Рабочая программа по литературному чтению УМК Школа России 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Пуштаева Татьяна Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr._po_chteniyu_3_kl.doc288 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

         Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе требований ФГОС  начального общего образования,  УМК «Школа России». Рабочая программа рассчитана на 102  час согласно базисному учебному плану  по 3 урока в неделю.

Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Программа адресована обучающимся начальных классов общеобразовательных школ. Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства.

Изучение курса литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Рабочая программа предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Художественно - эстетический принцип определяет  стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается  к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.

Литературоведческий принцип в его  преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его  реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральный слова и выражения. Работа над художественным произведением не должна сводиться к выявлению эпитетов, сравнений и других средств художественной  выразительности.  В начальной школе анализ образных  средств языка долен, проводиться лишь в той мере, в какой он помогает детям почувствовать целостность художественного образа и пережить его содержание. Литературоведческий принцип находит свое выражение в программе в том, что она охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни.

Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших  школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Таким образом, литературное чтение в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе.

Программа по чтению для младших школьников четко ориентирована на формирование и развитие у обучающихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого  как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова, на втором году обучения - постепенное введение чтения про себя, на третьем году обучения - наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Обучающиеся овладевают приемами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров.

Отличительной особенностью программы литературоведческого чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением ребенка воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.

Результаты изучения курса:

Личностные результаты:

  • формирование гордости за свою Родину, ее историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;  
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
  • наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных познавательных задач;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;        
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное  поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

  • понимание литературы как явления национальной и мировой культуры как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием литературоведческих понятий;
  • использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  • умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно—следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста пo аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать  отзыв на прочитанное произведение;
  • развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.

Таким образом, курс литературного чтения нацелен  на решение следующих основных задач:

  • Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться  на прочитанное;
  • Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  • Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  • Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
  • Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  • Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  • Работать с различными видами текстов.

Для углубления читательского опыта детей в программу вводятся отдельные произведения, которые затем повторяются в программе 5-8 классов.

Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение, которое проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения (внеклассное чтение проводится два раза в неделю по 20 минут).

 Для реализации программного содержания используется учебно – методический комплект по программе «Школа России», включающий следующие учебно – методические пособия:

  • Литературное чтение.3 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /(сост. Л.Ф.Климанова и др.),  М.: Просвещение
  • Л.Ф.Климанова  Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». 3 класс, М.:  «Просвещение».    

Количество часов в год – 102.

Количество часов в неделю – 3.

Учебно – тематическое планирование к рабочей программе

по литературному чтению

класс 3

Количество  часов: в неделю – 3 часа

                           за год – 102 часа


 п/п

№ в четверти

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Примечание

(дидактический дополнительный материал)

Стр. учебника

Дата проведения

Ι четверть

27 ч

Раздел «Самое великое чудо на свете»

3

1.

1.

1)Рукописные книги Древней Руси

Вн. чт. Самые интересные книги,  прочитанные летом.

1

Любимые книги.

Стр.6-7

2.

2.

2)Первопечатник Иван Федоров

1

Распечатки текста Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок»

Стр.8-12

3.

3.

3)Урок-путешествие в прошлое.

Вн. чт. Веселые стихи Б.Заходера.

1

Карточки с текстом о первом русском летописном своде

Стр.8.-12

 Раздел «Устное народное творчество»

9


4.

4.

1)Русские народные песни

Вн.чт. Короткие рассказы и сказки Е.Пермяка.

1

Книги с русскими народными песнями

Стр.14-17

5.

5.

2)Докучные сказки

1

Изделия или иллюстрации народных промыслов (гжель, дымковская игрушка, хохлома, богородская резная игрушка)

Стр.18-21

6-7.

6.-7.

3,4)Деление текста на части. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», русская народная сказка.

Вн. чт. Сказки датского сказочника Г.Х.Андерсена.

2

Скороговорка, загадки в стихах о героях русских народных сказок, доп. сведения о художнике И. Я. Билибине

Стр.22-27

8-9.

8.-9.

5,6) Составление плана. Иван-царевич и серый волк», русская народная сказка

2

Иллюстрации к сказке.

Стр.28-39

10-11

10.-11.

7,8) Художественные особенности сказки. «Сивка-бурка», русская народная сказка

Вн. чт. Сказки датского сказочника Г.Х.Андерсена.

2

Пословица, детские иллюстрации.

Стр.40-50

12.

12.

9)Урок-КВН (обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»). Тест

Вн. чт. Сказки датского сказочника Г.Х.Андерсена.

1

Кроссворд, пословицы, загадки.

Стр. 51-58

Раздел «Поэтическая тетрадь 1»

7

13.

13.

1) Выделение языковых средств выразительности. Как научиться читать стихи. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья» наизусть

1

Портрет Ф.И. Тютчева, биография.

Стр. 60-63

14.

14.

2) Определение настроения лирического героя. А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» наизусть по выбору

Вн. чт. Книги Е.Чарушина.

1

Портрет поэта, биография, стих. Я. Акима «Он кружится, …»

Стр.64-65

15.

15.

3) Воспевание любви к родной природе. И.С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»  отрывок наизусть по желанию

1

Портрет поэта, биография, скороговорка, стих. И. Никитина «Утро»

Стр.66-67

16.

16.

4) Понимание глубины содержания. И.С. Никитин «Встреча зимы»

Вн. чт. «Друг» (рассказы Б.Житкова о животных).

1

Скороговорка, детские иллюстрации.

Стр.68-71

17.

17.

5) Образы и настроения пейзажной лирики. И.З. Суриков «Детство» наизусть отрывок

1

Кроссворд, портрет поэта, биография.

Стр.72-75

18.

18.

6) Образы и настроения пейзажной лирики. И.З. Суриков «Зима» наизусть по выбору

Вн. чт. Рассказы Н. Носова.

1

Стих. И. Котляра «Умные совята», стих. И. Сурикова «Ярко солнце светит,…», пословицы и поговорки.

Стр.76-78

19.

19.

7)Путешествие в Литературную страну. Тест

Вн. чт. Рассказы Н. Носова.

1

Карточки со стихами, пословицами, вопросами.

Стр.78-80

Раздел «Великие русские писатели»

16 (8)

20.

20.

1)А.С. Пушкин «…За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало… », «В тот год осенняя погода…» наизусть по выбору

Вн. чт. Рассказы Н. Носова.

1

Портреты А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, биография А. С. Пушкина.

Стр.84-87

21.

21.

2) Смысл стихотворения и настроение лирического героя. А.С. Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер»

Вн. чт. Рассказы Н. Носова.

1

Пословицы, аудиозапись.

Стр.87-91

22-24

22.-24

3,4,5) Работа над содержанием. Характеристика героев. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Вн. чт. В. Маяковский – детям.

3

Выставка книг – сказок А. С. Пушкина, аудиозапись, иллюстрации к сказке.

Стр.92-129

25.

25.

6) Мораль в произведении. И.А. Крылов «Мартышка и очки» наизусть

Вн. чт. В. Маяковский – детям.

1

Портрет баснописца, биография.

Стр.

132-135

26.

26.

7) Характерные признаки басни. И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

1

Отрывок из басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица», пословицы.

Стр.

136-137

27.

27.

8) Чтение по ролям. И.А Крылов «Ворона и лисица»

Вн. чт. Стихи отечественных поэтов о Родине.

1

Скороговорка, книги с баснями И. А. Крылова.

Стр.

137-139

ΙΙ четверть

24 ч

28.

1.

9)М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» наизусть по выбору

1

Портрет поэта, биография, романс Варламова «Горные вершины».

Стр.142-144

29.

2.

10)М.Ю. Лермонтов «Утёс», «Осень» наизусть

Вн. чт. Знакомство с детскими журналами

1

Скороговорка, отрывок из стих. М. Ю. Лермонтова «Парус».

Стр.146-147

30.

3.

11)Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя)

1

Портрет писателя, биография.

Стр.150-151

31.

4.

12) Характер героя, его поступки и мотивы. Л.Н.Толстой «Акула»

Вн. чт. Рассказы  В. Чаплиной

1

Стих. И. Пивоваровой «Тайна», выставка книг Л. Н. Толстого.

Стр.152-156

32.

5.

13)  Характер героя, его поступки и мотивы. Л.Н.Толстой «Прыжок»

1

Рассказ о кораблях.

Стр.156-159

33.

6.

14)Составление образа героя по произведению. Л.Н.Толстой «Лев и собачка» (быль)

Вн. чт. Рассказы  В. Чаплиной

1

Пословицы.

Стр.160-162

34.

7.

15) Описание природных явлений. Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве» «Куда девается вода из моря?»

1

Пословицы.

Стр.162-163

35.

8.

16)Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»). Тест

Вн. чт. Рассказы о дрессированных животных и о людях, которые их дрессируют

1

Стихи о книге, кроссворд, викторина.

Стр.164-166

Раздел «Поэтическая тетрадь 2»

5

36.

9.

1) Определение настроения стихотворения. Н.Н.Некрасов «Славная осень!...», «Не ветер бушует над бором…»

Вн. чт. «Не насытиться око зрением, а человек знанием» (чтение рассказов на тему, выбранную обучающимися)

1

Стих. В. Голяховского «Под ногами в листопад», портрет Н. Н. Некрасова, биография.

Стр.168-170

37.

10.

2) Передача эмоционального тона. Н.Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» наизусть по частям

1

Стих. Е. Евтушенко «Берегите эти воды, эти земли,…», иллюстрации к стихотворению Н. Н. Некрасова.

Стр.170-172

38.

11.

3) Использование средств интонационной выразительности.  К.Д.Бальмонт «Золотое слово»

1

Портрет поэта, биография, пословица.

Стр.173

39.

12.

4) Практическое знакомство со средствами выразительности. И.А.Бунин «Детство»,

«Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…» наизусть по выбору

Вн. чт. «Не насытиться око зрением, а человек знанием» (чтение рассказов на тему, выбранную обучающимися)

1

Портрет поэта, биография, стихи поэта.

Стр.174-177

40.

13.

5)Развивающий час (урок – обобщение по теме «Поэтическая тетрадь»). Тест

1

Карточки с заданиями.

Стр.178

Раздел «Литературные сказки»

7

41.

14.

1)Д.Н.Мамин – Сибиряк «Присказка к «Аленушкиным сказкам» »

Вн. чт. «Здравствуй, гостья-зима!» (стихи русских поэтов-классиков)

1

Стих. В. Орлова «Ворона», портрет писателя, биография.

Стр.182

42.

15.

2)Д.Н.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

1

Пословицы и поговорки, иллюстрации.

Стр.183-187

43.-

44.

16.-

17.

3,4) Художественные особенности сказки. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

Вн. чт. «Здравствуй, гостья-зима!» (стихи русских поэтов-классиков)

2

Загадки, портрет писателя, биография.

Стр.188-195

45.-46.

18.-19.

5,6) Выделение фрагментов текста по рисунку. В.Ф.Одоевский «Мороз-Иванович»

Вн. чт. «Здравствуй, гостья-зима!» (стихи русских поэтов-классиков)

2

Портрет писателя, биография, пословицы и поговорки, скороговорка, распечатки отрывка из сказки «Финист – ясный сокол».

Стр.196-208

47.

20.

7)Урок-КВН (обобщающий урок по I части учебника).

1

Литературная викторина, пословицы, кроссворд.

Стр.209-213

Раздел «Были-небылицы»

9

48.-49.

21.-22.

1,2)  Реальное и вымысел в произведении. М.Горький «Случай с Евсейкой»

Вн. чт. Сказки – несказки В. Бианки и Э. Шима (урок-отчет)

2

Загадка, портрет писателя, биография.

Стр.4-11

50.-51.

23.-24.

3,4)  Характеристика героя. К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»

Вн. чт. Сказки отечественных писателей о детях

2

Стих. о воробье, загадки, книги К. Г. Паустовского.

Стр.12-24

ΙΙΙ четверть

30 ч

52.

1.

5) Характеристика героя. К.Г.Паустовский «Растрепанный воробей»

1

Стих. о воробье, загадки, книги К. Г. Паустовского.

Стр.12-24

53,

54,

55.

2,3,

4

6,7,8) Деление текста на смысловые части. А.И.Куприн «Слон»


Вн.чт. «По дорогам сказки» (литературные сказки писателей разных народов)

3

Загадка, доп. сведения о слоне, портрет писателя, биография, скороговорка, пословицы и поговорки,

Стр.25-41

56.

5.

9)Урок-путешествие по «Былям-небылицам». Тест

Вн.чт. «По дорогам сказки» (литературные сказки писателей разных народов)

1

Скороговорки, загадки, карточки с заданиями.

Стр.42-44

Раздел «Поэтическая тетрадь 1»

4

57.

6.

1) Овладение приемом словесного рисования. Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?», «Воробей», «Слон» наизусть по выбору 

1

Скороговорка, биография поэта, загадки.

Стр.46-48

58.

7.

2) Работа над интонацией при чтении. А.А.Блок «Ветхая избушка»,

«Сны», «Ворона»

Вн.чт. «По дорогам сказки» (литературные сказки писателей разных народов)

1

Стихи А. А. Блока, портрет и биография поэта.

Стр.50-54

59.

8.

3) Выделение олицетворений. С.А.Есенин «Черемуха» наизусть по выбору

1

Пословица, портрет и биография поэта.

Стр.55-56

60.

9.

4)Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 1»

Вн. чт. Сказки А. Толстого для детей

1

Карточки с заданиями.

Стр.56

Раздел «Люби живое»

14

61.

10.

1)М.М.Пришвин «Моя Родина»

 (из воспоминаний)

1

Кроссворд, портрет и биография писателя.

Стр.58-59

62.-63

11.-12.

2,3) Обучение различным вилам пересказа. И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек»

Вн. чт. Сказки А. Толстого для детей

2



Скороговорки, портрет и биография писателя.

Стр.60-67

64.-65.

13.-

14.

4,5) Осознавание собственного отношения к героям. В.И.Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»

Вн. чт. Рассказы Н. Сладкова

2

Скороговорка, пословицы и поговорки, биография писателя

Стр.68-72

66.-67.

15.-16.

6,7) Художественные особенности сказки. В.В.Бианки «Мышонок Пик»

Вн. чт. Рассказы Н. Сладкова

2

Выставка книг писателя, портрет и биография, пословицы и поговорки.

Стр.73-82

68.-70.

17.-19.

8.-10) Различные виды пересказа. Б.С.Житков «Про обезьянку»

Вн. чт. Рассказы и повести Л. Воронковой

3

Устойчивые сочетания, выставка книг, портрет и биография писателя.

Стр.83-97

71.

20.

11) Составление собственных высказываний на основе прочитанного. В.Л.Дуров «Наша Жучка»

Вн. чт. «Непобедимая и легендарная!» (книги о Советской Армии и ее героях)

1

Скороговорка, биография писателя, его книги.

Стр.98-100

72.

21.

12)Словесное рисование сюжетных фрагментов текста. В.П.Астафьев «Капалуха»

1

Пословицы, рассказ о глухаре, портрет и биография писателя.

Стр. 101-104

73.

22.

13)В.Ю.Драгунский «Он живой и светится»

Вн. чт. «Мама и мы» (стихи, рассказы, сказки)

1

Загадка, рассказ о светлячках, портрет и биография писателя.

Стр.105-108

74.

23

14)Урок-конференция «Земля - наш дом родной». Тест

1

Справочники, энциклопедии о животных, карточки с заданиями.

Стр.109-110

Раздел «Поэтическая тетрадь 2 »

6

75.

24.

1)С.Я.Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»

Вн. чт. Любимые книги – любимые писатели

1

Кроссворд, выставка книг С. Я. Маршака, портрет и биография.

Стр.112113

76.-77.

25.-26.

2,3) Отношение к герою произведения. А.Л.Барто «Разлука», «В театре» наизусть отрывок по выбору

2

Скороговорка, стих. А. Л. Барто «Помощница»,портрет и биография писательницы, выставка книг.

Стр. 114-117

78.

27.

4)С.В.Михалков «Если»

наизусть отрывок

Вн. чт. Любимые книги – любимые писатели

1

Отрывки из произведений С. В. Михалкова, выставка книг, портрет и биография поэта.

Стр.118-119

79.

28.

5)Е.А.Благинина «Кукушка», «Котенок»

наизусть по вариантам

1

Портрет и биография поэтессы.

Стр.120-121

80.

29.

6)«Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»). Тест

Вн. чт. «Про эту книгу» ( книги-самоделки из материалов периодической печати)

1

Конкурсные задания.

Стр.122

Раздел «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

12

81.

30.

1)Б.В.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

1

Пословица, биография писателя.

Стр.124128

ΙV четверть

21 ч

82.

83.

84.

1.

2.

3.

2,3,4) Тема и главная мысль текста. А.П.Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»

Вн. чт. Наша библиотека, или «Город твоих друзей»

3

Отрывок из стих. А. Шибаева «Всему название дано-…»,биография писателя, пословицы и поговорки, отрывок из стих. С. Погореловского «Хоть мама еще не вернулась с работы,…»

стр.129-143

85.-86.

4.-5.

5,6) Обучение составлению собственных высказываний на основе прочитанного. М.М.Зощенко «Золотые слова»

Вн. чт. «Все мы хотим  побывать на Луне» (книги о космонавтах)

2

Скороговорки, биография писателя.

стр. 144-153

87.-88.

6.-7.

7,8) Составление плана. М.М.Зощенко «Великие путешественники»

Вн. чт. Рассказы М. Пришвина

2

Иллюстрации.

стр.154-164

89.

8.

9) Виды пересказа. Н.Н.Носов «Федина задача»

1

Портрет и биография писателя, литературная викторина, выставка книг.

стр.164-169

90.

9.

10) Чтение по ролям. Н.Н.Носов «Телефон»

Вн. чт. Рассказы М. Пришвина

1

Фрагмент стихотворения А. Барто «Почему телефон занят»

стр.169-172

91.

10.

11) Оценка поступка в произведении В.П.Драгунский «Друг детства»

1

Пословицы и поговорки, выставка книг.

стр.173-175

92.

11.

12)Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке - наберешь кузовок»

Вн. чт. «Глаз видит далеко, а ум еще дальше» (книги о человеке-умельце, о машинах и вещах, которые он сделал, изобрел)


1

Конкурсные задания, портреты писателей, пословицы, карточки с заданиями.

стр. 176

Раздел «По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки»

4

93.

12.

1)Ю.И.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»

1

Выставка журналов для детей, биография писателя Ю. И. Ермолаева.

стр.179-183

94.

13.

2)Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»

Вн. чт. «Глаз видит далеко, а ум еще дальше» (книги о человеке-умельце, о машинах и вещах, которые он сделал, изобрел)

1

«Задачник» Г. Б. Остера, биография писателя,выставка книг, стих. Душана Родовича «Друзья».

стр.183-186

95.

14.

3)Р.Сеф «Веселые стихи» отрывок наизусть

1

Стих. Ф. Галса «Мир наоборот», его биография; биография Р. Сефа.

стр.186-188

96.

15.

4)Читательская конференция «По страницам детских журналов». Тест

Вн. чт. Русские мастера (хохлома, матрешка-русский сувенир, дымка)

1

Любимые журналы, веселые стихи собственного сочинения, головоломки, игры, затеи.

стр.188

Раздел «Зарубежная литература»

6

97.-99.

16.-18

1,2,3)«Храбрый Персей» (древнегреческий миф)

Вн. чт. Русские мастера (хохлома, матрешка-русский сувенир, дымка)

3

Выставка книг с Мифами Древней Греции, доп. сведения о древнегреческих богах.

стр.190-199

100.-101

19.-20.

4,5) Деление текста на смысловые части Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Вн. чт. «Узнай, как дела у людей обстоят, что делают люди, о чем говорят» (стихи и сказки  Джанни Родари)

2

Стихотворение – загадка, портрет и биография писателя, пословицы и поговорки, текст Н. Красильникова «Манька», выставка книг писателя.

стр.200-215

102.

21.

6)Развивающий час по теме «Зарубежная литература». Тест

1

Конкурсные задания.

стр.215

Содержание тем учебного курса

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания. Умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объёму и жанру произведений, осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных - и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста.

      Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

      Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

     Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга: учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (синтаксическое построение предложений, единство или контрастность описаний), жанр, народное или авторское произведение, структура (композиция).

Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), пересказ, рассказ по иллюстрациям.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет.

Характеристика героя произведения. Герой рассказа: мир ценностей героев, основанный на общечеловеческих ценностях. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Характеристика исторического героя — защитника Отечества. Осознание понятия «Родина». Проявление характера в поступках: преодоление собственных недостатков, воспитание нравственных принципов.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей) пересказ.

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана - в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

 Работа с учебными и научно-популярными текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с содержанием (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал свое произведение?»). Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (отбор главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-популярному, художественному тексту). Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения.

Монолог как форма речевого высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

 Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв., классиков детской литературы. Произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

 Произведения, хорошо знакомые детям по дошкольному опыту; предназначенные для младшего школьного возраста; книги, изучение которых предполагается в средней школе.

 Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

      Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

 Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи.

 Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

 Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

 Рассказ, пьеса, стихотворение, басня, очерк - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам к концу 3 класса

  Обучающиеся должны:

  • владеть навыками правильного, сознательного,  достаточно беглого и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения 70 - 75 слов в минуту, соотносить интонацию с содержанием читаемого текста;
  • понимать содержание прочитанного произведения, определять с помощью учителя тему и смысл всего произведения в целом.

      Обучающиеся должны уметь:

  • устанавливать последовательность действия в произведении и осмысливать взаимосвязь описываемых в нем событий, подкреплять правильные ответы на вопросы выборочным чтением;
  • самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
  • составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя, словесно рисовать картины к художественным текстам;
  • самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий;
  • сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценивать их поступки (с помощью учителя);
  • подробно, выборочно пересказывать прочитанное с использованием приемов устного рисования и иллюстраций;
  • ориентироваться в учебной книге: самостоятельно находить произведение по его названию в содержании, отыскивать в учебной книге произведения, близкие по тематике;
  • различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, и произведений фольклора: загадка, пословица, небылица, считалка, песня, прибаутка.

       Обучающиеся должны знать:

  • наизусть стихотворения классиков отечественной и зарубежной литературы;
  • названия, темы и сюжеты  произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
  • народные сказки (уметь их пересказать), знать пословицы.

Перечень учебно – методического обеспечения

Книгопечатная продукция:

  • Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1- 4 классы.
  • Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская).
  • Литературное чтение. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / (сост. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская).
  • Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.
  • Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Поурочные разработки. 3 класс.
  • Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность.
  • Чутко Н.Г. Формирование познавательной активности у младшего школьника.

Печатные пособия:

  • Словари по русскому языку.
  • Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению.
  • Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.

Технические средства обучения:

  • Классная доска.
  • Компьютер.

Экранно-звуковые пособия:

  • Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.
  • Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

Список литературы

 Учебный комплект

 Литературное чтение. Учебник для 3 класса.  В 2 частях.

Л.Ф.Климанова, М.В.Голованова, В.Г.Горецкий.

 М.:  «Просвещение»

Рабочая тетрадь. Чтение. 3 класс. Климанова Л.Ф., М.: «Просвещение».  

Методическое обеспечение

Литературное чтение. Рабочие программы. 1- 4 классы. Климанова Л.Ф., Бойкина М.В., М.: «Просвещение»

 

Л.Ф.Климанова. Уроки литературного чтения: Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение». 3 класс.

Москва.  «Просвещение»,

С.В.Кутявина «Поурочные разработки по внеклассному чтению. 3 класс», Москва «ВАКО»,

О.В. Узорова «Тесты по литературному чтению. 3 класс. – М.: Астрель: АСТ,

Литературное чтение. Поурочные разработки. 3 класс. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., М.: «Просвещение»,

Чтение. Работа с текстом: 3 класс / О.Н.Крылова. – М.: Издательство «Экзамен», 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа России» 3 класс

Развернутое тематическое планирование по литературному  УМК «Школа России» 3 класс...