Урок литературного чтения в 1 классе с использованием здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Н.Сладков "Свиристели".
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
На уроке дети научатся сравнивать тексты научного и художественного стилей, устанавливать причинно-следственные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературного чтения в 4 классе. | 97.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
учителя начальных классов МБУ гимназии № 35 г.о. Тольятти
Кузьминой Клавдии Васильевны.
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 1 «В»
Тема урока: Н. Сладков «Свиристели».
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с рассказом Н. Сладкова «Свиристели», главными героями – птицами свиристелями; познакомить с своеобразием мира птиц, особенностями их повадок; помочь учащимся понять необходимость бережного отношения к природе, к птицам; познакомить учащихся с текстом научного стиля, с особенностями художественного и научного текстов; формировать умение различать эти тексты; формировать навыки выразительного чтения, свободной и правильной речи.
Развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, способность к осуществлению логических операций анализа, синтеза, сравнения; развивать творческие способности детей.
Воспитательные: воспитывать стремление бережно относиться к красоте природы, беречь и заботиться о ней; прививать навыки коллективной работы через организацию делового общения, основанного на уважении и взаимопонимании; воспитывать умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
- Учебник литературного чтения. 1 класс. В.Ю. Свиридова.
- Видеослайды (6)
- Проектор, ноутбук.
- Аудиозапись с голосами птиц.
- Раздаточные карточки с научным текстом.
Современные образовательные технологии, использованные на уроке.
1.Технология развивающего обучения по системе Л. В. Занкова.
1
2. Технология проблемного обучения.
3. Технология групповой ( парной) работы.
4. Здоровьесберегающая технология В.Ф. Базарного.
5. Информационно коммуникационные технологии.
6. Игровые технологии.
Ход урока.
I Организационный момент. Слово учителя. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного. Дыхательная гимнастика.
- Ребята, сегодня мы празднуем день рождения нового дня. Я желаю вам, чтобы этот день подарил вам новые знания, стал успешным для каждого из вас. Давайте настроимся на хорошую работу.
Представьте, что у каждого из вас в руках зажженная свеча. Закройте глазки. Сделайте глубокий вдох, поверните головки в сторону и тихо – тихо тоненькой струйкой выдохните так, чтобы не погасить свечу. Еще раз вдохните и резко одним выдохом погасите свечу. А теперь наберите побольше воздуха в легкие и сдуйте все преграды и сложности на своем пути. Молодцы! Откройте глазки и тихо займите свои места.
II Изучение нового материала.
1.Слово учителя. Проблемный учебный диалог с использованием видеослайда и аудиозаписи. Слушание аудиозаписи « Голоса птиц».
- Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Представьте, что мы оказались на лесной опушке. Даже зимой в солнечный денек на лесной опушке можно услышать удивительную музыку. Послушайте голоса птиц зимой на лесной опушке.
( Аудиозапись « Голоса птиц»).
-Чьи голоса вы узнали?
- Чирикает воробей, свистит синица, каркает ворона.
- А это кто поет? (пение свиристели). Может соловей?
- Нет, соловей поет весной, а сейчас зима.
- Так поет удивительная птичка – свиристель. Знаете такую?
- Посмотрите изображение этой птицы на рисунке слайда.
2
- Как выглядит свиристель?
Слайд № 1
- А расскажет нам об этой удивительной птице Николай Иванович Сладков, который все свое творчество посвятил природе. Всю жизнь
Н. И. Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить ее красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами.
- Сегодня мы познакомимся с рассказом Н. Сладкова « Свиристели».
- Какие задачи поставим перед собой?
Слайд № 2.
Задачи урока. познакомиться с рассказом Н. Сладкова « Свиристели», главными героями – птицами свиристелями, с своеобразием мира птиц, особен- ностями их повадок. |
2. Индивидуальная работа. Чтение рассказа Н. Сладкова « Свиристели».
3
- Итак, мы знакомимся с рассказом Н. Сладкова « Свиристели». А познакомит нас с этим рассказом ученица нашего класса Грачева Лиза.
3.Беседа с учащимися.
- Понравился ли вам рассказ Н. Сладкова « Свиристели?»
- Что вы почувствовали, слушая этот рассказ?
- Что запомнилось вам в этом произведении?
- Что узнали о свиристелях?
4. Индивидуальное чтение учащихся по «цепочке».
Задание: Учимся читать произведение вместе. Откройте учебник на стр.34. Прочитайте текст по « цепочке», соблюдая все знаки препинания.
5. Диалог учителя и учащихся. Выборочное аналитическое чтение.
- У каждого произведения есть свои герои. А кто же герой этого произведения?
- Найдите и прочитайте описание внешности птички.
- Как выглядит свиристель?
- Когда прилетают к нам свиристели? Найдите ответ в тексте.
- Чем питаются свиристели? Найдите ответ в тексте.
- Каковы особенности характера этой птички? Подтвердите ответ словами текста.
- В своем рассказе автор много раз повторяет слова – свиристели, свиристят, свиристеть, свиристит… Как вы думаете – почему?
( автор вслушивается в звучащее слово, повторяет его, играет с ним.)
- Что значит « серебристой трелькой?»
- Прочитайте последнее предложение. ( « … И не будем их к этому приучать!»)
- Почему автор так сказал? Найдите подтверждение в тексте. ( Людей не видели и не научились их бояться).
- К чему призывает нас автор? ( Бережно относиться к красоте природы)
Вывод: Итак, писатель рассказал нам об обычной и необычной жизни свиристелей, их красоте, повадках, характере. Он призывает каждого человека бережно относиться к природе, беречь ее красоту, заботится о ней.
4
6.Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного. Упражнение для глаз с использованием схемы.
7. Самостоятельная индивидуальная и групповая (парная) работа с учебником. Анализ научного текста. Сравнительный анализ. Слово учителя.
- А теперь познакомимся с другим текстом, главным героем которого тоже является свиристель
Задание:
- Откройте учебник « Литературное чтение» на стр. 35.Прочитайте про себя данный текст. Приготовьте выразительное чтение текста, соблюдая все знаки препинания.
- Вдвоем ответьте на вопросы. Договоритесь, кто даст развернутый ответ на данные вопросы, а кто прочитает текст.
Слайд № 3.
1. О ком поведал нам этот текст? 2.Кто главный герой этого текста? 3. Где можно встретить данный текст? Найдите ответ на странице учебника. 4. Сравните данный текст с текстом Н. Сладкова « Свиристели». - Что общего в этих текстах? - Чем они отличаются? 5. Какой текст было читать интересней? Почему? |
5
8. Индивидуальная и групповая (парная) работа. Выступления групп.
Задание: 1. Чтение текста вслух.
2. Дать развернутые ответы на поставленные вопросы.
9. Сравнение художественного и научного текстов. Слово учителя.
- Ребята, текст, который вам было читать интересней – это художественный текст, а текст, помещенный в энциклопедии – научный текст. На данном этапе урока мы познакомимся с особенностями научного и художественного текстов, научимся различать эти тексты.
10. Поиск решения учебных задач. Сравнительный анализ текстов с использованием видеослайда. Диалог учителя и учащихся.
- Какой из текстов можно назвать научным? Почему?
- Какие слова используются в научном тексте? (научные слова: род, отряд, обитают и т.д.)
-Кто написал первый текст? А второй?
- Зачем пишет ученый, а зачем писатель?
- Посмотрите на слайд № 4. Сравните художественный текст и научный.
Слайд № 4.
Художественный текст. | Научный текст. |
Автор | |
писатель | учёный |
С какой целью пишут… | |
Создать образ героя ((птички), дать интересные сведения о ней, пробудить любовь к этим птицам, стремление проявлять заботу о них. | Дать точную информацию о птицах. |
Какие слова выбирают … | |
Художественные средства: слова-сравнения, слова- восхищения; слова, выражающие отношение автора (серебристая трелька, острый хохолок). | Научные слова. ( отряд, род, семейство, вид, обитают). |
6
Вывод: Художественный текст пишет писатель с целью создать яркий образ героя. Он использует художественные средства: слова- сравнения, слова-
восхищения; использует прием - звукоподражание. В художественном тексте мы чувствуем отношение автора к герою. Научный текст пишет ученый. Он дает точные сведения, использует научные слова. Отношение автора к герою не прослеживается.
11. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного. Упражнения с использованием офтальмотренажеров . Смена динамических поз.
III . Закрепление изученного материала. Коллективная творческая работа с использованием видеослайда. Диалог учителя и учащихся.
1.- Прочитайте слова на слайде.
- Могут ли они быть употреблены в научном тексте? Почему?
- Это слова ученого, или писателя?
- Можем ли мы утверждать, что Н. Сладкову нравятся свиристели?
- Подтвердите ваше утверждение словами из текста. ( И не будем их к этому приучать!)
- А в научном тексте можем ли мы определить отношение автора к птичке? (Нет).
- Как вы думаете, зачем Н. Сладков написал этот текст?
- Если бы вы были учеными, что бы вы добавили из слов слайда в научный текст? ( питаются рябиной).
Слайд № 5.
серебристой трелькой с острым хохолком с красными и желтыми крапинками доверчивые загадочные клюют рябину гнездятся где-то в тайге не боятся людей |
7
2. Игра « Угадай – ка».
- Угадайте, в какой текст можно поместить данные предложения? Докажи.
- У моей кошечки пушистая шерстка, длинный хвостик.
- Тигр относится к семейству кошачьих.
- Мой попугай Кеша – любимец семьи.
- Попугаи обитают в тропических лесах.
3. Групповая( парная) творческая работа по карточкам.
Задание 1. Прочитайте текст на карточках. Определите: это художественный или научный текст? Докажите друг другу.
Воробей – род птиц семейства ткачиковых, отряда воробьиных. Распространены в Европе, Азии, Африке. Длина тела 17 см. Окраска оперенья у самца и самки различна.
- Кто автор этого текста? ( Ученый).
Задание 2. Попробуйте научный текст превратить в художественный.
( Воробушек – маленькая птичка серого цвета. Клювик маленький, у молодых желтый).
IV. Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап с использованием видеослайда. Диалог учителя и учащихся.
- С каким произведением познакомились на уроке?
- О ком рассказал нам Н. Сладков в своем произведении?
- Почему рассказ Н. Сладкова «Свиристели» относится к художественному произведению?
- Как отличить художественный текст от научного? Дайте ответ, опираясь на слайд № 6.
8
Слайд № 6.
Художественный текст. | Научный текст. |
Автор | |
писатель | учёный |
С какой целью пишут… | |
Создать образ героя ((птички), дать интересные сведения о ней, пробудить любовь к этим птицам, стремление проявлять заботу о них. | Дать точную информацию о птицах. |
Какие слова выбирают … | |
Художественные средства: сравнения, восхищения; слова, выражающие отношение автора (серебристая трелька, острый хохолок). | Научные слова. ( отряд, род, семейство,вид, обитают). |
- Ребята, вы просто молодцы! Хорошо работали на уроке. Спасибо вам за урок!
V.Д/З в 1 классе не задается.
9
Приложение № 1.
Свиристели
Сидели свиристели и – свиристели. Как же не свиристеть, если они свиристели! Кряква крякает, кукушка кукует, а свиристель – свиристит. Приятной такой серебристой трелькой.
И на вид свиристели приятные: дымчато-розоватые, с острым хохолком, с красными и желтыми крапинками на крыльях. Красивые, доверчивые и … загадочные!
Гнездятся где – т о в тайге, мало кто видел их гнезда. К нам прилетают только на зиму, клюют рябину в садах и парках. И тогда такие они свиристели доверчивые, что сразу все ясно: там, где они гнездились, людей не видели. И не научились бояться их.
… И не будем их к этому приучать!
(Н. Сладков)
Свиристели – род птиц отряда воробьиных. Длина – 15 см. Обитают в лесах Европы, Азии, Северной Америки. В России их два вида в хвойных и смешанных лесах. У обыкновенного свиристеля песня: « свирири – свирири».
(Энциклопедический словарь).
10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 3 классе с использованием здоровьесберегающих технологий
ПРЕДМЕТ: МАТЕМАТИКАКЛАСС: 3ТЕМА УРОКА: «ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ВЕЛИЧИНАМИ СКОРОСТЬ, ВРЕМЯ, РАССТОЯНИЕ, РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» ТИП УРОКА: закрепление знаний, умений и навыковФОРМА УРОКА: ...
Использование здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного в урочной деятельности
Использование здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного в урочной деятельности...
Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)
“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...
Использование здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного в урочной деятельности
Использование здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного в урочной деятельности...
Урок математики в 3 классе с использованием здоровьесберегающих технологий
Урок математики в 3 классе...
Конспект урока по литературному чтению 2 класс. С использованием здоровьесберегающих, игровых, ИКТ-технологий Тема: «Загадки»
Конспект урока по литературному чтению 2 класс. С использованием здоровьесберегающих, игровых, ИКТ-технологий. Тема: «Загадки» ...