Разработка урока по литературному чтению в 1 в классе по теме «Отличие художественного описания от научного»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Горбунова Алла Викторовна

Разработка  урока  по литературному чтению  в 1 в классе

по теме  «Отличие художественного описания от научного» 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка  урока  по литературному чтению  в 1 в классе

по теме  «Отличие художественного описания от научного»  

                                     

                                А.В. Горбунова    

     учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 7», пгт Талинка

        Октябрьский район, ХМАО        

Тема:   « Отличие художественного описания от научного»

Цель: Обучающая: развитие линии сравнительного анализа ХУДОЖЕСТВЕННОГО и НАУЧНОГО текстов (на материале текста Н.Сладкова «Свиристели» и отрывка из Энциклопедического словаря);  Развивающая:   развивать связную устную речь, навык правильного осознанного чтения, познавательную активность, наблюдательность, логическое мышление.

 Воспитательная: воспитывать  внимательного читателя, бережное отношение к природе.

Задачи: - выявление разницы целей ученого и писателя (дать достоверные сведения – с одной стороны; создать художественный образ, то есть описать так, чтобы читатель смог представить, чтобы читателю понравилось, чтобы это описание вызвало какие-то переживания и чувства – с другой стороны);

- рассмотрение особенностей литературного и научного стилей речи (эмоциональность, обилие подробностей – с одной стороны; точность, отсутствие выражения своего отношения – с другой стороны);

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 1 класс, автор В.Ю. Свиридова, пособие по чтению «Учись читать», автор В.Ю. Свиридова.

 Рисунки: изображение птиц (свиристель, утка, кукушка), свиристели зимой, лягушка.

Опорные слова на отдельных (демонстрационных)  карточках: 1)Создать художественный образ. Дать правдивую информацию.

2) Род. Отряд. Длина. Обитают.  Вид. Красивые. Загадочные. Свиристят. Доверчивые.

3)Эмоционально, подробно. Выражает свое отношение.

Точно, коротко. Не выражает своего отношения.

4) Литература. Наука.

5) Вопросы: Кто? Зачем? Как?

Две книги: Н.Сладкова и энциклопедический словарь

Аудиозапись голосов свиристелей, утки, кукушки,  лягушки.

Ход урока.

I Организационная  часть.

Задача:   обеспечить положительный эмоциональный настрой на уроке.

Очень рада видеть вас, как настроение у вас?

Делу время – потехе час. За работу, в добрый час!

II. Создание игровой ситуации.

Задача: постановка учебной задачи.

Стук в дверь. Заглядывает Буратино.

У: А вот и наш Буратино. Проходи, мы уже решили, что ты решил прогулять урок.  Так ты не один?

(Учитель берет Буратино и Мальвину)

У: А что это у вас в конверте? Письмо!

Дети удивлены, восклицают раньше учителя.

Учитель читает письмо: «Ребята, помогите разобраться, где литература, где наука, кто ученый, кто писатель? »      Сказочные герои.

У: Ребята, вы что- нибудь понимаете?

Д: Нас просят о помощи! Надо помочь!

У: Да, вы  правильно догадались, Мальвина принесла письмо от своих учеников, которые,  по-видимому, не смогли отличить литературный текст от научного.  Поможем им, ребята?

Д: Да, попробуем!

(Некоторые дети молчат)

У: А вы согласны помочь?

Д: (Аня) А вдруг и сами не сможем?

Д: Вместе сможем! Нам Алла Викторовна поможет, если что!

У: Я рада, что вы не боитесь трудностей и конечно, я готова вам помочь, но думаю, что вы и сами во всем разберетесь. Какая же задача на сегодняшний урок?

Д: В письме сказано: где литература, где наука, кто ученый, кто писатель?

У: Молодцы! Задача ясна: научимся отличать научный текст от литературного.

III. Речевая разминка.

Задача: подготовка к чтению незнакомого текста, развивать связную устную речь,  наблюдательность, логическое мышление. Воспитывать бережное отношение к природе.

У:  Но сначала проведем речевую разминку. Откройте пособие «Учись читать» на странице 18 найдите задание под № 3. Как будем читать?

Д:         1. Читаем хором.

   2. Читаем «про себя».

У: Теперь найдите задание под № 2.  Как будем читать?

Д: 1. Медленно по - цепочке.

2. Быстро хором.

Читают: Кряква крякает. Квакша квакает. Кукушка кукует. Свиристель свиристит.

У: А послушать  их голоса хотите?

(Включаю аудиозаписи голосов кряквы, лягушки, кукушки, свиристеля.

 Во  время звучания голосов переворачиваю картинки с изображением утки, лягушки, кукушки, свиристеля).

Работа по картинкам.

У: Кто здесь может быть «лишним»?  Почему?

Д: Лягушка, потому что она не птица, а утка, кукушка и свиристель -  птицы.

Д: А еще я знаю, что лягушки могут жить в воде и на суше.

У: Молодцы. Что знаете про утку? Расскажите.

Д: Утка умеет плавать. У неё ноги на ласты похожи. У моей бабушки в деревне утки живут.  

У: А что знает про кукушку? Расскажите.

Д: Она плавать не умеет. Кукушка живет в лесу. Она свои яйца в чужие гнезда подбрасывает.

У: Кукушка перелетная или зимующая птица?

Д: (затруднились ответить). Перелетная. Нет, зимующая.

У: Кукушка–перелетная птица. Она приносит лесу огромную пользу, потому что поедает ядовитых мохнатых гусениц, которых другие птицы не едят.

Д: (удивляются). Вот этого я не знал!

У: Поэтому кукушка заслуживает особого уважения. Я предлагаю поискать в библиотеке про нее рассказы и обсудить с ребятами информацию.

Д: Согласны.

У: А про свиристеля что знаете? Расскажите.

Д: (неуверенно) Живет в лесу.

У: Все? Хотите узнать про эту птицу побольше?

Д: Да, мы про нее почти ничего не знаем.

У: Тогда откройте учебники на странице 38.

  1. Работа над новым материалом. Чтение текстов о свиристелях.

Задача: развивать познавательную активность, наблюдательность, творческое воображение.

Учитель читает (дети следят по тексту) текст Н.Сладкова «Свиристели».

У: Что узнали про свиристелей?

Д: Зимующие птицы. Питаются рябиной.  Свиристят.

У: Вам понравились эти птицы?

Д: Да.

У: Что именно понравилось? Смогли их представить? Расскажите, как вы их представили?

Д:  Я представил на ветке его. А мне  как будто на руку сел.

У: Почему свиристели  не боятся  людей?

Д: (Отвечает словами из текста) Они не научились бояться, потому что людей не видели.

У: Как мы можем помочь птицам?

Д: Покормить их. Не пугать. Другим не разрешать их пугать.

У: Молодцы, ребята. Вы настоящие друзья птиц. Будьте такими всегда.

У: Хотите узнать про этих птиц еще больше? Тогда прочитаем текст на странице 39.

Учитель читает (дети следят за чтением) текст про свиристелей из энциклопедического словаря.

У:  Что нового узнали о свиристелях из этого текста?

Д: Длина птиц 15 см. Обитают в лесах Европы, Азии, Северной Америке, в России.

У: Молодцы. (Показываю картинку, где свиристель изображен размером 15 см). Посмотрите,  вот такого размера бывают свиристели.

Д: Такие маленькие! И какие красивые!

V. Сравнительный анализ текстов.

У доски стоят две книги: Н.Сладкова и энциклопедический словарь.

У: В какую из этих книг можно поместить эти тексты?

Д: (Затруднились ответить.)

У: Кто написал первый текст?

Д: Писатель.  Н.Сладков.

У:  Кто написал второй текст?

Д: (Молчат.)

У: Тексты для энциклопедий пишут ученые.

У:  Зачем пишет писатель?

Д: Чтобы нам про птиц рассказать. Да, мы  узнали, какие свиристели, где они живут.

У: Хорошо. А представить птиц вы могли?

Д: Да. Мне даже погладить их захотелось!

У: Теперь скажите, зачем пишет ученый?

Д: Тоже, чтобы мы узнавали обо всех. Только у ученых текст короткий, а у Сладкова Н. длиннее.

У. Вы, ребята, правильно все подметили.  А   сделать точный вывод, поможет  Мальвина. У неё две карточки. Выберите из них соответствующую тексту писателя и тексту ученого.

На доске две карточки: 1.  Создать художественный образ.  2.Дать правдивую информацию.

У: Сделайте вывод о том, зачем пишет писатель и зачем пишет ученый?

Д: Писатель пишет, чтобы создать художественный образ, а ученый рассказывает правду.

  1. Физминутка.

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем - к нам свиристели летят.

Как они сядут – тоже покажем, крылья сложили назад.

VII. Продолжение сравнительного анализа.

У: Прочитаем еще раз  оба текста.

Читают хорошо читающие дети.

У:  Какие слова для описания свиристелей выбирает ученый?

Д: Род птиц из отряда воробьиных. Обитают в… Два вида.

У:  Какие слова выбирает писатель?

 Д: Свиристят. Свиристели приятные. Красивые, доверчивые, загадочные. Не боятся людей.

По ходу ответов детей на доску вывешиваются  и распределяются на две группы слова:  род, отряд, длина, обитают, вид, красивые, загадочные, свиристят, доверчивые.

У: Хорошо. А теперь назовите знаки препинания в конце предложений, которые используют писатель и ученый. О чем это говорит?

Д: У Сладкова Н. есть восклицательные знаки.

А у ученого только точки.

У: Когда в конце предложений ставится восклицательный знак?

Д: Если говорят громко. Если испугался! От радости тоже кричат.

У: Вы все верно сказали, при помощи восклицательного  знака показывают свои чувства: страх, радость, восхищение, удивление.

У: Скажите, как пишет текст писатель?

Д: (Затрудняются ответить).

У: В каком тексте чувствуется отношение автора к птицам?

Д: У Сладкова Н.. (Далее пауза).

У: Как относится автор Н.Сладков к свиристелям?

Д:  Они, свиристели,  ему нравятся, там есть восклицательные знаки. А еще писателю нравится, как они поют (читает): «Приятной серебристой трелькой».

У:  Как пишет текст ученый? Чувствуется ли там отношение автора к птицам?

Д: Кажется нет. Нет, не чувствуется. Там таких слов нет.

У: Выберите карточки, соответствующие первому и второму тексту.

Две карточки: 1. Эмоционально, подробно. Выражает свое отношение.

2. Точно, коротко. Не выражает своего отношения.

 У: Так какой же из этих текстов относится к литературе, а какой к науке?  

Д: Текст Н.Сладкова относится к литературе, а второй текст к науке.

(Открываю слова вверху: литература, наука).

Д: (Очень обрадовались, что правильно сделали вывод).

У: Литературные тексты называют еще художественными.

VIII. Итог урока.

Задача: обобщение и систематизация новых знаний.

У: (обращаясь к Мальвине) Ну, что,  Мальвина, сможешь научить своих учеников отличать художественное  описание от научного?

Ребята, давайте еще раз вспомним, чем отличается художественное описание от научного.

(Повторяем по записям на доске:         Кто пишет? (Писатель, ученый)

Зачем пишет? (Создать художественный образ.  Дать правдивую информацию.)

Как пишет? (1. Эмоционально, подробно. Выражает свое отношение.

2. Точно, коротко. Не выражает своего отношения.)

IX. Рефлексия.

У: Ребята, вам понравился урок? Кто считает, что научился отличать научный текст от литературного, покажите зеленый круг, кто не уверен в этом – желтый, а тот, кто не сможет – красный.  

Д: Из 24 учащихся: 17 подняли зеленые круги,  5 – желтые, 2- красные.

 Молодцы, хорошо работали. А тем, кто еще не уверен в своих знаниях, мы будем помогать.

У: А теперь, поблагодарим наших гостей за интересное задание

X Оценка учебных достижений.

У: Сегодня на уроке вы все хорошо потрудились. Но вы должны мне помочь назвать самых старательных и активных ребят.

 Они получают сегодня специальный приз от  Мальвины: жетоны в виде цветочков. Храните их до конца недели также,  как и другие жетоны.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-деловое и художественное описание в тексте. Обучающее изложение. Русский язык. 2 класс

Конспект урока русского языка на тему: «Научно - деловое и художественное описание в тексте. Обучающее изложение «Бобр печку топит». 2 класс. Учитель Новоселова Елена Геннадьевна...

Разработка урока по литературному чтению 3 класс Тема: К. Паустовский. « Барсучий нос». Текст «Барсук» из справочника. Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.

Данный урок по литературному чтению изучается в разделе "Люби всё живое". Учащиеся знакомятся с творчеством К.Паустовского, сравнивают два текста: художественную и научно-познавательную.Методическая р...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему "Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера."

Предмет: Литературное чтениеКласс: 1-3Тема: «Разница бытового чтения и художественной литературы. Различение научного и художественного текстов. Задачи Г. Остера».Цель деятельности учителя: овладение ...

Урок русского языка во 2 классе на тему " Отличие звонких согласных звуков от глухих."

Урок русского языка во 2 классе на тему " Отличие звонких согласных звуков от глухих. " Содержит дополнительный интересный материал по теме урока,  который способствует лучшему усвоению учебного ...

Описание деловое (научное), описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.

Презентация к уроку Родной (русский) язык и родная (русская) литература....

Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК "ПНШ" Анализ художественно произведения С.Козлов "Желудь"

Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением С.Г. Козлова «Жёлудь»; формирование умения анализировать художественное произведение.Планируемые результаты:Предметные:знать содержа...