Технологическая карта к уроку литературного чтения
методическая разработка по чтению
Технологическая карта к уроку литературного чтения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Тип урока: урок получения новых знаний.
Цель: изучить пьесу – сказку С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»; узнать о театральном искусстве на примере сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Задачи:
Формируемые УУД:
Познавательные УУД: получение новых знаний учащихся о сказке С.Я Маршака, формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; сравнивать героев произведения, определять особенности пьесы - сказки.
Регулятивные УУД: формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, текстом;
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других в рамках учебного диалога; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре ( планирование совместной деятельности);
Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.
Личностные УУД: формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией; умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.
Методы обучения: Словесные и наглядные, частично-поисковые, мотивации и стимулирования; практически-творческие; рефлексии.
Средства обучения:
а) портрет С.Я. Маршака б) Фортепианный цикл «Времена года» П.И. Чайковского, презентация
Этап | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Организационный момент. (4 мин) | Организация направленного внимания на начало урока | -Добрый день ребята, уважаемые гости! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их улыбками, подарим им своё хорошее настроение. Я приглашаю вас, ребята в зимний лес, Где много всяких сказочных чудес, Где замела метелица дороги, Где косолапый мишка спит в берлоге. Где в ледяном дворце живёт сама Красавица волшебница-Зима. (звучит музыка Чайковского) При звуках этой музыки закройте глаза и постарайтесь представить себе картину, как идёт снег. Потом скажите, какое настроение создаёт эта музыка. -Что вы себе представили? | Отвечают на вопросы учителя. Дети передают свои впечатления.(в музыке слышно, как снежинки то спокойно танцуют, то кружатся, переливаясь при дуновение ветра) | Положительный настрой на уроке. Личностные УУД:- осознанность учения Коммуникативные УУД: – речевая деятельность с целью получения информации, построение речевых высказываний |
2.Актуализация знаний, мотивация. (5 мин) | Создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения. Прием: яркое пятно. | Учитель: - Зиме посвящается много рассказов, стихов. Русская зима воспета в народных песнях, музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи.(иллюстрация зимнего пейзажа)слайд 1. - Любите вы зиму? -Как вы думаете, какой самый любимый зимний праздник у людей?( - Почему? -В произведениях, какого жанра могут происходит чудеса? -Какие виды сказок вы знаете? -На какие группы их можно разделить? | Дети отвечают на вопросы учителя. Новый год. На новый год люди загадывают желания и ждут совершения чуда-исполнения желания. В сказках Народные, авторские. О животных, волшебные, бытовые. | Подготовка к восприятию Коммуникативные УУД: – речевая деятельность с целью получения информации, построение речевых высказываний Познавательное УУД: - Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. |
3. Постановка цели и задачи урока. (5 мин) | Формировка цели урока учителем. | -Вам бы хотелось увидеть какое-нибудь чудо? -Ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? Произведение какого автора нам в этом может помочь? (Мы познакомимся с произведением Маршака «Двенадцать месяцев»).слайд2 - Вам знакома эта сказка? - Вы читали её сами, или вам читали взрослые? - Кто видел мультфильм? -Ребята, это не просто сказка. Это сказка – пьеса. Пьеса — литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. – Чем отличается пьеса от других произведений? (Пьеса предназначена для постановки в театре, на сцене, здесь выделены роли). - А вы знаете, кто такой Самуил Яковлевич Маршак?слайд3 Он родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Рано полюбил стихи. Отец его работал мастером на заводах. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьёй переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге. Он учился в Воронежской гимназии, потом в Петербурге, затем в Ялтинской гимназии. После этого учился в Англии, окончил Лондонский университет, основательно изучил английский язык, что помогло делать литературные переводы. Большую часть своего творчества он посвятил детям, написав стихи, сказки, загадки, пьесы, делал переводы.слайд4 | Дети помогают учителю в формулировке постановки цели урока. Введение нового понятия – пьеса. Работают с учебником. | Принятие целей урока, готовность к чтению и обсуждению текста. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. умение включаться в урок; ориентация на положительную мотивацию к учебной деятельности |
4. Первичное восприятие произведения. (15 мин) | Обеспечить целостность, эмоциональность, интерес к изучаемому произведению. | Чтение сказки вместе с учителем. ( учебник стр. 61) -Какая это сказка?(волшебная) -Докажите, что она волшебная.(волшебные помощники-12 месяцев, волшебный предмет-колечко, волшебные события-быстрое изменение времён года, волшебное преобразование-баба и дочь стали собаками). Ребята, почему сказка называется «Двенадцать месяцев»? (Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. А в этой сказке Падчерица видела все 12 месяцев сразу) – Назовите действующих лиц пьесы. Как вы нашли героев? ( Оформление сказки необычное, в виде разговора). -Кто же это Падчерица?(Неродная дочь) -Что вы можете сказать здесь о девочке? Какая она?(Трудолюбивая, добрая, терпеливая, приветливая). - Как вы думаете, почему автор сделал её главным персонажем?(хорошая) - Все ли её любили?(Мачеха не любила. Она давала ей много работы). -Какую самую трудную работу мачеха приказала выполнить падчерице?(Зимой нарвать подснежников) -Зачем мачехе понадобились зимой подснежники?(по воле королевы) -Что вы можете сказать о мачехе? Почему вы так решили? -Что вы можете сказать о дочке и о королеве? Работа в парах. У вас на партах лежат лепестки. Они все перепутались. Вам надо среди них отобрать те, которые характеризуют наших героев. Составьте цветок каждого героя. 1-я группа. Падчерица-умная, имеет чувство юмора, сирота, трудолюбивая, добродушная, честная, спокойная, послушная, готова простить. 2-я группа. Дочь-жадная, безжалостная, не увжает родителей, злая, равнодушная, корыстная, хитрая, эгоистическая, ленивая, непослушная, завистливая. | Дети внимательно слушают. Отвечают на вопросы. Узнают значение новых слов по словарю. Знакомятся с особенностями сказок – пьес. | Коммуникативные УУД: – речевая деятельность с целью получения информации, построение речевых высказываний Познавательное УУД: - Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. |
5. Физминутка ( 4 мин) | Техника круговых движений. | Дети выполняют словесные задания учителя. | Личностные: - установка на здоровый образ жизни | |
5.Выявление особенностей восприятия(проверка восприятия) (7 мин) | Определить, как эмоционально дети откликнулись на произведение. | -Ребята, а как вы думаете без чего еще не бывает театра? (Пьеса, спектакль, актеры). - А что же еще?(музыка) -Действительно, без музыкального сопровождения театр не так красочен. -Давайте обратимся к нашей сказке. Какие месяца вы видите? (Январь, Февраль, Апрель, Декабрь, Март) -Какие здесь весенние месяца, какие зимние? Выборочное чтение. -Найдите в тексте волшебные слова, с помощью которых братья месяцы передавали друг-другу эстафету. Январь.-Не трещите морозы… Февраль.-Ветры, бури, ураганы… Март.-Снег теперь уж не тот… Апрель.-Разбегайтесь рчьи… -Ребята, как падчерица разговаривает с месяцами? -А почему месяцы помогли девочке? - Какие природные явления мы можем выделить из данного отрывка? Что происходит в марте, апреле? -Что вы можете сказать об этом цветке? (Подснежник-самое раннее луковичное растение, которое действительно пробивается из земли и зацветает с первыми тёплыми весенними лучами солнца, когда чуть подтает снег. Растение это изящное, хрупкое, нежное, с белоснежными лепестками. В природе насчитывается около 18 видов. Многие из них занесены в Красную книгу). | Ребята слушают музыку. Определяют характер музыки, героев. Дети учатся выразительному драматическому чтению согласно характеру героя. | Коммуникативные УУД: - учитывать разные мнения, договариваться, адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.умение включаться в урок; ориентация на положительную мотивацию к учебной деятельности |
6.Повторное восприятие (перечитывание). (5 мин) | Углубить восприятие произведения | -Мы с вами провели большую работу .Какой можно сделать вывод? Что такое пьеса? (литературное произведение, предназначенное для постановки в театре). -Как вы думаете, что победило в этой пьессе? (добро. А победит добро в нашей жизни, зависит только от нас. Не делайте людям зла, помните, оно всегда возвращается. | Ребята составляют вопросы , которые они бы хотели задать падчерице. | Вторичное восприятие текста. Коммуникативные УУД: -умение строить речевое высказывание Познавательные УУД: - осознанное построение речевого высказывания Личностные УУД: - учебная мотивация Познавательные УУД:
анализ объектов с целью выделения признаков. |
7.Рефлексия деятельности (2 мин) | Осознать путь, который помог учащимся осмыслить идею произведения | А число 12 не простоое, оно волшебное. 12 месяцев в году, наши сутки поделены на день и ночь-по 12 часов каждый. И, наконец, под Новый год, когда часы 12 бьют, мы все верим в волшебство. И сегодня в руки мне попала корзинка с подснежниками. И разрешите подарить эти цветы нашим гостям со словами « Если только ты захочешь, если ты будешь хорошим, чистым и честным, то зацветут для тебя подснежники и в январе..» Будьте хорошими, честными, чистыми, трудолюбивыми людьми. | Дети отвечают на вопросы учителя, оценивают самого себя, сознаются в том, что получается или не получается. | Целостное осмысление, обобщение полученной информации, собственное отношение к изучаемому материалу. Регулятивные УУД: -умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Коммуникативные УУД: - социализация учащихся - способность сохранять; доброжелательное отношение друг к другу |
8. Домашнее задание (2 мин) | Закрепить умения, полученные на уроке | Домашнее задание на выбор: Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку. | Дети записывают домашнее задание в дневник | Эмоциональное принятие домашнего задания. |
Оценочная деятельность (1 мин) | Дать оценку, полученным знаниям. | Мне очень понравилось сегодня работать с вами. Спасибо и вам дорогие наши гости, за то, что Вы пришли время посетить наш урок. Ещё приходите. |
| Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс
Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Введение в тему "Самое великое чудо на свете"
Технологическая карта разработана ко второму уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....
Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.
Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....
Технологическая карта к уроку литературного чтения на тувинском языке по теме: С. Сарыг-оол "Саны-Мөге"
4-ку класска литературлуг номчулга кичээлинде С.Сарыг-оолдуң "Саны-Мөге" деп шулуглелин өөредириниң технологтуг картазы....
Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе ОП "Школа 2100" по теме: Сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе ОП "Школа 2100" по теме: Сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...
Технологическая карта к уроку литературного чтения. Л.Н. Толстой "Акула", 3 класс, УМК "Школа России". Фрагмент урока (для аттестации).
3 класс, УМК "Школа России"....
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".
Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...