Урок литературного чтения. Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом».
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предварительный просмотр:
Тема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом».
Цель: овладеть навыками осознанного, правильного и выразительного чтения, участвовать в диалоге при обсуждении произведения.
УУД:
Предметные: Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя.
Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произведении, для передачи его настроения, для создания поэтических образов. Проведение подготовки к выразительному чтению на основе разметки текста: определение логического ударения, слов для выделения голосом, пауз – логических и психологических. Выразительное чтение стихотворного текста с анализом и обоснованием использования разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Упражнение в восприятии текстов одноклассников на слух. Анализ текста. Накопление опыта в постановке вопросов одноклассникам по содержанию и построению текстов
Личностные:
– способность осознавать свою семейную идентичность, включенность в мир класса, школы;
– эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку,
«братьям нашим меньшим», бережное отношение к окружающему миру, природе;
– способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание, взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба, совесть;
– способность осознавать свою этническую идентичность;
– умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем).
Регулятивные:
– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
– ориентироваться в принятой системе учебных знаков;
– принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их;
– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий.
Познавательные :
– корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;
– уметь работать в соответствии с алгоритмом, планировать и контролировать этапы своей работы;
– осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
– оценивать результаты работы, организовывать самопроверку;
– соотносить внешнюю оценку и самооценку;
– самостоятельно работать с учебником и хрестоматией во внеурочное время.
Коммуникативные :
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
– представлять целостную картину мира благодаря интеграции с другими предметами;
– сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Ход урока
- Организационный этап.
- Проверка домашнего задания
С. 51-60 рассказ «Шурик у дедушки»
- Актуализация знаний.
- Вступительная речь учителем.
Край мой смоленский,
Край мой родимый!
Здесь моя юность
Когда-то бродила.
Здесь моя юность
Когда-то бродила,
По перелескам
Костры разводила.
В жите высоком
Венки заплетала,
Встречи нежданной
Здесь ожидала.
В дальние дали
Отсюда стремилась.
Где ж она делась?
Куда ж она скрылась?
Знать, отшумела
Весенней водою,
Знать, отгорела
Вечерней зарёю.
В поле следы её
Смыты дождями,
Голос развеян
Глухими ветрами…
Что ж я брожу
По родимому краю,
Что же я снова
Её вспоминаю?
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Ребята, только что прозвучал отрывок из стихотворения известного смоленского поэта Михаила Васильевича Исаковского.
- Сформулируйте тему урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся не только со стихотворением М.В.Исаковского, но и с автобиографией этого замечательного поэта.
- Биография Исаковского Михаила Васильевича (презентация)
- Чтение и анализ стихотворения М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом».
1. Чтение стихотворения
– Поделитесь своими мыслями и чувствами.
- Какое чувство охватило автора, когда он писал эти строки?
- Как вы понимаете выражение выделенное в третьей строфе?
2. Лексическая работа.
– Встретились ли вам незнакомые слова?
3. Самостоятельное чтение.
- Первичная проверка понимания
- Почему это время года так часто изображается в живописи, в музыке, в литературе?
(Это очень красивая пора, полная красок, образов и звуков.)
- Это время года навевает желание философски его осмысливать.
- Творческие люди очень тонко чувствуют окружающую действительность и делятся своими впечатлениями, мыслями, чувствами с читателями, зрителями.
- Какие ваши впечатления?
Физкультминутка
Поднимайте плечики,
Прыгайте кузнечики,
Прыг – скок, прыг – скок,
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.
- Первичное закрепление.
- Анализ изобразительно-выразительных средств.
- А какие средства использовали оба мастера?
( Композитор все передал звуками, ритмом, тоном, а поэт использует художественное слово, художественный образ. Правда, он тоже ритмически организовал их: выбрал рифму, строфу, ритм.
-Найдите в тексте стихотворения приемы, которые использует автор, чтобы передать свое отношение к осенней природе, состояние души.
( В первой строфе частая смена осенней погоды передана употреблением глаголов прошедшего времени, короткими предложениями передана грустная картина прощания с птицами. Поэт волнуется, поэтому немногословен.)
Птицы, словно чувствуют взволнованность автора стихов, их настроения очень похожи.
Исаковский не огорчен ее приходов. Ему нравятся изменения в природе.
-Попробуйте подобрать строчки из стихов, которые можно было бы отнести к картине И. Левитана «Золотая осень».
( У художника осень яркая, золотая, красивая. Она нравится ему и радует зрителя.)
-Сравните палитру красок художника и светопись в стихах.
(У Левитана в картине преобладают золотисто-желтые, красно-желтые тона. Совсем, как в стихотворении М. Исаковского:
- «Запылали алым цветом
Кисти спелые рябин…»
или
«Рощи вспыхнули вдали…»
- У художника вы воспринимали цвет в красках, а у поэта?
( У поэта в эпитетах (алый цвет, спелые кисти), метафоре («запылали кисти», и «рощи вспыхнули»).
- Беседа и работа над выразительностью чтения.
- Сейчас мы с вами прочитаем стихотворение на выразительность.
- Работа в группах:
- Сравнить образы в стихах. Одинаково ли чувствуют отлет птиц поэты? Какие используют для этого средства?
Результаты работы групп:
У М. Исаковского журавли улетают спокойно, организованно, не спеша. Так устроено в природе, таков ее закон. Автор использует метафору, сравнивая клин журавлей с невидимым канатом. Так стройно и ровно они летят – «протянулись».
- Давайте сделаем вывод: зачем эти образы использованы поэтом в стихотворении?
( Чтобы усилить свое настроение и чувства и помочь читателю ярче представить образы и понять замысел автора.)
- Итог урока.
Рефлексия
– Смогли ли мы проникнуть в душу поэта, узнать его чувства?
– О чём это стихотворение?
- Поделитесь своими впечатлениями с одноклассниками
– Закончить урок хотелось бы такими строчками:
Фантазия Художника щедра.
Она нам дарит столько неожиданного.
Представьте, насколько б жизнь была бедна,
Коль не было бы в ней чудес невиданных.
– Спасибо за работу на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "С. Козлов - сказочник и поэт. Стихотворение с.Козлова "В небе туча хмурится..."
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе "С. Козлов - сказочник и поэт. Стихотворение с.Козлова "В небе туча хмурится..." Слайды с изображением портрета писателя, книг С.Козлова, стихотвор...
Разработка урока литературного чтения по теме: "Весна в творчестве С. Я. Маршака. Стихотворение «Ландыш». "
В методической разработке дан подробный план проведения урока литературного чтения с указанием целей урока и его этапов. На уроке использованы современные приемы - синквейн, рефлексия эмоциональ...
Конспект урока литературного чтения в 3 классе с использованием ИКТ по теме: "Стихотворение И.З.Сурикова "Детство"
Материал был подготовлен к открытому уроку, который прошёл весьма успешно, на одном дыхании....
Урок литературного чтения по теме: "Работа над анализом стихотворения И. Сурикова "Зима" 3 класс УМК "Школа России"
План-конспект урока литературного чтения по теме: "Работа над анализом стихотворения И. Сурикова "Зима" 3 класс УМК "Школа России"...
Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»
Упражнение в восприятии на слух стихотворения в исполнении учителя.Определение настроения произведения, нахождение в тексте отражения авторской позиции. Объяснение выбора слов, используемых в произвед...
класс 3 Тема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского «Попрощаться с теплым летом»
Литературное чтениекласс 3УМК: Система развивающего обучения Л.В. ЗанковаТема: Идейно-нравственное значение стихотворения. Анализ художественных приемов в стихотворении М.В. Исаковского &laq...
Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»
Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...