конспект урока по литературному чтению "Отличия художественного и научного текста"
план-конспект занятия по чтению (1 класс) на тему

Уткина Ольга Сергеевна

конспект урока  по литературному чтению "Отличия художественного  и научного текста". Использованы тексты на тему журавлик. Цель: продолжить сравнение научного и художественного текстов, выявляя специфику художественного слова.

Задачи этапа:

  •  выявить разницу целей ученого и писателя (дать достоверные сведения в первом случае, создать художественный образ, то есть затронуть чувства читателя – во втором);
  • рассмотреть особенности художественного и научного стилей речи (эмоциональность, обилие подробностей – с одной стороны, точность и краткость – с другой);

Скачать:


Предварительный просмотр:

Журавли
(Лесные тайнички)

Вдруг вижу: далеко впереди поднялся с кочки большой журавль и, как-то смешно пригнувшись, убежал в кусты.

Я сразу сообразил, что это не журавль, а журавлиха и что на той кочке у неё гнездо.

Подошёл к кочке - верно: в кочке – углубление и в нём на подстилочке из травы лежат два здоровых пятнистых яйца, каждое с мою ладонь.

Одно целое, а другое с дыркой наверху. И рядом лежала толстая скорлупка: птенец, видно, сию минуту только сделал себе в яйце окошко.

Я так и замер на месте: что дальше будет?

Вдруг из окошка высунулась взъерошенная голова на тонкой шее и покрутила носом.

Мир, в котором журавлёнок собирался родиться, был полон солнца и яркой зелени.

- Привет тебе, привет! - громко поздравил я его.

 - Ну, как тебе здесь у нас, нравится?

Журавлёнок беспокойно заёрзал, но, видно, не понял, что я стою рядом и разговариваю с ним.

Тогда я наклонился к нему. Моя тень накрыла гнездо. И вдруг - нырк! - журавлёнок исчез в яйце. В гнезде по-прежнему лежали два очень крупных яйца: одно - целое, другое - с дыркой в скорлупе.

- Вот это здорово! - удивился я.

 - Не успел ещё на свет родиться, а уж в прятки играет! Чур-чура, я дома!

                                                                                                          ( Н. Сладков)

Японский (уссурийский, маньчжурский) журавль — птица семейства журавлей, обитающая на Дальнем Востоке и Японии. Находится под угрозой полного исчезновения.

Один из самых крупных журавлей, его рост составляет около 158 см, а вес 7,5 кг. Большая часть оперения ярко-белого цвета. У взрослых птиц в верхней и передней части головы перья отсутствуют, кожа в этом месте окрашена в ярко-красный цвет. От глаз к затылку и далее на шее имеется широкая белая полоса, которая резко контрастирует с чёрного цвета шеей.

Самка обычно откладывает два яйца. Яйца обычно откладываются 10-13 апреля.                                                                

                                      (Материал из Википедии — свободной энциклопедии)

  • Какой текст относится к литературе, а какой к науке? Кто написал первый текст, а кто второй? Зачем пишет ученый, а зачем писатель? Какие слова выбирает учёный, а какие писатель?

             Можно ли по первому тексту точно определить, о каком журавле идёт речь? Найдите журавля, описание которого дано во втором тексте.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урокапо математике в 1 классе

Тема "Прибавление чисел 7,8,9" по программме В.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века"...

конспект урокапо математике в 1 классе

Тема "Прибавление чисел 7,8,9" по программме В.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века"...

Конспект урока Научный текст. Правописание окончаний существительных 3 склонения.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Научный текст. Правописание окончаний существительных 3 склонения.Цели урока:Планируемые результаты:ü  Предметные - Уметь правильно писать безударные ок...

конспект урока \'\'Научный текст\'\',3 класс, УМК \'\'ПНШ\'\'

конспект урока ''Научный текст'',3 класс, УМК ''ПНШ''...

Конспект урока русского языка + презентация "Типы текстов. Научный и художественный текст" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с научным и художественным текстами и их отличительными признаками.Планируемые результатыПредметные:Знать что такое научный и художественный текст; отл...

Конспект урока литературного чтения "Изложение повествовательного текста «Заячья храбрость» Н. Богословский."

Цели: формирование умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными  орфограммами.Планируемые результаты: Предметные:Знать: понятия «текст&r...

Конспект внеурочного занятия «Учимся анализировать научно-познавательный текст» (4 класс, "Осмысленное чтение")

Цель: развитие умения осмысленного чтения посредством организации работы с научно-познавательным текстом.Планируемые результаты: Предметные результаты:знать понятие «научно-познавательный т...