Открытый урок по теме: М. Пришвин «Моя Родина»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Санарова Любовь Игнатьевна

Открытый урок по теме: М. Пришвин «Моя Родина»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rodina_m._prishvin.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: М. Пришвин: «Моя Родина».

Тип :урок открытия нового знания.

Задачи:

Образовательные:

Знакомство с рассказом –очерком «Моя Родина»; знакомство с некоторыми автобиографическими сведениями из жизни М. Пришвина; формирование навыка правильного, сознательного, беглого, выразительного чтения; формирование читательской самостоятельности; формирование и развитие читательских интересов.

Развивающие:

Формирование УУД:

 – личностного действия: смыслообразования на этапе постановки проблемы перед чтением данного рассказа;

- регулятивного действия и самоконтроля и коррекции при вторичном чтении рассказа и на этапе проверки домашнего задания; на этапе осознания цели чтения рассказа; рефлексивной оценки результатов деятельности на уроке чтения; планирования  при организации ответов;

- познавательных УУД (анализ – при анализе рассказа, при ответе на вопросы, выборочном чтении, словарной работе, выразительном чтении, синтез – при формулировке вывода; обобщение – на этапе обобщающей беседы);

- коммуникативных УУД (умение выразить свою точку зрения, обсудить проблему, выразить впечатление о прочитанном);

- развитие памяти, внимания, речи.

Воспитательные:

Воспитание любви и уважение к Родине, матери;

Воспитание прилежности;

Воспитание эстетических чувств;

Воспитание правильного отношения к природе.

Оборудование для учителя:

Презентация к уроку, учебник 3 класса Л. Ф. Климановой «Литературное чтение»; выставка книг Пришвина; диск с песней «Гляжу в озера синие».

Оборудование для учащихся:

Кроссворды индивидуальные; учебник 3 класса Л. Ф. Климановой «Литературное чтение»; сообщение о жизни и творчестве М. Пришвина (1 ученик).

                                                                       Ход урока.

1.Организационный момент:

- Прозвенел звонок, начинается урок. Проверьте, все ли готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал, дневник. Давайте улыбнемся друг другу, чтобы у нас было хорошее настроение.

- Прочитайте пожелания:

Доброе утро солнцу, и птицам.

 Доброе утро улыбчивым лицам!

Мысленно пожелайте добра и удачи друг другу. С хорошим настроением мы начинаем наш урок.

- Какое животное изображено?

(Лиса).(Слайд).

2.Актуализация знаний.

.Проверка домашней работы.

- Дома вы должны были составить текст об одном из животных. Послушаем ваши рассказы.

(Учащиеся 3В выходят к доске и читаю свои рассказы, остальные внимательно слушают).

- Молодцы, получились хорошие рассказы о животных. Сдайте свои работы.

- Какие оценки поставите?

- Эти рассказы о животных написали вы. Вы авторы, маленькие писатели.

- А есть и другие писатели, очень известные, которые пишут о животных, о природе.

3.Работа по теме.

- Мы с вами прочитали уже немало книг, познакомились с творчеством многих писателей.

- Сегодня мы изучим творчество еще одного писателя и его произведение.

- Посмотрите на выставку книг.

- Кто автор этих рассказов?

(М. М. Пришвин).(Слайд).

- Какие рассказы вы читали? Знаете?

(«Вася Веселкин», «Золотой луг», «Кот», «Берестяная трубочка»).

- М. М. Пришвин писал о животных, о природе, о Родине и о родном крае.

«Что мы родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.»,

- О чем это стихотворение?

(О Родине)..(Слайд).

- Какая тема урока?

(М. М. Пришвин  «Моя Родина»).

- Какую цель поставим?

(Познакомимся с творчеством Пришвина и его произведением).

-Что будем развивать?

(Развивать речь, память, внимание, читать без ошибок, выразительно, учиться сотрудничать, активно работать).

1.Работа по учебнику.

-Откройте учебник на странице 58 и посмотрите, правильно ли вы  определили тему и цель?

2) Краткий рассказ о писателе:

- Послушайте, что о Пришвине расскажут.(Сообщение подготовил  ученик).(Слайд).

3) Работа над произведением Пришвина «Моя Родина».

- Сегодня мы познакомимся с рассказом –очерком «Моя Родина».

-Как понимаете смысл слова – Родина?

- (Место. где родился, где живешь).

- В какой стране вы родились и живете?

- В России.

Стихи.

Родина – слово большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес.

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок ……. и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком.

И на щечке родинка –

Это тоже Родина!

- Пришвин рассказывает о своей родине.

4) Первичное чтение рассказа (выборочное).

Словарная работа.

Очерк – это…

- Сокровища …(Слайд).

Драгоценность, дорогая вещь(так говорят о ком-то, о чем-то ценном, дорогом;

ценности духовной и материальной культуры).

- Что такое кладовая?

(Ответы детей)

- Найдите в толковом словаре.(Слайд).

- Кладовая – это: (Помещение для хранения материалов, товаров; место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности, например подземные кладовые).

2) Вопросы по рассказу.

- Какую привычку воспитала у Пришвина его мать?

- Найдите и прочитайте, как готовилось молоко, и каким был чай?

(Молоко кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пленкой, от этого чай становился особенно вкусным.)

- Как это угощение повлияло на дальнейшую жизнь писателя?

(Он привык вставать с восходом солнца. Вставая рано. Он находил в природе такое, чего еще никогда не видел).

- О каком удивительном явлении природы в начале произведения пишет Пришвин?

(Восход солнца, пробуждение природы).

5) Физкультминутка.

Бабочка.

Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад)

Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево)

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется. (Покружится).

6) Работа по теме.

Работа над произведением.

А) Вторичное чтение рассказа – очерка.

– Почему автор считает, что начинать работу надо рано утром вместе с солнцем?

- Тогда здоровье, радость жизнь и счастье.

– В чем заключалась «охота» писателя? Прочитайте.

- С детства Пришвин любил охоту, но его охота была особенной. Он ходил чаще всего не с ружьем, а с записной книжкой и охотился не за птицей и зверем, а за открытиями. Он мечтал сделать такое открытие, которое не сделал никто.

- К кому обращается Пришвин в рассказе:

(Он обращается к нам).

- Как он вас называет?

(Молодые друзья).

- Кем вы являетесь по отношению к нашей природе?

(Мы – хозяева природы).

- С чем он сравнивает природу?

(С кладовой солнца, с великими сокровищами жизни).

- Правильно, эти сокровища: животные, растения, моря, воздух. К чему Пришвин нас призывает?

- Нужно беречь эти сокровища! (Слайд).

Б) Работа в парах.

- У каждого из нас есть экологические знаки.

- Я буду говорить тревожные сигналы, а вы покажите правила поведения в природе (советуясь, работая в паре, определите правильно экологический знак).

-Сначала вспомним правила работы в парах.

(подумать, обсудить, решить, помогать, общаться, дать правильный ответ).

Прочитайте задание. Составьте экологический знак и правило поведения в природе.

 1)На лугу исчезли бабочки. Помогите! (Не ловите насекомых).

2) В роще плачут деревья. Они поломаны. Помогите! (Не ломайте ветки деревьев).

3) Нас на лугу осталось совсем мало. Помогите! (Не срывайте полевые цветы).

4) Трудно дышать в городе. Помогите! (Не загрязняйте воздух).

5) . Кругом мусор. Помогите! (Не сорите). (Слайд).

- Да нужно соблюдать все эти правила, тогда и сохраним  нашу природу и Родину.

- Почему, охранять природу, - значит охранять Родину?

 (Природа и Родина не разделимы)

- Какая главная мысль?

(Охранять природу – значит охранять Родину.).

Рыбе вода, птице –воздух, а  человеку нужна-Родина ,а охранять Родину, значит охранять природу.

Давайте будем друзьями природы!

Давайте будем к тому стремится,

Чтоб нас любили и зверь и птица,

И доверяли повсюду нам,

Как самым верным своим друзьям.

Давайте будем беречь природу!

7.Работа в группах.

-Составьте из слов пословицы о Родине

-Какие правила работы нужно соблюдать?

(Прочитать ,подумать, обсудить, решить, общаться, дать правильный ответ)..

(Ребята работают в группах).Проверка.

-Молодцы!

-В какой республике живете?

(Республика Тыва). (Слайд).

-Это  ваша малая Родина

-Посмотрите, ребята, какие вы нарисовали рисунки о своей родине, о любимой Туве.

-Проанализируйте свои творческие работы.

-Молодцы!

-Сейчас,  ребята, расскажут стихи о Туве.

8.Рефлексия.Итоги урока.

-Что запомнилось на уроке? (Слайд).

-Кто написал рассказ?

-Как называется рассказ?

-Чему посвящал свои произведения М Пришвин?

-Какую цель ставили?

-Что развивали?

Достигли цели урока?

-Поднимите кружочки зеленого цвета, кто свои достижения оценит на пять?

-Поднимите кружочки желтого цвета, кто оценит  свои достижения на четыре?

-Молодцы!

9.Домашнее задание.

-Выразительно прочитать  рассказ –очерк «Моя Родина» ипересказать..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 3 классе на тему: "М. Пришвин "Моя Родина"

Урок составлен в соответствии с ФГОС. Это первый урок нового раздела "Люби живое"Цель:- знакомство с новым произведением М. М. Пришвина «Моя Родина».Задачи:- учить понимать смысл текста;- формулироват...

Конспект урока. Тема: "М. Пришвин «Моя Родина»". 3 класс. УМК "Школа России".

Конспект урока по литературному чтению на тему: М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)...

Конспект урока литературного чтения. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "М.Пришвин "Моя родина"

Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока литературного чтения....

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: М.Пришвин «Моя Родина»

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: М.Пришвин «Моя Родина»...