Сценарий урока (ФГОС) для 2 класса по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок разработала: Богданова Мария Андреевна
Взято с сайта:
Предмет литературное чтение
Класс 2” А”
Технологическая карта
Тема урока | С. Я. Маршак “Кот и лодыри”. |
Цель | Создать условия для знакомства учащихся с произведением С. Я. Маршак “Кот и лодыри”. |
Задачи | - Познакомить с творчеством С.Я. Маршака, со стихотворением «Кот и лодыри»; -Совершенствовать навыки выразительного чтения; -Развивать устную речь учащихся, мышление, внимательность, память; -Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, уважение к труду, непримиримость к безделию. |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: получат возможность научиться: правильно и выразительно читать текст, отвечать на вопросы, развивать речь и мышление, проявлять интерес к чтению детской литературе, к творчеству писателя. Метапредметные: познавательные: умеют анализировать средства выразительности прочитанного произведения, понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме, осуществляют поиск нужной информации в учебнике. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения. Коммуникативные: используют в общении правила вежливости, воспринимают текст с учетом поставленной задачи. |
Методы и формы обучения | Индивидуальная, фронтальная, творческая |
Образовательные ресурсы | Учебник: Литературное чтение, 2 класс 2 часть, Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, Москва, “Просвещение”, 2013; Толковый словарь русского языка, С.И. Ожегова. |
Оборудование | |
Наглядно-демонстрационный материал | Портрет писателя С.Я. Маршака, ребус к стихотворению С.Я. Маршака “Кот и лодыри”. |
Основные понятия и термины | Лодырь, грифель |
Сценарий урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация учащихся. Мотивация к учебной деятельности. | Здравствуйте ребята, меня зовут Мария Андреевна! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться. -Сядьте правильно, руки на парте, ноги вместе, локти у края, спинка прямая! | -Здравствуйте. -Слушают, садятся правильно. |
Актуализация знаний |
-Ребята, давайте вспомним, с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? -Откройте с. 13 учебника и найдите в тексте:
| -На прошлом уроке мы познакомились со сказкой Корнея Ивановича Чуковского “Федорено горе” -Но ответило корыто: “На Федору я сердито!” И сказала кочерга: А фарфоровые блюдца - И ответила посуда: -«Да,- промолвил медный таз,- - «Ой вы, бедные сиротки мои, - Долго, долго целовала «Уж не буду, уж не буду - «Я Федорушку прощаю, |
Постановка проблемной ситуации | Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем читать произведения для детей. Перед вами портрет знаменитого советского поэта, о котором вы уже говорили ранее. -Кто знает, как зовут этого поэта? - А теперь определите название стихотворения С.Я.Маршака, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. Его название зашифровано в ребусе. | -Этого поэта зовут Самуил Яковлевич Маршак -Название произведения “Кот и лодыри” |
Целеполагание | -Кто сможет назвать тему нашего урока? -Как вы думаете, что вы узнаете на этом уроке? | -Тема нашего урока: Самуил Яковлевич Маршак “Кот и лодыри” -Познакомимся с произведением С.Я. Маршака “Кот и лодыри”, будем совершенствовать навыки выразительного чтения, узнаем главную мысль стихотворения |
Построение проекта выхода из затруднения | Молодцы, ребята! Самуил Яковлевич Маршак — это знаменитый советский поэт, человек высокой культуры. Всю жизнь он был верным товарищем и добрым другом детей и взрослых. Родился он в большой талантливой и дружной семье. Родители старались вырастить своих детей трудолюбивыми и образованными. Особенно важную роль играл отец: он всегда рассказывал своим детям что-то интересное и познавательное. Поэтому обучаясь в гимназии, у Самуила Яковлевича уже проявлялась любовь к литературе и большое дарование. Учась там, он уже переводил с иностранных языков произведения. Самуил Яковлевич Маршак мог быть примером удивительной работоспособности, сосредоточенности и не усталости в труде. Светлый и безгранично добрый человек — вот как отзывались о поэте его современники, которым посчастливилось знать его лично. С.Я. Маршак прожил большую трудовую жизнь. Он был награжден двумя орденами Ленина. В то время, когда жил Самуил Яковлевич — это были одни из самых высоких наград. | -Слушают учителя |
Реализация проекта выхода из затруднения | Откройте с. 25 учебника, обратите внимание на иллюстрации. -Скажите, кого вы видите на рисунке? -Героев какого произведения Самуила Маршака изобразил художник? -Кто здесь лишний?
-Теперь предлагаю познакомимся с произведением “Кот и лодыри" прослушаем его и ответим на вопрос, почему автор так назвал свое произведение? -Так почему автор так назвал свое стихотворение? -Как вы думаете, кто такой лодырь? -А где можно узнать значение этого слова? В толковом словаре С.И.Ожегова это слово объясняется так: ЛОДЫРЬ — это лентяй, бездельник. Лодыря гонять значит бездельничать. -Так кто такой лодырь?
-Теперь давайте сами прочитаем этот текст по частям: 1 часть: -Скажите, куда собирались лодыри? -Куда они попали? -Что было на спине у ребят? -А что такое ранец? -Что несли ребята под мышками? -Куда собирались ребята с коньками? 2 часть: -Кого увидели лодыри? -О чем спрашивали лодыри кота? -От чего был хмурый кот? -Чем был опечален кот? -Почему котята не могут учиться? - Почему кот был хотел учиться грамоте? -Как вы считаете, прав ли кот? 3 часть: - Что ответили ему лодыри? -Почему их не могу ничему научить? -Какое слово выделено в тексте розовым цветом? -Что такое грифель? -Где мы можем узнать значение этого слова? -В толковом словаре это слово объяснятся так: ГРИФЕЛЬ - палочка из особой породы сланца для писания на грифельной доске. То же, что графит. -Чем и где пишут лодыри целый день? - Что ответил лодырям серый кот?
-Ребята, как вы думаете, почему автор сделал героями не только мальчиков, но и кота? -В каких словах содержится главная мысль? Кто их произносит? -Сейчас предлагаю прочитать про себя пословицы на с.29, после чего ответить, какой смысл у этих пословиц и подходят ли они к содержанию стихотворения?
-Подходит ли эта пословица к содержанию текста? Как вы ее понимаете?
-Подходит ли эта пословица? Объясните ее значение.
-Что вы можете сказать по поводу этой пословицы?
-Что же означает последняя пословица и подходит ли она? -Обратите внимание на задание 4 на с.29. Давайте прочитаем его про себя, а затем найдем слова близкие по значению слову “лодырь” и определим какое же слово здесь лишнее, почему?
Откройте с. 26, рассмотрите иллюстрацию, кого вы здесь видите? -Какими словами из текста можно подписать эту картинку? -Смотрим следующую иллюстрацию на с. 27. -Кто на ней изображен? -Найдите строки, к которым нарисована эта картинка. -Теперь давайте рассмотрим иллюстрацию на с.28 -Какие строки подходят к этой картинке? 5.Работа над выразительным чтением -Ребята, какое это стихотворение по настроению? -Действительно, ребята! Именно поэтому чтение здесь должно быть веселое, бодрое. Давайте сначала прочитаем его про себя, а затем вслух выразительно его прочитают 2 человека. | -На рисунке я вижу лошадь, свинку, утку, щуку, кошку, курицу, жабу, мышонка, мышку-мать. -Художник изобразил героев “Сказки о глупом мышонке” -Лишних героев здесь нет, потому что все на ночь пели колыбельную мышонку. -Стихотворение называется “ Кот и лодыри”, потому что главными героями выступают именно кот и лодыри. -Лодырь — это человек ленивый, который любит бездельничать, а не трудиться. -Значение этого слова можно найти в толковом словаре. -Лодырь — это лентяй, бездельник. -Лодыри собирались на урок -Лодыри попали на каток -На спине ребята несли толстый ранец с книжками. -Ранец — это портфель, рюкзак -Под мышками ребята несли коньки на ремне. -С коньками ребята собирались на каток. -Лодыри увидели как из ворот выходил хмурый и ободранный кот -Лодыри спрашивали у кота, почему он был такой хмурый -Кот был хмурый, потому что ему был скоро год -Кот был опечален тем, что он не учен письму и грамоте -Котята не могут учиться, потому никто их не хочет этим заниматься. Никто для них не стоит школы -Кот хотел учиться грамоте, потому что без нее далеко не уйдешь, а только пропадешь, ведь без грамоты нормально не поешь, не попьешь. Даже номера на воротах не прочтешь. -Да, я считаю, что кот прав. Ведь многую информацию мы узнаем читая, а чтобы уметь читать надо быть грамотным. -Лодыри ответили коту, что им уже скоро 12 лет, их учат и грамоте, и письму, но их никак не могут выучить. -Лодырей не могут ничему научить, потому что им лень. Им больше нравится кататься целый день на коньках. -Розовым цветом выделено слово - грифель. -Грифель — это графитовая палочка, которая находится в карандаше -Значение этого слова мы можем узнать в толковом словаре -Целый день лодыри пишут коньками на катке. -Серый кот ответил лодырям, что ему скоро год, много видел он лодырей, но настолько ленивых первый раз. -Автор сделал героями не только мальчиков, но и кота, потому что кот обычно в жизни как лодыри, любит поваляться, поиграться, ничего не делать, а в данном произведении он показан с другой строны: хочет выучиться грамоте, но при этом не может. А лодырям на это всё равно, могут учиться, но не хотят. На примере кота можно хорошо увидеть, что же ждет лодырей в будущем: ничего не прочесть, нормально не поесть, ходить ободранными, как кот. -Главная мысль содержится в словах кота. Он говорил, что надо учиться, потому что без грамоты далеко не уйдешь, а только пропадешь. -Да, эта пословица подходит к содержанию текста. Я понимаю эту пословицу так: пока мы маленькие нам надо учиться, потому что, когда мы попадем во взрослую жизнь нам эти знания пригодятся. -Да, подходит. Никто не рождается сразу мудрым, все знания приходят к нам спустя какое-то время через упорство и труд. -Эта пословица тоже подходит к содержанию стихотворения. Она говорит, что ленивый человек избегает работы, любым способом. Например, как лодыри, которые вместо того, чтобы учиться катались на коньках. -Да, она тоже подходит. Лодыри всегда ленятся. Постоянно уходят от работы, находя себе оправдание, чтобы не делать. Например, говорят, что начнут делать что-то “Завтра”, но как известно завтра становится сегодня. -Близкие по значению слова: бездельник, лентяй, лежебока, ленивец. Слово неряха лишнее, потому что неряха — это неаккуратный, нечистоплотный человек. -На картинке я вижу кота. -Эту картинку можно подписать такими словами: из ворот Хмурый и ободранный Кот идет. -На картинке изображены лодыри. - К этой картинке подойдут такие сроки: отвечают лодыри: Учат нас и грамоте -К этой картинке пойдут такие строки: Мы не пишем грифелем -По настроению стихотворение веселое, автор обсуждает детей лодырей, которых осуждает кот. Мы привыкли видеть котов беззаботными, а тут даже кот хочет учиться грамоте, а дети, которые учатся в школе наоборот лентяи. -Читают произведение |
Обобщающая беседа | -Ребята, с каким произведением мы познакомились? -Назовите героев этого произведения -Почему именно кота и ребят взяли героями? -Кто написал это произведение? -Что интересного из биографии С.Я. Маршака вам запомнилось больше всего? | -Мы познакомились с произведением «Кот и лодыри» -Героями этого произведения были кот и лодыри -С.Я.Маршак взял героями своего произведения ребят и кота, потому что и те, и другие не знают грамоты. Но кот не знает грамоты, потому что нет школ для котов, а ребята не знают грамоты, потому что ленятся. — Это произведение написал Самуил Яковлевич Маршак. -Больше всего мне запомнилось, что у С.Я. Маршака уже с детства проявлялась любовь к литературе, он знал иностранные языки, был очень трудолюбивым, сосредоточенным и работоспособным. |
Рефлексия | -Ребята, если вы осуждаете поступки лодырей и считаете, что кот был прав, что надо учиться грамоте, а развлечениями заниматься в не учебное время, то возьмите красную карточку и прикрепите ее к доске; если вы не видите ничего плохого в поступке лодырей и считаете, что ничего страшного не будет, если не учиться грамоте, прогуливать школу, то возьмите белую карточку. | -Оценивают свою работу на уроке |
Итог урока | -Сейчас запишите домашнее задание в дневник: с.26-28, чит. выраз. -Ребята, вы замечательно сегодня потрудились на уроке! Было приятно с вами работать! Урок окончен! До свидания! | -Записывают домашнее задание -Прощаются |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/25/picture-27201.jpg)
интегрированный урок в 4 классе по литературному чтению и истории Санкт-Петербурга
Урок-победитель школьного конкурса, посвящённый дню рождения Санкт-Петербурга...
конспект урока во 2 классе по литературному чтению
Урок по теме Д.Н. Салтыкова-Щедрина «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» с использованием дополнительных источников и сопровождающийся презентацией....
Урок в 4 классе по литературному чтению.Сергей Есенин "Лебёдушка".
Данный мтериал содержит конспект урока по чтению в 4 классе по УМК "Школа России"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/31/picture-232917-1364710234.jpg)
Интегрированный урок в 3 классе (музыка - литературное чтение)
Тема урока " Весна в поэзии и музыке"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/07/picture-135346-1352309882.png)
Урок во 2 классе по литературному чтению по теме "А. Гайдар. "Елка в тайге"".
Урок во 2 классе по литературному чтению по теме "А. Гайдар. Ёлка в тайге."...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/03/picture-262509-1401808978.jpg)
Конспект урока в 1 классе по литературному чтению. ФГОС "Звуки [д] [д"] , ,буквы Д,д.
Урок разработан по ФГОС. Изучение нового материала. Ознакомление учащихся с парными (по твердости-мягкости) согласными звуками [д] ,[д\'] и буквами Д, д, обозначающими эти звуки на письме....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/09/picture-212614-1602232169.jpg)
Рабочая программа по УМК "Школа России" ФГОС 2 класс по литературному чтению
Рабочая программа по УМК "Школа России" ФГОС 2 класс...