Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 1 класс. Школа России. 2020
рабочая программа по чтению (1 класс)
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 1 класс. (17 часов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_na_rodnom_yazyke._1_klass.docx | 35.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46»
муниципального образования города Братска
РАССМОТРЕНО: на заседании ШМО МБОУ «СОШ № 46» Протокол №_______ от _______________ Руководитель ШМО Большешапова В.В. __________________ | РЕКОМЕНДОВАНО: на заседании МС МБОУ «СОШ № 46» Протокол № _______ от _______________ Зам. директора по УМР Волохова Н.Н. ___________________ | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР МБОУ «СОШ № 46» Лола В.А. _________________ | УТВЕРЖДАЮ:
Приказ № ________ от _______________ Директор МБОУ «СОШ № 46» Побойко А.В. _________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Литературное чтение на родном языке»
для обучающихся 1б класса
на 2019-2020 учебный год
Образовательная область: Родной язык и литературное чтение
на родном языке
Составитель:
Костинец Г.А. учитель начальных классов высшей квалификационной категории
Братск
2019 г.
На изучение литературного чтения на родном русском языке в 1 классе выделяется 17 часов (по 0,5 ч. в неделю, 33 учебных недели).
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
- Хрестоматия для внеклассного чтения. 1 класс. – М.: «Просвещение», 2018г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Обучающиеся научатся:
• понимать свою принадлежность к русскому народу;
• относиться с уважением к историческому прошлому своей страны, своего народа, к его обычаям и традициям;
• относиться с уважением к родному языку;
• знать и рассказывать о традициях своей семьи. Проявлять заботу к своим близким, с уважением относиться к родителям, помогать младшим; называть произведения русского народа, в которых тоже рассказывается о семье, о маме, об отношении детей к маме;
• размышлять в процессе чтения произведений о таких нравственных ценностях, как честность, доброта, благородство, уважение к людям;
• понимать смысл нравственно-этических понятий на основе бесед о пословицах и поговорках, произведениях К. Ушинского, Л. Толстого и других; и чтения произведений на уроках «Литературного чтения» о дружбе, об отношениях между людьми, об отношениях к животным и т. д. (дружелюбие, уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
• проявлять интерес к чтению произведений о природе (животных и растениях), выражая уважительное отношение к ней;
• понимать, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
• читать планируемые результаты на шмуцтитулах учебника и обсуждать их под его руководством учителя;
• понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы (с какой целью необходимо читать данный текст: поупражняться в чтении или найти ответ на вопрос и т. д.);
• планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя (например, составить план пересказа по образцу или восстановить последовательность событий сказки по серии рисунков), понимать важность планирования действий.
• контролировать выполненные задания с опорой на образец, предложенный учителем, составлять вместе с учителем план проверки выполнения задания;
• оценивать чтение по ролям, пересказ текста, выполнение проекта по предложенной учителем системе (шкале);
• определять границы известного и неизвестного под руководством учителя: выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме под руководством учителя.
• фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
• анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
• осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.;
• стремиться преодолевать возникающие трудности, проявлять волевое усилие (с помощью учителя).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• принимать общие цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах, обсуждать их совместно с учителем;
• понимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе и под руководством учителя.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
• осуществлять простейшие логические операции:
1) сравнение по заданным критериям, при помощи учителя (сравнить сказку и рассказ, разные произведения на одну тему, авторскую и народную сказку, художественный и научно-познавательный текст, художественный и учебный текст, сравнить пословицы и текст, текст и иллюстрации (что общего и чем отличаются), сравнить поступки героев и свои собственные;
2) группировка книг (для выставки) по заданным критериям (на одну и ту же тему, одного автора, по заданному основанию (жанр), исключить лишнее (книгу, не соответствующую теме);
3) классификация (распределить по тематическим группам, выбрать слова, которые соответствуют представлениям о дружбе);
• находить нужную информацию в учебнике (название раздела, произведение, номер страницы); в словаре учебника, пользоваться системой условных обозначений; в тексте для пересказа по заданным критериям, информацию для характеристики героя, для выразительного чтения, для ответа на задание;
• работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов, обращаясь к учителю, взрослому, словарю;
• соотносить прямое и переносное значение слов, находить информацию в энциклопедии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно работать с учебником литературного чтения как источником информации; находить заданное произведение разными способами;
• выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
• группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
• сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
• отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению;
• создавать связанное высказывание из 3—4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца;
• участвовать в диалоге с учителем и одноклассником;
• внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чём он говорит;
• участвовать в парной работе, пользуясь определёнными правилами (работать дружно, вместе обсуждать прочитанное, находить общую точку зрения, учиться отстаивать свою точку зрения).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• задавать уточняющие вопросы на основе образца;
• принимать участие в коллективной работе (распределять роли, договариваться, не конфликтовать, искать пути выхода из конфликтной ситуации, знать и употреблять вежливые слова);
• подготавливать небольшую презентацию с помощью взрослых по теме проекта, оформлять 2—3 слайда.
Работа с информацией:
- выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочники, Интернет);
- анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- использовать схемы, таблицы для представления информации;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
- соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет;
Умение участвовать в совместной деятельности:
- понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;
- распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять поручения;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;
- проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.
Предметные результаты
Предметные результаты блока «Литературное чтение»
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающиеся научатся:
• воспринимать на слух произведения различных жанров (небольшие рассказы, стихи, сказки);
• плавно читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
• читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения;
• читать и понимать нравственный смысл пословиц и поговорок, соотносить их с помощью учителя с содержанием произведения;
• определять основную мысль прочитанного произведения с помощью учителя, а также с помощью пословицы;
• определять последовательность событий и находить смысловые части произведения (начало, основная часть, конец) под руководством учителя;
• восстанавливать текст произведения, вставляя пропущенные слова и предложения;
• соотносить иллюстрации и текст;
• называть героев произведения, давать им простейшую характеристику; размышлять об их поступках;
• уметь отвечать на вопросы: «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?», «Чем понравилось / не понравилось произведение?»;
• выбирать нужную книгу по названию и обложке для самостоятельного чтения;
• отгадывать с помощью учителя загадки (о каком предмете идёт речь, как догадались), сопоставлять их с отгадками;
• отвечать на вопросы о прочитанном произведении;
• объяснять незнакомые слова, пользоваться словарем.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• соотносить название рассказа с его содержанием;
• отвечать на вопрос: «Почему автор дал произведению именно такое название?».
• читать с выражением, выделяя важные слова и мысли под руководством учителя;
• читать текст по ролям, отражая настроение и характер героя (под руководством учителя);
• задавать вопросы по прочитанному произведению;
• при помощи учителя составлять план, определять смысловые части;
• пересказывать небольшой текст на основе картинного плана при помощи учителя;
• выявлять под руководством учителя особенности научно- познавательных и художественных текстов;
• определять особенности прозаического и поэтического текстов;
• высказывать собственное мнение о прочитанном произведении;
• сравнивать разные произведения на одну тему.
Творческая деятельность
Обучающиеся научатся:
• восстанавливать содержание произведения (сказки) по серии сюжетных иллюстраций (картинному плану);
• восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана, под руководством учителя;
• составлять небольшое высказывание на основе образца, данного учителем (о дружбе, о питомце);
• придумывать окончание сказок по образцу.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• сочинять загадки в соответствии с тематическими группами (загадки о природе, животных и др.) по заданным критериям;
• самостоятельно придумывать небылицы, потешки, песенки по образцу;
• обсуждать прочитанное или прослушанные произведение; соглашаться или не соглашаться с высказыванием учителя, товарищей, приводить свои аргументы с помощью простых предложений (например, он хочет стать героем или поступков героя не совершал.)
Литературоведческая пропедевтика
Обучающиеся научатся:
• на практике различать загадки, песенки, потешки, небылицы;
• отличать прозаический текст от поэтического под руководством учителя;
• понимать особенности народных и авторских сказок (авторская сказка — указание автора на обложке, к произведению; народная сказка — указание, что сказка русская народная, татарская и т. д.).
• отличать сказку от рассказа, называть особенности сказочного текста (герои животные, герои — буквы разговаривают, как люди; поступают, как люди);
• знать, что такое рифма, приводить примеры рифмованных строчек.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• находить в тексте различные средства художественной выразительности (слова, с помощью которых описывается объект наиболее точно, необычно, ярко; сранивается с другим объектом; приписываются действия живого неживому, передается речь неживого);
• определять тему произведения, выставки;
• оценивать по предложенным учителем критериям поступки героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях.
Содержание учебного предмета
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Работа над словом.
Уточнение, обогащение и активизация словаря детей.
Работа над предложением и связной устной речью.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок текста, определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
Чтение русских народных сказок.
Выставка книг по теме. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака».
Выразительное чтение диалогов из сказок.
Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок. Песенки. Русские народные песенки.
Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы. Сочинение небылиц.
Сказки А. С. Пушкина.
Произведения К. Ушинского и Л. Толстого.
Чтение небольших художественных произведений А.Барто, С. Михалкова, С. Маршака, Е.Чарушина о природе, детях, труде, Родине и т.д. Совершенствование навыков чтения.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество уроков | Дата |
1 | Русские народные песенки, потешки, загадки. | 1 | |
2 | Русские народные сказки. | 1 | |
3 | Русские народные сказки. | 1 | |
4 | Русские народные сказки. | 1 | |
5 | Л. Толстой. Рассказы для детей | 1 | |
6 | Сказки А.С. Пушкина | 1 | |
7 | А. Барто. Стихи для маленьких | 1 | |
8 | Сказки К.Чуковского | 1 | |
9 | С. Михалков. Стихи. «Дядя Стёпа», «А что у вас?» | 1 | |
10 | С.Маршак. «Почта», «Вот такой рассеянный» | 1 | |
11 | В.Маяковский. Стихи для детей. | 1 | |
12 | В. Осеева. Рассказы | 1 | |
13 | Веселые рассказы Н.Носова | 1 | |
14 | Стихи русских поэтов о природе | 1 | |
15 | Е.Чарушин. Рассказы о животных | 1 | |
16 | В.Бианки. «Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?» | 1 | |
17 | Литературная викторина | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по литературному чтению по ФГОС 1 класс (Школа России)
рабочая программа по литературному чтению, включает в себя и календарно-тематическое планирование по обучению грамоте...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению (базовый уровень) 3 класс Школа России
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, при...
рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов "Школа России", "Перспектива"
рабочие программы по чтению...
Рабочая программа по Литературному чтению на родном языке (русском) 1 класс "Школа России"
Рабочая программа...
Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов ("Школа России")
В данном материале представлена аннотация к рабочей программе по литературному чтению для 1-4 классов. Работа будет интересна учителям, работающим по программе "Школа России"....
Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 1 класса "Школа России"
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»Содержание учебного предметаТематическое планирование...
Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 3 класса "Школа России"
Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»3-9Содержание учебного предмета9-10Тематическое планирование10-15...