урок по сказке Пушкина
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Хайруллина Рамиля Мухамадеевна

Цель: Развитие интереса к чтению сказок А. С. Пушкина.

Задачи: 1. Учить ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

2. Учить добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

3. Помогать работать по  коллективно составленному плану.

4. Воспитывать читательский интерес к сказкам А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_skazke_pushkina.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения. 3 Б класс

Хайруллина Р.М.

Тема: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Цель: Развитие интереса к чтению сказок А. С. Пушкина.

Задачи: 1. Учить ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

2. Учить добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

3. Помогать работать по  коллективно составленному плану.

4. Воспитывать читательский интерес к сказкам А.С.Пушкина

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Упражнение для кистей рук «Приветствие»

Сложите кисти рук ладонь на ладонь.

Улыбнитесь и поприветствуйте друг друга.

Потрите ладони, почувствуйте тепло.

Сложите кисти рук на груди, послушайте, как бьётся ваше сердечко.

Разведите их в стороны, пожелайте друг другу добра.

Ребята, у нас сегодня на уроке гости - подарите им улыбки и тепло своих сердец.

-Ребята, посмотрите, какой сказочный персонаж пришел к нам сегодня на урок? (Кот учёный)

-Из какого произведения он к нам пожаловал? (Из отрывка поэмы «Руслан и Людмила»). Назовите автора этой поэмы.

-Кот ученый не случайно к нам пришёл, он принес с собой тему нашего урока.

Узнать её нам поможет речевая разминка.

 «Речевая разминка»

Все слова произносите четко и правильно. Не забывайте о паузах и логическом ударении.
У лукоморья дуб зелёный
;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

-Что нам рассказывает кот ученый? (Сказки)

-Какую же тему урока он принес с собой?

2. Актуализация знаний

- Сегодня у нас необычный урок, мы отправимся в царство сказок А.С.Пушкина. (открыть карточку на доске)

 -Но чтобы узнать, что это за сказка, нам необходимо подобрать ключи. Потому что тайна за семью замками.  Работаем в группах – звёздочках. Капитан 1 звёздочки – Терехов Владислав, капитан 2 группы – Рахматуллина Динара, 3 группы – Антонова Мария.

- Ребята, на ваших столах лежат файлы  разного цвета. Достаньте полоски с написанными заданиями:

- составьте названия сказок А. С. Пушкина для детей.

Сказка о попе и о работнике его Балде (1830)

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди (1831)
Сказка о рыбаке и рыбке (1833)
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях (1833)
Сказка о золотом петушке (1834)

Дети работают с карточками в своих группах. Каждая группа читает названия составленных сказок.

3. Постановка учебной задачи

 -Мы сегодня познакомимся со сказкой, у которой самое длинное название. Какая  группа составляла самое длинное название сказки.( повесить на доске карточку с названием сказки).

Что вы хотите узнать сегодня на уроке по этой теме? Перед вами несколько карточек, где записаны задачи урока, выберите карточку, поставьте перед собой задачу.

 - Откройте учебник на с. 92

 - прочитайте название сказки, делая паузы в каждом словосочетании, с отдельной интонацией. 1гр.  -1 часть названия сказки

2гр.  -2 часть названия сказки

3гр.  -3 часть названия сказки

Что необычного в названии этой сказки? (Герои не просто называются, но и даётся их характеристика, выражается отношение к ним автора).

4. Открытие нового знания. Работа над произведением. 

- Кто уже знаком с этим произведением?  Кто тебя познакомил? Почему вновь и вновь мы возвращаемся к сказкам?  (Сказка  - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок»)

- Можно ли по названию сказки сказать, о каких героях пойдёт речь? ( Впереди нас ждут чудеса, волшебство.) 

Дети слушают аудиозапись к сказке.

По ходу чтения идёт словарная работа: 

кабы – если бы 

светлица – светлая чистая комната. В старину в таких комнатах жили девушки. 

аршин – мера длины, равная 71 см 

Как можно сказать по другому: 

только вымолвить успела – сказала 

полюбилася ему – понравилась 

Чтение сказки учащимися. 

Вопросы после чтения. 

- Какой эпизод в сказке вас особенно взволновал? 

- Как царь выбрал себе невесту? 

- Что стало причиной несчастий молодой царицы? ( зависть) 

- Кто ей завидовал? 

 Выборочное чтение. 

- Как завистницы осуществили свой план? Прочитайте. 

- Как отнёсся к этому известию царь? Прочитайте. 

В гневе начал он чудесить 

И гонца хотел повесить. 

- Что означает фраза «начал чудесить»? Как можно сказать по-другому? 

- Как поступили бояре с матерью и младенцем? 

- Прочитайте выразительно, как царица с сыном плыли в бочке по морю? С какой интонацией нужно читать эти строки? 

Посмотрите, чьи иллюстрации даны в учебнике? (Ивана Яковлевича Билибина)

И.Я.Билибин – театральный художник. Он ярко и эффектно сумел воплотить в иллюстрациях зрелищность пушкинской сказки.

 - прочитайте отрывок из сказки для иллюстрации на с. 93, с. 97, с. 103.

5. Физкульминутка

6. Первичное закрепление. Работа по карточкам в группах.

 -Какие три чуда были у Гвидона?

Ель

жар

пава

Белка

море

месяц

Орешки

берег

звезда

Изумруды

чешуя

реченька

Скорлупка

богатыри

освещает

- Перечислите чудеса, которые появились на острове.

  -Что побуждает князя Гвидона завести столько чудес в своем княжестве? Жадность, хвастовство или что-то другое?

Ученики: читают отрывки.

1 ученик. Знайте, вот что не безделка:
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Вот что чудом-то зовут» .

2 ученик. В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

3ученик. Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выплывает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо,
Это диво, так уж диво».

Замечательный русский композитор в 1899 году, когда Россия отмечала 100-летие со дня рождения А. С. Пушкина, написал оперу «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

 -Что такое опера?

Толковый словарь:

Опера – это музыкальное произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра. Композитора привлекла необыкновенная волшебность сказки, обилие чудес и, конечно, сам пушкинский стих, удивительно напевный, сочный. Музыка Римского – Корсакова дала вторую жизнь сказке А. С. Пушкина, сделала её ещё более яркой, многогранной, обогатила её.

Слушание музыки  «Три чуда» из оперы Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».  Послушайте внимательно и скажите:

- к какому чуду подходит эта музыка?

7. Самостоятельная работа. Тест.

8. Рефлексия

 -С какой сказкой мы познакомились? Какая работа для вас была самая интересная?

-Какое задание оказалось самым трудным?

Чему мы учились на уроке? (ценить  новые знания, полезные советы, мнения товарищей) Чему учит эта сказка А. С. Пушкина? (Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению).

 – Сегодня вы очень хорошо потрудились. Поблагодарите друг друга. Спасибо за сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок для учащихся подготовительной группы отделения изобразительного искусства детской школы искусств. Тема: Русское искусство. Начало времен. Конспект урока: «Иллюстрируем сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель  методической  работы – раскрыть особенности  формирования творческой свободы дошкольников и младших  школьников на уроках изобразительного искусства...

конспект урока литературного чтения в 3-м классе Тема урока: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…"

Цели урока: анализ художественного произведения, характеристика героев.Задачи урока:1. Образовательные: продолжить работу над совершенствованием навыков чтения; правильностью,   беглостью, в...

открытый урок по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

документ содержит все необходимое для урока. соответствует требованиям ФГОС...

Урок по литературному чтению " Нравственные уроки в сказке А.С.Пушкина "Сказка о царе Салтане"

Чудесная сказка А.С.Пушкина о добре и зле, любви и корысти, наказании и прощении....

Технологическая карта урока "Образные выражения в сказке Пушкина А. С. "Сказка о рыбаке и рыбке"

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Перспектива"...