Интегрированный урок в 3 классе (музыка - литературное чтение)
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ «Усть-Ташебинская начальная общеобразовательная школа»
Интегрированный урок
в 3 классе
(музыка - литературное чтение)
Учитель начальных классов: Михальская
Надежда Алексеевна
2013 год
Цели и задачи: - создать условия для знакомства со стихами, музыкальными произведениями о весне;
- вырабатывать умения вслушиваться в поэтическое слово, музыкальные звуки;
- развивать творческие способности учащихся, устную речь, внимание;
- воспитывать любовь к природе, к искусству.
Оборудование: репродукции картин И. Левитана, А. Саврасова, В. Бакшеева, музыкальный центр, таблицы, карточки с вопросами, карточки для творческих заданий, иллюстрация «Весна», раздаточный материал для рефлексии, разрезные карточки на итог урока.
Условные обозначения:
У – учитель начальных классов.
Ход урока:
1.Организация класса.
Вход в класс под музыку А. Вивальди.
У: Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
У: Наш урок хочется начать с загадки:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной).
Тема нашего урока «Весна в поэзии и музыке».
Сегодня на уроке мы прочтем стихи о природе, услышим лучшие музыкальные произведения о весне.
3. Беседа с учащимися.
У: - Какие изменения происходят в природе с наступлением весны?
(Ответы детей).
Весна – это светлый праздник рождения природы. С весной на земле зацветает новая жизнь.
4. Проверка домашнего задания.
У: - Сегодня к уроку вы подготовили стихи, пословицы, рассказы, выучили песню о весне. Послушаем вас.
(Парад стихов, пословицы о весне).
5. Работа над стихотворением «Весенние воды».
У: - А сейчас послушайте еще одно стихотворение. Ф. Тютчев «Весенние воды», и ответьте на вопрос:
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
Теперь разберем это стихотворение по вопросам. Вы самостоятельно читаете вопрос и находите ответ на него.
10 б. – Кого автор называет гонцами весны?
10 б. - О каком периоде весны говорится в стихотворении? (начало, середина, конец)
20 б. – Что значит «гласят»? Подберите синонимы.
20 б. – Объясните слова «брег» и «гонцы».
30 б. – Какие слова помогают увидеть нам весенние воды?
30 б. – Как вы думаете, какую картину можно подобрать к этому стихотворению?
Словарь: гонец – так называли в старину человека, которого посылали куда-то со срочным известием.
6. Работа с картиной.
У: - Перед нами картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели»,
Василия Бакшеева «Голубая весна»,
Исаака Левитана «Весна – большая вода».
- Назовите, что вы видите на картине И. Левитана «Весна – большая вода»?
(Ответы детей)
У: - На картине «Весна – большая вода» изображена разлившаяся, вышедшая из берегов река. Вот-вот распустятся набухшие почки и появится первая изумрудная травка. Все наполнено солнцем, теплом, светом, радостным настроением.
7. Чтение стихотворения детьми.
У: А теперь послушаем ваше чтение стихотворения. Подготовьтесь к выразительному чтению.
1-й ряд – выразительное чтение;
2-й ряд – чтение с отрывом глаз.
8. Слушание романса.
У: - Весна, как время года, привлекала не только поэтов и художников, но и музыкантов.
Русский композитор Сергей Рахманинов на стихи поэта Федора Тютчева написал романс «Весенние воды».
- Что такое романс?
Словарь: Романс – музыкально-поэтическое произведение для голоса в сопровождении гитары или фортепиано.
- После слушания романса определите по таблице характер музыки, средства музыкальной выразительности.
(Слушание).
- Кто исполняет романс?
- Кто аккомпанирует?
9. Чтение сказки.
У: - Швечихина Ангелина приготовила к уроку рассказ о весне.
(Чтение рассказа «Почему синицы раз в году теряют рассудок?»)
- Давайте и мы, как синички, пропоем песенку хором. Кто будет запевать?
10. Физминутка.
У: - У нас в классе спрятан сюрприз. Он поможет нам продолжить урок. (Песня «Весенняя» В. Моцарта). Поищите вокруг себя, он у кого-то находится.
(Один из учеников находит под стулом записку с название песни).
- Кто написал эту песню?
- В каком характере она исполняется?
11. Пение.
12. Творческая работа.
У: - Сегодня мы слушали стихи и песню о весне. Давайте попробуем сами сочинить стихотворение. Вы - только начинающие поэты. Вам дана подсказка. В скобках из нескольких слов нужно выбрать одно.
-(Прослушивание получившегося стихотворения).
У: - Представьте, что вы – композиторы. Вам нужно из этого стихотворения сочинить песню и спеть ее.
(Слушание получившихся песен).
13. Музыкальная загадка.
У: - Послушайте пьесу «Весна» итальянского композитора Антонио Вивальди. Он сочинил цикл пьес о временах года, Одну из них, которую сегодня слушаем, он назвал «Весна».
(Слушание)
- Знакомо вам это произведение? Где вы могли его слышать?
- Определите по таблице характер и средства музыкальной выразительности.
- А кто из русских композиторов сочинил цикл пьес о временах года?
14. Итог урока.
У: - Наш урок подошел к концу. Сегодня вы познакомились со стихотворениями, с музыкальными произведениями, с картинами художников о весне. Давайте вспомним их. Нам нужно составить полное название произведений. На доске часть названия, а вам нужно дополнить его.
Ф. Тютчев, стихотворение «Весенние воды»;
В. Моцарт, песня «Весенняя»;
А. Вивальди, пьеса «Весна»;
И. Левитан, картина «Весна – большая вода»;
С. Рахманинов, романс «Весенние воды».
15. Домашнее задание.
У: - На следующий урок вам необходимо нарисовать иллюстрацию на весеннюю тему к любому художественному или музыкальному произведению, которое вы сегодня прослушали.
16. Рефлексия.
У: - Вы видите на доске иллюстрацию о весне, но на ней не хватает чего? (цветов).
Кому понравился сегодняшний урок, выберите желтый цветок, а кому не понравился – белый. И прикрепите их на картине.
17. Выставление оценок.
У: - Мы согласны с вами. Нам понравилась ваша работа на уроке. Каждый заслужил сегодня оценку пять. (Объяснить).
18. Вывод.
У: Поэзия, музыка и живопись – это великое чудо. Но открывается оно, как и чудо природы, далеко не всякому, а только человеку умному, доброму, чуткому, внимательному. Постарайтесь же стать такими.
У: Наш урок закончен. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в Лексикоград. Интегрированный урок русского языка и литературного чтения по сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", 2 класс "УМК "Школа 21 века"
Мудрость сказок А. С. Пушкина неисчерпаема. О них написано столько, что всё не перечитать. Работая во втором классе по УМК «Школа ΧΧΙ века», я соединила параллельное изучение на урок...
Интегрированный урок русского языка и литературного чтения в 3 классе.М. М. Пришвин. « Моя Родина». ( Из воспоминаний.) Род и число имён существительных.
План-конспект интегрированного урока литературного чтения и русского языка УМК "Школа России"....
Интегрированный урок по русскому языку, литературному чтению, изобразительному искусству во 2 классе.
Этот материал можно использовать во 2 классе по теме "Текст"....
Интегрированный урок по окружающему миру, литературному чтению и технологии в 3 классе (система Л.В. Занкова)
Интегрированный открытый урок по окружающему миру, литературному чтению и технологии в 3 классе Лапшиной И.Б. Тема: «Страна восходящего солнц...
Продукты интеллектуальной деятельности педагога, ...Разработка интегрированного урока (русский язык и литературное чтение, 3 класс).
Тема: «Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова». Михаил Михайлович Пришвин «Моя Родина»....
Технологическая карта интегрированного урока-проекта "Зимние краски" (литературное чтение, русский язык, изо) в 4 классе по УМК "Школа России"
Данный интегрированный урок способствует развитию коммуникативности, умению работать в группах; развивает творческие способности детей, умение строить монологическую речь, самостоятельно творчески раб...
Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения, 3 класс, "Осень в гости нас зовёт"
Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется рядом причин.Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмы...