Научно-деловое и художественное описание в тексте. Обучающее изложение. Русский язык. 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект урока русского языка на тему: «Научно - деловое и художественное описание в тексте. Обучающее изложение «Бобр печку топит». 2 класс. Учитель Новоселова Елена Геннадьевна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка на тему: «Научно - деловое и художественное описание в тексте. Обучающее изложение «Бобр печку топит». 2 класс. Учитель Новоселова Елена Геннадьевна
Цели: 1. Дать представление о разных видах текста и их отличии.
2. Подготовить учеников к написанию изложения.
Задачи: 1.В процессе сравнения научно-делового и художественного текстов о бобрах выявить их главное отличие.
2. Учить грамотному построению предложений по вопросу и опорным словам.
3. Обучать работе со словарями.
4.Провести словарно-орфографическую подготовку перед написанием изложения.
Оборудование: 1. Книга И. Акимушкина «Жил - был бобр»
2. Энциклопедия о животных.
3. Толковый словарь для младших школьников.
4. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведов. Толковый словарь русского
языка.
5.Презентация с текстами о бобрах.
Ход урока:
I. Чтение разных видов текстов о бобрах учениками и их сравнение.
Бобр.
Речной бобр является самым большим по размерам представителем грызунов в России. Длина тела взрослых особей составляет более метра, высота 30-40 см, вес около 30 кг. Мех бобра состоит из жестких, грубых волос и мягкого подшерстка. Благодаря особым свойствам шерсти бобр остается сухим даже под водой. Питается листьями, ветками, корой деревьев. Болотный бобр называется – нутрия.
Хатка – жилище этих речных грызунов. Строительным материалом служат ветки, трава, глина и ил. Вход в хатку расположен снизу, поэтому бобры выходят сразу в воду. (Из энциклопедии о животных)
Жил-был бобр.
Весна ранняя – апрель. Лёд на реках сошёл, а на озёрах ещё плавает посредине водной глади, пористый и мокрый. У самой плотины, через которую из озера стекают вешние воды, возвышается какой-то странный бугорок.
Это домик бобровый, и в нём - семейные торжества: детишки народились! Целых пятеро. Только на свет явились, а уже видят всё вокруг. Бобрята родятся зрячими, не то, что щенята или котята.
Бобрята даже плавать умеют! Совсем крошки, а плывут себе, не мёрзнут в холодной ещё воде. Они от роду густой шерстью от стужи укрыты. (И. Акимушкин)
НАУЧНЫЙ – относящийся к науке, отвечающий требованиям науки.
НАУКА – система знаний о законах природы и общества.
Следовательно, научно-деловой текст чёткий, без лишних слов (лаконичный), содержит только научную информацию, т.е. даёт нам какие-то научные знания, не выражая никаких эмоций.
«Бобр – грызун с ценным мехом, живущий колониями по лесным рекам. Болотный бобр называется нутрия» (Из толкового словаря русского языка С. И. Ожегова, Н.Ю. Шведова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ – относящийся к искусству, изображающий действительность в образах.
Следовательно, художественный текст украшен образными сравнениями, в нём много прилагательных, уменьшительно-ласкательных слов. С их помощью автор выражает своё отношение к героям произведения. (См. отрывок из рассказа Игоря Ивановича Акимушкина «Жил-был бобр»)
ПОПУЛЯРНЫЙ – общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения.
Поэтому, большинство текстов о природе для детей научно - популярные.
II. Чтение текста «Бобр печку топит» (по Н. Сладкову) учителем и обсуждение услышанного учениками по вопросам:
Бобр печку топит.
Лежит на дне озера дровяной склад. Сучья, поленья свалены в кучу. Это бобр дрова на зиму запас, для живота. Он себя вместо печки дровами топит. Огложет полено. Осинка в животе бобра греет сильнее печки. Даже в стужу из бобровой хатки парок вьётся. Бобр печку топит. (По Н. Сладкову)
- А это какой текст: научно - деловой или художественный? (Возникает проблема, т.к. в тексте содержится научная информация, но текст понятен и интересен. Знакомлю детей с понятием научно- популярный текст)
- Что автор обнаружил на дне озера?
- Кому принадлежал этот дровяной склад?
- Зачем бобр дрова на зиму запасает?
- Действительно ли бобр зимой топит печку?
III. Словарная работа по толковым словарям.
ПОЛЕНО – кусок распиленного и расколотого бревна для топки.
СУЧЬЯ – боковые отростки от ствола дерева.
ХАТКА – ?
ХАТА - крестьянский (деревенский) дом на юге России.
IV. Составление устного рассказа по готовому плану и опорным словам.
1. Где лежит дровяной склад? На дне озера
2. Что свалено в кучу? Сучья, поленья
3. Кто это дрова на зиму запас? Бобр
4. Кого он вместо печки топит дровами? Себя
5. Что он огложет? Полено
6. Как греет осинка в животе бобра? Сильнее печки
7. Что вьётся из бобровой хатки даже в стужу? Парок
8. Что бобр топит? Печку
V. Словарно-орфографическая подготовка.
1. Найдите однокоренные слова: дровяной, бобр, дрова, бобровый. Запомните написание корня.
2. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание:
Л…жит, св…его, суч…я, полен…я, в…ётся, в куч…, ж…вот, скла….
3. Запомните написание слов: вместо, огложет.
VI. Повторное чтение текста учителем.
VII. Самостоятельная работа учащихся в черновиках и тетрадях.
VIII. Чтение и обсуждение готовых изложений.
IX. Подведение итогов урока:
- Сегодня мы читали различные тексты. Что в них общего? ( Все они о бобрах). Чем тексты отличались друг от друга? (Они написаны разным языком)
- О каких видах текста мы сегодня говорили?
- Что мы интересного вы узнали о бобрах сегодня на уроке? (Бобры живут на реках и болотах, строят хатки из сучьев и веток, едят бобры побеги, кору, листья, на зиму запасают для корма и строительства ветки под водой, весной рождаются зрячие детёныши, около 5 штук)
X. Домашнее задание:
- Приготовить небольшое устное сообщение на тему: «Как зимуют боры»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее изложение во 2 классе "Ёжик" (21 слово)
Данное изложение можно использовать в начале обучения во 2 классе по любой УМК...

Описание проверочной работы по предмету " Русскому языку " 4 класс.
Назначение ВПР по русскому языку – оценить уровеньобщеобразовательной подготовки обучающихся 4 класса в соответствии стребованиями ФГОС....

Тексты обучающих изложений по русскому языку по УМК "Школа России ФГОС"
Данный материал может использоваться учителем начальных классов, работающих по УМК "Школа России ФГОС"...
СБОРНИК ТЕКСТОВ ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЙ 2 - 4 КЛАСС
Сборник содержит тексты изложений по русскому языку для учащихся 2 - 4 классов, сгруппированные в порядке прохождения программных тем. (автор сборника: И.Ф. Яценко)...
Ознакомление с особенностями текста. Обучающее изложение “Кошкин выкормыш”
Закрепление умения писать изложение по плану; оформлять предложения по законам письменной речи; объяснять и применять на письме изученные орфограммы; формировать информационную культуру обучающихся....