Урок литературного чтения в 1 классе с использованием здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Н.Сладков "Свиристели".
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Кузьмина Клавдия Васильевна

На уроке  дети научатся сравнивать тексты научного и художественного стилей, устанавливать причинно-следственные связи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока

учителя начальных классов МБУ гимназии № 35 г.о. Тольятти

Кузьминой Клавдии Васильевны.

Предмет: Литературное чтение.

Класс: 1 «В»

Тема урока:   Н. Сладков «Свиристели».

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с рассказом Н. Сладкова «Свиристели», главными героями – птицами свиристелями; познакомить с своеобразием мира птиц, особенностями их повадок; помочь учащимся понять необходимость бережного отношения к природе, к птицам; познакомить учащихся с текстом научного стиля, с особенностями художественного и научного текстов; формировать умение различать эти тексты; формировать навыки выразительного чтения, свободной и правильной речи.

Развивающие: развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, способность к осуществлению логических операций анализа, синтеза, сравнения; развивать творческие способности детей.

Воспитательные: воспитывать стремление бережно относиться к красоте природы, беречь и заботиться о ней; прививать навыки коллективной работы через организацию делового общения, основанного на уважении и взаимопонимании; воспитывать умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

  1. Учебник литературного чтения. 1 класс. В.Ю. Свиридова.
  2. Видеослайды (6)
  3. Проектор, ноутбук.
  4. Аудиозапись с голосами птиц.
  5. Раздаточные карточки с научным текстом.

Современные образовательные технологии, использованные на уроке.

1.Технология развивающего обучения по системе Л. В. Занкова.

1

2. Технология проблемного обучения.

3.  Технология групповой ( парной) работы.

4. Здоровьесберегающая  технология В.Ф. Базарного.

5. Информационно коммуникационные технологии.

6. Игровые технологии.

Ход урока.

I Организационный  момент. Слово учителя. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного. Дыхательная гимнастика.

 - Ребята, сегодня мы празднуем день рождения нового дня. Я желаю вам, чтобы этот день подарил вам новые знания, стал успешным для каждого из вас. Давайте настроимся на хорошую работу.

 Представьте, что у каждого из вас в руках   зажженная свеча. Закройте глазки. Сделайте глубокий вдох, поверните головки в сторону и тихо – тихо тоненькой струйкой выдохните так, чтобы не погасить свечу. Еще раз вдохните и резко одним выдохом погасите свечу. А теперь наберите  побольше воздуха в легкие и сдуйте все преграды и сложности на своем пути. Молодцы! Откройте глазки и тихо займите свои места.

II  Изучение нового материала.

1.Слово учителя. Проблемный учебный диалог с использованием видеослайда  и аудиозаписи.  Слушание аудиозаписи « Голоса птиц».

 - Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Представьте, что мы оказались на лесной опушке. Даже зимой в солнечный денек на лесной опушке можно услышать удивительную музыку. Послушайте голоса птиц зимой на лесной опушке.

( Аудиозапись « Голоса птиц»).

-Чьи голоса вы узнали?

 - Чирикает воробей, свистит синица, каркает ворона.  

  - А это кто поет? (пение свиристели). Может соловей?

 - Нет, соловей поет весной, а сейчас зима.

 - Так поет удивительная птичка – свиристель. Знаете такую?        

 - Посмотрите изображение этой птицы на рисунке слайда.

2

 - Как выглядит свиристель?

Слайд № 1

 -  А расскажет нам об этой удивительной птице Николай Иванович Сладков, который все свое творчество посвятил природе. Всю жизнь

 Н. И. Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить ее красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами.

 - Сегодня мы познакомимся с рассказом Н. Сладкова « Свиристели».

 - Какие задачи поставим перед собой?

Слайд № 2.

  Задачи урока.

 познакомиться с рассказом Н. Сладкова « Свиристели», главными героями – птицами свиристелями, с своеобразием мира птиц, особен-

ностями их повадок.

2. Индивидуальная работа. Чтение рассказа Н. Сладкова « Свиристели».

3

 - Итак, мы знакомимся с рассказом Н. Сладкова « Свиристели». А познакомит нас  с этим рассказом ученица нашего класса Грачева Лиза.

3.Беседа с учащимися.

- Понравился ли вам рассказ Н. Сладкова « Свиристели?»

 - Что вы почувствовали, слушая этот рассказ?

 - Что запомнилось вам в этом произведении?

 - Что узнали о свиристелях?

4. Индивидуальное чтение учащихся по «цепочке».

Задание: Учимся читать произведение вместе. Откройте учебник на стр.34. Прочитайте текст по « цепочке», соблюдая все знаки препинания.

5. Диалог учителя и учащихся. Выборочное аналитическое чтение.

 - У каждого произведения есть свои герои. А кто же герой этого произведения?

- Найдите и прочитайте описание внешности птички.

 - Как выглядит свиристель?

 - Когда прилетают к нам свиристели? Найдите ответ в тексте.

 - Чем питаются свиристели? Найдите ответ в тексте.

 - Каковы особенности характера этой птички?  Подтвердите ответ словами текста.

 - В своем рассказе автор много раз повторяет слова – свиристели, свиристят, свиристеть, свиристит… Как вы думаете – почему?

( автор вслушивается в звучащее слово, повторяет его, играет с ним.)

- Что значит « серебристой трелькой?»

 - Прочитайте последнее предложение. ( « … И не будем их к этому приучать!»)

 - Почему автор так сказал? Найдите подтверждение в тексте. ( Людей не видели и не научились их бояться).

 - К чему призывает нас автор? ( Бережно относиться к красоте природы)

 Вывод: Итак, писатель рассказал нам об обычной и необычной  жизни свиристелей, их красоте, повадках, характере. Он призывает каждого человека бережно относиться к природе, беречь ее красоту, заботится о ней.

4

6.Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного. Упражнение для глаз с использованием схемы.

7. Самостоятельная индивидуальная и  групповая (парная) работа с учебником. Анализ научного текста. Сравнительный анализ. Слово учителя.

 - А теперь познакомимся с другим текстом, главным героем которого тоже является свиристель

Задание:    

 - Откройте учебник « Литературное чтение» на стр. 35.Прочитайте про себя данный текст. Приготовьте выразительное чтение текста, соблюдая все знаки препинания.

 - Вдвоем ответьте на вопросы. Договоритесь, кто даст развернутый ответ на данные вопросы, а кто прочитает текст.

Слайд № 3.

       1. О ком поведал нам этот текст?

                2.Кто главный герой  этого текста?

                3. Где можно встретить данный  текст? Найдите ответ на странице учебника.

               4. Сравните данный текст с текстом Н. Сладкова « Свиристели».

                 - Что общего в этих текстах?

                 - Чем они отличаются?

               5. Какой текст было читать интересней? Почему?

5

8. Индивидуальная и  групповая (парная) работа. Выступления групп.

Задание:  1. Чтение текста вслух.

                    2. Дать развернутые ответы на поставленные вопросы.

9. Сравнение художественного и научного текстов. Слово учителя.

 - Ребята, текст, который вам было читать интересней – это художественный текст, а текст, помещенный в энциклопедии – научный текст. На данном этапе урока мы познакомимся с особенностями научного и художественного текстов, научимся различать эти тексты.

10. Поиск решения учебных задач. Сравнительный анализ текстов с использованием видеослайда.  Диалог учителя и учащихся.

 - Какой из текстов можно назвать научным? Почему?

 - Какие слова используются в научном тексте? (научные слова: род, отряд, обитают и т.д.)

 -Кто написал первый текст? А второй?

- Зачем пишет ученый, а зачем писатель?

- Посмотрите на слайд № 4. Сравните художественный текст и научный.

Слайд № 4.

Художественный текст.

Научный текст.

Автор

писатель

учёный

С какой целью пишут…

Создать образ героя ((птички), дать интересные сведения о ней, пробудить любовь к этим птицам, стремление проявлять заботу о них.

Дать точную информацию о птицах.

Какие слова выбирают …

Художественные средства: слова-сравнения, слова- восхищения; слова, выражающие отношение автора

(серебристая трелька, острый хохолок).

Научные слова.

( отряд, род, семейство, вид,

обитают).

6

Вывод: Художественный текст пишет писатель с целью создать яркий образ героя. Он использует художественные средства: слова- сравнения, слова-

восхищения; использует прием  - звукоподражание. В художественном  тексте мы чувствуем отношение автора к герою. Научный текст пишет ученый. Он дает точные сведения, использует научные слова. Отношение автора к герою не прослеживается.

11. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного. Упражнения с использованием офтальмотренажеров . Смена динамических поз.

III . Закрепление изученного материала. Коллективная творческая работа с использованием видеослайда. Диалог учителя и учащихся.

1.- Прочитайте слова на слайде.

- Могут ли они быть употреблены в научном тексте? Почему?

 - Это слова ученого, или писателя?

 - Можем ли мы утверждать, что Н. Сладкову нравятся свиристели?

- Подтвердите ваше утверждение словами из текста. ( И не будем их к этому приучать!)

 - А в научном тексте можем ли мы определить отношение автора к птичке? (Нет).

- Как вы думаете, зачем Н. Сладков написал этот текст?

 - Если бы вы были учеными, что бы вы добавили из слов слайда  в научный текст? ( питаются рябиной).

Слайд № 5.

серебристой трелькой

с острым хохолком

с красными и желтыми крапинками

доверчивые

загадочные

клюют рябину

гнездятся где-то в тайге

не боятся людей

7

2. Игра « Угадай – ка».

 - Угадайте, в какой текст можно поместить данные предложения? Докажи.

  • У моей кошечки пушистая шерстка, длинный хвостик.
  • Тигр относится к семейству кошачьих.
  •  Мой попугай Кеша – любимец семьи.
  • Попугаи обитают в тропических лесах.

3. Групповая( парная) творческая работа по карточкам.

Задание 1. Прочитайте текст на карточках. Определите: это художественный или научный текст? Докажите друг другу.

Воробей – род птиц семейства  ткачиковых, отряда воробьиных. Распространены в Европе, Азии, Африке. Длина тела 17 см. Окраска оперенья у самца и самки различна.

 - Кто автор этого текста? ( Ученый).

Задание 2. Попробуйте научный текст превратить в художественный.

( Воробушек – маленькая птичка серого цвета. Клювик маленький, у молодых желтый).

IV. Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап с использованием видеослайда. Диалог учителя и учащихся.

- С каким произведением познакомились на уроке?

 - О ком рассказал нам Н. Сладков в своем произведении?

 - Почему рассказ Н. Сладкова «Свиристели» относится к художественному произведению?

 - Как отличить художественный текст от научного? Дайте ответ, опираясь на слайд № 6.

8

Слайд № 6.

Художественный текст.

Научный текст.

Автор

писатель

учёный

С какой целью пишут…

Создать образ героя ((птички), дать интересные сведения о ней, пробудить любовь к этим птицам, стремление проявлять заботу о них.

Дать точную информацию о птицах.

Какие слова выбирают …

Художественные средства:

сравнения, восхищения; слова, выражающие отношение автора

(серебристая трелька, острый хохолок).

Научные слова.

( отряд, род, семейство,вид,

обитают).

- Ребята, вы просто молодцы! Хорошо работали на уроке. Спасибо вам за урок!

V.Д/З  в 1 классе не задается.

9

Приложение № 1.

Свиристели

Сидели свиристели и – свиристели. Как же не свиристеть, если они свиристели! Кряква крякает, кукушка кукует, а свиристель – свиристит. Приятной такой серебристой трелькой.

И на вид свиристели приятные: дымчато-розоватые, с острым хохолком, с красными и желтыми крапинками на крыльях. Красивые, доверчивые и … загадочные!

 Гнездятся где – т о в тайге, мало кто видел их гнезда. К нам прилетают только на зиму, клюют рябину в садах и парках. И тогда такие они свиристели доверчивые, что сразу все ясно: там, где они гнездились, людей не видели. И не научились бояться их.

… И не будем их к этому приучать!

(Н. Сладков)

Свиристели – род птиц отряда воробьиных. Длина – 15 см. Обитают в лесах Европы, Азии, Северной Америки. В России их два вида в хвойных и смешанных лесах. У обыкновенного свиристеля песня: « свирири – свирири».

(Энциклопедический словарь).

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе с использованием здоровьесберегающих технологий

ПРЕДМЕТ: МАТЕМАТИКАКЛАСС: 3ТЕМА УРОКА: «ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ВЕЛИЧИНАМИ СКОРОСТЬ, ВРЕМЯ, РАССТОЯНИЕ, РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ»УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ» ТИП УРОКА: закрепление знаний, умений и навыковФОРМА УРОКА: ...

Использование здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного в урочной деятельности

Использование здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного в урочной деятельности...

Урок литературного чтения 1 класс ( программа "Перспективная начальная школа")Тема: «Малые жанры устного народного творчества» (использование проектной технологии обучения)

“Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки. ...

Использование здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного в урочной деятельности

Использование здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного  в урочной деятельности...

Конспект урока по литературному чтению 2 класс. С использованием здоровьесберегающих, игровых, ИКТ-технологий Тема: «Загадки»

Конспект урока по литературному чтению 2 класс. С использованием здоровьесберегающих, игровых, ИКТ-технологий. Тема: «Загадки» ...