Литературное чтение
рабочая программа по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи
Рассмотрена на заседании кафедры учителей Протокол № 1 от «01» сентября 2018 г. | Утверждена Приказом № 226 -ОД от «01» сентября 2018 г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
1-4 КЛАСС
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ, НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ЧЕТЫРЕ ГОДА
составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений:
литературное чтение, авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др.
Глушич Н.В., учителем начальных классов
г. Оха
2018 г.
I РАЗДЕЛ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:
- Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности.
- Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение.
- Обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач обучения и воспитания:
- Формирование личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям на основе художественных произведений, духовно – нравственного и эстетического содержания, активно влияющих на чувства, сознание и волю читателя. Ориентировать на моральные нормы, развивать у младших школьников умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека. Формировать навыки доброжелательного сотрудничества.
- Формирование навыков чтения и других видов речевой деятельности учащихся, умение ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.
- Формирование умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
- Формировать читательскую компетентность, помогающую младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.
- Развивать потребность в постоянном чтении книг, владеть техникой чтения и приёмами работы с текстом, понимать прочитанные и прослушанные произведения, уметь самостоятельно выбрать и оценить. Чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты
- Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества.
- Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
- Воспитание художественно – эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы.
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности.
- Овладение начальными навыками адаптации к школе, школьному коллективу.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев.
Метапредметные результаты
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств их осуществления.
- Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера.
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
- Использование знаково – символических средств представления информации о книгах.
- Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
- Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление причинно – следственных связей, построения рассуждений.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
- Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.
- Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты
- Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
- Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении.
- Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно – познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
- Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
- Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию.
- Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно – следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.
- Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно – познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение.
- Развитие художественно – творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе личного опыта.
IIРАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.
Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Курс «Литературное чтение» в начальной школе рассчитан на 414 часов.
- В 1 классе – 40 ч (4 ч в неделю, 10 учебных недель)
- Во 2 – 3 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)
- В 4 классе – 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели)
1 КЛАСС
- ЖИЛИ-БЫЛИ БУКВЫ
1.1 - 1.7 Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.
- СКАЗКИ, ЗАГАДКИ, НЕБЫЛИЦЫ
2.1 - 2.7 Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
- АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ. ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ!
3.1 - 3.5 Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.
- И В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ
4.1 - 4.6 Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пивоваровой.
- Я И МОИ ДРУЗЬЯ
5.1 - 5.7 Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом, о детях, их взаимоотношениях, об умении общаться друг с другом и со взрослыми.
- О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ
6.1 - 6.5 Произведения о взаимоотношениях человека с природой, рассказы и стихи С. Михалкова, В. Осеевой, И. Токмаковой, М. Пляцковского, Г. Сапгира, В. Берестова, Н. Сладкова, Д. Хармса, К. Ушинского.
- ПОВТОРЕНИЕ – 3 ч.
2 КЛАСС
- ВВОДНЫЙ УРОК ПО КУРСУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
- Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника.
- САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ
- – 2.4Книги, прочитанные летом. Творчество и талант читателя. Старинные и современные книги. Книги К. Ушинского, М. Горького, Л. Толстого. Научно – познавательные тексты.
- УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
- – 3.15Малые и большие жанры устного народного творчества. В. Даль – собиратель пословиц русского народа. Русские народные сказки «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси – лебеди».
- ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ОСЕНЬ
- – 4.8Образы осени в загадках. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, К. Бальмонта, А. Плещеева, А. Фета, А. Толстого, С. Есенина.
- РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ
- – 5.14А.С. Пушкин. Лирические стихотворения. «Сказка о рыбаке и рыбке». И.А. Крылов. Басни и сказки. Л.А. Толстой. Басни и рассказы.
- О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ
- – 6.12Весёлые стихи о животных А. Шибаева, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова. Научно – популярный текст Н. Сладкова. Рассказы о животных М. Пришвина, Е. Чарушина, Б. Житкова, В. Бианки.
- ИЗ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ
- – 7.9 Произведения из детских журналов. Игра в стихи. Д. Хармс, Ю. Владимиров, А. Введенский. Проект «Мой любимый детский журнал».
- ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ЗИМА
- – 8.9Зимние загадки. Лирические стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта, Я. Акима, Ф. Тютчева, С. Есенина, С. Дрожжина. Русская народная сказка «Два Мороза». Новогодняя быль. С. Михалков. Весёлые стихи о зиме А. Барто, А. Прокофьева.
- ПИСАТЕЛИ ДЕТЯМ
- –9.17 К. Чуковский. Сказки. «Путаница», «Радость», «Федорино горе». С.Я. Маршак «Кот и лодыри». С.В. Михалков «Мой секрет», «Сила воли». А. Барто. Стихи. Н.Н. Носов. Юмористические рассказы для детей.
- Я И МОИ ДРУЗЬЯ
10.1-10.10 Стихи о дружбе и друзьях В. Берестова, Э. Мошковской, В. Лунина,. Рассказы Н. Бурлакова, Ю. Ермолаева, В. Осеевой.
- ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. ВЕСНА
11.1-11.9 Весенние загадки. Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской.
- И В ШУТКУ И В СЕРЬЁЗ
12.1-12.14 Весёлые стихи Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, И, Токмаковой. Весёлые рассказы для детей Э. Успенского, Г. Остера, В. Драгунского.
- ЛИТЕРАТУРА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
13.1-13.12 Американские, английские, французские, немецкие народные песенки в переводе С. Маршака, В. Викторова, Л. Яхнина. Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная шапочка». Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Эни Хогарт «Мафин и паук». Проект «Мой любимый писатель – сказочник»
- ПОВТОРЕНИЕ
14.1-14.2 Повторение изученного материала
3 КЛАСС
- ВВОДНЫЙ УРОК ПО КУРСУ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.
1.1 Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.
- САМОЕ ВЕЛИКОЕ ЧУДО НА СВЕТЕ.
2.1--2.2 Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
- УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО.
3.1--3.14 Русские народные песни. Докучные сказки. Русские народные сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван – Царевич и Серый Волк», «Сивка – Бурка». Проект «Сочиняем волшебную сказку».
- ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1.
4.1– 4.11 Русские поэты ХIХ – ХХ века. И.Ф.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка …», «Зреет рожь над жаркой нивой …», И.С.Никитин «Полно, степь моя …», «Встреча зимы». Подготовка сценария утренника «Первый снег». И.З.Суриков «Детство», «Зима».Проект «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского.
- ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ.
5.1– 5.26 А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане …». Басни А.А.Крылова.Лирические стихотворения М.Ю.Лермонтова. Рассказы Л.Н.Толстого.
- ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2.
6.1– 6.6 Стихотворения о природе Н.А.Некрасова, произведение в стихах «ДедушкаМазай и зайцы». Стихотворения К.Д.Бальмонта, И.А.Бунина.
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ.
7.1–7.9Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки», В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница», В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».
- БЫЛИ – НЕБЫЛИЦЫ.
8.1– 8.10 М.Горький «Случай с Евсейкой», К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей», А.И.Куприн «Слон».
- ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1.
9.1– 9.6 Саша Чёрный. Стихи о животных. А.А.Блок. Картины зимних забав.СтихотворенияС.А.Есенина.
- ЛЮБИ ЖИВОЕ.
10.1 – 10.16ТекстМ.Пришвина «Моя родина». Произведение И.С. Соколова-Микитова «Листопадничек». Тексты И.В.Белова «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». В.В.Бианки «Мышонок Пик», Б.С.Житков «Про обезьянку», В.П.Астафьев «Капалуха», В.Ю.Драгунский «Он живой и светится»
- ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2.
11.1– 11.8 СтихиС.Я.Маршака «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной …».А.А.Барто «Разлука», «В театре». С.В.Михалков «Если». Е.А.Благинина «Кукушка», «Котёнок».Проект «Праздник поэзии»
8
- СОБИРАЙ ПО ЯГОДКЕ – НАБЕРЁШЬ КУЗОВОК.
12.1 – 12.12 Произведение Б.В.Щергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Рассказы А.П.Платонова «Цветок на земле», «Ещё мама».М.М.Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». Юмористические рассказы Н.Н.Носова «Федина задача», «Телефон», «Друг детства».
- ПО СТРАНИЦАМ ДЕТСКИХ ЖУРНАЛОВ.
13.1– 13.8 Старые детские журналы «Мурзилка», «Весёлые картинки». Рассказ Ю.Ермолаева «Проговорился», «Воспитатели», Г.Остер «Вредные советы», Р.Сеф «Весёлые стихи».
- ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- – 14.7Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Сказка Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок».
4 КЛАСС
1. ВВОДНЫЙ УРОК
1.1 Содержание учебника. Словарь. Система условных обозначений.
2. ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, ЖИТИЯ
2.1-2.7 События летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда», «И вспомнил Олег коня своего». Произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Былина «Ильины три поездочки». Герои былины в картине В. Васнецова «Богатыри». Сергий Радонежский – святой земли русской. Житиё Сергия Радонежского. Детство и юность Варфоломея. Рассказ о битве на Куликовом поле на основе репродукций картин. Проект «Создание календаря исторических событий»
3. ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ
3.1-3.15 П.П. Ершов «Конёк – горбунок». А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора! Очей очарованье…», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях…». М.Ю. Лермонтов «Дары Терека». Ашик – Кериб «Турецкая сказка». Л.Н. Толстой. Рассказ «Детство». Басня Л. Толстого «Как мужик камень убрал». А.П. Чехов. Рассказ «Мальчики»
4. ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 1
4.1-4.10 Ф.И. Тютчев. Стихи «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…». А.А. Фет. Стихи «Весенний дождь», «Бабочка», А.Н. Плещеев. Стих «Дети и птичка». И.С. Никитин Стих «В синем небе плывут над полями…». Н.А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки»картина осени в стихах И.А. Бунина «Листопад».
5. ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ
5.1-5.10 В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». П.П. Бажов «Серебряное копытце». С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
6. ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС
6.1-6.5 Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». В.Ю. Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка». В.В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел».
7. СТРАНА ДЕТСТВА
7.1-7.6 Б.С. Житков. Произведение «Как я ловил человечков». К.Г. Паустовский. Произведение «Корзина с еловыми шишками». М.М. Зощенко. Произведение «Ёлка».
8. ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 2
8.1-8.6 В.Я. Брюсов. Стихи «Опять сон», «Детская». С.А. Есенин. Стих «Бабушкины сказки». М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».
9. ПРИРОДА И МЫ
9.1-9.8 Д.Н. Мамин – Сибиряк. Рассказ «Приёмыш». А.И. Куприн. Произведение «Барбос и Жулька». М.М. Пришвин. Произведение «Выскочка». Е.И. Чарушин. Произведение «Кабан». В.П. Астафьев. Рассказ «Стрижонок Скрип». Проект «Природа и мы»
10. ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ 3
10.1-10.6 Б.Л. Пастернак, произведение «Золотая осень». Картины весны и лета в произведениях С.А. Клычкова. Д.Б. Кедрин «Бабье лето». Н.М. Рубцов, произведение «Сентябрь» С.А. Есенин «Лебёдушка».
11. РОДИНА
11.1-11.5 И.С. Никитин, стих «Русь». С.Д. Дрожжин «Родине». А.В. Жигулин, стих «О, Родина! В неярком блеске…». Проект «Они защищали Родину»
12. СТРАНА ФАНТАЗИЯ
12.1-12.6 Е.С. Велтистов, фантастический рассказ «Приключения Электроника». Кир Булычёв фантастический рассказ «Путешествие Алисы».
13. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
13.1-13.17 Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» Г.Х. Андерсен, сказка «Русалочка». Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Сельма Лагерлеф. В Назарете. Святое Семейство. Иисус и Иуда.
Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
По организации обучения: очная
По количеству учащихся: коллективная (фронтальная), индивидуальная, групповая (ндивидуально-групповая, кооперативно-групповая, дифференцированно-групповая, парная)
По месту обучения: школьная, внешкольная
По продолжительности: академический час (45 минут)
По специфике взаимодействия педагога и учащихся: классно-урочная
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ И ДРУГИХ ВИДОВ РАБОТ
1 КЛАСС
Произведения для заучивания наизусть:
- Русские народные песенки, потешки, стишки – 2 произведения на выбор.
- Стихи о весне – 2 произведения на выбор.
- К. Чуковский, О. Дриз, О. Григорьев – 1 произведение на выбор.
- К. Чуковский «Телефон» (отрывок).
- Ю. Энтин «Про дружбу».
Административная контрольная работа
Итоговая комплексная работа
2 КЛАСС
Произведения для заучивания наизусть:
- Р.Сеф «Читателю»
- К.Бальмонт «Поспевает брусника», А.Плещеев «Осень наступила» (по выбору)
- А.Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад»
- А.Пушкин.Стихи об осени (по выбору)
- Ю.Владимиров «Чудаки» (по желанию)
- Бунин, Аким, Бальмонт. Стихи о первом снеге (по выбору).
- С.Есенин «Берёза»
- А.Барто«Мы не заметили жука», «В школу»(по выбору)
- А.Плещеев. Стихи о весне (по выбору)
- Э. Успенский «Если был бы я девчонкой..», «Над нашей квартирой» (по выбору)
- Стихи И.Токмаковой (по выбору)
- Песенки «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети..» (по выбору)
Административная контрольная работа
Итоговая комплексная работа
Проекты:
Проект № 1«О чём может рассказать школьная библиотека».
Проект № 2 «Мой любимый детский журнал»
Проект № 3«Мой любимый писатель – сказочник»
3 КЛАСС
Произведения для заучивания наизусть:
- Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»
- А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка …»
- И.З.Суриков «Детство», «Зима» (по выбору)
- А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало …»
- А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер» (по выбору)
- Басни И.А.Крылова «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна» (по выбору)
- И.А.Крылова «Ворона и лисица»
- С.А.Есенин «Черёмуха»
Административная контрольная работа
Итоговая комплексная работа
Проекты:
Проект № 1 «Сочиняем волшебную сказку».
Проект №2 «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского.»
Проект № 3 «Праздник поэзии»
4 КЛАСС
Произведения для заучивания наизусть:
- А.С.Пушкин «Няне»
- А.С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!…»
- Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» (по выбору)
- А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка» (по выбору)
- А.Н. Плещеев «Дети и птичка»
- В.Я.Брюсов «Опять сон», «Детская» (по выбору)
- Н.М. Рубцов «Сентябрь»
- С. Есенин «Лебёдушка» (отрывок)
- С.Д. Дрожжин «Родине»
Всероссийская проверочная работа
Итоговая комплексная работа
Проекты:
Проект № 1 «Создание календаря исторических событий»
Проект № 2«Природа и мы»
IIIРАЗДЕЛ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в разделе | Содержание | Сроки проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) | |||||
1 | 1.1 | Введение. Знакомство с учебником. | |||
Самое великое чудо на свете (3 часа) | |||||
2 | 2.1 | Самое великое чудо на свете | |||
3 | 2.2 | Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека» | |||
4 | 2.3 | Книги. Р. Сеф «Читателю» | наизусть | ||
Устное народное творчество (15 часов) | |||||
5 | 3.1 | Устное народное творчество | |||
6 | 3.2 | Русские народные песни | |||
7 | 3.3 | Русские народные потешки и прибаутки | |||
8 | 3.4 | Скороговорки, считалки, небылицы | |||
9 | 3.5 | Загадки, пословицы, поговорки | |||
10 | 3.6 | Народные сказки. Ю.Мориц «Сказка по лесу идет..» | |||
11 | 3.7 | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко» | |||
12 | 3.8 | Русская народная сказка «У страха глаза велики» | |||
13 | 3.9 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев» | |||
14 | 3.10 | Русская народная сказка «Лиса и журавль» | |||
15 | 3.11 | Русская народная сказка «Каша из топора» | |||
16 | 3.12 | Русская народная сказка «Гуси – лебеди» | |||
17 | 3.13 | Русская народная сказка «Гуси – лебеди» | |||
18 | 3.14 | Викторина по сказкам | |||
19 | 3.15 | КВН «Обожаемые сказки» | |||
Люблю природу русскую. Осень (8 часов) | |||||
20 | 4.1 | Люблю природу русскую. Осень. | |||
21 | 4.2 | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной…» | |||
22 | 4.3 | К. Бальмонт «Поспевает брусника…», А. Плещеев «Осень наступила…» | наизустьпо выбору | ||
23 | 4.4 | А.Фет «Ласточки пропали…» | |||
24 | 4.5 | «Осенние листья» - тема для поэтов | наизусть | ||
25 | 4.6 | В. Берестов «Хитрые грибы» | |||
26 | 4.7 | М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…» | |||
27 | 4.8 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень» | |||
Русские писатели (14 часов) | |||||
28 | 5.1 | А. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…» | |||
29 | 5.2 | Стихи А. Пушкина | |||
30 | 5.3 | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | |||
31 | 5.4 | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | |||
32 | 5.5 | А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» | |||
33 | 5.6 | Обобщение по теме «Сказки А.Пушкина» | |||
34 | 5.7 | И. Крылов «Лебедь, Рак и Щука» | |||
35 | 5.8 | И. Крылов «Стрекоза и Муравей» | |||
36 | 5.9 | Л. Толстой «Старый дед и внучек». | |||
37 | 5.10 | Л. Толстой «Филипок» | |||
38 | 5.11 | Л. Толстой «Филипок» | |||
39 | 5.12 | Л. Толстой «Котёнок», «Правда всего дороже» | |||
40 | 5.13 | Весёлые стихи | |||
41 | 5.14 | Обобщение по разделу «Русские писатели» | |||
О братьях наших меньших (12 часов) | |||||
42 | 6.1 | О братьях наших меньших. | |||
43 | 6.2 | Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…», И. Пивоварова «Жила-была собака…» | |||
44 | 6.3 | В. Берестов «Кошкин щенок». | |||
45 | 6.4 | Домашние животные | |||
46 | 6.5 | М. Пришвин «Ребята и утята» | |||
47 | 6.6 | М. Пришвин «Ребята и утята» | |||
48 | 6.7 | Е.Чарушин «Страшный рассказ» | |||
49 | 6.8 | Е.Чарушин «Страшный рассказ» | |||
50 | 6.9 | Б. Житков «Храбрый утёнок» | |||
51 | 6.10 | В. Бианки «Музыкант» | |||
52 | 6.11 | В. Бианки «Сова» | |||
53 | 6.12 | Обобщение по разделу «О братьях наших меньших» | |||
Из детских журналов (9 часов) | |||||
54 | 7.1 | Из детских журналов | |||
55 | 7.2 | Д.Хармс «Игра» | |||
56 | 7.3 | Д. Хармс «Вы знаете?..» | |||
57 | 7.4 | Д. Хармс, С. Маршак «Веселые чижи» | |||
58 | 7.5 | Д.Хармс «Что это было?» | |||
59 | 7.6 | Н. Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог» | |||
60 | 7.7 | Ю. Владимиров «Чудаки» | |||
61 | 7.8 | А.Введенский «Учёный Петя», «Лошадка» | |||
62 | 7.9 | Обобщение по разделу «Из детских журналов» | |||
Люблю природу русскую. Зима (9 часов) | |||||
63 | 8.1 | Люблю природу русскую. Зима | |||
64 | 8.2 | Стихи о первом снеге | |||
65 | 8.3 | Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою…» | |||
66 | 8.4 | С.Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза» | |||
67 | 8.5 | Русская народная сказка «Два Мороза» | |||
68 | 8.6 | Русская народная сказка «Два Мороза» | |||
69 | 8.7 | С. Михалков «Новогодняя быль» | |||
70 | 8.8 | А. Барто «Дело было в январе…» | |||
71 | 8.9 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Зима» | |||
Писатели детям (17 часов) | |||||
72 | 9.1 | Писатели детям | |||
73 | 9.2 | К. Чуковский «Путаница» | |||
74 | 9.3 | К.Чуковский «Радость» | |||
75 | 9.4 | К. Чуковский «Федорино горе» | |||
76 | 9.5 | К. Чуковский «Федорино горе» | |||
77 | 9.6 | С. Маршак «Кот и лодыри» | |||
78 | 9.7 | С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли» | |||
79 | 9.8 | С.Михалков «Мой щенок» | |||
80 | 9.9 | А. Барто «Верёвочка» | |||
81 | 9.10 | А.Барто «Мы не заметили жука…», «В школу» | |||
82 | 9.11 | А.Барто «Вовка – добрая душа» | |||
83 | 9.12 | Н. Носов «Затейники» | |||
84 | 9.13 | Н.Носов «Живая шляпа» | |||
85 | 9.14 | Н.Носов «Живая шляпа» | |||
86 | 9.15 | Н. Носов «На горке» | |||
87 | 9.16 | Н. Носов «На горке» | |||
88 | 9.17 | Обобщение по разделу «Писатели – детям» | |||
Я и мои друзья (10 часов) | |||||
89 | 10.1 | Я и мои друзья | |||
90 | 10.2 | Стихи о дружбе и обидах | |||
91 | 10.3 | Н. Булгаков «Анна, не грусти!» | |||
92 | 10.4 | Ю.Ермолаев «Два пирожных» | |||
93 | 10.5 | В.Осеева «Волшебное слово» | |||
94 | 10.6 | В.Осеева «Волшебное слово» | |||
95 | 10.7 | В. Осеева «Хорошее» | |||
96 | 10.8 | В. Осеева «Почему?» | |||
97 | 10.9 | В. Осеева «Почему?» | |||
98 | 10.10 | Обобщение по разделу «Я и мои друзья» | |||
Люблю природу русскую. Весна (10 часов) | |||||
99 | 11.1 | Люблю природу русскую. Весна | |||
100 | 11.2 | Стихи Ф. Тютчева о весне | |||
101 | 11.3 | Стихи А.Плещеева о весне | |||
102 | 11.4 | А. Блок «На лугу» | |||
103 | 11.5 | С. Маршак «Снег теперь уже не тот…» | |||
104 | 11.6 | И. Бунин «Матери» | |||
105 | 11.7 | А. Плещеев «В бурю» | |||
106 | 11.8 | Е. Благинина «Посидим в тишине» | |||
107 | 11.9 | Э.Мошковская«Я маму мою обидел…» | |||
108 | 11.10 | Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Весна» | |||
И в шутку и всерьёз (14 часов) | |||||
109 | 12.1 | И в шутку и всерьёз | |||
110 | 12.2 | Б.Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?» | |||
111 | 12.3 | Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха | |||
112 | 12.4 | Б.Заходер. Песенки Винни-Пуха | |||
113 | 12.5 | Э. Успенский «Чебурашка» | |||
114 | 12.6 | Э. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой…» | |||
115 | 12.7 | Административная контрольная работа | |||
116 | 12.8 | Стихи Э. Успенского | |||
117 | 12.9 | Стихи В. Берестова | |||
118 | 12.10 | Стихи И. Токмаковой | |||
119 | 12.11 | Г. Остер «Будем знакомы» | |||
120 | 12.12 | В. Драгунский «Тайное становится явным» | |||
121 | 12.13 | В.Драгунский «Тайное становится явным» | |||
122 | 12.14 | Обобщение по разделу «И в шутку и всерьез» | |||
Литература зарубежных стран (12 часов) | |||||
123 | 13.1 | Литература зарубежных стран. | |||
124 | 13.2 | Американская и английская народные песенки | |||
125 | 13.3 | Песенки «Сюзон и мотылёк», «Знают мамы, знают дети…» | |||
126 | 13.4 | Ш. Перро «Кот в сапогах» | |||
127 | 13.5 | Ш. Перро «Кот в сапогах» | |||
128 | 13.6 | Ш. Перро «Красная шапочка» | |||
129 | 13.7 | Итоговая комплексная работа | |||
130 | 13.8 | Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине» | |||
131 | 13.9 | Э. Хогарт «Мафин и паук». | |||
132 | 13.10 | Э. Хогарт «Мафин и паук». | |||
133 | 13.11 | Обобщение по разделу «Литература зарубежных стран» | |||
134 | 13.12 | КВН «Цветик-семицветик» | |||
Повторение (2 часа) | |||||
135 | 14.1 | Повторение изученного материала | |||
136 | 14.2 | Повторение изученного материала | |||
Итого | 136 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....