Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteni..4_klass._shkola_rossii.doc | 67.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Руководитель ШМО _____________/____________/ ФИО Протокол № ___ от «__»__________2011г. | Согласовано Заместитель руководителя по УВР МОУ Стеклозаводской СОШ _____________/______________/ ФИО «__»____________2011г. | Утверждаю Директор МОУ Стеклозаводской СОШ _____________/______________/ ФИО Приказ № ___ от «__»__________2011г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Хмылевой Натальи Николаевны
Ф.И.О.
учителя начальных классов
I кв.категория
по литературному чтению в 4 классе «а»
предмет, класс и т.п.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «__»_______2011 г.
2011 - 2012 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 4 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе стандартов базового уровня, Концепции и программы для начальных классов «Школа России» (в 2 частях), - М.: Просвещение, 2007.,с учетом методических рекомендаций авторов учебника и программы, особенностей данного класса и специфики преподавания учителя.
В Федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 3 часа в неделю. Внеклассное чтение проводится два раза в неделю по 20 минут.
Программа рассчитана на102 часа в год.
Кроме того выделены резервные 3 часа для проверки техники чтения учащихся.
I четверть – 27 часов
II четверть – 22 часа
III четверть – 30 часов
IV четверть – 25 часов
Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению; художественных произведений.
В основу положены 3 ведущих принципа: художественно-эстетический, литературоведческий, коммуникативно – речевой:
- художественно-эстетический принцип определяет отбор произведений для чтения.
- литературоведческий принцип реализуется при анализе худ.текста. выдвигая на первый план худ.образ,
- коммуникативно – речевой нацелен на развитие речевой культуры учащихся, нацелен на проведение уроков – диалогов.
Программа по чтению для младших школьников чётко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых – навык чтения.
Параллельно с формированием беглого чтения ведётся целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
При обучении чтению знания детей должны пополняться элементарными сведениями литературоведческого характера.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо».
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос (собеседование) и проверка техники чтения в конце каждой четверти. Формой итоговой аттестации обучающихся 4 класса предполагается проверка навыка чтения.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
- Программа Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. «Литературное чтение». /Школа России. Концепция и программы для начальных классов (в 2-х частях)./ – М.: Просвещение, 2007. – 158 с.
- Байкова М.И. Поурочные разработки по предмету «Литературное чтение», 4 класс. Москва:
« Вако», 2010 – 250 с.
- Климанова Л.Ф. Литературное чтение, 4 класс (в 2-х частях). Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: « Просвещение», 2010. – 223 с.
- Крылова О.Н.Чтение. Работа с текстом. 4 класс. Учебно-методический комплект – М.: «Экзамен», 2012. – 109 с.
Цели программы обучения:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
- воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Задачи:
-формирование техники чтения и приемов понимания прочитанного;
-развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей;
-приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п\п | СОДЕРЖАНИЕ | КОЛ. ЧАСОВ | СРОКИ | |
ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ | 27часов | по плану | фактически | |
ЛЕТОПИСИ. БЫЛИНЫ. ЖИТИЯ | 8 часов | |||
Вводный урок. Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». | 1час | 2.09 | ||
Знакомство с отрывком из летописи «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи и стихотворения А.С.Пушкна. | 1час | 5.09 | ||
Знакомство с былиной «Ильины три поездочки». | 1час | 7.09 | ||
Деление на части былины «Ильины три поездочки». | 1час | 9.09 | ||
Чтение и анализ былины «Ильины три поездочки». | 1час | 12.09 | ||
Знакомство с отрывком из «Жития Сергия Радонежского». | 1час | 14.09 | ||
Чтение и анализ отрывка из «Жития Сергия Радонежского». | 1час | 16.09 | ||
Обобщающий урок по разделу «Летописи, былины, сказания, жития». Проверка техники чтения. | 1час | 19.09 | ||
ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ | 15 часов | |||
Знакомство с творчеством П. П. Ершова и его сказкой «Конёк – горбунок». | 1час | 21.09 | ||
Работа со сказкой П. П. Ершова «Конёк – горбунок». | 1час | 23.09 | ||
Сходство русской народной сказки и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк – горбунок». | 1час | 26.09 | ||
Знакомство со стихотворениями А. С. Пушкина «Птичка. Няне. Туча». | 1час | 28.09 | ||
Знакомство с произведением А .С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне …». | 1час | 30.09 | ||
Анализ поступков героев в «Сказке о мёртвой царевне …» А .С. Пушкина. | 1час | 3.10 | ||
Развитие навыка чтения по ролям на основе произведения А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне …». | 1час | 5.10 | ||
Знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова и его произведением «Дары Терека». | 1час | 7.10 | ||
Знакомство с творчеством М.Ю. Лермонтова и его произведением «Ашик-Кериб». Хорошие плохие поступки людей. | 1час | 10.10 | ||
Завершение работы над произведением М.Ю. Лермонтова « Ашик – Кериб». | 1час | 12.10 | ||
Чтение главы «Детство» из автобиографической трилогии Л.Н.Толстого. | 1час | 14.10 | ||
Знакомство с басней Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень». | 1час | 17.10 | ||
Знакомство с творчеством А.П.Чехова и его рассказом «Мальчики». | 1час | 19.10 | ||
А.П.Чехов «Мальчики». Составление плана. | 1час | 21.10 | ||
Викторина по разделу «Чудесный мир классики» | 1час | 24.10 | ||
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ | 8 часов | |||
Познакомить со стихотворениями Ф.И. Тютчева «Ещё земли печален вид. Эти бедные селенья. Как неожиданно и ярко», образно описывающими явления природы. | 1час | 26.10 | ||
Знакомство со стихотворениями А.А. Фета «Учись у них – у дуба у берёзы. Бабочка». | 1час | 28.10 | ||
Изображение весенней природы в стихотворениях Е.А. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист», « Где сладкий шёпот …» | 1час | 31.10 | ||
Знакомство со стихотворением А.Н.Плещеева «Дети и птичка». | 1час | 2.11 | ||
ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ | 22 часа | |||
Тема любви к Родине в произведениях И.С.Никитина «В синем небе …», «Русь». | 1час | 11.11 | ||
Тема детства в стихотворении И.С.Никитина «Школьник», «В зимние сумерки…». | 1час | 14.11 | ||
Знакомство со стихотворениями И.А.Бунина « Листопад». | 1час | 16.11 | ||
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | 1час | 18.11 | ||
ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ | 12 часов | |||
Знакомство со сказкой В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке». Знакомство с понятием - научно-познавательная сказка. | 1час | 21.11 | ||
Продолжение работы над сказкой В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке». | 1час | 23.11 | ||
Развитие умения делить текст на смысловые части на основе сказки В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке». | 1час | 25.11 | ||
Знакомство с произведением В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе». Роль описания в раскрытии характеров героев. | 1час | 28.11 | ||
Чтение по ролям «Сказка о жабе и розе» В.М.Гаршина. | 1час | 30.11 | ||
Отработка навыка правильного выразительного чтения на основе произведения В.М.Гаршина «Сказка о жабе и розе». | 1час | 2.12 | ||
Знакомство с творчеством П.П.Бажова и его произведением «Серебряное копытце». | 1час | 5.12 | ||
Анализ произведения П.П. Бажова «Серебряное копытце». Особенности речи героев. | 1час | 7.12 | ||
Знакомство с жизнью и творчеством С.Т.Аксакова и его сказкой «Аленький цветочек». | 1час | 9.12 | ||
Работа над содержанием сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». Тема добра и зла в сказке. | 1час | 12.12 | ||
Работа над содержанием сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». | 1час | 14.12 | ||
Обобщающий урок по изученному разделу. | 1час | 16.12 | ||
ДЕЛУ- ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ - ЧАС. | 7 часов | |||
Ознакомление с творчеством Е.Л.Шварца. «Сказка о потерянном времени». Авторская литературная сказка. | 1час | 19.12 | ||
Е.Л.Шварц «Сказка о потерянном времени». Деление произведения на части. | 1час | 21.12 | ||
Анализ характеров и поступков героев в произведении Е.Л.Шварца. «Сказка о потерянном времени». | 1час | 23.12 | ||
Знакомство с произведением В.Ю.Драгунского «Главные реки». Комический эффект автора. | 1час | 26.12 | ||
Анализ произведения В.Ю.Драгунского «Что любит Мишка». | 1час | 28.12 | ||
Проверка техники чтения. | 30.12 | |||
ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ | 30часов | |||
Знакомство с творчеством В.В.Голявкина. Чтение и анализ произведения «Никакой я горчицы не ел». | 1час | 16.01 | ||
Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час». | 1час | 18.01 | ||
СТРАНА ДЕТСТВА | 7 часов | |||
Знакомство с произведением Б.С.Житкова «Как я ловил человечков». | 1час | 20.01 | ||
Анализ поступков главного героя рассказа Б.С.Житкова «Как я ловил человечков». | 1час | 23.01 | ||
Знакомство с произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». | 1час | 25.01 | ||
Анализ произведения К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». | 1час | 27.01 | ||
Развитие умения читать выразительно на основе произведения К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». | 1час | 30.01 | ||
Знакомство с творчеством М.М.Зощенко и его произведением «Ёлка». | 1час | 1.02 | ||
Обобщение по разделу «Страна детства». | 1час | 3.02 | ||
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ | 3 часа | |||
Знакомство с творчеством В.Я.Брюсова. Анализ и чтение стихотворений «Опять сон», «Детская». | 1час | 6.02 | ||
Знакомство с творчеством М.Цветаевой. | 1час | 8.02 | ||
Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» (обобщающий урок). | 1час | 10.02 | ||
ПРИРОДА И МЫ | 11 часов | |||
Отношения человека и птицы в рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш» | 1час | 13.02 | ||
Роль рассуждений и диалогов а рассказе Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш». | 1час | 15.02 | ||
А.И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристики и портреты животных в рассказе. | 1час | 17.02 | ||
Тема самопожертвования в рассказе А.И. Куприна «Барбос и Жулька». | 1час | 20.02 | ||
Писательская наблюдательность В.М.Пришвина в рассказе «Выскочка». | 1час | 22.02 | ||
Анализ поступков и героев рассказа В.М.Пришвина «Выскочка». | 1час | 24.02 | ||
Рассказ о животных Е.И.Чарушина «Кабан». Юмор в произведении. | 1час | 27.02 | ||
Тема природы в произведении В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип». | 1час | 29.02 | ||
Научные сведения о природе в произведении В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип». | 1час | 2.03 | ||
развитие навыка сравнительного описания на основе произведении В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип». | 1час | 5.03 | ||
Обобщение по разделу «Природа и мы». | 1час | 7.03 | ||
ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ | 6 часов | |||
Тема осени в стихотворениях Б.Л.Пастернака. | 1час | 9.03 | ||
Весна, как время пробуждения и обновления природы в стихотворении С.А.Клычкова «Весна в лесу». | 1час | 13.03 | ||
Знакомство с творчеством Д.Б.Кедрина. «Бабье лето». | 1час | 14.03 | ||
Тема природы и Родины в стихотворении Н.М. Рубцова «Сентябрь». | 1час | 16.03 | ||
Иносказательный смысл произведения С.А.Есенина «Лебёдушка». | 1час | 19.03 | ||
Проверка техники чтения. Обобщающий урок по разделу. Конкурс «Лучший знаток поэзии». | 1час | 21.03 | ||
РОДИНА | 5 часов | |||
Тема любви к родине в стихотворении И.С.Никитина «Русь» | 1час | 23.03 | ||
ЧЕТВЁРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ | 25часов | |||
Тема патриотизма в стихотворении С.Д.Дрожжина «Родине». | 1час | 4.04 | ||
Прославление природы в стихотворении А.В.Жигулина «О, Родина! В неярком блеске!» | 1час | 6.04 | ||
Тема войны в стихотворении Б.А.Слуцкого «Лошади в океане». | 1час | 9.04 | ||
Обобщающий урок по разделу «Родина». | 1час | 11.04 | ||
СТРАНА ФАНТАЗИЯ | 5часов | |||
Знакомство с понятием научно-фантастической литературы через произведение Е.С.Велтистова «Приключения Электроника» | 1час | 13.04 | ||
Выразительное чтение и анализ произведения Е.С.Велтистова «Приключения Электроника». | 1час | 16.04 | ||
Знакомство с жизнью и творчеством писателя-фантаста Кира Булычёва и его произведением «Путешествие Алисы». | 1час | 18.04 | ||
Кир Булычёв «Путешествие Алисы». | 1час | 20.04 | ||
Обобщающий урок «Чудеса в стране Фантазии». | 1час | 23.04 | ||
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА | 15часов | |||
Знакомство с жизнью и творчеством Дж.Свифта и его произведением «Путешествие Гулливера» | 1час | 25.04 | ||
Характеристика персонажей в произведении Дж.Свифта «Путешествие Гулливера». | 1час | 27.04 | ||
Чтение и анализ произведения Г.Х.Андерсена «Русалочка». | 1час | 30.04 | ||
Поступки, действия, как основное средство изображения персонажей в сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка». | 1час | 2.05 | ||
Поступки, действия, как основное средство изображения персонажей в сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка». | 1час | 4.05 | ||
Тема самопожертвования в сказке Г.Х.Андерсена «Русалочка». | 1час | 7.05 | ||
Г.Х.Андерсен «Русалочка» . | 1час | 9.05 | ||
Знакомство с творчеством Марка Твена и произведением «Приключения Тома Сойера». | 1час | 11.05 | ||
Тема первой любви в произведения Марка Твена «Приключения Тома Сойера». | 1час | 14.05 | ||
Библейские сказания. Сельма Лагерлёф «Святая ночь». | 1час | 16.05 | ||
Раскрытие содержания произведения СельмыЛагерлёф «Святая ночь». | 1час | 18.05 | ||
Библейские сказания. Сельма Лагерлёф «В Назарете». | 1час | 21.05 | ||
Раскрытие содержания произведения Сельм Лагерлёф «В Назарете». | 1час | 23.05 | ||
Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература» | 1час | 25.05 | ||
Итоговая проверка навыка чтения. | 1час | 28.05 | ||
Викторина «По страницам детских книг» | 1 час | 30.05 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
IV КЛАСС (102 часа)
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.
Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации. Целесообразно выделить не менее 8 – 10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.
| 8 часов |
| 15 часов |
| 17 часов |
| 12 часов |
| 7 часов |
| 7 часов |
| 11 часов |
| 5 часов |
| 5 часов |
| 15 часов |
Былины. Летописи. Жития (8ч)
О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...», «И вспомнил Олег коня своего...», «Житие Сергия Радонежского».
Из русской классической литературы (15 ч)
1. П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); 2. А. С. Пуш кин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; 4. А. П. Чехов. «Мальчики».
Поэтическая тетрадь (8 ч)
1. Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как не ожиданно и ярко...»; 2. А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; 3. Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; 4. А. Н. Плещеев. «Дети и птичка»; 5. И. С. Никитин. «В синем небе плывут над полями...»; 6. Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; 7. И. А. Бунин. «Листопад».
Сказки русских писателей (12 ч)
1. В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; 2. П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; 3. С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; 4. В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе».
Делу время – потехе час (7 ч)
1. Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; 2. В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; 3. В. В. Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».
Страна далекого детства (7 ч)
1. Б. С. Житков. «Как я ловил человечков»; 2. К. Г. Паус товский. «Корзина с еловыми шишками»; 3. М. М. Зощенко. «Елка».
Поэтическая тетрадь (3 ч)
1. В. Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская»; 2. С. А. Есенин. «Бабушкины сказки»; 3. М. И. Цветаева. «Бежит тропинка бугорка...», «Наши царства».
Природа и мы (11 ч)
1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; 2. А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; 3. М. Пришвин. «Выскочка»; 4. К. Г. Паустовский. «Скрипучие половицы»; 5. Е. И. Чарушин. «Кабан»; 6. В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип».
Поэтическая тетрадь (6 ч)
1. Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; 2. С. А. Клычков. «Весна в лесу»;
3. Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; 4. Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; 5. С. А. Есенин. «Лебедушка».
Родина (5 ч)
1. И. С. Никитин «Русь»; 2. С. Д. Дрожжин. «Родине»; 3. А. В. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...»; 4. Б. А. Слуцкий. «Лошади в океане».
Страна «Фантазия» (5 ч)
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы».
Зарубежная литература (15 ч)
1. Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; 2. Г. X. Андер сен. «Русалочка»; 3. М. Твен. «Приключения Тома Сойера»; 4. С. Лагерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИУЧАЩИХСЯ
Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом
- Развитие навыков чтения
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Формирование навыков чтения целыми словами путем чтения слов со знаком уда рения, расширение поля чтения, целенаправленных упражнений на целостное и дифференцированное восприятие слов | Развитие навыка осознанного и правильного чтения. Выработка основного способа – чтения целыми словами за счет:
4) развития темпового чтения. | Развитие навыков чтения Развитие навыков правильного, сознательного чтения вслух, выработка ускоренного темпа чтения за счет отработки приемов целостного и точного зри тельного восприятия слова, быстрота понимания прочитанного. Обучение приемам чтения про себя на небольших текстах с постепенным увеличением объ ема и количества прочитанных текстов этим способом. Углубленное понимание прочитанно го (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного) | |
Развитие умений переходить от чтения вслух к чтению про себя | Интенсивное развитие двух видов чтения – вслух и про себя; овладение беглым чтением различных по объему и жанрам произведений | ||
Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте |
2. Развитие выразительности чтения и речи,
формирование навыков орфоэпически правильного чтения
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Ориентация детей на то, что чтение вслух – это чтение для слушателей, а чтение про себя – это чтение для себя. Обучение приемам выразительной речи и чтения | ||||
Совершенствование звуковой культуры речи: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста; выработка умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения, умения увеличивать и уменьшать силу голоса от громкой речи до шепота и наоборот, в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания | Организация практикумов по выразительному чтению: 1) проведение упражнений по технике речи, упражнений с элементами игры для тренировки дыхания («задувание пламени воображаемой свечи»), силы голоса, дикции;
3) работа над интонацией (темпом, ритмом, логическими ударениями, мелодикой речи и чтения). | |||
Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений. Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность, осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания |
3. Требования к уровню сформированности навыка чтения
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Правильное, сознательное чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных слов. Темп чтения – 30 – 40 слов в минуту | Сознательное, правильное и выразительное чтение целыми словами. Темп чтения незнакомого текста – не меньше 50 слов в минуту | Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, то на чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения – 70 – 75 слов в минуту | Беглое, сознательное, правильное, выразительное чтение с соблюдением основных норм литературного произношения. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста. Темп чтения – не меньше 100 слов в минуту. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению |
4. Выработка умений работать с текстом
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
Ответы на вопросы по содержанию тек ста, нахождение в нем предложений, подтверждающих устное высказывание. Воспроизведение содержания текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике. Подробный пересказ небольших произведений с отчетливо выраженным сюжетом | Подробный и выборочный пересказ про читанного с использованием приемов устного рисования и иллюстраций. Установление последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нем событий, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением | Самостоятельное выявление основного смысла прочитанного (формулирование главной мысли своими слова ми), установление взаимосвязи смысловых частей текста. Подробный, выборочный и сжатый пере сказ текста с опорой на самостоятельно составленный план или словесные иллюстрации, нахождение в тексте материала для составления рассказа на определенную тему | |||
Раскрытие содержания иллюстраций к произведению, соотнесение их с отрывками рассказа, нахождение в тексте предложений, соответствующих им. Воспитание внимания к авторскому слову в художественном произведении. Сопоставление слов, близких по значению; понимание значения слов и выражений в контексте: различение простейших случаев многозначности слов, отыскивание в тексте (с помощью учителя) слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы, воссоздание на этой основе соответствующих словесных картин | Деление тек ста на части, озаглавливание их, выявление основной мыс ли прочитанного (с помощью учителя). Ориентировка в учебной книге: знакомство с содержанием, нахождение в нем названия нужного про изведения, умение пользоваться задания ми и вопроса ми, помещенными в учебных книгах Практическое различение художественных и научно-популярных текстов. Наблюдение над стилистическими особенностями текстов | Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу час ти и выделение в них главного, определение с помощью учителя темы произведения и его смысла в целом. Составление плана прочитанного и крат кий пересказ его содержания с помощью учителя. Словесное рисование картин к художественным текстам. Составление рассказов о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса. Самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий. Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков (с помощью учителя). Внимание к языку художественных произведений, пони мание образных выражений, используемых в нем. Ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике, самостоятельное пользование учебными заданиями к тексту | Соблюдение при пересказе логической последовательности и точности изложения. Воспроизведение содержания текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) и рассуждения, с заменой диалога повествованием. Выявление особенностей речи действующих лиц рассказа, сопоставление их поступков, отношения к окружающим (по од ному или ряду произведений), выявление мотивов поведения героев и определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам. Различение оттенков значения слов в тексте, использование их в речи, на хождение в про изведении и осмысление значения слов и выражений, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (сравнений, эпитетов, метафор, фразеологических оборотов). Составление творческих пересказов от имени одного из героев (с изменением лица рассказчика), с вымышленным продолжением рассказа о судьбе героя, составление рассказов о случае из жизни по наблюдениям, с включением элементов описания или рассуждения. Обогащение и активизация словаря учащихся, развитие устной речи, ее содержательности, последовательности, точности, ясности и выразительности. Ориентировка в учебной книге по содержанию, самостоятельное пользование методическим и ориентировочно-справочным аппаратом учебника, вопросами и заданиями к тексту, сноска, ориентировка в понятиях абзац, подзаголовок, красная строка |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать
- названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
уметь
- читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
- определять тему и главную мысль произведения;
- пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
- делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
- составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;
- читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
- создавать небольшой устный текст на заданную тему;
- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
- приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
- различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- самостоятельного чтения книг;
- высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
- самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
- работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНОК ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текс та, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, ил люстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа |
|
Литература для учащихся |
|
Методическая литература |
|
Дидактические материалы |
|
Материалы для проведения проверочных и контрольных работ |
|
Дополнительная литература |
|
ЛИТЕРАТУРА
- Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова и др. Школа России. Концепция и программы для начальных классов (в 2-х частях). – М.: Просвещение, 2007. – 158 с.
- Байкова М.И. Поурочные разработки по предмету «Литературное чтение», 4 класс. Москва: « Вако», 2010 – 250 с.
- Гостимская Е. С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. 4 класс. Дидактический материал. М.: 5 за знания, 2006. – 35 с.
- Климанова. Л. Ф. Литературное чтение, 4 класс, в 2-х частях. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: « Просвещение», 2010. – 223 с.
- Крылова. О.Н. Чтение. Работа с текстом. 4 класс. Учебно-методический комплект – М.: «Экзамен», 2012. – 109 с.
- Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе (в 2-х частях). – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.
- Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению 4 класс. Москва: «Вако», 2006 – 89 с.
- Лободина Л.В. Развернутое тематическое планирование по программе «Школа России», 4 класс. – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2011. – 151 с.
- Мисаренко Г. Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе. – М.: Дом педагогики, 2005. – 75 с.
- Моисеев И.А. Контроль и оценка результатов обучения. 1 – 4 классы. /Методические указания. Нормативные документы. Классификация ошибок и недочётов. Сложные случаи в вопросах и ответах./ - М.:ВАКО, 2010. – 128 с.
- Рудченко Л.И. Литературное чтение. 4 класс. Тестовые задания на основе единого текста. Волгоград: «Учитель», 2011. - 85 с.
- Ушакова О. Д. Великие писатели: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2004
- Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004. – 150 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по программе "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по программе " Школа России" . В 4 классе на изучение литературного чтения отводится 4 часа в неделю(136 часов). В программу входит календарно-те...
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса,адаптированная для обучения учащихся по программе VII вида , УМК "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению для ученика 2 класса индивидуального обучения по программе 7 вида составлена на основе...
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Щкола России" рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса по программе " Школа России"
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа для 1 класса по литературному чтению по программе Школа России...
Рабочая программа курса «Литературное чтение» для второго класса по программе "Школа России"
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе Федерального гоcударственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по программе "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса по программе "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе. Программа "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению в помощь учителям начальных классов....