Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: М.Пришвин «Моя Родина»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Шманина Екатерина Владимировна

Конспект урока по литературному чтению 3 класс на тему: М.Пришвин «Моя Родина»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_prishvin.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Дата урока: 06.03.2018                                                                                                                                      Учитель: Мигунова Н.В.

Школа: 1                                                                                                                  Методист: Галлиулина Н.К.

Класс: 3                                                                                                                                                             Студент:  Шманина Е.В.

Конспект урока литературного чтения

Тема урока: М.Пришвин «Моя Родина»

 

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с произведением М.Пришвина «Моя Родина».

Планируемые результаты:

Предметные:    

-прогнозируют содержание произведения;

-читают произведение, отражая настроение;

-находят в произведение яркие, образные слова и выражения.

Личностные:

-формируют любовь к чтению;

-формируют познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. 

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование урока: Литературное чтение: 3 класс, 2 часть, Л.Ф. Климанова. Школа России, проектор

 

Словарная работа: кладовая, сокровища.

Этап урока. Методы и приемы

Хронометраж

Содержание деятельности учителя

Деятельность учащихся

УУД

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: слово учителя

1 мин

Здравствуйте, ребята.

 Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений

Мы вместе сочиним урок!

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку

Садиться на места

Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа, выразительное чтение стихотворения

Игровой: кроссворд

Наглядный: люстрации

5 мин

Отгадывание кроссворда, в горизонтальном ряду должно получиться название нового  раздела «ЛЮБИ ЖИВОЕ»

-Что означает словосочетание «Люби живое»?

Откройте учебники  с.57. Рассмотрите иллюстрации к разделу.

Прочитайте про себя стихотворение. Подумайте, где с какой интонацией нужно прочитать, в каком месте сделать паузу?

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

(В. Степанов)

Отгадывать кроссворд

Отвечать на вопросы

К: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы

П: принимать и сохранять учебную задачу

IV. Постановка учебной задачи.

 

Словесный: беседа

2 мин

О чём стихотворение, которое сейчас прочитали? (О Родине)

Как вы понимаете слово «Родина»? ( Это место, где человек родился и вырос, …

Молодцы! Всё верно. Родина – это место рождения, страна, в которой живёт человек, родная сторона, отечество.

Тема урока будет связана со словом Родиной? 

Тема: М.М. Пришвин «Моя Родина»

Постановка целей

Чему будете учиться, поставьте цель?

Я познакомлюсь… (с биографией писателя и произведением)

Узнаю, определю… (жанр произведения)

Буду тренироваться … (читать без ошибок, выразительно)

Выскажу … (своё отношение)

Учиться… (сотрудничать, активно работать)

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством наших писателей.

Отвечать на вопрос

Слушать учителя

Формулировать цель и задачи урока

Р: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

К: участвуют в учебном диалоге; формулировать мысли с достаточной полнотой и точностью.

IV. Открытие нового знания

Наглядный: портрет

Словесный: рассказ

Словесный: выразительное чтение рассказа; беседа.

10 мин

Красоту родного края, свою любовь к родине воспевали и воспевают в своих произведениях множество различных писателей и поэтов. И один из них известный писатель всему миру Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954). Это удивительнейший человек, страстно любящий природу. Он описывал её так, словно пел торжественную песню в её честь. Слайд 3

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то. Что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина»-, считал Константин Паустовский. По его мнению, Пришвин- «один из своеобразных писателей. Он ни на кого не похож - ни у нас, ни в мировой литературе»

Родился М.М, Пришвин в Орловской губернии. Близ города Ельца. Жилось семье трудно- мать осталась вдовой с пятью детьми. Всякое бывало в жизни будущего писателя. Он собирался заниматься наукой, даже писал агрономические книги, но к 30 годам твёрдо решил стать писателем.

Его первая книга вышла в 1905 году и называлась « В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал.

Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом: «После чаю, я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня ещё не было, да, и теперь - в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел и, может быть, никто ещё в своей жизни не встречал.

Работа с текстом (читает учитель и хорошо читающие ученики)

- Я прочитаю рассказ, послушайте внимательно и ответьте на вопрос: "Какие картины вставали у вас перед глазами, когда вы слушали.

- Как вы считаете, к какому жанру мы отнесём это произведение?

- Вы правы, но только отчасти. Такой документальный, небольшой рассказ о жизни людей, Родине, музыке, природе, искусстве называется очерк. Очерк - это не выдуманный рассказ, не фантастика и не сказка. Очерк должен быть основан на реальных имевших место событиях, описаниях действительности, хотя имена людей, названия мест могут быть изменены

(Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе)

 

- Как вы поняли от чьего лица написано произведение?

- Объясните, почему Пришвину нравилось вставать до восхода солнца.

- Пришвин считал, что вставать рано – это полезно, надо, чтобы все люди вставали рано. Для чего? Зачитайте.

- В чем заключалась охота писателя?

- Зачитайте, как об этом рассказывает сам Пришвин.

- Найдите в очерке, как автор называет природу?

- Объясните, как вы понимаете слова: «Природа – это кладовая солнца с великими  сокровищами жизни».

   Со/кро/ви/ща

   Кла/до/вая

- Что такое сокровища?  

  Давайте посмотрим в толковом словаре значение этого слова  

 

- Что такое кладовая?  

Рассматривать портрет

Слушать биографию поэта

Слушать учителя

Отвечать на вопрос

Слушать учителя

Отвечать на вопросы

Аргументировать свои ответы

Объяснять значение слов

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

определение основной и второстепенной информации;

построение логической цепи рассуждений, доказательств;

извлечение из текста необходимой информации.

К: участвуют в учебном диалоге;

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

аргументация своего мнения и позиции.

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

определение основной и второстепенной информации;

построение логической цепи рассуждений, доказательств;

извлечение из текста необходимой информации.

Динамическая пауза

1 мин

Видеоматериал

Выполнять упражнение

VI. Беседа по первичному восприятию текста

Словесный: слово учителя

Ответы на вопросы.

Практический: работа с текстом

8 мин

Повторное выразительное чтение по «цепочке».

- Как рано встал однажды маленький Пришвин?

- Чем его угостила мама?

- Найдите и прочтите, как по-особенному  готовилось молоко, и каким был чай?

- Как это угощение повлияло на дальнейшую жизнь писателя?

- Как можно озаглавить эту часть рассказа? (Вкусный чай)

Как автор обращается к вам? С чем сравнивает природу? Что значит «кладовая солнца»?  

-Что писатель называет «сокровищами жизни»? К чему он призывает?

Читать рассказ по цепочке

Отвечать на вопросы

Зачитывать фрагмент

Ославлять часть рассказа

Аргументировать свои ответы

К: умение выражать свои мысли; слушать, делать выводы,

умение внимательно следить за материалом, рассуждать

VIII. Работа с текстом

Практический: работа с текстом

Словесный: ответы на вопросы

4 мин

-Определите главную мысль текста.

-Что вы можете сделать, чтобы сберечь природу?

Вывод. Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать ее и беречь все живое. Оберегая природу, мы сберегаем свою Родину.

-Вспомните пословицы о Родине.

-Ребята, как вы понимаете слово «охранять», давайте подберём к нему синонимы.

- Что может сделать каждый из вас для охраны природы?

Отвечать на вопросы

Аргументировать свои ответы

К: умение выражать свои мысли; слушать, делать выводы,

умение внимательно следить за материалом, рассужда

IX. Итоги урока. Рефлексия

2 мин

- Что вам особенно понравилось в рассказе?

Какую пользу для себя вы получили от этого урока?

Что нового получили, что не знали раньше?

-Какое правило вы должны унести с урока и запомнить на всю свою жизнь.?

-Чему учит нас рассказ «Моя Родина»?

Отвечать на вопросы

Р: рефлексия способности организовать творческую работу.

Л:способность взаимодействия с людьми.

X. Домашнее задание

1 мин

Подготовить выразительное чтение рассказа.

Записывать домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива". Тема: Дж. Родари «Волшебный барабан» Сочинение возможного конца сказки

Конспект урока по литературному чтениюТема: Дж. Родари «Волшебный барабан» Сочинение возможного конца сказки Цели деятельности учителя: создать условия формирования для создания конца...

Конспект урока по литературному чтению УМК "Перспектива". Тема: Тим Собакин «Лунная сказка»

Технологическая карта урока литературного чтенияТема: Тим Собакин «Лунная сказка»Цели деятельности учителя: продолжить знакомство с творчеством Тима Собакина, познакомить с его стихотворен...

Конспект урока по литературному чтению «Школа России»Тема урока: «Сравнение рассказа и стихотворения. В.Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны». Нравственно-этические представления.

Цель урока: учиться чувству сопереживания, добра, справедливости.Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читатьпроизведение, отражая его настроение;высказывать свое мнение о прочитанном...

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3 Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»».

Технологическая карта урока по Литературному чтению. Класс: 3Тема урока: «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»»....