Урок литературного чтения. Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Герасимова Ольга Анатольевна

Урок для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx34.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом».

 Цель: овладеть навыками осознанного, правильного и выразительного чтения, участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

УУД:

Предметные: Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя.

Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Упражнение в восприятии текстов одноклассников на слух. Анализ текста. Накопление опыта в постановке вопросов одноклассникам по содержанию и построению текстов

Личностные:

– способность осознавать свою семейную идентичность, включенность в мир класса, школы;

– эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку,

«братьям нашим меньшим», бережное отношение к окружающему миру, природе;

– способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба, совесть;

– способность осознавать свою этническую идентичность;

– умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем).

Регулятивные:

– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

– ориентироваться в принятой системе учебных знаков;

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их;

– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.

Познавательные :

– корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;

– уметь работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;

– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;

– оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;

– соотносить внешнюю оценку и самооценку;

– самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время.

  Коммуникативные :

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

– представлять целостную картину мира благодаря интеграции с другими предметами;

– сочинять небольшие тексты на заданную тему.

Ход урока

  1. Организационный этап.
  1. Проверка домашнего задания

С. 51-60 рассказ «Шурик у дедушки»

  1. Актуализация знаний.
  1. Вступительная речь учителем.

Край мой смоленский,

Край мой родимый!

Здесь моя юность

Когда-то бродила.

Здесь моя юность

Когда-то бродила,

По перелескам

Костры разводила.

В жите высоком

Венки заплетала,

Встречи нежданной

Здесь ожидала.

В дальние дали

Отсюда стремилась.

Где ж она делась?

Куда ж она скрылась?

Знать, отшумела

Весенней водою,

Знать, отгорела

Вечерней зарёю.

В поле следы её

Смыты дождями,

Голос развеян

Глухими ветрами…

Что ж я брожу

По родимому краю,

Что же я снова

Её вспоминаю?

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Ребята, только что прозвучал отрывок из стихотворения известного смоленского поэта Михаила Васильевича Исаковского.

- Сформулируйте тему урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся не только со стихотворением М.В.Исаковского, но и с автобиографией этого замечательного поэта.

- Биография Исаковского Михаила Васильевича (презентация)

  1. Чтение и анализ стихотворения М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом».

1. Чтение стихотворения

– Поделитесь своими мыслями и чувствами.

- Какое чувство охватило автора, когда он писал эти строки?

- Как вы понимаете выражение выделенное в третьей строфе?

2. Лексическая работа.

– Встретились ли вам незнакомые слова?

3. Самостоятельное чтение.

  1. Первичная проверка понимания

 -  Почему это время года так часто изображается в живописи, в музыке, в литературе?

(Это очень красивая пора, полная красок, образов и звуков.)

      - Это время года навевает желание философски его осмысливать.

      - Творческие люди очень тонко чувствуют окружающую действительность и делятся своими впечатлениями, мыслями, чувствами с читателями, зрителями.

     - Какие ваши впечатления?

Физкультминутка

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики,

Прыг – скок, прыг – скок,

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.

  1. Первичное закрепление.
  1. Анализ изобразительно-выразительных средств.

 -  А какие средства использовали оба мастера?

(  Композитор все передал звуками, ритмом, тоном, а поэт использует художественное слово, художественный образ. Правда, он тоже ритмически организовал их: выбрал рифму, строфу, ритм.

-Найдите в тексте стихотворения приемы, которые использует автор, чтобы передать свое отношение к осенней природе, состояние души.

(  В первой строфе частая смена осенней погоды передана употреблением глаголов прошедшего времени, короткими предложениями передана грустная картина прощания с птицами. Поэт волнуется, поэтому немногословен.)

     Птицы, словно чувствуют взволнованность автора стихов, их настроения очень похожи.

Исаковский не огорчен ее приходов. Ему нравятся изменения в природе.

-Попробуйте подобрать строчки из стихов, которые можно было бы отнести к картине  И. Левитана «Золотая осень».

(  У художника осень яркая, золотая, красивая. Она нравится ему и радует зрителя.)

-Сравните палитру красок художника и светопись в стихах.

(У Левитана в картине преобладают золотисто-желтые, красно-желтые тона. Совсем, как в стихотворении М. Исаковского:

         - «Запылали алым цветом

             Кисти спелые рябин…»

             или

             «Рощи вспыхнули вдали…»

-  У художника вы воспринимали цвет в красках, а у поэта?

(  У поэта в эпитетах (алый цвет, спелые кисти), метафоре («запылали кисти», и «рощи вспыхнули»).

  1. Беседа и работа над выразительностью чтения.

- Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение на выразительность.

  1. Работа в группах:

- Сравнить образы в стихах. Одинаково ли чувствуют отлет птиц поэты? Какие используют для этого средства?

     Результаты работы групп:

     У М. Исаковского журавли улетают спокойно, организованно, не спеша. Так устроено в природе, таков ее закон. Автор использует метафору, сравнивая клин журавлей с невидимым канатом. Так стройно и ровно они летят – «протянулись».

-  Давайте сделаем вывод: зачем эти образы использованы поэтом в стихотворении?

  ( Чтобы усилить свое настроение и чувства и помочь читателю ярче представить образы и понять замысел автора.)

  1. Итог урока.

 Рефлексия

– Смогли ли мы проникнуть в душу поэта, узнать его  чувства?

– О чём это стихотворение?

- Поделитесь своими впечатлениями с одноклассниками

– Закончить урок хотелось бы такими строчками:

                        Фантазия Художника щедра.

                        Она нам дарит столько неожиданного.

                        Представьте, насколько б жизнь была бедна,

                        Коль не было бы в ней чудес невиданных.

– Спасибо за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "С. Козлов - сказочник и поэт. Стихотворение с.Козлова "В небе туча хмурится..."

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "С. Козлов - сказочник и поэт. Стихотворение с.Козлова "В небе туча хмурится..." Слайды с изображением портрета писателя, книг С.Козлова, стихотвор...

Разработка урока литературного чтения по теме: "Весна в творчестве С. Я. Маршака. Стихотворение «Ландыш». "

В методической разработке дан подробный план проведения урока литературного чтения с указанием целей урока и его этапов. На уроке использованы современные приемы  - синквейн, рефлексия эмоциональ...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе с использованием ИКТ по теме: "Стихотворение И.З.Сурикова "Детство"

Материал был подготовлен к открытому уроку, который прошёл весьма  успешно, на одном дыхании....

Урок литературного чтения по теме: "Работа над анализом стихотворения И. Сурикова "Зима" 3 класс УМК "Школа России"

План-конспект урока литературного  чтения  по теме: "Работа над анализом стихотворения И. Сурикова "Зима"  3 класс УМК  "Школа России"...

Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»

Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя.Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произвед...

класс 3 Тема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»

Литературное чтениекласс 3УМК: Система развивающего обучения Л.В. ЗанковаТема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского &laq...

Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»

Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...