итог урока | - С творчеством, какого писателя ознакомились на уроке? Назовите его имя. - Какое открытие для себя вы сделали? - Что повторили? | |
8. Домашнее задание | Найти «Аленушкины сказки» и прочитать сказку «Про Комара-Комаровича». | 17 |
Подписи к слайдам:
Жил-был карась,Вот и сказка началась.Жили-были два налима,Вот и сказки половина.Жили-были три гуся,Вот и сказка вся.
СКАЗКА, один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
Сидит в корзине девочкаУ мишки за спиной.Он сам, того не ведая,Несёт её домой.«МАША И МЕДВЕДЬ»
Удивляется народ:Едет печка, дым идёт,А Емеля на печиЕст большие калачи!«ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ»
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …»
Русская народная сказка«Сивка-Бурка»
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»
СКАЗКИ
РУССКИЕНАРОДНЫЕ
ЛИТЕРАТУРНЫЕ
Дмитрий НаркисовичМамин-Сибиряк(1852-1912гг.)
Д.Н.Мамин-Сибиряк
«Серая Шейка»
Д.Н.Мамин-Сибиряк
«Сказочка про Воронушку - чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку»
«УМНЕЕ ВСЕХ»
Д.Н.Мамин-Сибиряк
Д.Н.Мамин-Сибиряк
«Притча о Молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке»
Д.Н.Мамин-Сибиряк
«Сказка про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишку-короткий хвост»
ПРИСКАЗКИ
«В некотором царстве…».«Жили-были…».
ПОРТРЕТ ОТЦА И ДОЧЕРИ
Домашнее задание:Найти «Аленушкины сказки» и прочитать сказку «Про Комара-Комаровича».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Д.Мамин-Сибиряк.Присказка.
Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "Д.Мамин-Сибиряк.Присказка"...
Технологическая карта урока литературного чтения «Д. Мамин-Сибиряк присказка «Алёнушкины сказки» (2 класс, УМК "Перспектива")
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения присказки Д. Мамина-Сибиряка «Алёнушкины сказки».Задачи урокаДидак...