Технологическая карта урока "Образные выражения в сказке Пушкина А. С. "Сказка о рыбаке и рыбке"
учебно-методический материал по чтению (2 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnolog_karta_obraznye_vyrazheniya_v_skazke_pushkina.docx63.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

«Образные слова и выражения в сказке А.С. Пушкина

 «Сказка о рыбаке и рыбке».

Цель

Формировать у учащихся умение понимать незнакомые слова, пользуясь контекстом, словарем, понимать смысл образных слов и выражений, передавать их значение.

Основное содержание, термины, понятия

Изучение образных слов и выражений из «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина Александра Сергеевича, старинные слова, образные выражения, толковый словарь, корпусный словарь

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

- уметь сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению;

- проявлять интерес к сказке и ее героям;

- проявлять желание понять и объяснить образные выражения сказки, создать (написать) свой текст с использованием образного выражения.

Познавательные умения:

- учить выделять главную мысль;

- определять значение слов и выражений, обосновывать свое мнение;

- осуществлять анализ, проводить сравнение;

- обобщать, устанавливать связи между понятиями и событиями, искать доказательства и выстраивать алгоритмы;

- обогащать словарный запас;

- развивать мышление, память, внимание.

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель с помощью учителя;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- учиться осуществлять самооценку;

- учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия.

Коммуникативные умения:

слушать и понимать речь других;

- реализовывать потребность в общении со сверстниками;

-допускать существование различных точек зрения;

- учиться договариваться, приходить к общему решению.

- использовать речевые средства для представления результата деятельности.

- читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок;

- работать с содержанием текста сказки;

- находить нужную словарную статью и читать ее.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы организации

Русский язык

Тема «Толковый словарь»

Изо

Тема «Рисуем иллюстрацию к образному выражению»

Информационный материал.

1.Климанова Л. Ф. Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2021.

2.Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Государственное  издательство иностранных и национальных словарей.

3.Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -  Дрофа, 2011.

Интерактивный материал.

Карточки с заданиями.

Презентация.

Фронтальная;

• индивидуальная

• парная

• групповая

Характеристика этапов

I этап. Самоопределение к деятельности

Задачи деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

Мотивировать учащихся к изучению темы;

стимулировать желание самому узнать значение незнакомых слов и выражений.

- Сейчас каждая группа получит карточку со словом. Прочитайте свое слово. (Землянка, ветхая, невод, пряжа).

- Из какой сказки эти слова?

- Кто автор?

- Вам понятны эти слова? Понятен ли нам будет смысл сказки, если мы не будем знать значения этих и других незнакомых слов и выражений?

- Как узнать значение непонятного слова? Верно, можно спросить у взрослых, посмотреть в словаре, обратиться к интернету.

- Узнайте из словаря значение слов.

1группа выясняет значение слова «землянка»,

2 группа - «ветхая»,

3 группа - «невод»,

4 группа - «пряжа».

Работа в группах. Взаимопроверка работы.

Личностные умения: самоопределения.

2 этап. Определение темы и цели урока.

Развивать умение формулировать тему и цель урока.

- Прочитайте выразительно понравившийся отрывок.

Понимание каких слов и выражений вызвало у вас затруднение?

- Хотите стать исследователями образных выражений из сказки Александра Сергеевича?

- С какой целью мы будем стараться осмыслить непонятные слова и выражения?

- Подумайте, какова цель нашего урока.

Личностные умения: смыслообразование.

Регулятивные умения: целеполагание.

Познавательные умения: формирование общеучебных навыков.

3 этап. Актуализация знаний.

Актуализировать знания о толковом словаре.

- Вы сейчас работали со словарем.  Вы работали с ним и раньше. Как называется этот словарь? Для чего нужен Толковый словарь?

Рассмотрите одну страницу словаря.  

Что вы можете сказать о строении словаря? Расскажите.

Принципы строения словаря:

1.Слова расположены по алфавиту.

2.К каждому слову дается толкование.

3.Приведены примеры употребления этого слова.

- Есть еще корпусные словари. В них содержатся тексты в электронном виде.

Познавательные:

обобщение, извлечение необходимой информации.

Регулятивные:

саморегуляция.

4 этап. Учебно-познавательная деятельность.

Стимулировать к изучению непонятных слов и выражений.

Ввести алгоритм оценки выступления-объяснения образного выражения.

Учить работать с толковым словарем, с текстом сказки, выполнять учебное задание по алгоритму,  иллюстрировать образное выражение, адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания.

- Ребята, вы сейчас будете работать в группах.

В каждой группе есть главный редактор, знаток русского языка, литератор, художник-оформитель.

Главный редактор организует работу в группе, презентует работу группы, следит за временем и за выполнением правил работы в группе.

Знаток русского языка работает с толковым словарем и находит нужную статью в словаре.

Литератор работает с текстом сказки.

Художник придумывает и делает набросок рисунка к образному выражению.

Можно выбрать понравившееся выражение:

«Не печалься, ступай себе с богом»

«Лишь с очей прогнать его велела»

«Не дерзнул поперек слова молвить»

«Ну, теперь твоя душенька довольна».

Учащиеся выбирают одно выражение, получают задания на карточках.

- Прочитайте задания, написанные на карточках шестиугольной формы, расположите фигуры в таком порядке, какой вы считаете нужным.

Выполните задания на карточках:

- главные редакторы, внимательно прочитайте задания на карточках.

- знатоки русского языка, найдите значение старинного слова в словаре.

- литераторы, прочитайте нужный отрывок из сказки, поразмышляйте, что обозначает данное выражение в этой сказке.

- художники, придумайте, как иллюстрировать образное выражение.

Главный редактор пишет на пустом шестиугольнике объяснение выбранного вами образного выражения.

(См Приложение к уроку № 1).

- Подготовьте выступление по плану:

1.Назвать образное выражение, над которым вы работали.

2.Рассказать, как вы понимаете это выражение.

3.Представить рисунок, поясняющий ваше высказывание.

Задания для групп.

1 группа. Как вы понимаете выражение «Ступай себе с богом»?

•        Найдите в сказке слова золотой рыбки:

«Не печалься, ступай себе с богом»

Сколько раз в тексте встречается это выражение?

•        Как обращается старик к золотой рыбке?

•        Какие слова говорит рыбка старику?

•        Обещает она выполнить просьбу старика?

•        С каким настроением уходит старик?

•        Запишите в пустом шестиугольнике, как вы понимаете выражение «Ступай себе с богом»?

2 группа. Как вы понимаете выражение  «Лишь с очей прогнать его велела»?

•        Из какой сказки эти строки?

Вот открыл царевич очи;

И дивясь, перед собой

Видит город он большой.

Обратите внимание на слово очи.

•        Из какой сказки эти строки?

Шамаханская царица,

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя.

Царь умолк, ей глядя в очи.

Обратите внимание на слово очи.

•        Слово «очки» образовано от слова «очи». Найди в словаре Ожегова С. И. «Словарь русского языка» значение слова «очки».

•        Как вы понимаете значение слова «очи»?

•        Как вы понимаете значение выражения «Лишь с очей прогнать его велела»? Запишите в пустом шестиугольнике.

3 группа. Как вы понимаете выражение «Не дерзнул поперек слова молвить»?

•        Посмотрите в словаре Даля В. И. «Толковый словарь живого великорусского языка», что означает слово «дерзнуть».

•        Вспомните, из какой сказки эти строки?

- Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица,-

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

Обратите внимание на слово «молвила».

•        Вспомните, из какой сказки эти строки?

Входят семь богатырей,

Семь румяных усачей.

Старший молвил: «Что за диво!

Всё так чисто и красиво».

Обратите внимание на слово «молвила».

•        Из слов-синонимов выберите слово, которым можно заменить слово молвить: изрекать, сказать, проговорить, произнести, проронить.

•        Напишите в пустом шестиугольнике, как вы понимаете выражение «Не дерзнул поперек слова молвить».

4 группа. Как вы понимаете выражение «Теперь твоя душенька довольна»

•        Расположи требования старухи в правильном порядке.

«Хоть бы взял ты с нее корыто»

«Поклонись, выпроси уж избу»

«Хочу быть столбовою дворянкой»

«А хочу быть вольною царицей»

«Чтоб служила мне рыбка золотая»

•        Перечитай строки, в которых говорится о том, что старуха стала вольною царицей.

•        Кем стала старуха?

•        Исполнилось желание старухи?

•        Можно ли сказать, что старуха довольна?

•        Что говорит старик?

•        Объясните выражение «Теперь твоя душенька довольна». Выберите подходящие слова:

- получила то, что хотела;

- стала счастливой, довольной;

- стала честной, доброй;

- стала благодарной, терпеливой.

Презентация выполненной группами работы.

Выступление по плану:

1.Назвать образное выражение, над которым вы работали.

2.Рассказать, как вы понимаете это выражение.

3.Представить рисунок, поясняющий ваше высказывание.

Остальные учащиеся оценивают работу других групп по алгоритму:

- рассказывать свободно, не допуская долгих пауз;

- передать основное значение образного выражения, понятного для окружающих;

- не использовать в речи слова-сорняки: «ну», «вот», «потом», «еще»,

- представить иллюстрацию, объяснить ее замысел.

При оценке учащиеся используют смайлики.

Выступили отлично, всё получилось.

Выступили хорошо, были небольшие ошибки.

Надо еще поработать, исправить ошибки.

Личностные умения:

проявлять интерес к лексическому строению сказки.

Познавательные умения:

анализировать текст сказки, словарную статью, составлять свое объяснение незнакомого выражения, иллюстрировать его.

Регулятивные умения:

работать с текстом сказки, используя алгоритм, выполнять самопроверку или взаимопроверку при выполнении учебного задания.

Коммуникативные умения:

взаимодействовать с одноклассниками в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

составлять текст - объяснение образного выражения.

5 этап. Физкультминутка

Развивать умение снять напряжение.

Звучит музыка Мориса Равеля «Игра воды»

Учащиеся выполняют движения под музыку и стихотворение.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три.

Как рыбки плывут, покажи.

Рыбки плавали, ныряли

В голубой, морской воде.

То сойдутся, разойдутся,

То зароются в песке.

Личностные умения:

Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания.

Регулятивные умения:

Формируют:

умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.

6 этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Стимулировать использование приобретенных знаний и умений для сочинения собственного текста.

Учить выполнять учебные действия в соответствии с учебным заданием, представлять результат свой деятельности.

Как вы думаете, зачем мы анализировали отрывки из сказки, объясняли образные выражения?

- Где и каким образом нам и другим ребятам поможет наш словарь?

- Да, правильно. Словарь поможет сделать нашу речь была более яркой, красивой, образной, поможет пересказывать произведения, составлять тексты, сочинения.

- Подумайте и составьте свой небольшой текст с образным выражением, которое вы сегодня изучали, объясняли, над которым размышляли.

Выберите вариант задания: информативный, импровизационный, эвристический.

«Не печалься, ступай себе с богом».

Информативный вариант.

Впиши пропущенные слова.

«Мальчик в кружке судомоделирования построил парусник, принес домой, с восторгом ... папе. Вдруг нечаянно задел рукой парусник, модель упала, ... одна мачта. Папа успокаивает сына: «Не печалься, сынок, ступай себе с богом» спать. А сам папа полночи просидел с парусником, но … мачту.

Импровизационный вариант.

Допиши текст так, чтобы можно было использовать в рассказе фразу «не печалься, ступай себе с богом».

Мальчик в кружке судомоделирования построил парусник, принес домой, с восторгом показывает папе. Вдруг нечаянно задел рукой парусник, модель упала, сломалась одна мачта...»

Эвристический вариант.

Придумайте ситуацию, когда можно использовать фразу «не печалься, ступай себе с богом». Запишите ее.

«Не дерзнул поперек слова молвить».

Информативный вариант.

Допиши пропущенные слова.

«Мальчик играл вечером дома, … железную дорогу с рельсами, вагонами, шлагбаумом. Ему нужен был машинист. А младшая сестренка в это время … игрушечного машиниста спать. Брат … у сестры игрушку и сказал, что машинист поведет состав. Сестренка расплакалась, ведь она … игрушке колыбельную песню. Мама объяснила сыну, что нельзя … других. Старший брат — защитник и человек, с которого младшая сестра будет брать пример. Мальчик «не дерзнул поперек слова молвить». Он … игрушку сестре».

Импровизационный вариант.

Допиши текст так, чтобы можно было использовать в рассказе фразу «не дерзнул поперек слова молвить».

«Мальчик играл вечером дома, строил железную дорогу с рельсами, вагонами, шлагбаумом. Ему нужен был машинист. А младшая сестренка в это время укладывала игрушечного машиниста спать. Брат забрал у сестры игрушку и сказал, что машинист поведет состав…»

Эвристический вариант.

Придумайте ситуацию, когда можно использовать фразу «не дерзнул поперек слова молвить». Запишите ее.

«Теперь твоя душенька довольна»

Информативный вариант.

Допиши пропущенные слова.

«У девочки дома жил игривый котенок. Она решила нарисовать его. Но домашний питомец не хотел сидеть на месте. У девочки никак не получалось … мордочку, котенок постоянно убегал. Девочка снова и снова … мордочку своего питомца. Но голова зверька выходила то слишком большой, то слишком вытянутой. На следующий день мама … дочке книгу «Как рисовать животных». Дочь рассмотрела и … главу о том, как рисовать кошек. Вот теперь котенок … забавным, игривым, похожим на настоящего. «Теперь твоя душенька довольна», - воскликнула мама».

Импровизационный вариант.

Допиши текст так, чтобы закончить его можно было фразой «теперь твоя душенька довольна».

«У девочки дома жил игривый котенок. Она решила нарисовать его. Но домашний питомец не хотел сидеть на месте. У девочки никак не получалось нарисовать мордочку, котенок постоянно убегал. Девочка снова и снова принималась набрасывать мордочку своего питомца. Но голова зверька выходила то слишком большой, то слишком вытянутой…»

Эвристический вариант.

Придумайте ситуацию, когда можно использовать фразу «теперь твоя душенька довольна». Запишите ее.

«Лишь с очей прогнать велела».

Информативный вариант.

Допиши пропущенные слова.

«Две девочки давно дружат. Летом девочки поехали в детский лагерь. Они устроили неподалеку от лагеря шалаш, в котором … Это был их общий секрет. Лора  … секретом с другой девочкой. Теперь про их шалаш … еще одна девочка. Когда Лора  … к подружке, та «лишь с очей прогнать велела».

Импровизационный вариант.

Допиши текст так, чтобы закончить его можно было фразой «лишь с очей прогнать велела».

«Две девочки давно дружат. Летом девочки поехали в детский лагерь. Они устроили неподалеку от лагеря шалаш, в котором играли. Это был их общий секрет…»

Эвристический вариант.

Придумайте ситуацию, когда можно использовать фразу «лишь с очей прогнать велела». Запишите ее.

Личностные умения:

Проявлять интерес и творческое отношение к созданию своего текста.

Познавательные умения:

Составлять выбранный вариант выполнения задания;

Обосновывать свое суждение.

Регулятивные умения:

Ориентироваться в разных способах выполнения задания;

Выполнять учебное действие в соответствии с учебным заданием.

Коммуникативные умения:

Адекватно взаимодействовать с партнером;

Использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

Демонстрировать умение сочинять свой текст.

7 этап. Домашнее задание.

Научить понимать учебное задание.

Нарисуйте иллюстрацию к образному выражению, над которым работали на уроке.

Личностные умения:

Сформировать интерес к домашнему заданию.

Регулятивные умения:

Ориентироваться в учебном задании.

8 этап. Рефлексивная деятельность.

Самоанализ и самооценка ученика

Научить:

— соотносить полученный результат

с поставленной целью;

— оценивать результат своей деятельности;

— оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

Закончите предложения:

• На уроке литературного чтения по теме «Образные слова и выражения в сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» я

узнал(а) … , понял (а) … , научился (лась) … .

• Наибольшего успеха я достиг(ла) в … .

Самооценка

По итогам работы учащиеся выбирают для себя соответствующую формулировку и рисуют ее символ – смайлик:

«Я полностью справился с заданием самостоятельно»

«Я справился с заданием хорошо, но мне помогали…»

«Я не

справился с заданием

так, как

мне бы

хотелось.

Мне надо

 еще

поучиться и потрени-

роваться»

Регулятивные умения:

Оценка своей деятельности.

Познавательные:

Рефлексия способов и условий действия.

Личностные:

Самооценка на основе успешности.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка "У страха глаза велики" 2 класс

Класс: 2УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".Тип урока: Открытие новых знанийЦель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза ...

Технологическая карта образовательного мероприятия по технологии АМО. Тема: Традиционные сказки о животных. Народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»

Урок плотный и насыщенный, но не в ущерб здоровью детей за счет равномерного распределения различных видов заданий и чередование мыслительной деятельности с разминкой,  определение времени подачи...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс русская народная сказка "Два Мороза"

Технологическая карта урока литературного чтения Класс: 2 Тема: Сказка «Два Мороза» Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза» Задачи: Образовательная: отрабатыват...

Кроссворд по сказке Пушкина А.С."Сказка о мёртвой царевне"

Кроссворд по сказке Пушкина А.С."Сказка о мёртвой царевне"...

Технологическая карта по литературному чтению (2 класс) Русская народная сказка "Гуси-лебеди"

Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе Русская народная сказка "Гуси-лебеди"...

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе. Тема: сказки А. С. Пушкина. Форма: игра "Кто хочет стать миллионером?"

В данном документе содержится тезнологическая карта урока литературы на тему "Сказки А. С. Пушкина"...