Основные художественные приемы в литературе
материал по чтению

Основные художественные приемы,

используемые авторами

в литературных произведениях

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_hudozhestvennye_priemy.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основные художественные приемы,

используемые авторами

в литературных произведениях

  1. Сравнение – сопоставление предметов или явлений по общему признаку. Чаще всего сравнение строится при помощи слов как, точно, словно, как будто.

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела…

А.Пушкин

  1. Эпитет – образное определение какого-нибудь свойства или качества предмета, явления: шелковые локоны, серебряная роса, сияющие глаза, жадный взгляд.

В народном поэтическом творчестве часто используются так называемые постоянные эпитеты: красна девица, добрый молодец, сине море, черны тучи, зелена трава.

  1. Олицетворение – перенесение свойств живого существа на неодушевленный предмет.

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

С.Есенин

  1. Метафора – перенесение на явление, которое хотят изобразить, названия другого, хорошо знакомого явления.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Ф.Тютчев

Наша бытовая речь пестрит метафорами: холодное сердце, убит горем, ломать голову и др.

  1. Гипербола – художественное преувеличение значения и размеров предметов или явлений: я говорил тебе это миллион раз.

Гиперболы часто используют в сказках (лес высокий до небес), в былинах (меч весом в сто пудов).

  1. Аллегория – иносказание; изображение отвлеченного понятия через конкретный образ. Прием чаще всего используется в баснях и сказках. Хитрость воплощается в образе лисы, трусость – в образе зайца, упрямство – в образе осла и т.д.

Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил,

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит…

И.Крылов

  1. Ирония – насмешка; прием строится на контрасте видимого и скрытого смысла.

«Ай, Моська! знать она сильна,

Что лает на Слона!»

И.Крылов

  1. Синонимы – слова, близкие по значению.

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Легкой цепью пуховой…

Ф.Тютчев

  1. Антонимы – слова с противоположным значением.

В день уныния смирись;

День веселья, верь, настанет.

А.Пушкин

  1. Повтор – использование одних и тех же слов, вопросов или восклицаний для усиления эмоционального впечатления.

Москва, я думал о тебе!

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

А.Пушкин

  1. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов:

с моим другом мы съели не один пуд соли.

  1. Восклицание – восклицательные слова и предложения, используемые для усиления чувства.

Торопись, голубка! Ты теряешь

Час за часом! Звезд не сосчитать!

К.Случевский

  1. Риторический вопрос – вопросительное предложение, не требующее ответа. Так писатель обращает внимание читателей на какую-то проблему или явление, заставляя задуматься.

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой…»

М.Лермонтов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»

Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя.Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произвед...

Основные педагогические приемы и методы проведения урока по ФГОС.

«Возможно ли на каждом уроке реализовывать ФГОС, какие факторы влияют на проведение урока на высоком профессиональном уровне, как заинтересовать ребенка в изучении предмета, как мотивировать детей к у...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Художественный образ в литературе. М. Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом»: В. Ван Гог «Подсолнухи».

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа»Тема: Художественный образ в литературе. М. Пришвин «Золотой луг». Поход в «Музейный дом»: В. Ван Гог «Подсолнухи»...

Основные художественные приемы, используемые авторами в литературных произведениях

Основные художественные приемы, используемые авторами в литературных произведениях...

Приложение. Художественные приёмы в литературе. Начальная школа.

Соотнеси художественный приём, используемый в литературе с термином....

класс 3 Тема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»

Литературное чтениекласс 3УМК: Система развивающего обучения Л.В. ЗанковаТема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского &laq...