Открытый урок по теме: М. Пришвин «Моя Родина»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Открытый урок по теме: М. Пришвин «Моя Родина»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_rodina_m._prishvin.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: М. Пришвин: «Моя Родина».
Тип :урок открытия нового знания.
Задачи:
Образовательные:
Знакомство с рассказом –очерком «Моя Родина»; знакомство с некоторыми автобиографическими сведениями из жизни М. Пришвина; формирование навыка правильного, сознательного, беглого, выразительного чтения; формирование читательской самостоятельности; формирование и развитие читательских интересов.
Развивающие:
Формирование УУД:
– личностного действия: смыслообразования на этапе постановки проблемы перед чтением данного рассказа;
- регулятивного действия и самоконтроля и коррекции при вторичном чтении рассказа и на этапе проверки домашнего задания; на этапе осознания цели чтения рассказа; рефлексивной оценки результатов деятельности на уроке чтения; планирования при организации ответов;
- познавательных УУД (анализ – при анализе рассказа, при ответе на вопросы, выборочном чтении, словарной работе, выразительном чтении, синтез – при формулировке вывода; обобщение – на этапе обобщающей беседы);
- коммуникативных УУД (умение выразить свою точку зрения, обсудить проблему, выразить впечатление о прочитанном);
- развитие памяти, внимания, речи.
Воспитательные:
Воспитание любви и уважение к Родине, матери;
Воспитание прилежности;
Воспитание эстетических чувств;
Воспитание правильного отношения к природе.
Оборудование для учителя:
Презентация к уроку, учебник 3 класса Л. Ф. Климановой «Литературное чтение»; выставка книг Пришвина; диск с песней «Гляжу в озера синие».
Оборудование для учащихся:
Кроссворды индивидуальные; учебник 3 класса Л. Ф. Климановой «Литературное чтение»; сообщение о жизни и творчестве М. Пришвина (1 ученик).
Ход урока.
1.Организационный момент:
- Прозвенел звонок, начинается урок. Проверьте, все ли готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал, дневник. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение.
- Прочитайте пожелания:
Доброе утро солнцу, и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам!
Мысленно пожелайте добра и удачи друг другу. С хорошим настроением мы начинаем наш урок.
- Какое животное изображено?
(Лиса).(Слайд).
2.Актуализация знаний.
.Проверка домашней работы.
- Дома вы должны были составить текст об одном из животных. Послушаем ваши рассказы.
(Учащиеся 3В выходят к доске и читаю свои рассказы, остальные внимательно слушают).
- Молодцы, получились хорошие рассказы о животных. Сдайте свои работы.
- Какие оценки поставите?
- Эти рассказы о животных написали вы. Вы авторы, маленькие писатели.
- А есть и другие писатели, очень известные, которые пишут о животных, о природе.
3.Работа по теме.
- Мы с вами прочитали уже немало книг, познакомились с творчеством многих писателей.
- Сегодня мы изучим творчество еще одного писателя и его произведение.
- Посмотрите на выставку книг.
- Кто автор этих рассказов?
(М. М. Пришвин).(Слайд).
- Какие рассказы вы читали? Знаете?
(«Вася Веселкин», «Золотой луг», «Кот», «Берестяная трубочка»).
- М. М. Пришвин писал о животных, о природе, о Родине и о родном крае.
«Что мы родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном.»,
- О чем это стихотворение?
(О Родине)..(Слайд).
- Какая тема урока?
(М. М. Пришвин «Моя Родина»).
- Какую цель поставим?
(Познакомимся с творчеством Пришвина и его произведением).
-Что будем развивать?
(Развивать речь, память, внимание, читать без ошибок, выразительно, учиться сотрудничать, активно работать).
1.Работа по учебнику.
-Откройте учебник на странице 58 и посмотрите, правильно ли вы определили тему и цель?
2) Краткий рассказ о писателе:
- Послушайте, что о Пришвине расскажут.(Сообщение подготовил ученик).(Слайд).
3) Работа над произведением Пришвина «Моя Родина».
- Сегодня мы познакомимся с рассказом –очерком «Моя Родина».
-Как понимаете смысл слова – Родина?
- (Место. где родился, где живешь).
- В какой стране вы родились и живете?
- В России.
Стихи.
Родина – слово большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес.
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок ……. и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком.
И на щечке родинка –
Это тоже Родина!
- Пришвин рассказывает о своей родине.
4) Первичное чтение рассказа (выборочное).
Словарная работа.
Очерк – это…
- Сокровища …(Слайд).
Драгоценность, дорогая вещь(так говорят о ком-то, о чем-то ценном, дорогом;
ценности духовной и материальной культуры).
- Что такое кладовая?
(Ответы детей)
- Найдите в толковом словаре.(Слайд).
- Кладовая – это: (Помещение для хранения материалов, товаров; место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности, например подземные кладовые).
2) Вопросы по рассказу.
- Какую привычку воспитала у Пришвина его мать?
- Найдите и прочитайте, как готовилось молоко, и каким был чай?
(Молоко кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пленкой, от этого чай становился особенно вкусным.)
- Как это угощение повлияло на дальнейшую жизнь писателя?
(Он привык вставать с восходом солнца. Вставая рано. Он находил в природе такое, чего еще никогда не видел).
- О каком удивительном явлении природы в начале произведения пишет Пришвин?
(Восход солнца, пробуждение природы).
5) Физкультминутка.
Бабочка.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружится).
6) Работа по теме.
Работа над произведением.
А) Вторичное чтение рассказа – очерка.
– Почему автор считает, что начинать работу надо рано утром вместе с солнцем?
- Тогда здоровье, радость жизнь и счастье.
– В чем заключалась «охота» писателя? Прочитайте.
- С детства Пришвин любил охоту, но его охота была особенной. Он ходил чаще всего не с ружьем, а с записной книжкой и охотился не за птицей и зверем, а за открытиями. Он мечтал сделать такое открытие, которое не сделал никто.
- К кому обращается Пришвин в рассказе:
(Он обращается к нам).
- Как он вас называет?
(Молодые друзья).
- Кем вы являетесь по отношению к нашей природе?
(Мы – хозяева природы).
- С чем он сравнивает природу?
(С кладовой солнца, с великими сокровищами жизни).
- Правильно, эти сокровища: животные, растения, моря, воздух. К чему Пришвин нас призывает?
- Нужно беречь эти сокровища! (Слайд).
Б) Работа в парах.
- У каждого из нас есть экологические знаки.
- Я буду говорить тревожные сигналы, а вы покажите правила поведения в природе (советуясь, работая в паре, определите правильно экологический знак).
-Сначала вспомним правила работы в парах.
(подумать, обсудить, решить, помогать, общаться, дать правильный ответ).
Прочитайте задание. Составьте экологический знак и правило поведения в природе.
1)На лугу исчезли бабочки. Помогите! (Не ловите насекомых).
2) В роще плачут деревья. Они поломаны. Помогите! (Не ломайте ветки деревьев).
3) Нас на лугу осталось совсем мало. Помогите! (Не срывайте полевые цветы).
4) Трудно дышать в городе. Помогите! (Не загрязняйте воздух).
5) . Кругом мусор. Помогите! (Не сорите). (Слайд).
- Да нужно соблюдать все эти правила, тогда и сохраним нашу природу и Родину.
- Почему, охранять природу, - значит охранять Родину?
(Природа и Родина не разделимы)
- Какая главная мысль?
(Охранять природу – значит охранять Родину.).
Рыбе вода, птице –воздух, а человеку нужна-Родина ,а охранять Родину, значит охранять природу.
Давайте будем друзьями природы!
Давайте будем к тому стремится,
Чтоб нас любили и зверь и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям.
Давайте будем беречь природу!
7.Работа в группах.
-Составьте из слов пословицы о Родине
-Какие правила работы нужно соблюдать?
(Прочитать ,подумать, обсудить, решить, общаться, дать правильный ответ)..
(Ребята работают в группах).Проверка.
-Молодцы!
-В какой республике живете?
(Республика Тыва). (Слайд).
-Это ваша малая Родина
-Посмотрите, ребята, какие вы нарисовали рисунки о своей родине, о любимой Туве.
-Проанализируйте свои творческие работы.
-Молодцы!
-Сейчас, ребята, расскажут стихи о Туве.
8.Рефлексия.Итоги урока.
-Что запомнилось на уроке? (Слайд).
-Кто написал рассказ?
-Как называется рассказ?
-Чему посвящал свои произведения М Пришвин?
-Какую цель ставили?
-Что развивали?
Достигли цели урока?
-Поднимите кружочки зеленого цвета, кто свои достижения оценит на пять?
-Поднимите кружочки желтого цвета, кто оценит свои достижения на четыре?
-Молодцы!
9.Домашнее задание.
-Выразительно прочитать рассказ –очерк «Моя Родина» ипересказать..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему: "М. Пришвин "Моя Родина"
Урок составлен в соответствии с ФГОС. Это первый урок нового раздела "Люби живое"Цель:- знакомство с новым произведением М. М. Пришвина «Моя Родина».Задачи:- учить понимать смысл текста;- формулироват...
Урок литературного чтения в 3 классе по теме "М. Пришвин "Моя Родина"
Технологическая карта урока...
Конспект урока. Тема: "М. Пришвин «Моя Родина»". 3 класс. УМК "Школа России".
Конспект урока по литературному чтению на тему: М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)...
Конспект урока литературного чтения. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "М.Пришвин "Моя родина"
Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока литературного чтения....
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: М.Пришвин «Моя Родина»
Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: М.Пришвин «Моя Родина»...
Открытый урок литературного чтения " М.Пришвин и" Моя Родина"
Плвн - конспект урока 3 класс, ФГОС...