План-конспект урока литературного чтения 2 класса И.Ф.Панькин "Легенда о матерях"
презентация к уроку по чтению (2 класс)
Данный урок является четвертым уроком литературного чтения УМК "Перспектива", раздела «Мои самые дорогие и родные», по Календарно-тематическому планированию Урок 101. «Мы идем в библиотеку. Книги о маме.» Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на субъективном опыте учащихся. Считала целесообразным выбрать произведение И.Ф.Панькина «Легенда о матерях» для чтения с детьми в классе. По тематическому планированию урок был рассчитан на знакомство с произведениями о самых близких и родных и запланирован как урок внеклассного чтения. Данный урок проводился накануне праздника 8 Марта и был открытым для родителей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_legenda_o_materyah.docx | 421.94 КБ |
legenda_o_materyah.pptx | 1.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Мои самые близкие и родные.
И.Ф. Панькин ."Легенда о матерях"
Цель урока:
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественного произведения, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к женщинам.
Задачи урока:
- работать над пониманием содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героев, их поступки и их мотивы.
- роль иллюстрации в тексте, связь с другими видами искусств.
- вовлечь учащихся в диалог при обсуждении произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников.
- учить ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них, Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)
Оборудование и оформление доски:
- Толковый словарь.
- Детские работы на доске (сочинения о мамах с их фотографиями, или другие творческие работы на данную тему)
- Фотографии на доске формата А-4 с изображением моря, маяка, ночного неба со звёздами и т. п., репродукцию картины «Девятый вал» Айвазовского
- Пословицы о матерях.
- Презентация к уроку.
- Фонограмма песни "Мама - первое слово". Автор текста (слов): Энтин Ю. Композитор (музыка): Буржоа Жерар.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Сообщение темы урока. Проблема. Целеполагание.
(книги у детей закрыты, о теме данного урока они не знали)
- На пороге праздник 8 Марта. День всех женщин в мире. Еще один повод поговорить о наших мамах и подарить им свое внимание и любовь.
(выразительное чтение стихотворений о маме.)
От чистого сердца, простыми словами
Давайте, друзья, потолкуем о маме.
Мы любим её, как хорошего друга,
За то, что у нас с нею все сообща,
За то, что когда нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть у родного плеча.
Мы любим её за то, что порою,
Становятся строже в морщинках глаза,
Но стоит с повинной прийти головою -
Исчезнут морщинки, умчится гроза.
За то, что всегда без утайки и прямо
Можем доверить ей сердце своё,
И просто за то, что она - наша мама,
Мы крепко и нежно любим её. (Н. Саконская)
- А всё ли вы знаете о жизни своих мам? (выразительное чтение еще 2 стихотворений)
Мамины руки
У мамы, как солнышко, теплые руки,
Так нежно умеют они приласкать,
Излечат от боли, избавят от скуки,
В любую минуту готовы обнять.
Играя, мне волосы нежно взлохматят,
Пекут пирожки в выходной по утрам,
И весело ножки щекочут в кровати,
Когда не хочу просыпаться я сам.
Погладят все платья, рубашки и брюки
И тут же другую работу найдут…
Я глажу уставшие мамины руки, –
Пускай хоть немного они отдохнут.
(И. Морозова)
Липучка-почемучка
Мама любит и жалеет.
Мама понимает.
Мама всё моя умеет,
Всё на свете знает!
– Почему кусают осы?
Спрашиваю прямо.
И на ВСЕ мои вопросы
отвечает мама.
Скажет мне, откуда с неба
Снег зимой берётся.
Почему буханка хлеба
Из муки печётся?
Почему собака лает?
Что во сне приснится?
Почему сосулька тает
И дрожат ресницы?
Почему на небе тучка,
А в лесу – лужайка?
Я ЛИПУЧКА-ПОЧЕМУЧКА,
А ОНА – ВСЕЗНАЙКА!
(Т. Бокова)
- Сегодня мы с вами узнаем одну тайну их жизни, о которой они сами никогда не расскажут. А поможет нам произведение Ивана Фёдоровича Панькина «Легенда о матерях»
- А что такое легенда? (пока учитель выслушивает мнение учеников, один ученик находит объяснение в толковом словаре).
Зачитывается статья из словаря и на доске появляется запись «Легенда-это произведение, в котором в сказочной форме рассказывается о необыкновенном происшествии или героическом событии, памятном для народа»
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем читать? Может иллюстрации и фотографии вам подскажут? (выслушиваются предположения детей)
- Перед нами стоит задача ответить на вопрос: откуда у моряков сила?
- Перед вами две книги. Почему она разные? (Ответы детей)
3. Знакомство с новым произведением
Учитель начинает чтение произведения. Хорошо читающие учащиеся (подготовленные) читают отрывки из произведения.
4. Первичное восприятие текста (вопросы после прочтения)
- Какие чувства вызвало прочтение этого произведения?
Можно почувствовать радость? В каком эпизоде? (ответы детей)
Можно почувствовать печаль? В каком эпизоде? (ответы детей)
Когда вы переживали?
- Кто уже может сказать, откуда у моряков сила? Почему моряки сильны и непобедимы?
- Подтвердились ли ваши предположения?
5. Анализ произведения -
Выборочное чтение (ответы на вопросы, подтверждённые словами текста).
- Что сказано о жизни людей?
- Что узнали о стрелах счастья?
- Как выглядел Нептун и его дочери? Их отношение к своему отцу и молодым людям.
- Что узнали о чайках?
- Дайте характеристику героям .
- Какие решения приняли матери? (найти в тексте и подчеркнуть карандашом)
- Как понимаете смысл слов «лишились света в глазах»?
- Можно ли поступок матерей считать героическим?
- Как же надо относиться к нашим мамам?
- Какова главная мысль произведения?
6. Работа с пословицами. Работа в группах.
Составить 3 пословицы и растолковать их. (В конвертах разрезные пословицы для каждой группы)
На свете всё найдёшь, | кроме отца и матери. |
Без отца – полсироты, | а без матери и вся сирота. |
Нет лучшего дружка, | чем родная матушка. |
При солнышке тепло, | при матери добро. |
Птица радуется весне, | а младенец матери. |
Материнская молитва | со дна моря достаёт. |
Кто матери не послушает | в беду попадёт |
Для матери | плохих детей не бывает |
Материнская забота | в огне не горит и в воде не тонет |
Мать кормит детей, | как земля людей |
Одна у тебя матушка, | одна у тебя и Родина. |
Сердце матери | лучше солнца греет. |
7. Работа с иллюстрацией фотографиями на доске
- К какому эпизоду соответствует данные картины?
8. Выбор качеств настоящего мужчины.
- Наши матери принесли себя в жертву ради сыновей. Так какими же качествами должен обладать настоящий мужчина, чтобы быть гордостью своей мамы: сильным, выносливым, смелым, терпеливым…. (все перечисленные качества можно вынести на доску и оставить на стенде в классе)
(Выразительное чтение стихотворения Р.Гамзатов. Берегите матерей. Читает подготовленныйученик.)
Трудно жить, навеки Мать утратив.
Нет счастливей нас, чья Мать жива.
Именем моих погибших братьев
Вдумайтесь, молю, в мои слова
Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влек бы в свой водоворот,
Пуще глаза МАМУ берегите,
От обид, от тягот и забот.
Боль за сыновей, подобно мелу,
Выбелит ей косы до бела.
Если даже сердце очерствело,
Дайте Маме капельку тепла.
Если сердцем стали вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите Мать от злого слова.
Знайте: дети ранят всех больней!
Если ваши матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны.
Берегите их от черных шалей,
Берегите женщин от войны!
Мать умрет, и не изгладить шрамы,
Мать умрет, и боли не унять.
Заклинаю: берегите МАМУ,
Дети мира, берегите МАТЬ.
(Расул Гамзатов)
9. Итог урока, рефлексия, домашнее задание
- Что поучительного вы взяли из сегодняшнего урока?
Кто обещает и будет стремиться быть настоящим мужчиной?
А любить и во всём помогать своей мамочке?
Дома перечитайте произведение, подготовьте его пересказ, а по желанию нарисуйте свою иллюстрацию к тексту или подготовьте рассказ о поступке своей мамы, совершенным ради вас.
Молодцы! Желаю всем терпения, взаимопонимания и любви. БЕРЕГИТЕ МАТЕРЕЙ.
В заключении учащиеся поют песню. Мама - первое слово. Автор текста (слов): Энтин Ю. Композитор (музыка): Буржоа Жерар.
Информация для учителя
Иван Федорович Панькин (1921-1998) родился в селе Пылково Лопатинского района Пензенской области. В 1956 году, вспоминая трудное и богатое приключениями детство, написал повесть «Начало одной жизни», в основу которой положил собственную судьбу. Первый успех ободрил писателя, и он поступает в Литературный институт им. А. М. Горького. С 1961 года Иван Панькин жил в Туле. Его увлекла история тульских оружейников, и он создал своеобразные легенды о самом веселом и остроумном тульском оружейнике — мастере Тычке. Книга о мастере Тычке переиздавалась в Туле и в Москве. Иван Федорович Панькин — член Союза писателей СССР с 1958 года. Награжден орденом Красной Звезды и медалями.
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Легендой называют основанное на устных преданиях сказание об историческом или вымышленном лице, событии. 2. Легендой можно назвать вымышленный, приукрашенный рассказ о ком-либо или чём-либо.
Панькин И.Ф. «Легенда о матерях». Герои : женщины-матери (какие?) сыновья-моряки (какие?) царь Нептун (какой?)
Домашнее задание. Перечитать произведение, подготовить его пересказ и нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и план-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Тема: "Разговор о маме" Н. Саконская.
План-конспект открытого урока по чтению для 4 класса коррекционной школы VIII вида на тему "Разговор о маме" Н. Саконская". Прилагается презентация "Помогаем маме"....
План-конспект сюжетного урока в 1 классе "Морское путешествие"
Сюжетный урок в 1 классе. Учитель вместе с учениками фантазирует и пускается в морское путешествие. На уроке, играючи, дети проходят новый материал, повторяют старый, закрепляют умения и навыки....
План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".
План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний по сказкам зарубежных писат...
План-конспект открытого урока по чтению 2 класс Школа России "Обобщающий урок по разделу "Я и мои друзья""""
Обобщий урок по разделу «Я и мои друзья»...
План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.
План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...
План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс С.В.Михалков "Мой щенок"
Конспект урока по литературному чтению: "Мой щенок" С.В. Михалков, 2 класс "Школа России"...