конспект урока во 2 классе по литературному чтению
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме
Урок по теме Д.Н. Салтыкова-Щедрина «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» с использованием дополнительных источников и сопровождающийся презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_skazka_pro_vorobya_vorobeicha_.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Педагог: Барышникова Галина Михайловна
Предмет: литературное чтение Класс:2 «А» МОУ Гимназия №4
Тема урока: Д.Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича»
Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация ранее изученного, контроль и коррекция знаний и умений).
Цель урока: Ознакомить учащихся с произведением с использованием различных, дополнительных источников информации.
Задачи урока:
І. Образовательные:
-совершенствовать умения литературоведческого анализа текста: структурного, лексического, логического;
-совершенствовать навык беглого чтения;
-формировать читательские умения
ІІ. Развивающие:
-развивать познавательную мотивацию учащихся на основе использования дополнительных источников информации.
ІІІ. Воспитательные:
-воспитывать сознательную дисциплину, умение высказываться и выслушивать других;
-воспитывать умение видеть удивительное рядом.
Оборудование к уроку: учебник “Литературное чтение”. 2 класс. Ефросининой Л.А.; рабочая тетрадь; мультимедийная презентация; медиапроектор; дидактическое пособие « светофор»; раздаточный материал «Лист самооценки»; выставка книг Д.Н.Мамина –Сибиряка
Ход урока
- Этап организации класса на урок. Слайд 1-3
- Покажите на « светофорах» с каким настроением вы пришли сегодня на урок.
2. Упражнения для активизации органов речи (для развития голоса) – скороговорка.
Слайд 4
…Воробей просил ворону
Ерша вызвать к телефону…
- Посмотрите на экран. Что написано?
(скороговорка)
- Читаем ее шепотом.
- Читаем ее громко.
- Читаем с вопросом.
- Читаем с чувством.
- Читаем повышая-понижая голос
II. Этап проверки домашнего задания
1.Творческая работа: рассказывание сказки «Зимовье зверей » от лица одного из героев сказки.
2.Игра «Определи сказку». Слайд 5
( на « светофорах» красный – литературная, зеленый – авторская)
- «Колобок»
- Зимовье зверей
- Красная шапочка
- В. Одоевский «Мороз Иванович»
- К.Ушинский «Плутишка кот»
- Журавль и цапля
- Колосок
- Братья Гримм «Бременские музыканты»
III.Этап подготовки к усвоению новых знаний и способов действий.
(проблемный метод) Слайд 6-7
1. Игра “Кто быстрей?”
зачеркни повторяющиеся буквы, из оставшихся букв получи слово и
прочитай фамилию автора (букву М не трогать)
В | Ы | М | С | Я |
Г | А | Ф | Т | Ю |
С | Л | Е | М | Я |
И | Ф | Г | В | Ы |
Ю | Е | Л | Т | Н |
2. Биография Д.Н.Мамина-Сибиряка. (рассказывает ученик) Слайд8-9
“Мамин Дмитрий Наркисович, псевдоним Сибиряк. Родился 25 октября 1852 года в семье заводского священника. В 1891 году Мамин-Сибиряк переезжает в Петербург, где он прожил до самой смерти 2 ноября 1912 года.
Особую страницу творчества Мамина-Сибиряка составляют рассказы и сказки для детей. Первый его детский рассказ “Емеля-охотник” был отмечен в 1884 году премией Фребелевского педагогического общества. За рассказ
“Зимовье на Студеной” писатель получил в 1892 году золотую медаль Санкт- Петербургского комитета грамотности. В журнале “Детское чтение” им было напечатано более 600 произведений для детей.”
3. Какое произведение Мамина-Сибиряка будем мы читать догадаетесь сами, если в пропущенных клеточках вставите глухие согласные.
Слайд 10( Сказка)
4. Сделайте предположение о ком или о чем эта сказка, отгадав ребусы.
Слайд 11
5.Вывод: Сегодня на уроке мы будем читать сказку Д.Н.Мамина-Сибиряка про воробья и ерша; вы узнаете что-то новое об этих животных;
6. Выявление объема знаний детей по теме.
- Что вы знаете про воробья?
- Про ерша?
7. Сообщение докладов(ученики в шапочках магистров)
-Сережа обратился к энциклопедии “Я познаю мир” и подготовил доклад про воробья.
Слайд 12
У самца верх головы и щеки серые, зашеек коричневый; самка и молодые птицы однотонные, буровато-серые с более темным верхом головы..
Издает разнообразный щебет, чаще всего известное всем чириканье.
Живет городах и поселках. Питается семенами, в меньшей степени — насекомыми.
Гнездится у жилищ человека — в городах, деревнях, селах,в щелях и углублениях различных строений, под карнизами, застрехами, иногда в дуплах деревьев.
Гнездо сделано из травинок, соломинок, мочала, клочков бумаги, тряпочек, ниток, перьев. Внутри находится лоток с мягкой подстилкой. В строительном материале много перьев и пуха, которыми выстилается не только внутренняя поверхность гнезда, но часто и наружные стенки.
Про ерша много узнала и расскажет нам Коробова Лиза.
Доклад о ерше. Слайд 13
“Ерш населяет большие реки и небольшие притоки, озера, проточные пруды. Спина серо-зеленая с черноватыми пятнышками и точками, бока несколько желтоватые, брюхо беловатое. Спинной и хвостовой плавники с черными точками. Цвет рыбы зависит от места обитания: ерш светлее в реках и озерах с песчаным дном, чем с илистым. Глаза у ерша большие, на выкате. Обычные размеры 10-15 см, вес 20-25 г, иногда достигает длины 25-30 см. и веса 200 г.
Ерш очень прожорлив, он не перестает питаться в течении круглого года. Растет ерш медленно. Предельный возраст ерша 7-8 лет, но иногда доживает до 10 лет.
8.Физкультминутка: Слайд 14-15
IV.Этап усвоения новых знаний и способов действий
1. Первичное ознакомительное чтение сказки учителем и наиболее подготовленными учащимися с выполнением поисковой работы(непонятные и словарные слова)
Откройте учебник на стр.30.
2. Логический анализ текста (работа по группам).
Какие вы встретили непонятные слова? (помаленьку - не спеша, неторопливо), а словарные? (воробей)
1 группа – “что понравилось в сказке?”
2 группа – “что не понравилось? ”
3. Моделирование Слайд 16
- Изобразим модель этой сказки.
- Приготовили листочки.
Произведение какого жанра прочитали?
Доказать. (сказка, т. к………) Покажем на модели (круг).
- Какого вида? (о животных)
(круг коричневого цвета)
- А еще? Назовите автора. (Значит эта сказка авторская).
(прямоугольник красного цвета).
- Как озаглавил автор свою сказку?
- Пользуясь моделью расскажите о произведении все. (Д.Н.Мамин-Сибиряк “Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича”; сказка о животных).
4.Физкультминутка: Слайд 17-23
V. Этап первичной проверки усвоения новых знаний и способов действий.
1. Групповая работа.
Чтение сказки в парах с заполнением «Листа самооценки»
Читаем сказку сами друг другу: 1в. – 30-31стр. до слов «…Я тебя, брат…» 2 в. – 31 - 32 стр.
Передайте «листы самооценки».
2. Работаем с текстом произведения
- Что вы заметили необычного в именах животных? (имя, отчество).
- Почему так обращаются друг к другу?(жили в большой дружбе,уважают друг друга).
- Чем угощали друг друга? (см. текст -прочитайте).
- Почему же они не смогли попасть друг к другу в гости? (разная среда обитания).
- Чему учит сказка? (уважительному отношению, дружить со всеми, быть гостеприимным, вежливо разговаривать).
3. Сообщение доклада Бирюков Никита Слайд 24
- Но есть птичка, которая могла бы прийти в гости к ершу. Это воробей, но какой…….. нам расскажет Бирюков Никита
Доклад про оляпку.
“А кто из носатых на дно нырнет, да сухим из воды выйдет? Это оляпка- водяной воробей. Небольшая птица (длина тела 18-20 см.), плотного телосложения, с короткими крыльями и длинными сильными ногами. Они хорошо бегают, плавают и ныряют, могут, собирая пищу, бегать под водой по дну. За 15-20 секунд способна пробежать до 20 метров. Глубина погружения не превышает полутора метров”.
VI. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
Работа в тетради. Стр. 19 - 20 (самостоятельно с взаимопроверкой).
Дифференцированная работа (1.гр. –кто будет работать самостоятельно подняли зеленый сигнал, 2гр. –кому нужна моя помощь –желтый сигнал).
Проверка работ.
VII. Этап обобщения и систематизации знаний.
1.Сделаем краткое обобщение урока, ответив на два вопроса:
А). Назовите героев произведения.
Б). Главное слово, которое определяет отношение героев друг к другу
(уважение).
-Сегодня мы поработали над произведением Д.Мамина Сибиряка. Мы увидели жизнь животных в сказке. У каждого живого существа на земле своя жизнь. Большая или маленькая, но единственная и своя, поэтому любую жизнь мы должны беречь и ценить.
VIII.. Этап подведения итогов.
-Что понравилось на уроке?
-Что узнали нового?
-А кому было трудно?
- Оцените свою работу в нашей цветовой гамме.(светофором)
-А какое у вас сейчас настроение? (светофором)
IX. Этап информации о домашнем задании. Слайд 25
- придумать загадку о рыбе или воробье
- нарисовать иллюстрацию к сказке
- подготовить выразительное чтение сказки по ролям
Слайд 26
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-дискуссии и презентация литературного чтения по теме: "Д.Н.Мамин-Сибиряк. Приёмыш" 4 класс
Урок - дискуссия Цели: 1) расширить знания детей о творчестве Д.Н.Мамина - Сибиряка; 2) формировать навыки связной речи, осознанного, правильного, выразительного чтения; 3) познакомить с произведе...
Конспект урока и презентация по литературному чтению во 2 классе на тему: Даниил Хармс. «Веселые чижи».
Конспект урока и презентация по литературному чтению на тему: Даниил Хармс. «Веселые чижи»....
Конспекты уроков и презентация по литературному чтению Носов "Живая шляпа" во 2 классе по программе Школа России.
Два конспекта уроков и презентация по литературному чтению Носов "Живая шляпа" во 2 классе по программе Школа России....
Конспект урока и презентация по литературному чтению Михалков "Мой щенок" во 2 классе по программе Школа России.
Конспект урока и презентация по литературному чтению Михалков "Мой щенок" во 2 классе по программе Школа России....
Конспект урока в РВГ по литературному чтению 2-4 класс. Тема: «Б.С.Житков «Храбрый утенок» Тема: «В.Гаршин «Сказка о жабе и розе», 1 урок.
Открытый урок по предмету «Литературное чтение» 2- 4 классТема: «Б.С.Житков «Храбрый утенок»Тема: «В.Гаршин «Сказка о жабе и розе», 1 урок....
«План-конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) в 1 классе по теме «Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами»
«План-конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) в 1 классе по теме «Согласные звуки [д], [д’], буква Д. Наблюдение над однокоренными словами»...
Конспект урока с презентацией по литературному чтению для 3 класса Тема: «А. Куприн. Слон.» Урок 2.
Цели: продолжить знакомство с рассказом А. Куприна «Слон», учить понимать поступки и состояние героев; совершенствовать умение давать характеристику персонажа. Задачи: Образовательные: 1. Учить пр...