План-конспект урока литературного чтения 2 класса И.Ф.Панькин "Легенда о матерях"
презентация к уроку по чтению (2 класс)

Романова Надежда Сергеевна

Данный урок является четвертым уроком литературного чтения УМК "Перспектива",  раздела «Мои самые дорогие и родные», по Календарно-тематическому планированию Урок 101. «Мы идем в библиотеку. Книги о маме.» Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся. Считала целесообразным выбрать произведение И.Ф.Панькина «Легенда о матерях» для чтения с детьми в классе. По тематическому планированию урок был рассчитан на знакомство с произведениями о самых близких и родных и запланирован как урок внеклассного чтения. Данный  урок проводился накануне праздника 8 Марта и был открытым для родителей учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Мои самые близкие и родные.

И.Ф. Панькин ."Легенда о матерях"

Цель урока:

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения, формирование эстетического отношения к искусству слова;
  • воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к женщинам.

Задачи урока:

  • работать над пониманием содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героев, их поступки и их мотивы.
  • роль иллюстрации в тексте, связь с другими видами искусств.
  • вовлечь учащихся в диалог при обсуждении произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников.
  • учить ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них, Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Оборудование и оформление доски:

  1. Толковый словарь.
  2. Детские работы на доске (сочинения о мамах с их фотографиями, или другие творческие работы на данную тему)
  3. Фотографии на доске формата А-4 с изображением моря, маяка, ночного неба со звёздами и т. п., репродукцию картины «Девятый вал» Айвазовского
  4. Пословицы о матерях.
  5. Презентация к уроку.
  6. Фонограмма песни "Мама - первое слово". Автор текста (слов): Энтин Ю. Композитор (музыка): Буржоа Жерар.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Сообщение темы урока. Проблема. Целеполагание.

(книги у детей закрыты, о теме данного урока они не знали)

- На пороге праздник 8 Марта. День всех женщин в мире. Еще один повод поговорить о наших мамах и подарить им свое внимание и любовь.

626.jpg

(выразительное чтение стихотворений о маме.)

         От чистого сердца, простыми словами
         Давайте, друзья, потолкуем о маме.        
         Мы любим её, как хорошего друга,
         За то, что у нас с нею все сообща,
         За то, что когда нам приходится туго,
         Мы можем всплакнуть у родного плеча.

         Мы любим её за то, что порою,
         Становятся строже в морщинках глаза,
         Но стоит с повинной прийти головою - 
         Исчезнут морщинки, умчится гроза.
         За то, что всегда без утайки и прямо
         Можем доверить ей сердце своё,
         И просто за то, что она - наша мама,
         Мы крепко и нежно любим её.      (Н. Саконская)
  

- А всё ли вы знаете о жизни своих мам? (выразительное чтение еще 2 стихотворений)

Мамины руки 

У мамы, как солнышко, теплые руки,
Так нежно умеют они приласкать,
Излечат от боли, избавят от скуки,
В любую минуту готовы обнять.
Играя, мне волосы нежно взлохматят,
Пекут пирожки в выходной по утрам,
И весело ножки щекочут в кровати,
Когда не хочу просыпаться я сам.
Погладят все платья, рубашки и брюки
И тут же другую работу найдут…
Я глажу уставшие мамины руки, –
Пускай хоть немного они отдохнут.

(И. Морозова)

Липучка-почемучка 
Мама любит и жалеет. 
Мама понимает.
Мама всё моя умеет,
Всё на свете знает!
– Почему кусают осы?
Спрашиваю прямо.
И на ВСЕ мои вопросы
отвечает мама.
Скажет мне, откуда с неба
Снег зимой берётся.
Почему буханка хлеба
Из муки печётся?
Почему собака лает?
Что во сне приснится?
Почему сосулька тает
И дрожат ресницы?
Почему на небе тучка,
А в лесу – лужайка?
Я ЛИПУЧКА-ПОЧЕМУЧКА,
А ОНА – ВСЕЗНАЙКА!
(Т. Бокова)

- Сегодня мы с вами узнаем одну тайну их жизни, о которой они сами никогда не расскажут. А поможет нам произведение Ивана Фёдоровича Панькина «Легенда о матерях»

0_7d512_54afb78f_L.jpg

- А что такое легенда? (пока учитель выслушивает мнение учеников, один ученик находит объяснение в толковом словаре).

Зачитывается статья из словаря и на доске появляется запись «Легенда-это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа»

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать? Может иллюстрации и фотографии вам подскажут? (выслушиваются предположения детей)

- Перед нами стоит задача ответить на вопрос: откуда у моряков сила?

- Перед вами две книги. Почему она разные? (Ответы детей)

85.jpg284911_320.jpg

3. Знакомство с новым произведением

Учитель начинает чтение произведения. Хорошо читающие  учащиеся (подготовленные) читают отрывки из произведения.

4. Первичное восприятие текста (вопросы после прочтения)

- Какие чувства вызвало прочтение этого произведения?

Можно почувствовать радость? В каком эпизоде? (ответы детей)

Можно почувствовать печаль? В каком эпизоде? (ответы детей)

Когда вы переживали?

- Кто уже может сказать, откуда у моряков сила? Почему моряки сильны и непобедимы?

- Подтвердились ли ваши предположения?

5. Анализ произведения -

Выборочное чтение (ответы на вопросы, подтверждённые словами текста).

- Что сказано о жизни людей?

- Что узнали о стрелах счастья?

- Как выглядел Нептун и его дочери? Их отношение к своему отцу и молодым людям.

- Что узнали о чайках?

- Дайте характеристику героям .

- Какие решения приняли матери? (найти в тексте и подчеркнуть карандашом)

- Как понимаете смысл слов «лишились света в глазах»?

- Можно ли поступок матерей считать героическим?

- Как же надо относиться к нашим мамам?

- Какова главная мысль произведения?

6. Работа с пословицами.  Работа в группах.

Составить 3 пословицы и растолковать их. (В конвертах разрезные пословицы для каждой группы)

На свете всё найдёшь,

 кроме отца и матери.

Без отца – полсироты,

 а без матери и вся сирота.

Нет лучшего дружка,

 чем  родная матушка.

При солнышке тепло,

 при матери добро.

Птица радуется весне,

 а младенец матери.

Материнская молитва    

 со дна моря достаёт.

Кто матери не послушает

в беду попадёт

Для матери

плохих детей не бывает

Материнская забота

в огне не горит и в воде не тонет

Мать кормит детей,

как земля людей

Одна у тебя матушка,

одна у тебя и Родина.

Сердце матери

лучше солнца греет.

7. Работа с иллюстрацией   фотографиями на доске

- К какому эпизоду соответствует данные картины?

Кочергин-Панькин илл. к Легенде о матерях photo.JPG

288479_320.jpg

images.jpg

kartinkijane.ru-66245.jpg

8. Выбор качеств настоящего мужчины.

- Наши матери принесли себя в жертву ради сыновей. Так какими же качествами должен обладать настоящий мужчина, чтобы быть гордостью своей мамы: сильным, выносливым, смелым, терпеливым…. (все перечисленные качества можно вынести на доску и оставить на стенде в классе)

(Выразительное чтение стихотворения Р.Гамзатов. Берегите матерей. Читает подготовленныйученик.)

Трудно жить, навеки Мать утратив.
Нет счастливей нас, чья Мать жива.

Именем моих погибших братьев
Вдумайтесь, молю, в мои слова
Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза МАМУ берегите,
От обид, от тягот и забот.
Боль за сыновей, подобно мелу,
Выбелит ей косы до бела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте Маме капельку тепла.
Если сердцем стали вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите Мать от злого слова.
Знайте: дети ранят всех больней!
Если ваши матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны.
Берегите их от черных шалей,
Берегите женщин от войны!
Мать умрет, и не изгладить шрамы,
Мать умрет, и боли не унять.
Заклинаю: берегите МАМУ,
Дети мира, берегите МАТЬ.

(Расул  Гамзатов)

9. Итог урока, рефлексия, домашнее задание

- Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока?

Кто обещает и будет стремиться быть настоящим мужчиной?

 А любить и во всём помогать своей мамочке?

Дома перечитайте произведение, подготовьте его пересказ, а по желанию нарисуйте свою иллюстрацию к тексту или подготовьте рассказ о поступке своей мамы, совершенным ради вас.

Молодцы! Желаю всем терпения, взаимопонимания и любви. БЕРЕГИТЕ МАТЕРЕЙ.

В заключении учащиеся поют песню. Мама - первое слово. Автор текста (слов): Энтин Ю. Композитор (музыка): Буржоа Жерар.

Информация для учителя

Иван Федорович Панькин (1921-1998) родился в селе Пылково Лопатинского района Пензенской области. В 1956 году, вспоминая трудное и богатое приключениями детство, написал повесть «Начало одной жизни», в основу которой положил собственную судьбу. Первый успех ободрил писателя, и он поступает в Литературный институт им. А. М. Горького. С 1961 года Иван Панькин жил в Туле. Его увлекла история тульских оружейников, и он создал своеобразные легенды о самом веселом и остроумном тульском оружейнике — мастере Тычке. Книга о мастере Тычке переиздавалась в Туле и в Москве. Иван Федорович Панькин — член Союза писателей СССР с 1958 года. Награжден орденом Красной Звезды и медалями.

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Самые дорогие и любимые

Слайд 3

1. Легендой называют основанное на устных преданиях сказание об историческом или вымышленном лице, событии. 2. Легендой можно назвать вымышленный, приукрашенный рассказ о ком-либо или чём-либо.

Слайд 10

Панькин И.Ф. «Легенда о матерях». Герои : женщины-матери (какие?) сыновья-моряки (какие?) царь Нептун (какой?)

Слайд 11

Домашнее задание. Перечитать произведение, подготовить его пересказ и нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.

План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....

План-конспект сюжетного урока в 1 классе "Морское путешествие"

Сюжетный урок в 1 классе. Учитель вместе с учениками фантазирует и пускается в морское путешествие. На уроке, играючи, дети проходят новый материал, повторяют старый, закрепляют умения и навыки....

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс С.В.Михалков "Мой щенок"

Конспект урока по литературному чтению: "Мой щенок" С.В. Михалков, 2 класс "Школа России"...