Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 1 класс. Школа России. 2020
рабочая программа по чтению (1 класс)

Костинец Галина Алексеевна

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 1 класс. (17 часов)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46»

муниципального образования города Братска

РАССМОТРЕНО:

на заседании ШМО

МБОУ «СОШ № 46»

Протокол №_______

от  _______________

Руководитель ШМО

Большешапова В.В.

__________________

РЕКОМЕНДОВАНО:

на заседании МС

МБОУ «СОШ № 46»

Протокол № _______

от  _______________

Зам. директора по УМР

 Волохова Н.Н.

 ___________________

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора

 по УВР

МБОУ «СОШ № 46»

Лола В.А.

_________________

УТВЕРЖДАЮ:

 

Приказ № ________

от _______________

Директор

МБОУ «СОШ № 46»

Побойко А.В.

_________________

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

учебного курса «Литературное чтение на родном языке»

для обучающихся 1б класса

на 2019-2020 учебный год

Образовательная область: Родной язык и литературное чтение

                                                    на родном языке

Составитель:

Костинец Г.А.                                                                                          учитель начальных классов                                                                                                     высшей квалификационной                                                                                                   категории

Братск

2019 г.

На изучение литературного чтения на родном русском языке в 1 классе выделяется 17 часов (по 0,5 ч. в неделю, 33 учебных недели).

Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:

  • Хрестоматия для внеклассного чтения. 1 класс. – М.: «Просвещение», 2018г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

Обучающиеся научатся:

•        понимать свою принадлежность к русскому народу;

•        относиться с уважением к историческому прошлому своей страны, своего народа, к его обычаям и традициям;

•        относиться с уважением к родному языку;

•        знать и рассказывать о традициях своей семьи. Проявлять заботу к своим близким, с уважением относиться к родителям, помогать младшим; называть произведения русского народа, в которых тоже рассказывается о семье, о маме, об отношении детей к маме;

•        размышлять в процессе чтения произведений о таких нравственных ценностях, как честность, доброта, благородство, уважение к людям;

•        понимать смысл нравственно-этических понятий на основе бесед о пословицах и поговорках, произведениях К. Ушинского, Л. Толстого и других; и чтения произведений на уроках «Литературного чтения» о дружбе, об отношениях между людьми, об отношениях к животным и т. д. (дружелюбие, уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

•        проявлять интерес к чтению произведений о природе (животных и растениях), выражая уважительное отношение к ней;

•        понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающиеся научатся:

•        читать планируемые результаты на шмуцтитулах учебника и обсуждать их под его руководством учителя;

•        понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы (с какой целью необходимо читать данный текст: поупражняться в чтении или найти ответ на вопрос и т. д.);

•        планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя (например, составить план пересказа по образцу или восстановить последовательность событий сказки по серии рисунков), понимать важность планирования действий.

•        контролировать выполненные задания с опорой на образец, предложенный учителем, составлять вместе с учителем план проверки выполнения задания;

•        оценивать чтение по ролям, пересказ текста, выполнение проекта по предложенной учителем системе (шкале);

•        определять границы известного и неизвестного под руководством учителя: выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя.

•        фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;

•        анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;

•        осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.;

•        стремиться преодолевать возникающие трудности, проявлять волевое усилие (с помощью учителя).

Обучающиеся получат возможность научиться:

•        принимать общие цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах, обсуждать их совместно с учителем;

•        понимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе и под руководством учителя.

Познавательные УУД

Обучающиеся научатся:

•        осуществлять простейшие логические операции:

1) сравнение по заданным критериям, при помощи учителя (сравнить сказку и рассказ, разные произведения на одну тему, авторскую и народную сказку, художественный и научно-познавательный текст, художественный и учебный текст, сравнить пословицы и текст, текст и иллюстрации (что общего и чем отличаются), сравнить поступки героев и свои собственные;

2) группировка книг (для выставки) по заданным критериям (на одну и ту же тему, одного автора, по заданному основанию (жанр), исключить лишнее (книгу, не соответствующую теме);

3) классификация (распределить по тематическим группам, выбрать слова, которые соответствуют представлениям о дружбе);

•        находить нужную информацию в учебнике (название раздела, произведение, номер страницы); в словаре учебника, пользоваться системой условных обозначений; в тексте для пересказа по заданным критериям, информацию для характеристики героя, для выразительного чтения, для ответа на задание;

•        работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов, обращаясь к учителю, взрослому, словарю;

•        соотносить прямое и переносное значение слов, находить информацию в энциклопедии.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•        самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;

•        выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;

•        группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);

•        сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).

Коммуникативные УУД

Обучающиеся научатся:

•        отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению;

•        создавать связанное высказывание из 3—4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца;

•        участвовать в диалоге с учителем и одноклассником;

•        внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чём он говорит;

•        участвовать в парной работе, пользуясь определёнными правилами (работать дружно, вместе обсуждать прочитанное, находить общую точку зрения, учиться отстаивать свою точку зрения).

Обучающиеся получат возможность научиться:

•        задавать уточняющие вопросы на основе образца;

•        принимать участие в коллективной работе (распределять роли, договариваться, не конфликтовать, искать пути выхода из конфликтной ситуации, знать и употреблять вежливые слова);

•        подготавливать небольшую презентацию с помощью взрослых по теме проекта, оформлять 2—3 слайда.

Работа с информацией:

  • выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочники, Интернет);
  • анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
  • использовать схемы, таблицы для представления информации;
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
  • соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет;

Умение участвовать в совместной деятельности:

  • понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;
  • распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять поручения;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;
  • проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.

Предметные результаты

Предметные результаты блока «Литературное чтение»

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающиеся научатся:

•        воспринимать на слух произведения различных жанров (небольшие рассказы, стихи, сказки);

•    плавно читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; 

•        читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения;

•        читать и понимать нравственный смысл пословиц и поговорок, соотносить их с помощью учителя с содержанием произведения;

•        определять основную мысль прочитанного произведения с помощью учителя, а также с помощью пословицы;

•        определять последовательность событий и находить смысловые части произведения (начало, основная часть, конец) под руководством учителя;

•        восстанавливать текст произведения, вставляя пропущенные слова и предложения;

•        соотносить иллюстрации и текст;

•        называть героев произведения, давать им простейшую характеристику; размышлять об их поступках;

•        уметь отвечать на вопросы: «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?», «Чем понравилось / не понравилось произведение?»;

•        выбирать нужную книгу по названию и обложке для самостоятельного чтения;

•        отгадывать с помощью учителя загадки (о каком предмете идёт речь, как догадались), сопоставлять их с отгадками;

•        отвечать на вопросы о прочитанном произведении;

•        объяснять незнакомые слова, пользоваться словарем.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•        соотносить название рассказа с его содержанием;

•        отвечать на вопрос: «Почему автор дал произведению именно такое название?».

•        читать с выражением, выделяя важные слова и мысли под руководством учителя;

•        читать текст по ролям, отражая настроение и характер героя (под руководством учителя);

•        задавать вопросы по прочитанному произведению;

•        при помощи учителя составлять план, определять смысловые части;

•        пересказывать небольшой текст на основе картинного плана при помощи учителя;

•        выявлять под руководством учителя особенности научно- познавательных и художественных текстов;

•        определять особенности прозаического и поэтического текстов;

•        высказывать собственное мнение о прочитанном произведении;

•        сравнивать разные произведения на одну тему.

Творческая деятельность

Обучающиеся научатся:

•        восстанавливать содержание произведения (сказки) по серии сюжетных иллюстраций (картинному плану);

•        восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана, под руководством учителя;

•        составлять небольшое высказывание на основе образца, данного учителем (о дружбе, о питомце);

•        придумывать окончание сказок по образцу.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•        сочинять загадки в соответствии с тематическими группами (загадки о природе, животных и др.) по заданным критериям;

•        самостоятельно придумывать небылицы, потешки, песенки по образцу;

•        обсуждать прочитанное или прослушанные произведение; соглашаться или не соглашаться с высказыванием учителя, товарищей, приводить свои аргументы с помощью простых предложений (например, он хочет стать героем или поступков героя не совершал.)

Литературоведческая пропедевтика

Обучающиеся научатся:

•        на практике различать загадки, песенки, потешки, небылицы;

•        отличать прозаический текст от поэтического под руководством учителя;

•        понимать особенности народных и авторских сказок (авторская сказка — указание автора на обложке, к произведению; народная сказка — указание, что сказка русская народная, татарская и т. д.).

•        отличать сказку от рассказа, называть особенности сказочного текста (герои животные, герои — буквы разговаривают, как люди; поступают, как люди);

•        знать, что такое рифма, приводить примеры рифмованных строчек.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•        находить в тексте различные средства художественной выразительности (слова, с помощью которых описывается объект наиболее точно, необычно, ярко; сранивается с другим объектом; приписываются действия живого неживому, передается речь неживого);

•        определять тему произведения, выставки;

•        оценивать по предложенным учителем критериям поступки героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.

Содержание учебного предмета

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Работа над словом.

Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.

Работа над предложением и связной устной речью.

Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок текста, определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

Чтение русских народных сказок.

Выставка книг по теме. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака».

Выразительное чтение диалогов из сказок.

Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русские народные песенки.

Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение небылиц.

Сказки А. С. Пушкина.

Произведения К. Ушинского и Л. Толстого.

Чтение небольших художественных произведений А.Барто, С. Михалкова, С. Маршака, Е.Чарушина  о природе, детях, труде, Родине и т.д. Совершенствование навыков чтения.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Количество уроков

Дата

1

Русские народные песенки, потешки, загадки.

1

2

Русские народные сказки.

1

3

Русские народные сказки.

1

4

Русские народные сказки.

1

5

Л. Толстой. Рассказы для детей

1

6

Сказки А.С. Пушкина

1

7

А. Барто. Стихи для маленьких

1

8

Сказки К.Чуковского

1

9

С. Михалков. Стихи. «Дядя Стёпа», «А что у вас?»

1

10

С.Маршак. «Почта», «Вот такой рассеянный»

1

11

В.Маяковский. Стихи для детей.  

1

12

 В. Осеева. Рассказы

1

13

 Веселые рассказы  Н.Носова

1

14

Стихи русских поэтов о природе

1

15

Е.Чарушин. Рассказы о животных

1

16

В.Бианки. «Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?»

1

17

Литературная викторина

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 1 класс (Школа России)

рабочая программа по литературному чтению, включает в себя и календарно-тематическое планирование по обучению грамоте...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению (базовый уровень) 3 класс Школа России

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,  при...

Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов ("Школа России")

В данном материале представлена аннотация к рабочей программе по литературному чтению для 1-4 классов.  Работа будет интересна учителям, работающим по программе "Школа России"....

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 1 класса "Школа России"

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»Содержание учебного предметаТематическое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 3 класса "Школа России"

Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»3-9Содержание учебного предмета9-10Тематическое планирование10-15...