РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ , "ШКОЛА РОССИИ"
рабочая программа по чтению

Слепова Ольга Ивановна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ, "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter.chtenie_na_rodnom_yazyke_1-4.docx164.34 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1  к образовательной программе НОО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ШКОЛА №29»

г.Нижневартовск

Рассмотрено:

на заседании МО

протокол №_  от

«   »  _____    2018  г.

Согласовано:

 Зам.дир. по УР

__________________________

 «___»______________2018.

Принято на заседании

педагогического совета

Протокол №__

от ________2018г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ "СШ №29"

____________  Т.В. Бачинина              Приказ № ____ от  ____2018г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ

                                                     (наименование учебного предмета)

Начальное общее образование (1-4 классы)

 (уровень образования)

2018-2019 учебный год

(срок реализации программы)

Слепова Ольга Ивановна

(Ф.И.О. учителей, разработавших рабочую программу)

Аннотация

к рабочей программе  по

литературному чтению на родном языке

для 1-4 классов

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке составлена в соответствии  

  • с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования, законом РФ «Об образовании в РФ»  от 29.12.12 №273;
  •   примерной основной образовательной программой начального общего образования (протокол от 08.04.2015г. №1/15)
  • с требованиями основной образовательной  программы НОО МБОУ «СШ №29»
  • с авторской программой Л.Ф. Климановой, М.В. Головановой, В.Г.  Горецкого, Л.А. Виноградской, М.В. Бойкиной (УМК «Школа России»)
  • с авторской программой Э.Э. Кац (УМК «Планета Знаний»)
  • с авторской программой Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой (УМК «Начальная школа 21 века»)

Структура программы:

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

2.Содержание учебного предмета

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы

Планируемые результаты изучения

учебного предмета, курса.

1 класс

Учащийся научится:

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
  • осмысленно, правильно читать целыми словами с элементами слогового чтения трудных слов (темп чтения - не менее 30 слов   в  минуту при чтении незнакомого текста);
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • пересказывать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • заучивать наизусть небольшие стихотворения;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
  • находить заглавие текста, называть автора произведения;
  • различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение;
  • знакомиться с книгой с опорой на три основных показателя: иллюстрацию, заглавие, фамилию автора;
  • оценивать поступки героя с помощью учителя и с опорой на текст и личный опыт;
  • узнавать сюжет по иллюстрациям;
  • приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
  • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

Учащийся получит возможность научиться:

  • вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
  • работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
  • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать
  • выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
  • ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и
  • целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
  • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
  • читать по ролям литературное произведение;
  • отличать прозаический текст от поэтического.

2 класс

Учащийся научится:

  • осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
  • читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух - не менее 40-50 слов в

            минуту) и выразительно доступные по содержанию и объёму произведения;

  • применять различные способы чтения (ознакомительное, творческое, изучающее,

            поисковое):

  • полноценно воспринимать (при чтении вслух и «про себя», при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;
  • персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;
  • работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;
  • определять авторскую позицию и выражать свое отношение к герою и его поступкам;
  • устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную

            мысль произведения; характеризовать героев;

  • отличать поэтический текст от прозаического;
  • распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);
  • осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);
  • делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;
  • передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа

           (полного, выборочного, краткого) с учетом специфики текстов;

  • высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;
  • создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение)

             на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по

             серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;          

  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
  • ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленных в детской библиотеке.

Учащийся получит возможность научиться:

  • осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
  • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
  • бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
  • развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
  • определять сходство и различие произведений разных жанров;
  • высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
  • делать устную презентацию книги (произведения);
  • расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

3 класс

Учащийся научится:

  • осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
  • бегло, выразительно читать текст;
  • выработать умение ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 70-80 слов в минуту);
  • улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте;
  • самостоятельно делить тексты на законченные по смыслу части и выделять в ни главное, определять с помощью учителя тему и смысл произведения в целом;
  • составлять план прочитанного и краткий пересказ его содержания;
  • устно рисовать картины к прочитанным произведениям;
  • ориентироваться в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике;
  • научиться ориентироваться в мире книг по предложенному учителем списку;
  • оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Учащийся получит возможность научиться:

  • осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
  • применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
  • культуру народов многонациональной России и других стран;
  • развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
  • определять сходство и различие произведений разных жанров;
  • высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
  • делать устную презентацию книги (произведения);
  • пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
  • работать с детской периодикой;
  • расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

4 класс

 Учащийся научится:

  • осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения другим предметам и в дальнейшей жизни;
  • бегло, выразительно читать текст;
  • ускоренно читать произведение за счёт отработки приёмов целостного и точного восприятия слова, быстроты понимания прочитанного (скорость чтения не менее 90 слов в минуту);
  • понимать содержание прочитанного понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
  • передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа:
  • придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
  • составлять план к прочитанному;
  • вводить в пересказы - повествования элементы описания, рассуждения и цитаты из текста;
  • выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  • самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
  •  полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
  • давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
  • оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Учащийся получит возможность научиться.

  • осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии; применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважать культуру народов многонациональной России и других стран;
  • бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
  • развивать способность к эмпатии, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);
  • определять сходство и различие произведений разных жанров;
  • высказывать и пояснять свою точку зрения;
  • применять правила сотрудничества;
  • выделять в тексте опорные (ключевые) слова;
  • делать устную презентацию книги (произведения);
  • пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;
  • работать с детской периодикой;
  • расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности.

Содержание учебного предмета, курса.

На изучение литературного чтения на родном языке в начальной школе отводится 1 час в неделю во втором полугодии

Курс рассчитан на 68 часов:

в 1 классе – 17ч

в 2 классе – 17ч

в 3 классе – 17ч

в 4 классе – 17ч

 

1 класс

17 часов (1 час во втором полугодии)

УМК «Школа России»

Устное народное творчество (4 часа)

Произведения устного народного творчества: потешки, скороговорки, считалки,     небылицы и сказки.

Русские писатели (4 часа)

Произведения А. Федорова - Давыдова, В. Даля, Л.Н. Толстого, К. Ушинского.

О братьях наших меньших (4 часа)

Рассказы, написанные В. Бианки, Н. Сладковым, М. Горьким.

Писатели – детям (2 часа)

Произведения К.И. Чуковского

И в шутку и в серьез (3 часа)

Произведения М. Серова, М. Пляцковского, Г. Остера.

2 класс

17 часов (1 час во втором полугодии)

УМК «Школа России»

Устное народное творчество (3 часа)

Произведения устного народного творчества: народные песни, сказки, былины

Литературная сказка (2 час)

Произведение В.М. Гаршина, Д.Н. Мамина - Сибиряка

Великие русские писатели (4 часа)

Творчество А.С. Пушкина, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого

Поэтическая тетрадь (1 час)

Творчество Н.А. Некрасова

О братьях наших меньших (3 часа)

Рассказы К.Д. Ушинского, К.Г. Паустовского, В.Л. Дурова

Люби живое (2 час)

Произведения В.Ю. Драгунского, М.М. Пришвина

Собирай по ягодке – наберешь кузовок (2часа)

Рассказы М.М. Зощенко, Е.А. Пермяка

УМК «Планета Знаний»

Авторские сказки (4 часа)

Произведение И. П. Токмановой, А Н. Толстого, Н.Н. Носова, С.А.Седова

Писатели о детях и для детей (9 часов)

Творчество Л.А. Мей, А.Н. Майкова, И.П. Токмановой, А.Л. Барто, Ю.М. Владимирова, Л.Н.Толстого, Л.Пантелеева, С.Я Маршака

Весеннее настроение (4 часа)

Народные песни. Творчество А.С. Пушкина. Стихотворения        С. Черного

«Идет матушка-весна…» (русская народная песня).

3 класс

17 часов (1 час во втором полугодии)

УМК «Школа России»

Устное народное творчество (2 часа)

Произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, сказки

Великие русские писатели (4 часа)

Творчество А.С. Пушкина, П. Ершова, И.А. Крылова, Л. Н Толстого.

Литературные сказки (2 часа)

Произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка, В.Ф. Одоевского

Были-небылицы (1 час)

Творчество  К.Г. Паустовского

Люби живое (2 часа)

Произведения  В.В. Бианки, Б. С. Житкова

Собирай по ягодке - наберешь кузовок (2 часа)

Рассказы Н.Н. Носова, В.А. Осеевой

Зарубежная литература (4 часа)

Сказки Г.Х Андерсена, братьев Гримм, Ш.Перро

УМК «Планета Знаний»

Авторские сказки (1 час)

Сказки В. Каверина.

Зимы ждала, ждала природа (2 часа)

Творчество С. Есенина, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева

Авторские сказки (7 часов)

Произведения Х.К. Андерсена, С. Седова, С. Черного

Братья наши меньшие (2 часа)

Творчество К.Г. Паустовского

И в шутку и в серьез (5 часов)

Произведения А. Линдгрена, А Усачева

УМК «Начальная школа 21 века»

Устное народное творчество (1 час)

Русские народные сказки

Поэтическая тетрадь (2 часа)

Стихотворения о зиме Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Творчество Н.А. Некрасова

Авторские сказки (4 часа)

Произведения Ц. Топелиуса, Л.Н. Толстого, Ф.Н. Глинки, Д.Н. Мамина – Сибиряка

О братьях наших меньших (3 часа)

Рассказы А.И. Куприна, К.Г. Паустовского.

О совести и долге (2 часа)

Произведения И.С. Тургенева, С.Я Маршака

И в шутку и в серьез (5 часов)

Произведения Л. Пантелеева, С.В. Михалкова, М. М. Пришвина, В.В. Бианки, Дж.Чиарди

4 класс

17 часов (1 час во втором полугодии)

УМК «Школа России»

Страна детства (2 часа)

Творчество К.Г. Паустовского

Поэтическая тетрадь (1 час)

Стихотворения В.Я. Брюсова, М.И. Цветаевой

Природа и мы (2 часа)

Произведение В.П. Астафьева

Поэтическая тетрадь (1 час)

Творчество Н.М. Рубцова, С.А. Есенина

Родина (2 часа)

Произведение И.С. Никитина

Страна фантазии (3 часа)

Творчество Е.С. Велтисова, К. Булычева

Зарубежная литература (6 часов)

Произведения Д. Свифта, Г.Х. Андерсена, М. Твена, С. Лагерлефа

УМК «Планета Знаний»

Мифы (1 час)

Мифы Древней Греции

Народные сказки (1час)

Сказки народов мира. Сказки народов ханты и манси (Р.К.)

Былины (2 час)

Былины о русских богатырях, великих князях

Авторские сказки (2 часа)

Произведение К.Чапека

Басни (1 час)

Творчество И.А. Крылова, И.И. Дмитриева

Слово о родной земле (2 часа)

Стихотворения С.А. Есенина. Произведения Г. Слинкина,Т. Чучелина, М. Анисимкова (Р.К.)

Прошла по земле война (2 часа)

Стихотворения о войне А. Твардовского, К. Симонова, А. Ахматовой

Мир детства (6 часов)

Творчество М. Твена. Стихотворения И.А. Бунина, М. Цветаевой, А.Н. Плещеева. Мансийские сказки о детях (Р.К.)

УМК «Начальная школа 21 века»

Писатели детям (1 час)

Творчество Л.Н. Толстого

Стихи русских поэтов (2 часа)

Стихотворения А.А. Блока, К.Д. Бальмонта

О братьях наших меньших (1 час)

Рассказ А.И. Куприна

Поэтическая тетрадь (4 час)

Стихотворения И.А. Бунина. Творчество С.Я Маршака, Н. А. Заболоцкого

О Родине (2 часа)

Произведения К.М. Симонов, А.П. Платонова

Писатели детям (2 часа)

Творчество С.В. Михалкова, А. М Горького

Юмористические произведения (1 час)

Юмористические рассказы Н.Н. Носова

О путешествиях и приключениях (2 часа)

Произведения Р.Ф. Сефа, ДЖ. Свифта

Книга – друг (2 часа)

Творчество Н.П. Найденова

Тематическое планирование по литературному чтению на родном языке

1 класс (17 ч)

УМК «Школа России»

п/п

     Раздел программы

Кол-во часов

1

Устное народное творчество

4

2

Русские писатели

4

3

О братьях наших меньших

4

4

Писатели детям

2

5

И в шутку и в серьез

3

Итого

17

2 класс (17 ч)

УМК «Школа России»

п/п

     Раздел программы

Кол-во часов

1

Устное народное творчество

3

2

Литературная сказка

2

3

Великие русские писатели

4

4

Поэтическая тетрадь

1

5

О братьях наших меньших

3

6

Люби живое

2

7

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

2

Итого

17

УМК «Планета Знаний»

п/п

     Раздел программы

Кол-во часов

1

Авторские сказки

4

2

Писатели о детях и для детей

9

3

Весеннее настроение

4

Итого

17

3 класс (17 ч)

УМК «Школа России»

п/п

     Раздел программы

Кол-во часов

1

Устное народное творчество

2

2

Великие русские писатели

4

3

Литературная сказка

2

4

Были - небылицы

1

5

Люби живое

2

6

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

2

7

Зарубежная литература

4

Итого

17

УМК «Планета Знаний»

п/п

     Раздел программы

Кол-во часов

1

Авторские сказки

1

2

Зимы ждала, ждала природа

2

3

Авторские сказки

7

4

Братья наши меньшие

2

5

И в шутку и в серьез

5

Итого

17

УМК «Начальная школа 21 века»

п/п

     Раздел программы

Кол-во часов

1

Устное народное творчество

1

2

Поэтическая тетрадь

2

3

Авторские сказки

4

4

О братьях наших меньших

3

5

О совести и долге

2

6

И в шутку и в серьез

5

Итого

17

4класс (17 ч)

УМК «Школа России»

п/п

     Раздел программы

Кол-во часов

1

Страна детства

2

2

Поэтическая тетрадь

1

3

Природа и мы

2

4

Поэтическая тетрадь

1

5

Родина

2

6

Страна фантазии

3

7

Зарубежная литература

6

Итого

17

УМК «Планета Знаний»

п/п

     Раздел программы

Кол-во часов

1

Мифы

1

2

Народные сказки

1

3

Былины

2

4

Авторские сказки

2

5

Басни

1

6

Слово о родной земле

2

7

Прошла по земле война

2

8

Мир детства

6

Итого

17

УМК «Начальная школа 21 века»

п/п

     Раздел программы

Кол-во часов

1

Писатели детям

1

2

Стихи русских поэтов

2

3

О братьях наших меньших

1

4

Поэтическая тетрадь

4

5

О Родине

2

6

Писатели детям

2

7

Юмористические произведения

1

8

О путешествиях и приключениях

2

9

Книга - друг

2

Итого

17

Промежуточная аттестация

1 класс

1 вариант

Прочитай текст.

Таня и Алёнка посадили свои деревца, примяли вокруг них землю, полили их тёплой водой.

Светит горячее весеннее солнышко, идут по небу весенние облака, поют скворцы… И два новых деревца стоят у ворот, расправляют корешки в тёплой земле!

- Мою липку знаешь, как звать? – сказала Таня. – Мою липку звать Медок!

Алёнка удивилась:

- А почему?

- А потому, что когда она вырастет, то на ней будут медовые цветы. И на неё пчёлы будут прилетать за мёдом. Вот почему и Медок!

- А как же мою?.. – спросила Алёнка. – Мою тоже Медок?

- Нет, твою пусть как-нибудь ещё!

- А как?

- Знаешь как? Холодок!

- А почему?

- Кругом будет жара, дышать нечем, а под твоей липкой –

холодок.

Л. Воронкова

Ответь на вопросы, пользуйся текстом.

  1. Что это за текст?

а) рассказ

б) стихотворение

в) сказка

  1. О каком времени года идёт речь?

а) лето

б) осень

в) весна

3. Где происходят события, описанные в тексте?

а) в лесу

б) у ворот дома

в) на огороде

4. Чем занимались девочки?

а) собирали цветы

б) подметали дорожки

в) сажали деревья

5. О каких деревьях рассказывается в тексте?

а) о липках

б) о берёзках

в) о дубках

6. Выбери подходящее название к тексту.

а) Таня и Алёнка

б) Весна

в) Медок и Холодок

7. Как ты думаешь, нужно ли сажать деревья?

а) да

б) нет

2 вариант

Прочитай текст.

Это было давно. Тогда муравьи ещё поодиночке жили…

Встретились однажды на тропинке два муравья и стали жаловаться друг другу.

- Мне вчера жук ногу отдавил, - говорит один Муравей другому.

- А меня Гусеница обидела. Она мой домик так толкнула, что он развалился, - говорит другой. – Плохо нам, муравьям, жить на свете. Мы маленькие, каждый нас обидеть может. А заступиться некому.

- Знаешь что, давай вдвоём жить. Друг за друга заступаться, друг другу помогать.

Стали муравьи жить вдвоём.

…Вот ползёт по дороге жук. Говорит ему Муравей:

- А ну, жук, попробуй мне теперь на ногу наступить!

А жук видит: муравьёв двое. Их вдвоём не осилишь. И уполз поскорее.

Узнал третий Муравей, что двум муравьям легче жить стало.

- Возьмите меня с собой жить, - говорит.

Стали муравьи жить втроём. Втроём ещё сильнее стали. А потом и четвёртый к ним пришёл, и пятый.

И вот все муравьи стали жить вместе.

Если одному тяжело, все ему помогают. Если одного обижают,

все его защищают. Один за всех, все за одного.

И. Пивоварова

Ответь на вопросы, пользуйся текстом.

1.Что это за текст?

а) рассказ

б) сказка

в) стихотворение

2. Кто однажды встретились?

а) жуки

б) гусеницы

в) муравьи

3. Где происходят события, описанные в тексте?

а) на тропинке

б) на грядке

в) на полянке

4. О чём жаловались друг другу два муравья?

а) о том, что им плохо жить на свете

б) о том, что гусеница им ноги отдавила

в) о том, что вместе жить тесно

5. Почему жук, увидев, что муравьёв двое, решил не обижать их?

а) потому что он торопился и уполз поскорее

б) потому что он уже наступил им на лапу

в) потому что вдвоём они сильнее жука

6. Выбери подходящее название к тексту.

а) Встреча муравьёв

б) Один за всех, а все за одного

в) Вместе жить веселее

7. Как ты думаешь, довольны ли теперь муравьи своей жизнью?

а) да

б) нет

Система оценивания

Задания

Количество баллов

1 вопрос

1 б

2 вопрос

1 б

3 вопрос

1 б

4 вопрос

2 б

5 вопрос

2 б

6 вопрос

2 б

7 вопрос

1 б

Итого

10 б

Уровень освоения программы

Объем выполненной работы

Количество баллов

выше базового уровня

более 70 %

8-10 баллов

на базовом уровне

50 % и более

5-7 баллов

ниже базового уровня

менее 50%

4 балла и менее

2 класс

Вариант 1

Прочитай текст и выполни задания.

Веник.

   Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорились друг с другом.

Старик думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо».

Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья подали отцу веник.

Старик говорит:

— Переломите веник. Сыновья сказали:

— Разве можно веник переломить?

Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались.

— Ломайте прутья! — сказал старик. Сыновья все прутья переломали. Старик говорит:

— Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будете вместе дружно жить, никакая б да вас не одолеет. А как разойдётесь по одному, тог да все пропадете.

Л. Н. Толстой (101 слово)

1. Отметь  персонажей басни

       старик                                      три сына

       два сына                                   дочь

2. Как относились братья друг к другу? Отметь правильный ответ

       часто ссорились                                                  

       жили дружно

       во всем поддерживали друг друга                                

       не любили друг друга

3. Чем был озабочен отец братьев? С помощью стрелок укажи правильный порядок слов.

      Қак только умру,                                                                    и всем будет худо

                                   

                                      сыновья разделятся и разойдутся,

4. Отметь и значение слова «худо» в данном тексте.

       скучно                                     плохо

       тоскливо                                  печально

        

5.  Отметь, с какой целью старик попросил сыновей принести ему веник

       подмести пол в избе

       проверить наличие веника в доме

       показать, как делается веник

       на примере прутьев в венике показать необходимость взаимной поддержки

6.Отметь две пословицы, которые лучше других помогают понять главную мысль басни

       С кем поведешься, от того и наберешься                                            

       Где мир и лад, не нужен и клад

       Дружно не грузно, а врозь  - хоть бросай

       Добрый пример лучше ста слов

7. Подчеркни в тексте предложение, содержащее наказ, который дал отец сыновьям.

8. Запиши, как называют обобщённую главную мысль в этом жанре.

_______________________________________________________________________

9. Какое, на твой взгляд, важное человеческое качество обсуждается в произведении? Ответь кратко.

_______________________________________________________________________

10.  Отметь  название одной из русских народных сказок, в которой животные, объединившись,  вызволяют из беды героя, попавшего в беду.

       «Несмеяна- царевна»              «Лиса и журавль»

       «Волк и семеро козлят»          «Колобок»

11. Какое человеческое качество, на взгляд отца, поможет братьям преодолеть любую беду? Отметь его.

       трудолюбие

       готовность помогать друг другу

       умение выслушивать друг друга

       доброжелательность

12. Придумай свой вариант названия произведения

__________________________________________________________________________

Вариант 2

Прочитай текст и выполни задания.

Дедушка

     Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплёскивает.

    Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.

    У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.

— Что ты делаешь, дитятко? — спросила мать.

— Коробочку, — отвечает дитя. — Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.

   Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.

   Подсади на печь дедушку, тебя внуки подсадят. Уважай старика: сам будешь стар.

К. Д. Ушинский  (139 слов)

1. Отметь и персонажей басни.

4.    дедушка                                  внучка                                     сын

       внук                                         невестка

        

2. Определи значение слова «невестка» в данном  тексте. Ответь кратко.

______________________________________________________________________  

3. Отметь верное, на твой взгляд, значение слова «дряхлый» в данном тексте.

       ненужный, использованный

       слабый, немощный от старости

       плохой, скверный

       небрежный, неаккуратный

4. Восстанови предложение. С помощью стрелок укажи правильный порядок слов.

и суп расплёскивает

                                                            Плохо он видел, плохо слышал;

            несёт ложку ко рту

                                                             руки и ноги у него дрожали о старости:

5. Почему сын и невестка перестали сажать отца с собой за стол? Ответ отметь

       они не хотели общаться с отцом

       он стал неаккуратно есть

       отец стал их обижать

       у отца разбилась чашка

6. Отметь, какие важные человеческие качества обсуждаются в произведении.

       любовь к детям

       любовь к престарелым родителям

       готовность уважать старость

       умение прощать обиды

7. Перечитай диалог дитятко с матерью. Почему отец и мать переглянулись и покраснели. Ответь кратко.

_______________________________________________________________________  

8. Отметь и ту пословицу, которая больше других соответствует главной мысли басни.

       Любишь кататься – люби и саночки возить

       Сделав худо, не жди добра

       Относись к своим родителям так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились твои дети.

       Где в семье лад, там и клад

9. Почему родители дитятка перестали старика за печь прятать, из деревянной миски кормить? Ответь кратко.

________________________________________________________________________    

10. Подчеркни в тексте мораль (поучение) басни.

11. Пронумеруй по порядку с помощью цифр 1, 2, 3, 4 пункты плана прочитанного текста.

      Дитятко мастерит деревянную коробочку.

      Хороший урок родителям.

      Дедушка сильно одряхлел.

      Недовольство сына с невесткой.

12. Придумай своё заглавие к тексту.____________________________________________

В промежуточных работах предлагаются задания базового уровня сложности и повышенного уровня сложности. Во всех работах использованы задания разных типов: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом и задания с полным ответом.

В зависимости от типа задания ответы учащихся оцениваются по разным шкалам.

1. Выполнение каждого задания с выбором ответа или с кратким ответом оценивается по шкале:

1) выполнено верно – дан верный ответ,

2) выполнено неверно – дан неверный ответ,

3) ответ отсутствует — не дано никакого ответа.

Верное выполнение таких заданий работы оценивается 1 баллом, а неверный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов.

2. Выполнение заданий повышенной сложности оценивается с учётом полноты и правильности ответа по следующей шкале:

1) приведён полный верный ответ;

2) приведён частично верный ответ;

3) приведён неверный ответ;

 4) ответ отсутствует.

Ответы на такие задания оцениваются от 0 до 2 баллов:

 - полный верный ответ – 2 балла,

- частично верный ответ — 1 балл,

- неверный ответ или отсутствие ответа — 0 баллов.

Максимальный балл за верное выполнение всех заданий данной работы равен 15. 

За задания базового уровня - 9 баллов. За задания повышенного уровня — 6 баллов.

Если ученик получает за выполнение всей работы 6 баллов и менее, то он имеет недостаточную предметную подготовку по литературному чтению.

Если ученик получает от 7 до 11 баллов, то его подготовка со ответствует требованиям стандарта, ученик способен применять знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

При получении более 11 баллов учащийся демонстрирует способность выполнять по литературному чтению задания повышенного уровня сложности.

Ответы:

Вариант 1. 

1. старик; три сына.

2. часто ссорились.

3. Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо.

4. плохо.

5. на примере прутьев в венике показать необходимость взаимной поддержки.

6. Где мир и лад, не нужен и клад. Дружно не грузно, а врозь — хоть брось.

7. Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет.

8. мораль.

9. умение жить дружно.

10. «Несмеяна-царевна.

11. готовность помогать друг другу.

12. Например: Старик — отец мудрый

Вариант 2.

1. дедушка; сын: внук; невестка.

2. жена сына.

3. слабый, немощный от старости.

4. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплескивает.

5. отец стал не аккуратно есть.

6. готовность уважать старость.

7. Родителям мальчика стало стыдно.

8. Относись к своим родителям так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились твои дети.

9. Чтобы к старости сын не посадил их за печку.

10. Подсади на печь дедушку, тебя внуки подсадят. Уважай старика: сам будешь стар.

11. 1). Дедушка сильно одряхлел. 2). Недовольство сына с невесткой. 3). Дитятко мастерит деревянную коробочку. 4). Хороший урок родителям.

12. Например: Старость нужно уважать.

3 класс

Вариант 1

Прочитай текст и выполни задания.

Как барсук и куница судились

(Корейская сказка)

 Однажды барсук и куница бежали по лесной тропинке и увидели кусок мяса. Подбежали они к своей находке.

— я нашёл кусок мяса! — кричит барсук.

— Нет, это я нашла кусок мяса! — кричит на весь лес куница.

Барсук своё: — Это я нашёл! Нечего зря спорить! Куница своё:

— я первая увидела! Так они спорили-спорили, чуть не разодрались. Тогда барсук сказал:

— Пойдём к судье. Пусть судья нас рассудит. А судьёй в этом лесу была лиса. Выслушала лиса барсука и куницу и говорит:

— Дайте-ка мне сюда вашу находку. Отдали спорщики судье кусок мяса. Лиса сказала:

— Надо этот кусок разделить на две равные части. Одну часть пусть возьмёт себе барсук, другую — куница.

с этими словами лиса разорвала кусок на две части.

— Это несправедливо, — заскулил барсук. — У куницы кусок больше.

— Мы сейчас эту беду исправим, — сказала хитрая лиса и откусила от доли куницы изрядную часть мяса.

— Теперь у барсука кусок больше, — закричала куница. — Это несправедливо!

— Ничего, мы и эту беду исправим! Я люблю, чтобы всё было по справедливости.

Сказав так, лиса опять откусила кусок мяса, только уже от доли барсука. Теперь оказалось, что у куницы остался кусок больше, чем у барсука. Но лиса не растерялась и откусила от куска куницы.

и так она выравнивала кусок до тех пор, пока от находки ничего не осталось.

Видно, правду говорят умные люди: жадные да неуступчивые всегда в убытке бывают.

  1.  слов)

1.Где происходят события, о которых идёт речь в тексте? Ответь кратко

_________________________________________________________________________  

2.  Отметь, кто не является персонажем произведения.

а) барсук                                б) заяц

в) куница                                г) лиса

3. Из-за чего у животных возник спор? Отметь правильный ответ.

а) не знали, как поделить находку

б) боялись обделить друг друга

в) выясняли, кто нашёл кусок мяса

г) хотели вернуть находку потерявшему

4. Как ты думаешь, чего хотел добиться в результате спора каждый из спорщиков? Отметь правильный ответ.

а) отдать находку потерявшему

б) отдать находку другому

в) разделить находку поровну

г) забрать находку себе

5. Отметь значение выражения «чуть не разодрались» в этом тексте.

а) чуть не подрались

б) чуть не рассорились

 в) чуть не обиделись друг на друга

 г) чуть не разбежались

6. Кто вершил суд в этом лесу? Ответь кратко.

________________________________________________________________________

7. Какое определение даётся лисе в этом тексте? Ответь кратко.

________________________________________________________________________

8. Отметь, какие человеческие пороки осуждают люди в этом произведении.

а) жадность                                    б) хитрость

в) трусость                                      г) неуступчивость

9. Есть ли в этом произведении герой, поведение которого вызывает одобрение? Ответь кратко.

________________________________________________________________________  

10. О чём самом главном говорится  произведении? Подчеркни нужное предложение в тексте прямой линией.

11. Отметь слово, близкое по значению к слову «убыток» в данном тексте.

а) проигрыш                                     б) потеря

в) расход                                           г) вред

12.  Запиши название произведения, в котором также осуждается жадность, неуступчивость.

_________________________________________________________________________  

_________________________________________________________________________  

13. Придумай и запиши один-два вопроса, ответы на которые есть в тексте. Начинай вопросы со слова «почему».

_________________________________________________________________________  

_________________________________________________________________________  

14. К какому жанру, по твоему мнению, можно отнести это произведение? Отметь правильный ответ.

а) рассказ                                        б) сказка                                           в) басня

Вариант 2

Прочитай текст и выполни задания.

Волк-ябедник

(Афганская сказка)

      Было или не было, однажды тигр, падишах зверей, заболел. Насморк! Известно, что от этой болезни не умирают. Но испортилось настроение повелителя, а это смертельно опасно для подданных. Поэтому все звери, как один, явились к тигру, чтобы засвидетельствовать ему свою преданность. И только лиса не явилась. Тигр, который в этот день не желал ни чего видеть дальше своего носа, вероятно, не заметил бы её отсутствия, если бы не волк.

— О, государь! — зашептал волк в тигриное ухо. — Все звери явились, чтобы сказать: «Будь здоров!» — едва ты чихнёшь. И только голоса лисы не слышно...

    Тигр разгневался и приказал представить лису перед свои жёлтые очи. Узнала об этом лиса и сама поскорей прибежала к тигру.

— Рыжая тварь! — зарычал повелитель. — Все звери как звери, пришли меня проведать, а ты?!

— Не сердись, о государь, — отвечала лиса. — я как только узнала о твоём недуге, сразу побежала искать лекарство.

— Ах, так... — смягчился тигр. — и нашла что-нибудь?

— Да! Самое верное лекарство от насморка спрятано в задней левой пятке нашего волка...

— Неужели? — удивился тигр. — Только смотри: если средство не подействует, страшись!..

Но лиса ничуть не страшилась. Ведь насморк — это такая болезнь: лечи её чем угодно, только поскорее, а то сама пройдёт!

Через несколько дней идёт лиса по лесу, а навстречу ей волк. На трёх ногах! Тут лиса ему и сказала:

— Запомни, друг мой: ябедник подобен тому, кто плюёт в небо, а потом удивляется — что это за роса упала ему на голову.

(228 слов)

1. К какому жанру относится это произведение? Отметь правильный ответ.

а) рассказ                                                  в) басню

б) сказку                                                   г) стихотворение

2. Отметь героев произведения.

а) лиса                                                      в) тигр                

б) лев                                                        г) волк

3.Выпиши три слова, которые указывают на то, что тигр правит миром зверей.

__________________________________________________________________________  

4. Отметь, кого называют царём зверей в русских сказках.

а) льва                                                      в) волка

б) тигра                                                    г) медведя

5.С какой целью звери явились к тигру? Ответ подчеркни в тексте прямой линией.

6. Как ты думаешь, почему об отсутствии лисы волк нашептал тигру в ухо? Возможны два верных ответа.

а) тигр плохо слышал                        

б) волк не мог громко говорить

в) волк не хотел, чтобы о его поступке узнала лиса

г) волк не хотел, чтобы о его поступке узнали другие звери

 

7. Почему ябеду иногда называют наушником? Ответ оформи одним-двумя предложениями. 

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

8. Отметь, какое значение вкладывает тигр, характеризуя лису, в слово «тварь».

а) рыжая плутовка

б) рыжая обманщица

в) существо, принадлежащее миру зверей

г) подлое, мерзкое животное

9. Отметь, откуда лисонька взяла рецепт от насморка.

а) из старинных книг

б) поведала волшебница

в) придумала сама

г) рассказал лисе волк

10. Как ты думаешь, какое качество помогло лисе избежать гнева тигра? Ответь кратко.

__________________________________________________________________________

11. К какому жанру, по твоему мнению, можно отнести это произведение? Отметь правильный ответ.

а) рассказ                                        б) сказка                                           в) басня

12.  Какая важная мысль выражена в тексте? Ответь кратко

__________________________________________________________________________

13. Запиши русскую пословицу, которой можно озаглавить эту сказку.

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

14. Запиши название сказки, в которой персонажами являются волк и лиса.

__________________________________________________________________________

В промежуточных работах предлагаются задания базового уровня сложности и повышенного уровня сложности. Во всех работах использованы задания разных типов: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом и задания с полным ответом.

1. Выполнение каждого задания с выбором ответа или с крат ким ответом оценивается по шкале:

1) выполнено верно – дан верный ответ,

2) выполнено неверно – дан неверный ответ,

3) ответ отсутствует – не дано никакого ответа.

Верное выполнение таких заданий работы оценивается 1 баллом, заданий повышенной сложности – 2 баллами, а неверный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов.

2. Выполнение заданий повышенной сложности с полным ответом оценивается с учётом полноты и правильности ответа по следующей шкале:

1) приведён полный верный ответ;

2) приведён частично верный ответ;

3) приведён неверный ответ;

4) ответ отсутствует.

Ответы на такие задания оцениваются от  0до 2 баллов:

 - полный верный ответ – 2 балла,

 - частично верный ответ – 1 балл,

- неверный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов.

Максимальный балл за верное выполнение всех заданий данной работы равен 15. За задания базового уровня - 9 баллов. За задания повышенного уровня — 6 баллов.

Если ученик получает за выполнение всей работы 6 баллов и менее, то он имеет недостаточную предметную подготовку по литературному чтению.

Если ученик получает от 7 до 11 баллов, то его подготовка соответствует требованиям стандарта, ученик способен применять знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

При получении более 12 баллов учащийся демонстрирует способность выполнять по литературному чтению задания повышенного уровня сложности.

Ответы:

Вариант 1

1.В лесу.

2. б).

3. в).

4. г).

5. а).

6. лиса.

7. хитрая.

8. а); г).

9. нет.

10.Видно, правду говорят умные люди: жадные да неуступчивые всегда в убытке бывают. 11. a).

12. Например: «Два жадных медвежонка»

13. Почему барсук и куница не могли сами разрешить спор? Почему барсук и куница оказались в убытке?

14. б).

Вариант 2

1. б).

2. а); в); г).

3. падишах, повелитель, государь.

4. a).

5...засвидетельствовать ему свою преданность.

6. в); г).

7. Например: Ябеду называют наушником, потому что ябеда шепчет сплетни на ушко.

8. г).

9. в).

10.хитрость.

11. б).

12. ...ябедник подобен тому, кто плюёт в небо, а потом удивляется — что это за роса упала ему на голову.

13. Не рой другому яму – сам в неё попадёшь.

14. Например: «Лисичка-сестричка и волк», «Как волк лису обманул»

4 класс

Прочитай текст.

                                                         Ссора птиц

Один птицелов расстелил в лесу сеть, и в неё попались разные птицы. Стали они говорить:

—        Соблазнила нас приманка, вот мы и попались, — сказали вороны.

—        Давайте подумаем, как нам вырваться на волю, — предложили скворцы. — Будем стараться все как один, может, и освободимся.

Думали птицы, думали и придумали.

—        Давайте, — заговорили голуби, — все разом взмахнём крыльями, — может, взлетим, поднимем сеть?

—        Верно, — подхватили остальные птицы. — Может, поднимем сеть, если дружно возьмёмся.

Дружно взмахнули все птицы крыльями, подняли сеть и полетели. Увидел птицелов, что сеть с птицами летит, — диву дался и бросился вдогонку.

Наверху летят птицы вместе с сетью, внизу бежит за ним птицелов. Бежит, глаз не спускает со своей сети, а как подбежал поближе и разглядел птиц, так и подумал: «Птицы-то в сеть попались разные!.. Может, перессорятся? Тогда они так быстро лететь не смогут, и сеть потянет их к земле! Тут-то я их и поймаю...»

И действительно, некоторое время все птицы дружно махали крыльями, а потом вороны закаркали:

— Никто так не старается, как мы, вороны! Если бы мы так ленились, как все, сеть давно бы упала на землю!

 Услышали это голуби и рассердились:

— Будет вам бахвалиться! Мы стараемся не меньше вас!

Теперь пришла очередь обидеться скворцам. Вступили в спор и они.

Начали все птицы браниться, друг друга упрекать... Крыльями они уже махали еле-еле, и сеть тянула их к земле всё сильнее и сильнее. Вскоре они летели совсем низко, но не замечали этого. Когда дружба врозь, работа на лад не идёт. Как только птицелов смог дотянуться до верёвки, он крепко ухватился за неё и притянул сеть к земле. Унёс птицелов птиц да в клетки их пересажал.

(304 слова)

1.        Где  происходят события,  описанные  в  начале текста?

а)        в деревне

б)        в поле

в)        в лесу

г)        в парке

2.        Почему попались птицы в сеть?

а)        соблазнились приманкой

б)        любопытно было узнать, что внутри

в)        захотели попасть в клетку

г)        были невнимательными

3. Какие птицы попались в сеть?

           а)       вороны

           б)       голуби

           в)       воробьи

           г)       скворцы

4. Что предложили скворцы? Найди ответ в тексте и подчеркни.

5.        Выбери   верный   вариант  значения   выражения «все как один».

а)        дружно

б)        весело

в)        быстро

г)         вместе

6.        Что помогло птицелову поймать птиц во второй раз?

а)        птицы выбились из сил

            б)       птицы затеяли вздорную ссору и потеряли высоту

в)        птицы запутались в сети

г)        птицы не смогли лететь в сети

7.        Какое образное выражение помогает понять главную мысль текста?

а)        дружно не грузно, а врозь хоть брось

б)        друзья познаются в беде

в)        долг платежом красен

г)        где лад, там и клад

8.        Подумай, что вынесено в заглавие текста?

а)        основная мысль

б)        тема

9.        В какой сборник можно поместить это произведение?

а)        сборник сказок

б)        сборник басен

в)        сборник былин

г)        сборник рассказов

10.        Главная мысль какой басни созвучна с главной мыслью этого произведения?

а)        И. Крылов «Лебедь, рак и щука»

б)        И. Крылов «Мартышка и очки»

в)        И. Крылов «Кот и повар»

11. Могут ли происходить события, описанные в тексте, зимой? Докажи — почему.

Ответ: ___________________________________________________________

12. Объясни значение выражения «диву дался».

Ответ: ___________________________________________________________

13. Вспомни название произведения, героями которого являются птицы, упомянутые в сказке.

Ответ: ___________________________________________________________________

14. Продолжи составление плана текста.

A)  Птицы попали в сеть

Б) ________________________

B) ________________________

Г) ________________________

Д) Снова в неволе

15. Выпиши предложение из текста, помогающее понять, о чём главном хотел сказать нам автор.

Ответ:____________________________________________________________

16.  Придумай свой вариант заглавия текста.

_____________________________________________________________________

2 вариант

Прочитай текст и выполни задание

Двое на одном бревне

     Вышла речка из берегов, разлилась вода морем. Застряли на островке Лисица и Заяц. Мечется Заяц по островку, приговаривает:

— Впереди вода, позади Лиса — вот положение! А Лиса Зайцу кричит: — Сигай, Заяц, ко мне на бревно — не тонуть же тебе!

Островок под воду уходит. Прыгнул Заяц к Лисе на бревно — поплыли вдвоём по реке.

Увидела их Сорока и стрекотнула:

— Интересненько, интересненько... Лиса и Заяц на одном бревне — что-то из этого выйдет!

Плывут Лиса и Заяц. Сорока с дерева на дерево по берегу перелетает.

Вот Заяц и говорит:

— Помню, до наводнения, когда я в лесу жил, страсть я любил ивовые ветки огладывать! До того вкусные, до того сочные...

— А по мне, — вздыхает Лиса, — нет ничего слаще мышек-полёвок. Не поверишь, Заяц, целиком их глотала, даже косточки не выплёвывала!

Ага! — насторожилась Сорока. — Начинается!.. Подлетела к бревну, на сучок села и говорит:

— Нет на бревне вкусных мышек. Придётся тебе, Лиса, Зайца съесть!

Кинулась голодная Лисица на Зайца, но бревно окунулось краем — Лиса скорей на своё место. Закричала на Сороку сердито:

— Ох и вредная же ты птица! Ни в лесу, ни на воде от тебя нет покоя. Так и цепляешься, как репей на хвост!

А Сорока как ни в чём не бывало:

— Теперь, Заяц, твоя очередь нападать. Где это видано, чтобы Лиса с Зайцем ужились? Толкай её в воду, я помогу!

Зажмурил Заяц глаза, бросился на Лису, но качнулось бревно — Заяц назад скорей. и кричит на Сороку:

— Что за вредная птица! Погубить нас хочет. Нарочно друг на друга науськивает!

Плывёт бревно по реке, Заяц с Лисой на бревне думают. Думают, как с бревна друг друга спихнуть. Другого спихнуть, а самому уцелеть. И вдруг сразу оба додумались!

— С бревна нам не уйти?

— Не уйти.

 — Когда ссоримся и дерёмся?..

— Бребвно переворачивается.

— А когда тихо и мирно сидим?..

— Плывём, как на лодочке!

— Значит?

— Значит, надо мирно сидеть. Ждать, пока бревно прибьёт к берегу.

— Ты, Заяц, согласен?

— Я-то давно согласен...

Поплыли Лиса и Заяц на бревне рядышком. А Сорока Склочница ни с чем улетела.

Н. И. Сладков (324 слова)

 

1. В какое время года в России обычно разливаются реки в связи с таянием снегов? Отметь правильный ответ.

а) зимой                                 б) весной

в) осенью                               г) летом

2.Найди в тексте объяснение значения слова «наводнение». Подчеркни нужное предложение прямой линией.

3.Запиши, где происходит начало событий, описанных в тексте.

_______________________________________________________________________

4. Отметь персонажей произведения.

а) Медведь                              б) Заяц

в) Лиса                                     г) Сорока

5. Определи значение слова «науськивать» в данном  тексте. Ответь кратко. __________________________________________________________________________

6. Отметь названия сказок, в которых Лиса обижает Зайца.

а) «Заюшкина избушка»

б) «Лиса и тетерев»

г) «Лиса и заяц»

д) «Котик, петушок и лиса»

7.Отметь значение слова «мечется» в данном тексте.

а) лёжа, беспокойно двигается из стороны в сторону

б) суетливо, в волнении двигается в разных направлениях

в) беспокойно ворочается во сне в разных направлениях

г) быстро передвигается, стремясь выполнить какую-либо работу

8.Почему Заяц был вынужден прыгнуть к Лисе на бревно? Ответ подчеркни в тексте волнистой линией.

9.Кто стал сеять раздор между Лисой и Зайцем? Ответь кратко.

____________________________________________________________________________

10. Какое определение дала Сороке Лиса? Ответь кратко.

____________________________________________________________________________

11.Какое определение дал Сороке Заяц? Ответь кратко.

____________________________________________________________________________

12. Как автор назвал Сороку? Ответь кратко.

___________________________________________________________________________

13. Кого из персонажей произведения можно назвать отрицательным героем и почему? Запиши ответ из одного-двух предложений.

____________________________________________________________________________

14.Как ты думаешь, доплывут ли Лиса и Заяц до берега? Обоснуй свой ответ. Запиши ответ из трёх четырёх предложений.

_____________________________________________________________________________

15. Продолжи составление плана текста.

1. Лисица с Зайцем застряли на островке.

2.__________________________________

3.__________________________________

4.__________________________________

5. Сорока-склочница улетела ни с чем.

 

16.  Придумай свой вариант заглавия текста.

_____________________________________________________________________________

В промежуточных работах предлагаются задания базового уровня сложности и повышенного уровня сложности. Во всех работах использованы задания разных типов: задания с выбором ответа, задания с кратким ответом и задания с полным ответом.

1. Выполнение каждого задания с выбором ответа или с крат ким ответом оценивается по шкале:

1) выполнено верно – дан верный ответ,

2) выполнено неверно – дан неверный ответ,

3) ответ отсутствует – не дано никакого ответа.

Верное выполнение таких заданий работы оценивается 1 баллом, заданий повышенной сложности – 2 баллами, а неверный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов.

2. Выполнение заданий повышенной сложности с полным ответом оценивается с учётом полноты и правильности ответа по следующей шкале:

1) приведён полный верный ответ;

2) приведён частично верный ответ;

3) приведён неверный ответ;

4) ответ отсутствует.

Ответы на такие задания оцениваются от  0до 2 баллов:

 - полный верный ответ – 2 балла,

 - частично верный ответ – 1 балл,

- неверный ответ или отсутствие ответа – 0 баллов.

Максимальный балл за верное выполнение всех заданий данной работы равен 20. За задания базового уровня - 12 баллов. За задания повышенного уровня – 8 баллов. 

Если ученик получает за выполнение всей работы 9 баллов и менее, то он имеет недостаточную предметную подготовку по литературному чтению.

Если ученик получает от 10 до 14 баллов, то его подготовка соответствует требованиям стандарта, ученик способен применять знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

При получении более 14 баллов учащийся демонстрирует способность выполнять по литературному чтению задания повышенного уровня сложности.

Ответы

Вариант 1

1. в)

2. а)

3. а), б), г)

4. Будем стараться все как один, может, и освободимся.

5. а), г).

6. б)

7. а)

8. б)

9. а)

10. а)

11. Нет, скворцы улетают зимой в теплые страны

12. удивился

13. Например: Ворона и лисица. Скворцы (А.И. Куприн)

14. Например: 2. Как вырваться на волю. 3. Дружный полет. 4. Ссора птиц.

15. Когда дружба врозь, работа на лад не идет

16. Например: Ссора ведет к беде.

Вариант 2

1. б).

2. Вышла речка из берегов, разлилась вода морем.

3. В речке.

4. б), в), г).

5. Подстрекать, побуждать к нападению, стравливать

6. а), г). 7; б).

8. Островок под воду уходит.

9. Сорока.

10. вредная.

11. вредная.

12. склочница.

13. Сорока — отрицательный персонаж. Она всюду сеет раздор.

14. Например: Лисица и Заяц поняли, что надо мирно сидеть. Нужно ждать, когда бревно к берегу прибьёт. Я думаю, что они до берега доплывут.

15. Например: 2. Лисица приглашает к себе на бревно Зайца. 3. Мечты голодных о еде. 4. Стравливание Сорокой Лисы с Зайцем.

16. Например: Как Сорока-склочница ни с чем улетела.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс УМК "Школа  России"...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 1 класс. Школа России. 2020

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 1 класс. (17 часов)...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 1 класс. Школа России.

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 1 класса содержит: планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое и календарно-тематическое...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русский) 3 класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке (русский)  3 класс. УМК "Школа России"...