Отличие художественного описания от научного. Н.И. Сладков «Свиристели».
план-конспект урока по чтению (1 класс)
Предварительный просмотр:
Минаева Ольга Ивановна
Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение
«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа №4»
Урок литературного чтения в 1классе
( система Л.В. Занкова)
: учебник «Тема: Отличие художественного описания от научного.
Н.И. Сладков «Свиристели».
Цель: учить учащихся отличать художественный текст от научного.
Задачи: - познакомить с понятиями «художественный текст»,
«научный текст»; познакомить с произведением
Н.И. Сладкова;
- прививать навыки беглого осознанного чтения; умения работать
с текстом; формировать первые исследовательские навыки;
- воспитывать любознательность; чувство бережного отношения к
природе;
- не допускать переутомления учащихся на уроке.
ОборудованиеЛитературное чтение» 1класс Свиридова В.Ю.
Слайдовая презентация; энциклопедии; «Толковый
словарь»; книги Н. И. Сладкова.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I.Организационный момент.
II. Подготовка к восприятию новой темы. III. Работа по новой теме. IV. Работа по учебнику с.34 Рассказ «Свиристели». V.Сравнение художественного и научного текстов VI. Закрепление знаний. VII.Итог урока. VIII. Домашнее задание( по выбору). | -Доброе утро! С каким настроением пришли на урок? - Пусть наше отличное настроение позволит получить удовольствие от урока. -Что Вы видите? ИТЕАУАЛРТР (3слайд) - Давайте расшифруем слово. Что такое литература? (работа с толковыми словарями) (4слайд) - Какие произведения мы относим к литературе? (5слайд) -Какой же раздел мы изучаем? Что такое рассказ? ( толковые словари) (6слайд) - Вы догадались, что мы будем делать на уроке? - Вы, правы сегодня на уроке мы раскроем очередную тайну – тайну рассказов. А о ком они будут - угадайте. - Кто отправился в полёт. В клюве веточку несёт. (7слайд) -Тайна этих птиц спрятана в загадках. Серый, маленький, смешной Скачет рядышком со мной. Я ему посыплю крошки. Отгоню подальше кошку. Ты чирикай веселей Мой хороший(воробей). (8слайд) - Ты откуда, ты откуда Прилетел к нам красногрудый? - Облетел я всю Сибирь. - Как зовут меня –(снегирь). (9слайд) - Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (10слайд) (11слайд) - А этих птиц в народе называют красавами. Она издаёт звуки: свири-свир. Отсюда получила своё название. (12слайд) - Что мы с вами прослушали? - Где можно прочитать такие рассказы? - Кто составляет энциклопедии? - Перед вами выставка книг. Определите по обложке, чем похожи книги? - Как вы думаете, произведение, какого автора будем читать? (13слайд) Физминутка.
- С этой птицей мы познакомимся поближе. (14слайд) 2. Первичное чтение учителя. - Какие интересные сведения о свиристелях вы узнали? 3. Самостоятельное чтение с заданием. - Прочитайте и подчеркните все интересные сведения. (15слайд) 4. Чтение рассказа «Свиристели»цепочкой. 5. Анализ произведения. - Сколько раз автор употребил слово – свиристели? - Как вы думаете почему? - Как вы понимаете «серебристой трелькой»? - Прочитайте последнее предложение. «…И не будем их к этому приучать!» - Почему автор так сказал? - К чему призывает автор? - Вы правы, Николай Иванович обращается к нам с просьбой беречь хрупкие создания природы, быть заботливыми хозяевами на Земле. - Кто написал рассказ «Свиристели»? - Кто автор текстов в энциклопедиях? (показ энциклопедий) - Зачем пишет учёный, а зачем писатель? ( В ходе обсуждения появляется схема) Автор Писатель
Дать интересные сведения, пробудить любовь к птицам. -Какие слова выбирает писатель, а какие учёный? Сравнения, восхищения. Художественный текст (16слайд) Прочитайте ещё раз слова. (17слайд) -Можно ли эти слова употребить в научном тексте? - Это слова учёного или писателя? - Как Н.Сладков относится к птицам? - Как вы думаете, зачем Сладков написал этот текст? - А в тексте о свиристелях, который рассказал Илья, мы можем определить отношение автора к птице? - На Земле около 9 тысяч птиц. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровые, есть крошечные, не больше бабочки. Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие, которые вовсе не могут летать. Одни птицы живут в лесу, другие – в степи. Но мы, люди, должны помнить о том, что наши пернатые друзья нуждаются в нашей заботе, помощи. - К чему призывают эти слова людей? - Прочитать текст «Свиристели». - Нарисовать понравившихся птиц. - Подобрать разные тексты.
| - с отличным -с весёлым - Я вижу буквы. -Там гласные и согласные. - Я понял, там зашифровано слово. - В слове спрятана тайна. - Это слово – ЛИТЕРАТУРА. Литература – это произведение письменности. - Стихи, сказки, рассказы. - Долина рассказов: тайна за тайной. -Рассказ – это небольшое литературное произведение в прозе. - Я думаю, мы будем раскрывать какую-то тайну. - Раздел называется: «Долина рассказов»- узнаем тайну рассказов. - Это птичка. - Рассказы будут о птицах. - Это – воробей. - Все знают воробья. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем и округлыми крыльями. - - Клюв твёрдый, к концу заострённый. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу. Они очень чистоплотные, охотно купаются зимой в снегу. - Это – снегирь.У этой птицы верх головы, крылья, хвост чёрные; спина голубовато-серая, а брюшко красное. Клюв короткий, толстый, чёрного цвета.
- Это синица. Очень красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, чёрная полосочка на шее, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко жёлтое. - Это свиристели. -Их крылья украшены ярко-красными с восковым блеском пятнами. На головке задорный хохолок, по которому их легко узнать. - Рассказы о птицах. - В энциклопедиях. - Энциклопедии составляют учёные. ( Дети демонстрируют свои энциклопедии). - Я вижу на обложке животных. Значит книги о животных. - Я думаю эти книги о природе, потому что нарисованы деревья. - А я заметил, что автор Н.И.Сладков. - Произведения Н.И.Сладкова. - Николай Иванович Сладков – писатель, автор рассказов о природе. Он показывает детям прелесть природы, её мудрость, тайны. Как талантливый писатель он открыл в ней что-то своё и писал о ней по-своему, не похоже на других. Проводят дежурные. Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится Прыг-скок, прыг-скок. Завертелась как волчок. Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку И с дорожки на плетень Прямо в тень. 1.- В конце зимы к нам прилетели Лесные гости – свиристели. Рябину красную клюют, А знаешь, как они поют. - Я узнал, что свиристели поют приятной песенкой. - А я узнала, какие это красивые и загадочные птицы. - У нас около дома на яблоне, я видел этих птиц. Дети в учебнике должны подчеркнуть: -серебристой трелькой - дымчато-розоватые - с острым хохолком - с красными и жёлтыми пятнами - доверчивые - загадочные - клюют рябину - гнездятся где-то в тайге - не боятся людей ( дети объясняют значения слов) - Н. И. Сладков употребил слово –свиристели – 6 раз. - Ему нравятся свиристели. - Он как бы играет с этим словом, наслаждается. - Мне кажется как будто капельки капели капают. - Мне слышится звучание скрипки. - Людей не видели и не научились их бояться. - Нужно любить и беречь всё живое. - Бережно относиться к тому, что создано природой. - Он просит людей бережно относиться к красоте природы. - Рассказ«Свиристели» написал писатель Н.И. Сладков. - Учёные. Учёный
Дать точные сведения. Специальные научные слова (термины). Научный текст. - Я считаю, нельзя, потому что они очень красивые. - В научном тексте слова серьёзные, точные. - Я знаю, что такие слова мог написать писатель. - Ему нравятся свиристели. - Николай Иванович восхищается ими. - Он хочет, чтобы и мы вместе с ним удивлялись красоте птиц. - Он хочет поделиться своим восхищением. - Автор желает, чтобы и мы узнали об этих красивых птицах. - Этот текст научный. В нём говорится деловым, научным языком. Работа в парах. Определите, в какой текст можно поместить такое предложение? - У моей кошечки пушистая шёрстка, длинный хвостик. - Тигр относится к семейству кошачьих. - Мой попугай Кеша – любимец семьи. - Попугаи обитают в тропических лесах. ( Дети обсуждают в паре, потом отвечают). - Сколько гибнет их не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для них тепло. (18слайд) - Эти слова призывают людей к бережному отношению ко всему живому. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-деловое и художественное описание в тексте. Обучающее изложение. Русский язык. 2 класс
Конспект урока русского языка на тему: «Научно - деловое и художественное описание в тексте. Обучающее изложение «Бобр печку топит». 2 класс. Учитель Новоселова Елена Геннадьевна...
Урок литературного чтения в 1 классе с использованием здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Н.Сладков "Свиристели".
На уроке дети научатся сравнивать тексты научного и художественного стилей, устанавливать причинно-следственные связи....
«Художественное описание дождя в произведениях».
Данный урок построен по типу уроков решения конкретно-практических задач, целью которых является формирование навыка, отработка способа действия. Предлагаемый урок построен с учётом основных требовани...
Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера."
Предмет: Литературное чтениеКласс: 1-3Тема: «Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера».Цель деятельности учителя: овладение ...
конспект урока по литературному чтению "Отличия художественного и научного текста"
конспект урока по литературному чтению "Отличия художественного и научного текста". Использованы тексты на тему журавлик. Цель: продолжить сравнение научного и художественного текстов, выя...
Разработка урока по литературному чтению в 1 в классе по теме «Отличие художественного описания от научного»
Разработка урока по литературному чтению в 1 в классепо теме «Отличие художественного описания от научного» ...
Описание деловое (научное), описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.
Презентация к уроку Родной (русский) язык и родная (русская) литература....