Основные педагогические приемы и методы проведения урока по ФГОС.
статья на тему

Коровянская Ольга Ивановна

«Возможно ли на каждом уроке реализовывать ФГОС, какие факторы влияют на проведение урока на высоком профессиональном уровне, как заинтересовать ребенка в изучении предмета, как мотивировать детей к учебе». Не люблю оставаться в стороне, считаю поднятые вопросы наиважнейшими. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy.docx17.61 КБ

Предварительный просмотр:

           Основные педагогические приемы и методы проведения урока по ФГОС.

                                                                         

                                                       Учение — только свет, по народной пословице, —

                                                       оно также и свобода. Ничто так не освобождает                    

                                                                      человека, как знание…

                                                                                Иван Сергеевич Тургенев

                                                     

         Я, учитель начальных классов, с огромным опытом работы, Заслуженный учитель РФ. Меня привлекли материалы и вопросы Вашей конференции: «Возможно ли на каждом уроке реализовывать ФГОС, какие факторы влияют на проведение урока на высоком профессиональном уровне, как заинтересовать ребенка в изучении предмета, как мотивировать детей к учебе». Не люблю оставаться в стороне, считаю поднятые вопросы наиважнейшими. Давно убедилась в том, что только мотивированный ребенок будет внимать моим словам. Педагогические приемы и методы проведения урока по ФГОС способствуют этому. Только общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся может обеспечить  такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Конечно, еще со времен К. Д. Ушинского никто не придумал другой этапности уроков, а вот что касается форм и методов, то тут для современного учителя с современными учениками огромное поле деятельности. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Джордж Бернард Шоу утверждал: «Если умыть кошку, она, многие говорят, никогда больше не станет умываться сама. Человек никогда не научится тому, чему его учат». Эти слова как никогда актуальны и сегодня. Каждый из учителей, я думаю, согласится со мной, что без хорошего (качественного, продуманного обучающимся) чтения не будет результата ни по одному предмету. Потому я практикую классные родительские собрания, проходящие под девизом: «Ни дня без книги, ни дня без мысли!» Мои дети знают, что у них могут быть выходные, а вот у книги, у чтения - выходных нет. Часы домашней поэзии приносят в класс не только дети, но и родители детей, дедушки и бабушки, сестренки и братишки. Есть у нас в классе и копилка пословиц и поговорок всех членов семьи, есть и семейный словарь фразеологизмов. Своими находками дети делятся с одноклассниками, работая на уроках в группах, в парах. Я стараюсь сочетать на каждом уроке учебные и воспитательные цели с практической деятельностью детей. Мои «Друзья инспектора ГАИ» не только следят за ношением обучающимися светоотражающих повязок, но и готовят нашему инспектору, дежурящему у перехода в микрорайоне школы книжки – малышки: «Инспектору – пять!!» Ведь именно он ежедневно отвечает за их маленькую  жизнь и здоровье. Такие книжки – малышки «родились» на уроках русского языка при защите проектов, лучшие из которых и стали их страницами.  На уроках математики (при составлении текстовых задач) использую «Задачи – продолжалки»: «Кот Обормот нашел 10 рублей, он вприпрыжку припустился в кошачий магазин и купил себе на 5 рублей «Вискаса». Он торопливо его проглотил и решил на оставшиеся деньги купить себе заводную мышь, но, выходя из магазина, кот не заметил, что потерял монету в один рубль…» Что же делать несчастному Обормоту? Фантазии детей нет предела!

             На одном из последних уроков чтения при изучении произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка «Приемыш» дети переделали печальный конец произведения (познавательные УУД: переработка информации).

             Уроки по ФГОС строятся в рамках системно - деятельностного подхода: школьники самостоятельно ставят учебную задачу, проектируя пути рационального её решения, контролируя и оценивая свои достижения (самооценка, оценка). Школьники учатся в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями (регулятивные УУД). Любят ученики и «Самоэкзамен» по любому предмету при повторении изученного материала (вытаскивают билеты с теоретическими и и практическими вопросами, один из билетов «счастливый». Тот, кому он достанется, получает без ответа «пять»). Учу детей сочинять рассказы, сказки «слева – направо»: «Возвращался солдат со службы, а навстречу ему старик. «Здорово, отец», - поприветствовал его солдат. Старик хитро улыбнулся: «Старость уважать надо, я тебе не отец1» «А как же мне тебя величать? - удивился солдат. «Обращайся ко мне со словом, которое читается одинаково что справа, что слева», - хитро улыбнулся старик. «Дед», - сообразил солдат. «Верно, а вот жену мою и дочь также прозывают слева – направо – и всё одинаково. Догадался?» - попытался слукавить дедушка. Но не так-то просто было смутить служивого: «Анна и Алла!» «Молодец», - одобрил дед и продолжал: «А ведь я тоже служил на флоте, и профессию мою можно прочитать что справа, что слева. Сообразил?» « Кок!», - воскликнул солдат. Дети продолжают диалог, выискивая все новые и новые слова, читаемые слева – направо, адекватно используя речевые средства для решения различных коммуникативных задач (коммуникативные УУД). Часто практикую в своей работе задания типа «списать» строки, изменив их так, чтобы окружающие услышали шелест дождя, жужжание пчелы, визг тормозов и т.д. Работать в паре, выдвинув гипотезу, предлагаю на тему: «Котенок и Дружок», одновременно можно сочинить и песенку, которая тоже может исполняться в паре, при этом стремлюсь развивать у учащихся способности самостоятельно  ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации (ведь зачастую у детей наблюдается несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления, ограниченность общения со сверстниками). На каждом уроке (в соответствии с новыми стандартами) нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Большая часть времени урока (20—25 минут) должна быть посвящена изучению нового материала («учить на уроке»), я сторонник того, чтобы работать без домашних заданий. Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Отсюда название первой части — актуализация опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос». Считаю, что контрольная функция в уроке вообще не должна являться самоцелью; она превращается в постоянную обратную связь «ученик — учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока комбинированного, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели. И вновь приходят в голову слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Самостоятельность головы учащегося — единственное прочное основание всякого плодотворного учения».

      Набирая каждый раз первый класс, я всегда переживаю за то, чтобы ненароком не обидеть малыша, приохотить его к учебе, чтобы у моих малышей выросли крылья, ведь очень легко сломать эти тоненькие веточки души, которые тебя, конечно, простят, а вот обнять не смогут – веточки ведь сломаны… Педагогические приемы и методы проведения урока по ФГОС помогают мне строить современные уроки под девизом: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!»

О.И.Коровянская, учитель начальных классов

 МБОУ СОШ №4 г.Шебекино Белгородской области, Заслуженный учитель РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Использование педагогических технологий в начальной школе при проведении урока по ФГОС».

Педагогические технологии. Какие? Подробно узнаете,прочитав доклад....

Доклад на тему: Основные педагогические приемы и методы проведения урока по ФГОС.

Доклад на тему: Основные педагогические приемы и методы проведения урока по ФГОС....

Доклад. «Использование педагогических технологий в начальной школе при проведении урока по ФГОС».

 Сделать урок интересным для современных детей – это один из актуальных вопросов нашего времени.   Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для ...

Основные педагогические технологии инклюзивного образования в рамках реализации ФГОС

Одно из требований к современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личнос...

Нестандартные формы и методы проведения уроков как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся в условиях ФГОС

       Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционн...

Тема: Нестандартные формы и методы проведения уроков, как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся на уроках.

Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными?...

Использование педагогических технологий в начальной школе при проведении урока по ФГОС

Использование педагогических технологий в начальной школе при проведении урока  по ФГОС: игра, здоровьесберегающие технологии, проектная деятельность, технология проблемно-диалогического обучения...