Рабочая программа по литературному чтению 4 класс Школа России 2020
рабочая программа по чтению (4 класс)
Тема | Наименование темы | Количество часов | Обоснование | |||
программа | уменьш | увелич | ||||
авторская | РУП | |||||
1 | Темы, не изученные в 3 классе | 0 | 4 |
| 4 | В связи с досрочным окончанием 2019-2020 учебного года 4 часа отведены на изучение не пройденных тем за предыдущий класс . |
2 | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 | 0 | 1 |
| |
3 | Летописи, былины, жития | 7 | 5 | 2 |
| |
4 | Чудесный мир классики | 16 | 15 | 1 |
| |
5 | Поэтическая тетрадь | 8 | 8 |
|
|
|
6 | Литературные сказки | 12 | 12 |
|
|
|
7 | Делу время – потехе час | 9 | 9 |
|
|
|
8 | Страна детства | 7 | 7 |
|
|
|
9 | Поэтическая тетрадь | 5 | 5 |
|
|
|
10 | Природа и мы | 9 | 9 |
|
|
|
11 | Поэтическая тетрадь | 4 | 4 |
|
|
|
12 | Родина | 8 | 8 |
|
|
|
13 | Страна Фантазия | 6 | 6 |
|
|
|
14 | Зарубежная литература | 10 | 10 |
|
|
|
ИТОГО | 102 | 102 | 4 | 4 |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie.docx | 79.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Явасская средняя общеобразовательная школа»
Зубово-Полянский муниципальный район РМ
СОГЛАСОВАНО ШУМО учителей начальных классов (протокол от 26.08.2020 г. № 1) | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Явасская СОШ» _______________ Л.С. Михайлова 28.08.2020 г. |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР ____________ В.С. Дьякова 27.08.2020 г. |
Распределение учебных часов:
тематическое планирование, календарно-тематическое планирование
Уровень образования: начальное общее образование
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 4-а
2020 – 2021 учебный год
Составитель:
Душкина Екатерина Александровна,
учитель начальных классов
Явас
2020 год
Класс | Используемый учебник | Количество часов | ||
Автор/авторский коллектив | Наименование учебника | в неделю | в год | |
4а | Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина | Литературное чтение. 4 класс | 3 | 102 |
Изменения, внесенные в авторскую программу
Тема | Наименование темы | Количество часов | Обоснование | |||
программа | уменьш | увелич | ||||
авторская | РУП | |||||
1 | Темы, не изученные в 3 классе | 0 | 4 | 4 | В связи с досрочным окончанием 2019-2020 учебного года 4 часа отведены на изучение не пройденных тем за предыдущий класс . | |
2 | Вводный урок по курсу литературного чтения | 1 | 0 | 1 | ||
3 | Летописи, былины, жития | 7 | 5 | 2 | ||
4 | Чудесный мир классики | 16 | 15 | 1 | ||
5 | Поэтическая тетрадь | 8 | 8 | |||
6 | Литературные сказки | 12 | 12 | |||
7 | Делу время – потехе час | 9 | 9 | |||
8 | Страна детства | 7 | 7 | |||
9 | Поэтическая тетрадь | 5 | 5 | |||
10 | Природа и мы | 9 | 9 | |||
11 | Поэтическая тетрадь | 4 | 4 | |||
12 | Родина | 8 | 8 | |||
13 | Страна Фантазия | 6 | 6 | |||
14 | Зарубежная литература | 10 | 10 | |||
ИТОГО | 102 | 102 | 4 | 4 |
Тематическое планирование.
№ п/п | Содержание материала (Литературное чтение 4 класс) | Использованные организационные формы обучения | Количество часов | |
Проекты | Проверка и оценка достижений | |||
Темы, не изученные в 3 классе | 4 | |||
Вводный урок по курсу литературного чтения | 0 | |||
Летописи, былины, жития | 1 | 1 | 5 | |
Чудесный мир классики | 1 | 15 | ||
Поэтическая тетрадь | 1 | 8 | ||
Литературные сказки | 1 | 12 | ||
Делу время – потехе час | 1 | 9 | ||
Страна детства | 1 | 7 | ||
Поэтическая тетрадь | 1 | 5 | ||
Природа и мы | 1 | 9 | ||
Поэтическая тетрадь | 1 | 4 | ||
Родина | 1 | 1 | 8 | |
Страна Фантазия | 1 | 6 | ||
Зарубежная литература | 1 | 10 | ||
Итого | 2 | 12 | 102 |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | Дата | Примечания | |||||
план | факт | |||||||||
Темы, не изученные в 3 классе (4 ч) | ||||||||||
1. | Л. А. Кассиль. «Отметки Риммы Лебедевой». Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать приём увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). | |||||||
2. | Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р. С. Сеф. «Весёлые стихи» | 1 | ||||||||
3 | Древнегреческий миф «Храбрый Персей» | 1 | Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). | |||||||
4 | Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок» | 1 | ||||||||
Летописи. Былины. Жития (5ч) | ||||||||||
5. | Летопись «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».Проект «Создание календаря исторических событий» | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать отрывки из древнерусской летописи. Толковать значения устаревших слов, называть некоторые отличительные особенности летописи, понимать ее содержание, называть основные события, описываемые в ней. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. | |||||||
6. | Летопись «И вспомнил Олег коня своего». Знакомство с произведением А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». | 1 | Читать отрывки из древнерусской летописи А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»; отвечать на вопросы по содержанию летописи и произведения А. С. Пушкина, безошибочно и выразительно читать по ролям, передавая с помощью интонации чувства главного героя произведения(рассказчика),находить элементы художественности в тексте летописи и литературного произведения. | |||||||
7. | Былины «Ильины три поездочки», «Три поездки Ильи Муромца». Составление рассказа об Илье Муромце. | 1 | Читать отрывки из древнерусской былины в соответствии с его особенностями, безошибочно произносить устаревшие слова и словосочетания, понимать основное содержание былинного отрывка и его основную мысль, правильно интонировать в процессе чтения по ролям. Называть правильно элементы композиции былины, выразительно читать по ролям былинный текст, читать молча и вслух по цепочке, осмысливая читаемое. Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. | |||||||
8. | Особенности жития как жанра. «Житие Сергия Радонежского». | 1 | Читать отрывки из жития о Сергии Радонежском. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. Описывать характер человека; высказывать свое отношение. Описывать скульптурный памятник известному человеку. Составлять рассказ о битве на Куликовском поле с использованием опорных слов. | |||||||
9 | Завершение проекта «Создание календаря исторических событий». Проверка и оценка достижений по разделу | 1 | Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации. Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя).Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание. Отвечать на вопросы учителя, находить ответы на них в читаемых текстах, представлять результаты проектной деятельности. | |||||||
Чудесный мир классики (15 ч) | ||||||||||
10. | Знакомство с названием раздела. П. П. Ершов. «Конёк-горбунок». События литературной сказки. | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Иллюстрировать сказку и объяснять роль иллюстрации в понимании произведения. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного текста, отвечать на них. Объяснять мотивы поведения героев, своё и авторское отношения к событиям и персонажам. Характеризовать поступки героев. Делить текст на части, озаглавливать каждую часть. Пересказывать большие по объёму произведения. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. | |||||||
11. | П. П. Ершов. «Конёк-горбунок». Характеристика героя. | 1 | ||||||||
12. | А. С. Пушкин — великий русский писатель. Стихотворения «Унылая пора! Очей очарованье…», «Няне», «Туча». | 1 | Наблюдать за выразительностью литературного языка. Читать выразительно, использовать интонации, соответствующие смыслу текста. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусств. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников. | |||||||
13. | А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | 1 | Характеризовать героев произведения. Воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Описывать события, последовательность сказки. Различать эмоциональное состояние человека в различных ситуациях. Выражать своё отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. | |||||||
14 | А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Герои пушкинской сказки. | |||||||||
15. | А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Деление сказки на части. Составление плана. | 1 | ||||||||
16. | Пересказ основных эпизодов сказки А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» по выбору. | 1 | ||||||||
17. | Внеклассное чтение: сказки А. С. Пушкина. | 1 | Наблюдать за текстом и находить в нем главную идею произведения, пересказывать основное содержание произведений, читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения. | |||||||
18. | М. Ю. Лермонтов — выдающийся русский поэт и писатель. Стихотворение «Дары Терека». | 1 | Читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка. Определять тему и главную мысль произведения, толковать значения слов, находить олицетворения в произведении, различать жанры произведений. | |||||||
19. | М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб». | 1 | Наблюдать за выразительностью литературного языка. Читать по ролям. Понимать основное содержание произведения. Излагать устно текст по плану. Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Анализировать поступки героев. | |||||||
20. | М. Ю. Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб». | 1 | ||||||||
21. | Л. Н. Толстой — великий русский писатель. Повесть «Детство». | 1 | Рассказывать о Л.Н. Толстом. Наблюдать за выразительностью литературного языка. Называть произведения классической литературы. Определять жанры литературных произведений. Осознанно, выразительно читать текст. Анализировать повествовательное произведение, выделять главное и существенное; пересказывать основное содержание произведения, читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения. | |||||||
22. | Л. Н. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень». | 1 | ||||||||
23. | А. П. Чехов — великий русский писатель. Рассказ «Мальчики». | 1 | Определять тему, главную мысль. Характеризовать события, устанавливать последовательность. Наблюдать за выразительностью литературного языка. Выделять и объяснять мораль басни, пересказывать основное содержание произведения; читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка; давать характеристику героям произведения. | |||||||
24. | Проверка и оценка достижений по разделу «Чудесный мир классики». | 1 | Раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста, пересказывать основное содержание произведения, определять тему и главную мысль произведения. Обобщить знания по разделу. Сравнивать произведения разных жанров. Характеризовать героев разных жанров. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||||
Поэтическая тетрадь (8 ч) | ||||||||||
25 | Знакомство с новым разделом. Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко». | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Наслаждаться поэзией, понимать и любить её. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. | |||||||
26 | А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка». | 1 | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Видеть и замечать прекрасное в природе, выразительно читать стихотворения, анализировать и понимать настроение лирического героя, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение). | |||||||
27. | Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!», «Где сладкий шепот моих лесов?» . | 1 | Видеть и понимать красоту природы в стихах Е. А. Баратынского. Читать стихотворение, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. | |||||||
28 | А. Н. Плещеев «Дети и птичка». Учеб., с. 145. | 1 | Выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, находить в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения). | |||||||
29 | И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» | 1 | Выразительно читать стихотворение, находить в тексте художественные средства языка, понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять,извлекать из текста нужную информацию, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; получат возможность рассмотреть и проанализировать иллюстрации. | |||||||
30 | Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…» | 1 | Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).Находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения, понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; читать вслух бегло, осознанно, выразительно. | |||||||
31 | И. А. Бунин «Листопад». | 1 | Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; читать наизусть, задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте, делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них. | |||||||
32 | Проверка и оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь». | 1 | Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Проверить свои знания. Употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему, пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника), находить в произведениях средства художественной выразительности. | |||||||
Литературная сказка (12 ч) | ||||||||||
33 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке». | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки и опорные слова, нравственных переживаниях. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Рассказывать об эмоционально-нравственных переживаниях героев. | |||||||
34 | В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке». | 1 | ||||||||
35 | В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке». | 1 | ||||||||
36 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | 1 | Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при прочитывании. Сравнивать содержание народной и литературной сказок; определять нравственный смысл сказки. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения. Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературной сказке. | |||||||
37 | В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | 1 | Читать осознанно текст художественного произведения про себя, анализировать особенности речи героев произведения, выражать личное отношение к прослушанному (прочитанному), аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения, понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, подтверждать словами из текста, противопоставлять добро злу, видеть и различать прекрасное и безобразное, сострадать, сопереживать, понимать боль других людей. | |||||||
38 | П. П. Бажов «Серебряное копытце». | 1 | Понимать содержание литературного произведения; называть героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение). Сравнивать литературные произведения (сказки и сказы), внимательно, вдумчиво воспринимать художественный текст, выполнять анализ художественного произведения: давать характеристику главных героев произведения, рассказывать об основной идее произведения на основе характеров главных героев; работать в группе. | |||||||
39 | П. П. Бажов «Серебряное копытце». | 1 | ||||||||
40 | Внеклассное чтение. Произведения В. М. Гаршина, П. П. Бажова. | 1 | Работать с текстом (определять главную мысль, последовательность событий в тексте и устанавливать их взаимосвязь, соотносить иллюстрацию с текстом, создавать текст на основе иллюстрации, отбирать опорные (ключевые) слова, позволяющие создать свой собственный текст), пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке, делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах, получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров. | |||||||
41 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». | 1 | Называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков, осмысливать специфику народной и литературной сказки, задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте. | |||||||
42 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». | 1 | ||||||||
43 | С. Т. Аксаков «Аленький цветочек». | 1 | ||||||||
44 | Проверка и оценка достижений по разделу «Литературные сказки». Проверка навыка чтения. | 1 | Обобщить знания по разделу. Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения. | |||||||
Делу время – потехе час (9 ч) | ||||||||||
45 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени». | 1 | Называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков | |||||||
46 | Е. Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени». | 1 | ||||||||
47 | В. Ю. Драгунский «Главные реки». | 1 | Определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить его на смысловые части и составлять простой план, а также небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, выражать свои мысли, чувства, настроения. | |||||||
48 | В. Ю. Драгунский «Главные реки». | 1 | ||||||||
49 | В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка». | 1 | Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста, составлять диалог по содержанию произведения. | |||||||
50 | Внеклассное чтение.: рассказы В. Ю. Драгунского. | 1 | Формулировать тему и идею произведения, читать вслух выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте, понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте, осуществлять пересказ эпизодов. | |||||||
51 | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». ( | 1 | Раскрывать главную мысль рассказа, делать выводы на основании анализа поступков героя, формулировать учебную задачу урока, работать с текстом в форме игры по правилам, характеризовать героев произведения по вопросам учителя, выстраивать аргументы защиты, делать выводы и обобщения по прочитанному, осуществлять самооценку работы на уроке. | |||||||
52 | В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». | 1 | ||||||||
53 | Проверка и оценка достижений по разделу «Делу время — потехе час». | 1 | Задавать вопросы по прочитанным произведениям, находить на них ответы в тексте, оценивать свою работу и работу одноклассников на уроке, анализировать художественные произведения, выделяя в них основную мысль, находить в тексте выразительные средства. | |||||||
Страна детства (7 ч) | ||||||||||
54 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б. С. Житков «Как я ловил человечков». | 1 | Различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований), определять особенности построения и основную целевую установку повествования, сравнивать переживания героев ранее прочитанных произведений, читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения. | |||||||
55 | Б. С. Житков «Как я ловил человечков». | 1 | ||||||||
56 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | 1 | Выделять события, составляющие основу художественного произведения, пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника), находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, олицетворения). | |||||||
57 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». | 1 | ||||||||
58 | М. М. Зощенко «Елка». | 1 | Формулировать учебную задачу урока, работать с текстом в форме игры по правилам, характеризовать героев произведения по вопросам учителя, идентифицировать с героями произведения, выстраивать аргументы защиты, делать выводы и обобщения по прочитанному, осуществлять самооценку работы на уроке. | |||||||
59 | М. М. Зощенко «Елка». | 1 | ||||||||
60 | Проверка и оценка достижений по разделу «Страна детства». | 1 | Находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения, пересказывать содержание произведения выборочно и сжато, читать вдумчиво, замечать необычные обороты речи главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора, понимать значения незнакомых слов из контекста произведения. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||||
Поэтическая тетрадь (5 ч) | ||||||||||
61 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская». | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать стихотворение выразительно, выражая авторское настроение. Выделять события, составляющие основу художественного произведения, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, олицетворения), соотносить название произведения и его содержание, читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения. | |||||||
62 | С. А. Есенин «Бабушкины сказки». | 1 | Анализировать поэтическое произведение, рассуждать, делать выводы, выделять события, составляющие основу художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить его на смысловые части, составлять простой план данного текста. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом). Объяснять интересные выражения в тексте. | |||||||
63 | М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». | 1 | Следить за выражением и развитием чувства в лирическом стихотворении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, грусть, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Иллюстрировать стихотворение. | |||||||
64 | Внеклассное чтение: стихи поэтов о детстве. | 1 | Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением. Сравнивать стихотворения разных поэтов. Участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах, осознавать через произведения великих мастеров слова нравственные и эстетические ценности, эстетически воспринимать произведения литературы, замечать красивое образное слово в поэтическом тексте, понимать, что точно подобранное автором слово способно создавать яркий и неожиданный образ. | |||||||
65. | Конкурс чтецов. Проверка и оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь». | 1 | Делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных произведениях раздела «Поэтическая тетрадь», осознавать в ходе стилистического анализа точность, яркость, лаконичность художественного слова, создающего живописную картину. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||||
Природа и мы (9 ч) | ||||||||||
66 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
| 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать вслух бегло, осознанно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста, находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Выделять события, составляющие основу художественного произведения, находить эпизоды из разных частей произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему | |||||||
67. | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». | 1 | ||||||||
68 | А. И. Куприн «Барбос и Жулька». | 1 | Определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении . | |||||||
69 | М. М. Пришвин «Выскочка». | 1 | Определять основную мысль рассказа. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. | |||||||
70 | Е. И. Чарушин «Кабан». | 1 | Участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Характеризовать героев на основе их поступков. Выделять события, составляющие основу художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить его на смысловые части, составлять простой план для пересказа, продумывать связки для соединения частей текста | |||||||
71 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | 1 | Определять жанр произведения. Анализировать поступки героев, давать характеристику, вести внутренний и внешний диалог как необходимое и достаточное условие развития творческих способностей детей. Определять идею произведения, отношение автора и собственное отношение к литературному персонажу. Понимать нравственный смысл рассказа. Определять основную мысль рассказа. Анализировать заголовок произведения. Ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Составлять план произведения. Рассказывать от имени героя, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Проверять составленный план, сверяя его с текстом. | |||||||
72 | В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип». | 1 | ||||||||
73 | Внеклассное чтение: рассказы и стихи о природе, животном мире. | 1 | Выделять события, составляющие основу художественного произведения, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, олицетворения), соотносить название произведения и его содержание, декламировать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение, читать систематически, осознавать значимость чтения для жизни человека и успешного обучения по другим предмет. | |||||||
74. | Проверка и оценка достижений по разделу «Природа и мы». | 1 | Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения. Рассказывать о творчестве Пришвина, используя материал в энциклопедическом словаре. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, олицетворения), систематически просматривать и читать разнообразную литературу. | |||||||
Поэтическая тетрадь (4 ч) | ||||||||||
75 | Знакомство с новым разделом. Картины осени в лирическом Произведении Б. Л. Пастернака «Золотая осень». | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Наблюдать связь произведений литературы с другими видами искусства. Выразительно читать, используя интонации, соответствующие смыслу текста. | |||||||
76 | С. А. Клычков «Весна в лесу». Д. Б. Кедрин «Бабье лето».Картины весны и лета в их произведениях. | 1 | Сопоставлять произведения художественной литературы и произведения живописи. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта. Сравнивать стихи разных поэтов на одну тему. Объяснять интересные выражения в лирическом тексте. Называть особенности жанра лирических произведений, представлять картины, описываемые в произведении, читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), осознанно читать текст художественного произведения «про себя». | |||||||
77. | Н. М. Рубцов «Сентябрь». | 1 | Наблюдать картины осени в произведении. Читать выразительно стихотворение, передавая настроение автора. Использовать приёмы интонационного чтения (определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) смысловому прочтению поэтического текста, ориентироваться в нем, строить высказывания, понятные собеседнику, анализировать информацию и делать выводы, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении. | |||||||
78. | С. А. Есенин «Лебёдушка». Проверка и оценка достижений по разделу «Поэтическая тетрадь». | 1 | Выражать личное отношение к прочитанному, аргументировать свою позицию с привлечением текста произведения. Выразительно читать с использованием интонаций, соответствующих смыслу текста. Видеть художественные особенности стихотворения, близость к устному народному творчеству, понимать язык, выразительно читать; полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта. | |||||||
Родина (8 ч) | ||||||||||
79. | Знакомство с новым разделом. Проекты «Они защищали Родину», «Россия — Родина моя», «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя». | 1 | Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, свое отношение к Родине. Участвовать в проекте: распределять роли, находить нужную информацию, представлять её в соответствии с тематикой. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). | |||||||
80. | И. С. Никитин «Русь». | 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. | |||||||
81 | С. Д. Дрожжин «Родине». | 1 | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. | |||||||
82 | А. В. Жигулин «О, Родина». | 1 | Определять жанр произведения. Рассказывать о Родине, подбирая в произведении слова-определения. Определять основную мысль рассказа. | |||||||
83. | Внеклассное чтение: стихи о Родине других поэтов. | 1 | Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения). | |||||||
84. | Подведение итогов выполнения проектов («Они защищали Родину», «Россия — Родина моя», «Как не гордиться мне тобой, о Родина моя»). | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, выполнять творческий и исследовательский проекты, защищать проекты, рассказывать о проделанной работе, работать творчески, переносить накопленные знания в новую ситуацию, выражать личностное отношение к предмету, делать выводы, обобщать изученный материал. | |||||||
85. | Урок-концерт, посвящённый произведениям изученных авторов. | 1 | Комментировать и анализировать содержание учебного материала, употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему, пользоваться элементарными приемами анализа текста по вопросам учителя (учебника), находить в произведениях средства художественной выразительности. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | |||||||
86. | Проверка и оценка достижений по разделу «Родина». | 1 | ||||||||
Страна Фантазия (6 ч) | ||||||||||
87. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника».
| 1 | Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Понимать авторскую фантазию в контексте жанра «научно-фантастическая литература», характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского и собственного отношения к ним, выполнять анализ художественного произведения, слушать друг друга, вести диалог | |||||||
88. | Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». | 1 | ||||||||
89. | К. Булычёв «Путешествие Алисы». | 1 | Планировать работу произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Определять особенности фантастического жанра. Определять главную мысль. Понимать особенности фантастических произведений. Называть героев произведения, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания. | |||||||
90. | К. Булычёв «Путешествие Алисы». | 1 | ||||||||
91. | Внеклассное чтение: чтение произведений Е. С. Велтистова и К. Булычёва (на выбор), презентация глав и отрывков из произведений. | 1 | Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста, задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте. | |||||||
92. | Проверка и оценка достижений по разделу «Страна Фантазия». | 1 | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Придумывать фантастические истории, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста, задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте. | |||||||
Зарубежная литература (10 ч) | ||||||||||
93. | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д. Свифт. «Путешествие Гулливера» (отрывок). | 1 | Выполнять работу в группах, давать характеристику героям приключенческой литературы и фантастики (описание внешнего вида, поступков, отношения к миру), определять тему и основную мысль произведения, выразительно читать описания героев, поступков, открытий, опытов, наблюдений. Составлять план. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героя. | |||||||
94. | Г. Х. Андерсен «Русалочка». | 1 | Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя осмысливать специфику народной и литературной сказки. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Иллюстрировать сказку. | |||||||
95. | Г. Х. Андерсен «Русалочка». | 1 | ||||||||
96. | Г. Х. Андерсен «Русалочка». | 1 | ||||||||
97. | Внеклассное чтение: сказки Г. Х. Андерсена. | 1 | Готовить сообщения о великом сказочнике (с помощью учителя).Называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков, выражать свое отношение к нему, пользоваться элементарными приемами анализа текста с целью его изучения и осмысления, осознавать через произведения великого мастера слова нравственные и эстетические ценности. | |||||||
98. | Марк Твен «Приключения Тома Сойера». | 1 | Работать с текстом произведения: пользоваться поисковым и просмотровым чтением для создания образов героев, задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте, вслух бегло, осознанно, без искажений. | |||||||
99. | С. Лагерлёф «Святая ночь». | 1 | Осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли, понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте. | |||||||
100. | С. Лагерлёф «В Назарете». | 1 | Анализировать текст с целью выяснения характеров героев и мотивов их поступков, делать логические выводы из прочитанного, читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста, проявлять доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающемумиру. | |||||||
101. | Проверка и оценка достижений по разделу «Зарубежная литература». Проверка навыка чтения. | 1 | Делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных произведениях раздела «Зарубежная литература», находить эпизоды из разных частей прочитанного произведения, доказывающие собственный взгляд на проблему. Самостоятельно оценивать свои достижения. Проверить предметные и универсальные учебные умения. Повторить и закрепить знания, полученные в классе; развивать память, речь, мышление. | |||||||
102 | Итоговый урок «Что читать летом». | 1 | Получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров, осуществлять выбор книг для летнего самостоятельного чтения, оценивать свою деятельность на уроке и работу товарищей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и восп...
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....
Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс
Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...
Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)
Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....