Технологическая карта урока обучения чтению в 1 классе по теме «Буква Й и И»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Низовских Мария Владимировна

Цель урока

Формировать отличительные признаки букв И, Й и правила их написания, научить отличать согласный звук [й] и гласный звук [и]; учить  навыкам переноса слов с буквой й, совершенствовать умение обозначать эти звуки буквами, воспитывать уважение к трудовым навыкам и доброе отношение к природе и животным.

Тип урока

Урок изучения нового материала или комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: определять слова с буквами И и Й; продолжать формировать знания о гласных и согласных звуках; развивать фонематический слух и внимание;

получат возможность: накапливать опыт в переносе слов с буквой Й.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_tehnologicheskaya_karta_uroka.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет

Русский язык

Класс

1 класс

УМК

Образовательная система «Школа России», «Русский язык», автор Канакина В.П.

Тема урока

«Буква Й и И»

Цель урока

Формировать отличительные признаки букв й, и; научить отличать согласный звук [й] и гласный звук [и]; учить  навыкам переноса слов с буквой й, совершенствовать умение обозначать эти звуки буквами.

Тип урока

Урок изучения нового материала или комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: определять слова с буквами И и Й; продолжать формировать знания о гласных и согласных звуках; развивать фонематический слух и внимание;  получат возможность: накапливать опыт в переносе слов с буквой Й.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Оборудование

  • Учебник. «Русский язык. 1 класс». В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
  • ПК, мультимедиа-проектор, экран, презентация, смайлики, модель Фрейер, наклейки.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративная; индивидуальная, групповая, фронтальная

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент:

На этом уроке присутствуют гости. Повернёмся к ним и поприветствуем  своими улыбками.

А теперь на места все тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

 Проявляют свою готовность к уроку.

Актуализация знаний:

Обучающая структура «Тим-Чир» (продолжи фразу)

А ещё к нам на урок

Из леса прискакал зверёк.

Он пушистый, длинноухий,

Хвост его - комочек пуха.

Кто же это, угадай-ка.

Ну, конечно, это…(зайка).     (Слайд)

Отгадывают загадку.

Определение темы  урока.

Однажды с ним произошла неприятная история. Слушайте, какая.

Построил Зайка себе новый  красивый дом. ( Слайд)

Как полагается, на дом повесил вывеску со своим именем. Но когда пришли гости, раздался смех. Звери потешались над бедным Зайкой.  Почему, давайте вместе разберёмся.

-Какой звук мы произносим в середине слова Зайка?

-А Зайка на своей вывеске какую букву написал?

Читаем слово. (Заика)

Зайка – зверёк, наш гость. Заика  - тот, кто страдает заиканием.

Теперь Зайка никогда не путает буквы Й и Й. (слайд)

Эти буковки подружки,

Только путать  их не нужно.

Буква «И» - три палочки,

 А над «Й» есть галочка.

Ребята, как вы думаете, какова же будет тема сегодняшнего урока?

Дети отвечают, называют звук [й`]

Определяют тему урока.

Целеполагание

Какие цели сегодня мы поставим перед собой?

-Теперь уточним сведения не о буквах, а о звуках.

Прочтите вопрос, напечатанный в учебнике с. 78 синим цветом?

Для начала вспомним, на какие две группы делятся все звуки?

Используем модель Фрейер.  

В середину мы сегодня поставим букву «Й» и звук [Й'], так как у этого звука есть особенности, которые нужно знать грамотному человеку. Вы хотите быть грамотными? Если будем работать быстро и слаженно, до конца урока заполним все клеточки.  

А что мы уже знаем про звук Й?  (согласный, мягкий, непарный, звонкий)

Правильно, а про звук  И? (гласный, ударный или безударный, может смягчать согласные).

Используем модель Фрейер  (заполняем поле «Характеристика звуков Й и И»)

Называют букву «и краткое»

Говорят, что знаком со страниц «Азбуки».

Слушают.

Физминутка

Дидактическая игра «Самый внимательный».

Дети встают, если услышали слово со звуком Й, то они хлопают; если звука Й нет, то топают.

Словарный материал: май, кубики, зайка, малина, край, трамвай, умывальник, сарай, автобус, змей, машина, самолёт, попугай, гвоздика, незнайка, балалайка, пузырёк, кофейник.

Молодцы! Откроем тетради, запишем число, классная работа.

Записывают число, классная работа

Работа по теме урока

Работа по учебнику (с.78 №2)

Прочитайте задание. Найдите выделенные слова, объедините их в пары. Что у вас получилось?

(Рой-рои, попугай – попугаи, зайка-заика)

Запишите пары слов в тетради. Обозначьте гласный звук «и» красным цветом, а согласный звук «й» - зеленым цветом.

-Одинаково ли количество слогов в словах каждой пары? Разделите слова на слоги вертикальной линией. Сверху подпишите количество слогов (1человек у доски работает).

-Может ли «й» составлять слог? (Нет, он согласный)

-А звук «и» может составлять слог? (Да, он гласный). (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

Используем модель Фрейер.  

- заполняем второй квадрат «Образование слогов»

Работа по учебнику ( с.79 №3)

Работаем в группе, составьте слова и запишите  три любых слова в третьем квадрате.

Выполнение упражнения

Физминутка

Игра «Слоги рассыпались»

Это было в воскресенье

У слона на дне рожденья.

Гости пели, веселились,

В хороводе так кружились,

Так кружились, так вертелись,

Что на части разлетелись.

Раз, два, три, четыре, пять.

Помоги гостей собрать.

Первичное осмысление и закрепление

Работа в группе: На партах слова, разбитые на слоги. Задание: собрать слова.

Змей, воробей

- Прочитайте. Какие гости были на дне рождения у слона.

зме, во, й, бей, ро (Воробей, змей)

Какие же слова у нас получились? Запишите два слова, разделяя их горизонтальной чёрточкой для переноса. Переносится  ли «и краткое» на новую строчку?

Работа по учебнику ( с.79 №5)

Игра «Собери слова».

Прочитай. Обрати внимание на знак переноса в каждом слове.

  • Отделяется ли буква «и краткое» от предыдущей буквы при переносе слов?
  •  Сделай вывод: как перенести с одной строки на другую слова с буквой й?

Используем модель Фрейер.  

- заполняем пятый квадрат «Тайны переноса слов с буквой»

Запишите два любых слова, так же разделяя их горизонтальной черточкой для переноска. Сделайте вывод.  Отделяется ли буква «и краткое» от предыдущей буквы при переносе слов.

Читают

чай-ка      змей-катрой-ка

мой-ка     стой-ка           двой-ка

Итог урока. Рефлексия.

Подошёл к концу урок. У вас на партах лежат рисунки с буквами Ии Й. Между ними смайлик. Если нарисуете ему «дужку» как у буквы Й, то получится улыбка, значит вам урок понравился. Если вам урок не понравился, переверните «дужку» и смайлик будет грустным. Подпишите, сдайте листы.

- Кто чувствует, что он вырос в своих знаниях?

- Мы  положили сегодня в кроссенс-таблицу пять сведений о букве Й, И.

- Я хвалю сегодня…(учитель называет лучших учеников). Всем спасибо за работу.

У зайчика в сумке есть для нас подарки - задания. (Учитель достаёт из сумки листочки -раскраски с зайчиками).

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

технологическая карта урока литературное чтение 2 класс по теме "О братьях наших меньших"

Разработка урока литературного чтения по разделу "О братьях наших меньших" содержит поэтапный ход урока обобщения и рефлексии....

технологическая карта урока литературного чтения 4 класс по теме Л.Н.Толстой Акула

урок литературного чтения в 4 классе Л.Н.толстой Акула...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Мягкий согласный звук [й ]. Буква «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме  "Мягкий согласный звук   [й ]. Буква «й». " и презентация к уроку...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс на тему "Обучение пересказу с элементами перевода в диалог"

Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Ю. Драгунского; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; научить отличать прямую речь от косвенн...

Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс по теме "Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К"

Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс по теме "Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К"...