урок по сказке Пушкина
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Цель: Развитие интереса к чтению сказок А. С. Пушкина.
Задачи: 1. Учить ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
2. Учить добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
3. Помогать работать по коллективно составленному плану.
4. Воспитывать читательский интерес к сказкам А.С.Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_skazke_pushkina.docx | 24.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока литературного чтения. 3 Б класс
Хайруллина Р.М.
Тема: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Цель: Развитие интереса к чтению сказок А. С. Пушкина.
Задачи: 1. Учить ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
2. Учить добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
3. Помогать работать по коллективно составленному плану.
4. Воспитывать читательский интерес к сказкам А.С.Пушкина
- Мотивация к учебной деятельности.
Упражнение для кистей рук «Приветствие»
Сложите кисти рук ладонь на ладонь.
Улыбнитесь и поприветствуйте друг друга.
Потрите ладони, почувствуйте тепло.
Сложите кисти рук на груди, послушайте, как бьётся ваше сердечко.
Разведите их в стороны, пожелайте друг другу добра.
Ребята, у нас сегодня на уроке гости - подарите им улыбки и тепло своих сердец.
-Ребята, посмотрите, какой сказочный персонаж пришел к нам сегодня на урок? (Кот учёный)
-Из какого произведения он к нам пожаловал? (Из отрывка поэмы «Руслан и Людмила»). Назовите автора этой поэмы.
-Кот ученый не случайно к нам пришёл, он принес с собой тему нашего урока.
Узнать её нам поможет речевая разминка.
«Речевая разминка»
Все слова произносите четко и правильно. Не забывайте о паузах и логическом ударении.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
-Что нам рассказывает кот ученый? (Сказки)
-Какую же тему урока он принес с собой?
2. Актуализация знаний
- Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в царство сказок А.С.Пушкина. (открыть карточку на доске)
-Но чтобы узнать, что это за сказка, нам необходимо подобрать ключи. Потому что тайна за семью замками. Работаем в группах – звёздочках. Капитан 1 звёздочки – Терехов Владислав, капитан 2 группы – Рахматуллина Динара, 3 группы – Антонова Мария.
- Ребята, на ваших столах лежат файлы разного цвета. Достаньте полоски с написанными заданиями:
- составьте названия сказок А. С. Пушкина для детей.
Сказка о попе и о работнике его Балде (1830)
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831)
Сказка о рыбаке и рыбке (1833)
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833)
Сказка о золотом петушке (1834)
Дети работают с карточками в своих группах. Каждая группа читает названия составленных сказок.
3. Постановка учебной задачи
-Мы сегодня познакомимся со сказкой, у которой самое длинное название. Какая группа составляла самое длинное название сказки.( повесить на доске карточку с названием сказки).
Что вы хотите узнать сегодня на уроке по этой теме? Перед вами несколько карточек, где записаны задачи урока, выберите карточку, поставьте перед собой задачу.
- Откройте учебник на с. 92
- прочитайте название сказки, делая паузы в каждом словосочетании, с отдельной интонацией. 1гр. -1 часть названия сказки
2гр. -2 часть названия сказки
3гр. -3 часть названия сказки
Что необычного в названии этой сказки? (Герои не просто называются, но и даётся их характеристика, выражается отношение к ним автора).
4. Открытие нового знания. Работа над произведением.
- Кто уже знаком с этим произведением? Кто тебя познакомил? Почему вновь и вновь мы возвращаемся к сказкам? (Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок»)
- Можно ли по названию сказки сказать, о каких героях пойдёт речь? ( Впереди нас ждут чудеса, волшебство.)
Дети слушают аудиозапись к сказке.
По ходу чтения идёт словарная работа:
кабы – если бы
светлица – светлая чистая комната. В старину в таких комнатах жили девушки.
аршин – мера длины, равная 71 см
Как можно сказать по другому:
только вымолвить успела – сказала
полюбилася ему – понравилась
Чтение сказки учащимися.
Вопросы после чтения.
- Какой эпизод в сказке вас особенно взволновал?
- Как царь выбрал себе невесту?
- Что стало причиной несчастий молодой царицы? ( зависть)
- Кто ей завидовал?
Выборочное чтение.
- Как завистницы осуществили свой план? Прочитайте.
- Как отнёсся к этому известию царь? Прочитайте.
В гневе начал он чудесить
И гонца хотел повесить.
- Что означает фраза «начал чудесить»? Как можно сказать по-другому?
- Как поступили бояре с матерью и младенцем?
- Прочитайте выразительно, как царица с сыном плыли в бочке по морю? С какой интонацией нужно читать эти строки?
Посмотрите, чьи иллюстрации даны в учебнике? (Ивана Яковлевича Билибина)
И.Я.Билибин – театральный художник. Он ярко и эффектно сумел воплотить в иллюстрациях зрелищность пушкинской сказки.
- прочитайте отрывок из сказки для иллюстрации на с. 93, с. 97, с. 103.
5. Физкульминутка
6. Первичное закрепление. Работа по карточкам в группах.
-Какие три чуда были у Гвидона?
Ель | жар | пава |
Белка | море | месяц |
Орешки | берег | звезда |
Изумруды | чешуя | реченька |
Скорлупка | богатыри | освещает |
- Перечислите чудеса, которые появились на острове.
-Что побуждает князя Гвидона завести столько чудес в своем княжестве? Жадность, хвастовство или что-то другое?
Ученики: читают отрывки.
1 ученик. Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут» .
2 ученик. В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
3ученик. Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво».
Замечательный русский композитор в 1899 году, когда Россия отмечала 100-летие со дня рождения А. С. Пушкина, написал оперу «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
-Что такое опера?
Толковый словарь:
Опера – это музыкальное произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. Композитора привлекла необыкновенная волшебность сказки, обилие чудес и, конечно, сам пушкинский стих, удивительно напевный, сочный. Музыка Римского – Корсакова дала вторую жизнь сказке А. С. Пушкина, сделала её ещё более яркой, многогранной, обогатила её.
Слушание музыки «Три чуда» из оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане». Послушайте внимательно и скажите:
- к какому чуду подходит эта музыка?
7. Самостоятельная работа. Тест.
8. Рефлексия
-С какой сказкой мы познакомились? Какая работа для вас была самая интересная?
-Какое задание оказалось самым трудным?
Чему мы учились на уроке? (ценить новые знания, полезные советы, мнения товарищей) Чему учит эта сказка А. С. Пушкина? (Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению).
– Сегодня вы очень хорошо потрудились. Поблагодарите друг друга. Спасибо за сотрудничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый урок для учащихся подготовительной группы отделения изобразительного искусства детской школы искусств. Тема: Русское искусство. Начало времен. Конспект урока: «Иллюстрируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цель методической работы – раскрыть особенности формирования творческой свободы дошкольников и младших школьников на уроках изобразительного искусства...
конспект урока литературного чтения в 3-м классе Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…"
Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.Задачи урока:1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью, беглостью, в...
открытый урок по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
документ содержит все необходимое для урока. соответствует требованиям ФГОС...
Открытый урок для класса комплекта: 1 кл. - "Заглавная буква Р", 3 кл. - "Путешествие по сказкам Пушкина (урок обобщения)"
Открытый урок...
Урок по литературному чтению " Нравственные уроки в сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане"
Чудесная сказка А.С.Пушкина о добре и зле, любви и корысти, наказании и прощении....
Технологическая карта урока "Образные выражения в сказке Пушкина А. С. "Сказка о рыбаке и рыбке"
Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Перспектива"...