Разработка урока по литературному чтению на родном (русском) языке по теме И.Трубин "Сластёна"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Волкова Ирина Александровна

Учитель представляет открытый урок  по литературному чтению для 2 класса по рассказу Ивана Трубина "Сластена"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_po_trubinu.docx461.6 КБ
Файл Презентация о Трубине789.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 1 г.Ворсма

Павловского района Нижегородской области

                                       ПРОЕКТ УРОКА

 

Предмет: Литературное чтение на родном языке (русском)

Класс:   2

 

Раздел: Писатели родного края

 

Тема: И.Е.Трубин «Сластёна».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

                                                Выполнил:

 учитель начальных классов

Волкова Ирина Александровна

Категория: высшая

г.Ворсма- 2020.

Цель урока: создание условий для развития интереса обучающихся к читательской деятельности

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

-  формировать внутреннюю позицию младшего школьника на уровне положительного отношения к урокам литературного чтения на родном языке (русском);

-прививать чувство гордости и уважения к творчеству своих земляков;

-способствовать развитию  доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;

-способствовать формированию средствами литературных произведений и научных текстов целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы 

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы;

- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внутренней речи;

- читать в соответствии с целью чтения;

 - составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе;

- оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе;

- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

Познавательные универсальные учебные действия:

-развивать умение слушать и слышать художественное слово;

- анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя выявлять основную мысль произведения;

- предлагать вариант решения проблемы, исходя из своих установок и ценностей;

- сравнивать произведения по жанрам;

- соотносить литературное произведение с фрагментом музыкального произведения;

-использовать знаково-символические средства для создания модели;

-формировать познавательные интересы учащихся с помощью межпредметных связей

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- выражать в речи свои мысли и действия; строить понятные для партнера высказывания,

- вступать в общение в паре или группе, задавать вопросы на уточнение;

- употреблять вежливые формы обращения к участникам диалога;

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- читать текст со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;

- ориентироваться в тексте;

- соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется);

- наблюдать, как писатель описывает родную природу, какие чувства при этом испытывает;

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;

- осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли;

- находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

Хронометраж

  1. Организация класса (1 мин)
  2. Сообщение задач урока (2 мин)
  3. Первичный синтез

а) подготовка к восприятию (4 мин)

б) чтение произведения (1 мин)

в) проверка первичного восприятия (2 мин)

г) словарная работа (5 мин)

     4.   Анализ произведения

         а) отработка звукопроизношения (5 мин)

         б) анализ по вопросам (5 мин)

         в) дифференцированная работа (8 мин)

     5.    Вторичный синтез

        а) прослушивание научно-популярного текста ( 5 мин)

        б) работа в группах. Синквейн (5 мин)

     6.    Рефлексия (1 мин)

     7. Домашнее задание.(1 мин)

Оборудование

Для учителя: Ноутбук, проектор, экран, звуковые колонки, фонограмма песни «Маленький ежик» (муз.В.Москвина), презентация о И.Е.Трубине, научный текст о ежике, листы для работы в группах, карточки для дифференцированной работы.

Для обучающихся: текст рассказа «Сластена», напечатанный на листах формата А4,смайлики, полоски «Радуга настроений», сигнальные «светофоры»

ХОД УРОКА

1.Организация класса

-Прозвенел звонок. Мы готовы к уроку? На партах у каждого листы с текстом, «Радуга настроений», сигнальные «светофоры», смайлики, тетрадь и пенал. Повернитесь к своему товарищу по парте и пожелайте ему активно работать на уроке, успехов и удачи. (Дети хором проговаривают эти фразы)

-Вдох, выдох…Садитесь!

2. Сообщение задач урока

 -Ребята, чем бы вы хотели заниматься на этом уроке? (Читать, работать в группах, решать проблемные ситуации, смотреть презентацию и т.п.)

-Я думаю, что многие ваши желания совпадут с задачами нашего урока. Покажите, какое настроение у вас сейчас? (Дети показывают цветную полоску из «Радуги настроений»)

  • Синий - спокойствие
  • Зеленый – уверенность в себе
  • Красный- возбуждение, энергетизм
  • Желтый - тревога
  • Черный - злость, ненависть

Я рада, что вы уверены в себе и готовы к работе. Нам нужно многое узнать и многому научиться.

3.Первичный синтез.

а) подготовка  к восприятию

Звучит фонограмма детской песенки «Маленький ёжик» (В. Москвина) в исполнении Нат. Масленниковой

Маленький ёжик

Четверо ножек

На спине листок несет

Песенку поёт…

-Ребята, вы догадались, о ком пойдет речь на этом уроке? (О ёжике)

Верно! В течение урока нам нужно ответить на несколько вопросов (записаны на доске)

  • Как зимуют ежи?
  • Чем они любят лакомиться?
  • Как ведут себя при встрече с человеком?
  • Как нужно относиться к животным?
  • Что нужно уметь, чтобы стать настоящим читателем?

-  Поможет нам в этом произведение нашего земляка, павловчанина Ивана Евлампиевича Трубина.

(Презентация)

Иван Трубин (1921г-2010 г) родился в селе Малое Иголкино недалеко от Павлова. Он хотел стать учителем и поступил  в  Павловское педагогическое училище. Но вскоре началась война, и Ивана призвали на фронт. Ему довелось пережить ранение, вражеский плен, концлагерь, несколько побегов, голод и гибель товарищей. Но это только закалило характер нашего земляка. Иван Евлампиевич был награжден орденами и медалями. После войны вернулся на родину и стал преподавать в школе русский язык и литературу. Одновременно писал небольшие заметки, рассказы о родной природе, о любознательных учениках, о людях, отдающих свое сердце детям.

б) чтение произведения

Послушайте произведение Ивана Трубина и подумайте, как бы вы его назвали. (Учитель читает текст)

в)проверка первичного восприятия

-Ребята, вам понравилось произведение?

-Какой момент вам особенно запомнился?

-Как бы вы назвали этот рассказ? (например, «Ёжик», « Ежи любят полакомиться», «Забавная история», « Сластена»)

-Да, ребята, ваше мнение совпало с мнением автора, рассказ называется «Сластена»

г)словарная работа

Прочтите рассказ молча и подчеркните  слова, смысл которых вам не понятен.

Дети называют слова, учитель выписывает на доске:

  • Хатка (небольшой домик)
  • Наст (плотная корка снега на поверхности)
  • Омёт (сложенная в кучу солома)
  • Убрёл (ушел)

Кто сможет объяснить значение какого-либо слова?

(Если дети не знают, учитель  помогает).

4 . Анализ произведения

а) отработка звукопроизношения

-Теперь послушаем ваше выразительное чтение.  Какими секретами должен владеть настоящий читатель? (читать громко, чётко, выразительно, понимать смысл прочитанного, читать целыми словами) Чтобы стать настоящим читателем, нужны тренировки. На доске у меня записаны частички трудных слов, которые встретились нам в рассказе. Превратимся в роботов и прочитаем четко и громко (читают 1 столбик):

Игра «Робот»

ПРИ-ГРЕ                           ПРИ-ГРЕ-ЛО                

ПРО-СНУ                          ПРО-СНУ-ЛСЯ

НА-ТАС                             НА-ТАС-КАЛ

ОБ-КА-ТА                          ОБ-КА-ТАЛ

ПРО-ШЛО-ГО                   ПРО-ШЛО-ГОД-НЕ-ГО

РЖА-НО                             РЖА-НО-МУ

ПОД-ПРЫ-                         ПОД-ПРЫ-ГНУЛ

ВЫ-ША-ГИ                        ВЫ-ША-ГИ-ВА-ЕТ

А теперь игра «Буксир» (сначала читаем медленно, а затем ускоряем темп, 2 столбик - целые слова)

б) анализ по вопросам

(Затем хорошо читающие ученики читают текст ещё раз вслух)

Ребята, прошу вас ответить на мои вопросы, пользуясь текстом:

  • О каком времени года идет речь в рассказе? (о весне)
  • Как  и где ежик зимовал?  ( в ямке под дубом)
  • Куда пропал ёж из хатки? (ушел в поле к прошлогоднему омёту за мышами)
  • Как автор описывает ежа? (ноги тонкие, тёмные, жидкое тело слегка вихляется)
  • Как еж повел себя во время встречи с человеком? (Фыркнул и подпрыгнул)
  • Почему автор решил, что еж-сластена? (на другой день конфетка, оставленная автором, пропала)
  • Что удивило автора? (ежиха привела в это место своих ежат)

(Выборочное чтение при ответе на вопросы учителя)

Многие писатели рассказывали в своих произведениях о ежах. Какие вы помните? (В.Бианки «Еж-спаситель», М.Пришвин «Еж»и др.)

в)дифференцированная работа

1 группа «сильные» вспомнят произведения Бианки и Сутеева о ежах и заполнят сравнительную таблицу (см.Приложение)

2 группа «средние» составят обложку книги И.Трубина «Сластена»

3 группа «слабые» найдут описание ёжика в рассказе и выпишут в тетрадь

Один ученик из каждой группы читает свою работу, дети оценивают её с помощью сигнальных «светофоров»

5.  Вторичный синтез

 Зачем же Трубин написал нам свой рассказ? Что он хотел сказать читателям? (Как зимуют ежи, чем любят полакомиться, как ведут себя при встрече с человеком, что нужно наблюдать за природой, не быть равнодушным, а быть внимательным и чутким)

а) прослушивание научно-популярного текста про ежей

В начале урока прозвучала веселая детская песенка про ёжика. А действительно ли в природе ёжики носят на спине грибы и ягоды? Боятся ли они лису? Хотите узнать ответ на эти вопросы и дополнить свои знания об этих животных?

2 ученика читают научно-популярный текст  про ежей.

Что нового вы узнали из него? ( врагах ежей, о том, что грибы и ягоды на колючках ежи не носят, питаются в основном насекомыми)

Б) Работа в группах. Синквейн  по ключевому слову «Ёжик».

 Каждая группа представляет свою работу на листах А4, которые вывешиваются на доску. Например:

1.Ёжик

2.Серый, колючий

3.Идет, фыркает, вихляется

4.Мне нравятся эти животные

5.Сластена

6.Рефлексия

Ребята, наш урок завершается.

-Что нового вы узнали?

-На какие вопросы не ответили? Найдите это в дополнительных источниках.

 Вы отлично потрудились и заслуживаете поощрения.

Кто доволен своей работой, покажите веселого смайлика.

Кто находился в стороне, у кого остались вопросы, покажи спокойного.

Кто ленился и отвлекался, поставь грустного.

7.Домашнее задание

Прочитать рассказ. Придумать загадку про ёжика и нарисовать его.

Источники:

  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008
  2. Трубин И.Хрустальные звоны: Рассказы.-Нижний Новгород: Государственное издательско-полиграфическое предприятие «Нижполиграф»,1993 (с.19-20)
  3. Рабочая программа учебного предмета  «Литературное чтение на родном языке (русском)2-4 классы»  МБОУ СШ №1 г. Ворсма

Интернет-ресурсы:

https://bioros.net еж обыкновенный

https://pandia.ru/text/80/520/38698.php

Приложение

Иван Трубин.

Сластёна

           Пригрело солнышко склоны. Почуяв весну, проснулся ёж и выбрался из ямки под дубком, где проспал всю зиму. Мы ещё с осени заметили его хатку. Он натаскал листьев полную ямку, сам обкатался ими и, свернувшись клубочком, скатился вниз и заснул. Осень ещё долго покрывала его листьями, а зима мастерила снежную крышу.

       А на днях заглянули в эту ямку, она уже пуста: ежик убрёл в поле к прошлогоднему ржаному омёту за мышами: за зиму-то отощал. Ушёл и не вернулся, только на твёрдом насте оставил лёгкий след.

         Что не вернулся, мы узнали по конфетке, которую положили у ежовой квартирки. Она так и лежит нетронутой. А он бы непременно съел, потому  что ежи- большие сластены. Об этом мы узнали летом. Идём с внуком по лесной тропе и видим: впереди нас, позабыв всякую опасность, лениво вышагивает ёж. Ноги тонкие, тёмные. Он шагает не спеша, только жидкое тело слегка вихляется из стороны в сторону. Мы идём за ним тихо, не дыша. Расстояние между нами и им сократилось до двух шагов. «Вот и встретились!»-говорю я громко .Он не обернулся, только свернулся в клубок. Дотрагиваюсь ногой. Ёж сердито фыркнул и подпрыгнул, пугая нас. А потом замолк. Мы ушли от него, оглянулись: на тропе по-прежнему продолжал лежать рыжеватый колючий комок. А потом вернулись и положили рядом с ним конфетку: съест или не съест?

Приходим на другой день: нашей конфетки нет, зато рядом у тропы три игольчатых комочка: два маленьких и один побольше. Ежиха привела сюда всю семью, видать, любят они полакомиться.

Статья о ежах

   Еж – небольшое животное. Основная часть тела ежей густо усеяна иголками. Днем ежики спят в норах грызунов, а гнезда обустраивают только для зимней спячки.

   Враги ежа - барсуки, лисы, хорьки и совы.

Питаются ежи разными насекомыми: гусеницами, кузнечиками, жуками (даже ядовитыми). Любят поедать слизней, улиток, гусениц, дождевых червей, лягушек и ящериц. 

        Когда созревают ягоды, ежики поедают малину, клубнику. Осенью подбирают в садах фрукты – яблоки и груши, но никуда не носят на своих колючках ни грибы, ни ягоды, а едят на месте.

        Ежики вообще не делают запасы на зиму, они впадают в спячку. В природе ежи редко доживают до 5 лет, в неволе при правильном уходе до 10 лет.

Задания для дифференцированной работы.

Задание для 1 группы («сильные»)

Название произведения

Главные герои

О чём он

Жанр

Трубин «Сластена»

Еж, автор

Как ёж ведет себя в природе

рассказ

Бианки «Ёж-спаситель»

Девочка, ёжик

Как ежик спас девочку от гадюки

рассказ

Сутеев «Палочка-выручалочка»

Заяц, еж

Как ежик выбирался из трудных ситуаций благодаря своей смекалке

Сказка

Задание для 2 группы («средние»)

И.Е.Трубин

Сластёна

Задание для группы 3 «слабые»

Ноги тонкие, темные. Он шагает не  спеша, только жидкое тело слегка вихляется из стороны в сторону.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0a8d/000f73dc-13afcc41/img6.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иван Евлампиевич Трубин (1921-2010г.г.) Павловский писатель Талантливый педагог Автор книг «Хрустальные звоны» «До боли родное» «У светлых родников»

Слайд 2

Жизнь Ивана Трубина Родился в селе Малое Иголкино Окончил 7 классов Поступил в педагогическое училище Воевал на фронте, попал в плен После войны продолжил учиться и стал преподавать в школе русский язык и литературу Написал множество рассказов о природе и людях

Слайд 3

Творчество Ивана Трубина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 2 класс литературного чтение на родном (русском) языке по теме: "Детские журналы и газеты"

Урок литературного чтения на родном (русском) языке 2 класс «Детские журналы и газеты». Цель урока: ознакомить с историей появления детских журналов в России, с современными детс...

Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке И. Е. Трубин. Проталинки.

Материал представляет методическую разработку урока по литературному чтению на родном (русском) языке.Урок посвящен творчеству павловского писателя,учителя Трубина Ивана Евлампиевича.Может стать матер...

Конспект урока по литературному чтению на родном (русском) языке на тему "Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Выразительное чтение".

Тема: Народные легенды. «Легенда о граде Китеже». Выразительное чтение.Цель урока: -дать представление о легенде как жанре фольклора посредством исследовательской работы-формировать у учащ...

Разработка урока по литературному чтению на родном (русском) языке по теме "Календарный фольклор: заклички -веснянки, детские колядки и др."

Цель урока: познакомить детей с ролью и местом календарного обрядового фольклора в иистории человеческой культуры и быту русского народа; объяснить понятие "обряд" и роль песни при совершени...

Технологическая карта урока литературного чтение на родном (русском) языке по теме "Помогая, приобретаешь друзей. Г.Е.Лебедина ""Голубь"". 2 класс.УМК "Школа России"

Класс: 2 классТема урока: «Помогая, приобретаешь друзей. Г.Е. Лебедина «Голубь»»Тип урока: урок  открытия нового знанияЦель:   формирование образовательных компе...

Н.Г. Волкова «Дреби - Дон», презентация к уроку по литературному чтению на родном (русском языке) для 3 класса

Презентация разработана к конспекту урока: Н.Г. Волкова «Дреби - Дон» по литературному чтению на родном (русском) языке для учащихся 3 класса. Цель: формировать умение давать нравстве...